Инвестиционная политика. Инвестиционный климат в современной России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 21:16, реферат

Описание работы

Состояние инвестиционного климата современной России, его законодательное и административное регулирование. Условия формирования благоприятного регионального инвестиционного климата.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………
Глава 1. Инвестиции и инвестиционный климат
1.1. Понятие и виды инвестиций…………………………………………
1.2. Понятие инвестиционного климата…………………………………
1.3. Условия формирования благоприятного регионального
инвестиционного климата……………………………………………….
Глава 2. Состояние инвестиционного климата современной России
2.1. Макроэкономическая ситуация…………………………………….
2.2. Законодательное и административное регулирование………….
2.3. Защита прав собственников и инвесторов…………………………
2.4. Налоговое и таможенное регулирование
инвестиционного процесса……………………………………………….
Заключение…………………………………………………………………
Список использованной литературы…………………………………….

Файлы: 1 файл

Инвестиционный климат России88888.doc

— 122.50 Кб (Скачать файл)

В настоящее время страна оказалась вновь перед выбором дальнейшей стратегии экономической политики. Каждый субъект РФ является частью общей экономической среды, его экономика, банковская система в значительной степени зависят от общего состояния дел в стране в целом, поэтому главная идея корректировки курса рыночных реформ состоит в ориентации их на отечественное производство, создание стимулов экономического роста и наращивание экономического потенциала регионов РФ. Для их сбалансированного развития требуются специальные отраслевые и региональные программы мобилизации бюджетных и инвестиционных ресурсов, направленные на обеспечение потребностей регионов, преодоление убыточности и повышение конкурентоспособности продукции отечественных предприятий. Необходимы также активные меры по реструктуризации как промышленных предприятий, так и финансовых институтов с участием государства и субъектов РФ.

По Конституции РФ субъекты Федерации наделены большими полномочиями (в частности, законодательными). Исходным моментом является правильное определение приоритетов региональной экономической политики и стратегии. В расчете на долгосрочную перспективу это рационализация налоговой системы субъекта, бюджетная самодостаточность, создание целостной системы потребительского рынка, поддержка малого бизнеса и предпринимательства с целью формирования его как одного из ведущих секторов экономики региона, налаживание эффективного управления имущественным комплексом, создание благоприятных условий для притока инвестиций, повышение роли банковской системы в развитии реального сектора экономики и т.д.

Одной из основных задач региональной экономической политики должно быть улучшение инвестиционных условий как для отечественного, так и для иностранного предпринимательства. При этом нужно ориентироваться на активизацию собственного потенциала, что позволит укрепить независимость регионов и тем самым федеративную структуру государства. В каждом регионе проводятся мероприятия, направленные на ускорение экономического роста за счет увеличения объема и эффективности инвестиций.

Важным по своей экономической значимости является предоставление региональных накоплений инвесторам для осуществления проектов развития и предотвращения оттока средств. С этой задачей вполне могут справиться региональные отделения государственных банков и банков развития. В настоящее время денежный капитал – ощутимо дефицитный ресурс отечественной экономики. До сих пор у нас не разработана единая концепция развития банковской системы страны. По-прежнему недооценивается роль региональных банков. Проблема их развития тесно связана с вопросами денежно-кредитной политики, формированием бюджета и прогноза социально-экономического развития страны на ближайший год.

Следует сделать вывод, что поскольку улучшение инвестиционного климата может происходить лишь постепенно, в процессе эволюции институтов рыночной среды и роста позитивных ожиданий у инвесторов и предпринимателей, необходимо сейчас создавать условия для улучшения конкурентоспособности инвестиционного климата российской экономики на мировых рынках капитала.

 

ГЛАВА 2. СОСТОЯНИЕ ИНВЕСТИЦИОННОГО КЛИМАТА СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ.

 

2.1. МАКРОЭКОНОМИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ.

 

На фоне политической стабильности, а также благодаря необычайно благоприятным конъюнктурным условиям, сложившимся на внешнем рынке для основных статей российского экспорта, т.е. для сырья, стала возможна стабилизация экономической ситуации, необходимая для проведения дальнейших реформ в области социально-экономической политики, направленных на дальнейшую интеграцию России в мировое сообщество.

Сложившаяся в 2000 г. динамика макроэкономических показателей свидетельствует об адекватности денежно-кредитной политики, способствующей достижению запланированного уровня инфляции при наиболее полной реализации потенциала экономического роста. Официальные золотовалютные резервы увеличены более чем вдвое и полностью обеспечивают денежную базу, проводятся меры, направленные на сокращение оттока капитала, поддерживается стабильность курса национальной валюты.

Заметно выросли объемы ВВП и промышленного производства, хотя следует сделать оговорку, что таких впечатляющих показателей страна бы вряд ли добилась без стабильно высоких цен на энергоносители. Тем не менее, за последние годы был преодолён спад 1995-1998 годов (за 1992-1998 гг. совокупный спад был существенно более глубоким). Экономика в целом вышла на уровень 1994 года, но при гораздо лучших качественных характеристиках и дальнейших перспективах роста.

 

               2.1. Производство ВВП (в текущих ценах млрд. рублей)

 

 

1995

1998

1999

2000

2001

2002

2003

ВВП

в рыночных ценах

2768

4574

8303

12552

15923

19013

23090

Производство

товаров

1562

2385

4527

6859

8568

9812

11767

Производство услуг

1206

2189

2776

5693

7355

9201

11323

Существенно увеличиваться доля оплаты товаров и услуг денежными средствами, замедлился рост неплатежей. Сокращение бартера и других нерыночных форм обмена повлияло на стабилизацию общего уровня цен, так как цены на товары, реализуемые за деньги, по оценкам, примерно на 25-30% ниже цен бартерных сделок.

Такая макроэкономическая ситуация должна быть использована для активизации структурных реформ в реальном секторе, что может обеспечить долгосрочный экономический рост. Кроме того, это позволит усилить роль банков и других финансовых институтов в реализации возможности неинфляционного экономического роста.

Благоприятная макроэкономическая ситуация не могла не отразится на поток иностранных инвестиций в экономику России.

2.2. Объём инвестиций, поступивших от иностранных инвесторов, по видам:

 

2000

2001

2002

2003

Млн. долларов США

Всего инвестиций

10958

14258

19780

29699

Прямые инвестиции

4429

3980

4002

6781

Портфельные инвестиции

145

451

472

401

Прочие инвестиции

6384

9827

15306

22517

 

Обратившись к статистике, можно заметить, что поток иностранных инвестиций в экономику России ежегодно увеличивается. Довольно весомую часть во всём объёме инвестиций составляют прямые инвестиции. Этот факт вызван грамотной экономической политикой Правительства РФ в последние годы. Тем не менее, сделано далеко не всё, что возможно и останавливаться на достигнутых результатах не стоит. Из таблицы видно, что портфельные инвестиции выросли незначительно и в последние три года находятся примерно на одном уровне. Это вызвано, прежде всего, опасениями, связанными с возможным пересмотром итогов приватизации в России, хотя высшие чиновники уверяют, что такого развития событий не будет. К сожалению, жив ещё в памяти потенциальных инвесторов 1998 год, когда резко упали курсы акций Российских предприятий и иностранные инвесторы потеряли значительную часть своих денег. Учитывая сказанное, ожидать значительных портфельных инвестиций в ближайшие годы не следует. Перспектива привлечения прямых иностранных инвестиций более реальна, но только в случае, если российские власти прислушаются к предложениям потенциальных инвесторов.

Несмотря на положительные изменения, большинство рисков, существовавших в российской экономике в предыдущие годы, сохранилось, так как они связаны с несовершенством существующих властных, регулятивных и других общественных институтов и структурными деформациями, доставшимся в наследство от советского народного хозяйства.

Зависимость динамики фондового рынка в большей степени от ситуации на фондовых рынках США, нежели от состояния российской экономики, хранение сбережений населения в форме наличной валюты, высокий отток капитала свидетельствуют о сохранении у большинства потенциальных инвесторов недоверия к политике российского правительства и низкой оценки привлекательности вложений в российскую экономику. Перелома тенденции пока не произошло, а впечатляющий рост инвестиций несоизмерим с масштабом инвестиционного спада за прошедшее десятилетие.

 

2.2. ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ И АДМИНИСТРАТИВНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ.

 

Основным недостатком правового поля в России, является отставание в развитии необходимой законодательной и нормативной базы. Другие факторы, негативно влияющие на правовое поле, включают в себя частые изменения законодательства и отсутствие согласованности федерального и регионального законодательства. Существенным недостатком является также неэффективность, а во многих случаях отсутствие штрафов и других мер взыскания за нарушение законов.

Политическая стабилизация позволила начать работу по ревизии законодательных баз регионов и приведению их в соответствие с федеральным законодательством. Это обязательное условие по выполнению конституционных норм, декларирующих единое правовое и экономическое поле на территории всей страны.

Ни для кого не секрет, что одним из наиболее высоких барьеров на пути инвестиций в России является административный барьер, то есть получение разрешительной документации на реализацию инвестиционных проектов. Российское правительство в последние годы проявляло в отношении к зарубежным компаниям двойственность. Официальная политика предписывает оказывать поддержку прямым иностранным инвестициям, но на практике зарубежные фирмы испытывают невероятные трудности, пытаясь вложить капитал в российскую экономику. Российское законодательство не имеет устоявшейся базы, коммерческая деятельность наталкивается на множество бюрократических преград, кроме того, складывается впечатление, что многие российские политики просто боятся прямых иностранных инвестиций, считая, что зарубежные компании откровенно эксплуатируют экономику России. Между тем, потребность страны в иностранных инвестициях составляет 10 – 12 млрд. долларов в год.

В ближайшее время законодательная база функционирования иностранных инвестиций будет усовершенствована. В Федеральный закон "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений", будут внесены изменения, упрощающие процедуру согласования и получения разрешительной документации на реализацию инвестиционных проектов путем создания соответствующего уполномоченного органа исполнительной власти. На этот орган будет возлагаться проведение государственной экспертизы инвестиционных проектов, а также выдача исходно-разрешительной документации для их реализации. Упрощение получения инвесторами исходно-разрешительной документации на реализацию инвестиционных проектов позволит существенно усилить привлекательность России на международном рынке капитала и стимулировать деятельность отечественных инвесторов. В ближайшее время будут приняты новые редакции Закона о концессиях и Закона о свободных экономических зонах. Система регистрации юридических лиц также будет радикально упрощена, для чего разработан законопроект "О государственной регистрации юридических лиц", в котором предусмотрены единый порядок регистрации субъектов хозяйственной деятельности независимо от их организационно-правовой формы и сферы деятельности и введение единого государственного реестра юридических лиц. Принятие закона будет способствовать упрощению порядка регистрации для заявителя, поскольку обязанность информирования налоговых и иных органов о регистрации юридического лица возлагается не на заявителя, а на регистрирующий орган.

Для облегчения доступа иностранных инвесторов к информации о положении на российском рынке инвестиций был создан Государственный информационный центр содействия инвестициям, формирующий банк предложений российской стороны по объектам инвестирования.

Информация о работе Инвестиционная политика. Инвестиционный климат в современной России