Инвестиционная политика государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2012 в 20:04, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: определить сущность и роль инвестиционной политики. Для достижения поставленной цели решались следующие задачи:

1) раскрыть этапы инвестиционной политики в условиях рыночной экономики и роли государства в инвестиционной среде

2) выявить проблемы и перспективы развития инвестиционной политики в Российской Федерации

3) определить роль инвестиций на примере Республики Карелия

Содержание работы

Введение ……………………………………………………………………………………...3

Глава I. Понятие, история и принципы инвестиционной политики государства

1. Понятие инвестиционной политики государства и её значение…………………..……4

2. Формирование инвестиционной политики государства в условиях развития

рыночных отношений в России……………………………………………………………..6

1.1 инвестиционная политика начального периода рыночного реформирования

1.2 инвестиционная политика в посткризисный период

3. Принципы, границы и нормы участия государства в инвестиционной деятельности………………………………………………………………………………………..…… 9

2.1 Условия усиления роли государства в инвестиционной сфере

2.2 Определение стратегических приоритетов инвестирования

2.3 Условия усиления роли государства в инвестиционной сфере

Глава II. Проблемы и перспективы инвестиционной политики государства

1. Государственные инвестиции и поддержка приоритетных направлений

экономического развития…………………………………………………………………..13

1.2 проблемы бюджетного финансирования инвестиций

1.2механизм отбора инвестиционных проектов на конкурсной основе

1.3 российский банк развития и его задачи в сфере

производственного инвестирования

2. Создание институционально-правовой и экономической среды, стимулирующей инвестиции в реальный сектор экономики……………………………………………….……..17

2.1 денежно-кредитные методы стимулирования инвестиций

2.2 формирование эффективной инфраструктуры финансового рынка

2.3 активная промышленная и структурная политика

2.4 налоговая политика

2.5 правовые и нормативные методы регулирования

3. Региональные аспекты инвестиционной политики…………………………..……....…26

3.1 причины активизации инвестиционной политики

3.2 проблемы согласования инвестиционной политики

федерального центра и регионов

3.3 инвестиционная политика в Республике Карелия

Заключение …………….…………………………………………………………….…...…32

Список литературы …..………………………………………………….….…………...…33

Файлы: 1 файл

Инвестиционная политика государства.docx

— 58.16 Кб (Скачать файл)

К числу мер, способствующих возрастанию производственных инвестиций коммерческих банков, можно также  отнести снижение нормативов резервных  отчислений и льготное налогообложение.

Среди возможностей использования льготного налогообложения  для стимулирования инвестиций активности  коммерческих банков, могут быть рассмотрены  такие методы, как снижение налогооблагаемой базы на сумму инвестиционных активов, применение  льготного налогообложения  прибыли банков при условии выдачи долгосрочных кредитов по низким процентным ставкам, предоставление льгот по налогу на прибыль, возмещающее потери банков от выделения инвестиционных кредитных  ресурсов.

Создание системы  гарантирования депозитов. Мировой  опыт подсказывает, что введение системы  гарантирования депозитов является необходимой составляющей комплекса  мер, направленных на масштабную мобилизацию  сбережений населения.

Создание системы  гарантирования депозитов является фактором существенного потенциального увеличения ликвидности как отдельных  кредитных институтов, так  и целой  кредитной системы, надежным средством  против внезапного массированного оттока вкладов из банков.

В принятом и вступившем в силу федеральном законе “О страховании  вкладов физических лиц”, предусматривался обязательный порядок внесения вступительного (0,5 % от собственных средств банка) и календарных взносов (до 1 % от средней  хронологической ежедневных балансовых остатков вкладов за календарный  год) для банков, осуществляющих привлечение  средств физических лиц во вклады; частичное покрытие вкладов на основе прогрессивной шкалы.

Создание системы  гарантирования вкладов при осуществлении  мер по реструктуризации банковской системы и повышению качества надзора, способствуя динамичному  развитию банковского сектора, расширению его ресурсной базы, означает одновременно расширение потенциальных возможностей роста инвестиционной активности кредитных  институтов. Введение системы, обеспечивающей предоставление твердых гарантий от возможных рисков, позволило бы шире вовлечь в инвестиционный процесс  средства населения.

Государственная политика должна быть направлена, с одной  стороны, на создание равных условий  для вложений в различные секторы  экономики, обеспечение государственной  поддержки и гарантий частных  инвестиций, а с другой стороны, на повышение доверия частных инвесторов к обязательствам государства, институтам фондового рынка, банковским структурам. Для предложения конкурентоспособных  реальных ставок по банковским депозитам  должны не только укрепляться надежность и стабильность финансовых институтов, повышаться стандарты их экономической  работы, но и снизиться риски в  экономике, появиться новые инвестиционные проекты, возрасти экономическая отдача от инвестиций.

2.3 Активная промышленная  и структурная политика 

Задачи обеспечения  экономического роста и инвестиционного  подъема помимо решения проблем  инвестиционно-финансовых ресурсов предполагают воплощение последних в технологиях  и производствах, повышающих конкурентоспособность  национального хозяйства. Для этого  необходимы меры по созданию на макро- и микроэкономическом уровне условий, способствующих восстановлению производственного  потенциала, реструктуризации производства, устранению причин возрастания неплатежей, обеспечению эффективных механизмов рыночной конкуренции, оздоровлению институтов антимонопольного регулирования и  банкротства.

Реструктурирование  производства направлено на оздоровление производственного потенциала, обеспечение  снижения трансакционных издержек, повышение  эффективности менеджмента, усиление интеграции промышленного и финансового  капитала. Важнейшей задачей   реструктурирования   является   повышение   инвестиционной: привлекательности  предприятий. Для этого необходимо создать систему, обеспечивающую открытость, доступность и достоверность  информации о состоянии предприятий  для потенциальных инвесторов (агентства, кредитные бюро и т.д.), повышение  защиты прав собственности акционеров и других владельцев предприятий, улучшение  качества работы и ответственности  менеджеров высшего звена, организацию  отношений собственности и управления, устанавливающую четкую зависимость  между доходами менеджера и получаемой предприятием прибылью.

Реструктуризация  также предполагает выделение и  поддержку конкурентоспособных  производств и активизацию банкротства  неплатежеспособных предприятий. Движение инвестиционно-финансовых ресурсов, направляемых на реструктурирование предприятий  должно осуществляться через систему  банков развития и сосредоточиваться  на специальных инвестиционных счетах.

Другая сторона  этой проблемы связана с необходимостью повышения низкой в настоящее  время способности восприятия производственного  сектора к инвестициям. Отсутствие перспективных прогнозов развития на многих российских предприятиях, недостаточность  эффективных инвестиционных проектов, низкая степень проработанности  имеющихся инвестиционных проектов препятствуют вложениям капитала и  инвестиционному оживлению. Это  обусловливает необходимость решения  перечисленных выше задач в рамках проведения политики на микроэкономическом уровне, включая задачу формирования необходимых институциональных  предпосылок.

Ключевым направлением реструктурирования реального сектора  является создание условий для становления  крупных корпоративных структур, интеграции научно-технического, производственного, финансового и торгового капитала, стимулирования процессов организации  финансово-промышленных групп. Крупные  корпорации способны выступить стратегическими  партнерами государства в проведении реформ, взять на себя функции организации  деятельности и обеспечения инвестиционного  процесса в важнейших народно-хозяйственных  сферах, используя как рыночные, так и (в рамках корпоративного оборота) планово-распределительные методы.

Создание и функционирование финансово-промышленных групп (ФПГ) опирается  на два экономических фактора: с  одной стороны, это содействие росту  эффективности производства, с другой — повышение уровня конкуренции  на национальном и региональных рынках. ФПГ должны противодействовать спаду экономики, стабилизируя межхозяйственные связи и формируя внутреннюю конкурентную среду; ослаблять неплатежи; поддерживать малый и средний бизнес, включая его представителей в круг своих партнеров; усиливать регулируемость национальной экономики, снижать риски для инвесторов.

Для стимулирования процессов становления корпораций, способных к самостоятельному выживанию  в условиях внутренней нестабильности и жесткой международной конкуренции, необходимо разработать многообразные  организационные формы, позволяющие  объединять предприятия, связанные  технологической цепочкой, рассмотреть  возможность снятия ряда антимонопольных  ограничений на вертикальную интеграцию при приобретении предприятий в  результате банкротства, сократить  ограничения на взаимное участие  в собственности финансовых и  производственных структур.

Задача государственного регулирования состоит в том, чтобы усилить позитивные моменты  в деятельности ФПГ и ослабить негативные. Следует упростить процедуры  регистрации ФПГ, предоставить группам  приоритетное право на приобретение пакетов акций предприятий, входящих в технологические цепочки. Необходимо разработать специальную государственную  программу содействия формированию ФПГ в соответствии с обозначенными  стратегическими приоритетами. Программа  должна соответствовать международным  нормам, учитывать опыт созданных  групп, в том числе транснациональных. Со своей стороны государство  должно обеспечить условия, которые  бы способствовали экономической эффективности  деятельности корпораций.

При рассмотрении инвестиционной активности выявлена определенная устойчивость групп инвестиционно-активных инвестиционно-пассивных  предприятий. За период с 1997-2002 гг. 35% предприятий  вообще не осуществляли инвестиций и  только 3%  делали это регулярно, остальные 62 % инвестировали периодически. В  результате исследований выявлено, что  низкий уровень инвестиционной активности, что основным источником финансирования  инвестиционной деятельности для большинства  опрошенных предприятий (свыше 70 % предприятий  всех отраслей промышленности) остаются собственные финансовые средства. Из-за высоких процентных ставок и сложностей доступа к кредитным источникам предприятия крайне редко используют кредитные средства для осуществления  инвестиций. Банковский кредит считают  возможным источником ресурсов только каждое седьмое инвестирующее предприятие  и каждое четырнадцатое предприятие  не осуществляющее постоянных инвестиций.

К  2000 г. усилилась  тенденция осуществления инвестиций в основное производство за счет собственных  источников. Так действует каждое второе предприятие среди инвесторов  и каждое пятое среди неинвесторов, так как инвестиции в реальный сектор экономики остаются малопривлекательными для банков. По оценкам руководителей  банков, это связано с высокими рисками и длительной окупаемостью инвестиционных проектов. В связи  с этим при рассмотрении активных предприятий и пассивных по секторам промышленности и отраслевой принадлежности были выявлены определенные различия. Наиболее благополучными среди инвесторов являются предприятия пищевой промышленности и электроэнергетики. Анализ направленности инвестиционной активности промышленных предприятий за период 1997-2002гг. свидетельствует  о том, что в качестве приоритетных целей для предприятий большинства  отраслей промышленности сохранялась  тенденция осуществления инвестиций не в комплексные инновации, а  в отдельные мероприятия, связанные  в основном с поддержанием текущего производства. Это снижает прибыльность инвестиционных мероприятий и не позволяет перейти к выпуску конкурентоспособной продукции. В то же время, доминирующим фактором, стимулирующим инвестиционную активность, предприятия отметили спрос на выпускаемую продукцию. На это указали 65 % респондентов. При оценке факторов, сдерживающих инвестиционную деятельность, около 70 % предприятий указали негативное влияние экономической и политической ситуации в стране, более половины респондентов – на недостаток собственных финансовых средств и 40 % - на высокий процент коммерческого кредита и сложности его получения. Ответы респондентов, относительно ближайшей перспективы позволили сделать прогноз характера инвестиционного процесса в отраслях промышленности: большинство предприятий промышленности (75 %) будут осуществлять инвестиции, причем увеличивать вложения будут только 30 %, а внедрять новые производственные технологии – 25 %. Таким образом, основным направлением инвестиций на промышленных предприятиях останется замена изношенной техники, а уровень расширения и внедрения новых производственных мощностей останется невысоким. Это связано с такими факторами, как недостаточность финансовых средств; избыток производственных мощностей; высокие проценты банковских кредитов; высокий уровень страховых рисков; отсутствие страховой и гарантийной систем; недостаточный платежеспособный спрос.

2.4 Налоговая политикаВ  области налоговой политики создание  благоприятных условий активизации  инвестиционной деятельности в  производственном секторе предполагает  повышение действенности налоговых  льгот при осуществлении инвестиций. Налоговые льготы могут осуществляться  в виде: освобождения от налогообложения  части прибыли, направленной на  финансирование капитальных вложений  с целью развития собственной  производственной базы и на  финансирование жилищного строительства;  скидок, действие которых связано  с расходами, влияющими на результаты  налогообложения; налоговых кредитов; налоговых каникул.

В Налоговом кодексе  льготы по налогообложению существенно  сокращены. В частности, в системе  налоговых скидок не предусмотрена  льгота по расходам на капитальные  вложения. Это связано с тем, что  данная льгота во многом не выполняла  возложенной на нее роли стимулирования инвестиций в реальный сектор экономики  из-за неконкретности механизма реализации, предусмотренного законодательством. Практическое применение существующих ограничений (данная льгота предоставляется  при условии полного использования  суммы начисленной амортизации) усложняло расчет налогооблагаемой прибыли и оставляло возможность  для уклонения от налогов.

Более эффективным  видом налоговых льгот, получившим распространение в западной практике, является инвестиционный налоговый  кредит. Он предусматривает уменьшение в течение определенного срока  и в допустимых пределах платежей по налогу на прибыль (доход), а также  по региональным и местным налогам  с последующей поэтапной уплатой  суммы кредита и начисленных  процентов. В отличие от других видов  льгот налоговый инвестиционный кредит выступает как прямое снижение налогового обязательства и в  большей степени учитывает имущественное  положение налогоплательщика. Если использование налоговых скидок является более выгодным для налогоплательщиков, чьи доходы облагаются по высоким  ставкам, то применение инвестиционного  налогового кредита — для налогоплательщиков с низкими доходами.

В России порядок  применения инвестиционного налогового кредита был определен Федеральным  законом «Об инвестиционном налоговом  кредите», однако вследствие сложности  оформления кредита и несовершенства правовой базы данный вид налоговых льгот не получил распространения. В Налоговом кодексе инвестиционный налоговый кредит рассматривается как основной вид льгот, стимулирующих инвестиции в реальный сектор экономики. Предусмотрено три основания для получения такого кредита:

Информация о работе Инвестиционная политика государства