Инвестиционная политика Беларуси

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2013 в 21:14, творческая работа

Описание работы

Структурная трансформация экономики осуществляется на базе научно обоснованной инвестиционной политики – составной части экономической политики. Привлечение и эффективное использование инвестиций является одним из основных приоритетов государственной инвестиционной политики Республики Беларусь.
Инвестиционная политика представляет собой совокупность целей и задач, направлений и приоритетов, систему мер по реализации стратегии социально-экономического развития и определяет объем, структуру и направления использования инвестиций в экономике страны. Инвестиционная политика Беларуси базируется на основных положениях Национальной программы привлечения инвестиций в экономику республики, национальных программах развития экспорта и импортозамещения, а также программах, реализуемых в инвестиционной сфере международными фондами и организациями.

Файлы: 1 файл

Структурная трансформация экономики осуществляется на базе научно обоснованной инвестиционной политики.docx

— 34.05 Кб (Скачать файл)

Структурная трансформация  экономики осуществляется на базе научно обоснованной инвестиционной политики – составной части экономической  политики. Привлечение и эффективное использование инвестиций является одним из основных приоритетов государственной инвестиционной политики Республики Беларусь.

Инвестиционная  политика представляет собой совокупность целей и задач, направлений и приоритетов, систему мер по реализации стратегии социально-экономического развития и определяет объем, структуру и направления использования инвестиций в экономике страны. Инвестиционная политика Беларуси базируется на основных положениях Национальной программы привлечения инвестиций в экономику республики, национальных программах развития экспорта и импортозамещения, а также программах, реализуемых в инвестиционной сфере международными фондами и организациями. 

Инвестиционный потенциал  страны – это ее способность освоить  необходимые объемы инвестиций в  строительство новых предприятий  и их комплексов, расширение и реконструкцию  действующих предприятий, в развитие человеческого потенциала, создание объектов и учреждений производственной и социальной инфраструктуры.

В экономической литературе под инвестициями понимают финансовые, имущественные и интеллектуальные ценности, вкладываемые в объекты хозяйственной деятельности с целью получения экономических выгод. В качестве объектов инвестиционной деятельности выступают вновь создаваемые и модернизируемые основные средства, прирост запасов материальных оборотных средств, ценные бумаги, интеллектуальные ценности, научно-техническая продукция.

Различают следующие виды инвестиций по характеру участия  в инвестировании:

  1. прямые инвестиции – вложения средств в объект непосредственно инвестором;
  2. непрямые – вложение средств через посредников;
  3. портфельные – вложения капитала в различные ценные бумаги.

Республика Беларусь предлагает инвесторам благоприятные условия  для осуществления инвестиционной деятельности.

  1. Стратегически выгодное местоположение. Беларусь является транспортным и коммуникационным звеном между Россией и Европой.

Через Беларусь проходит доступ к трем крупным рынка сбыта: Европа, СНГ и открытые границы к странам  ТС. Беларусь является восточной границей Европейского союза.

Все это может стать  своего рода плацдармом для зарубежных инвесторов в плане освоения новых  перспективных рынков стран СНГ  и приведет к оптимизации логистических  расходов инвестора.

Этому во многом способствует развитая сеть автомобильных и железнодорожных  путей сообщения между странами ЕС и СНГ.

  1. Прямой доступ к рынку трех стран ЕЭП (Беларуси, России, Казахстана). Сегодня, компании, инвестирующие в Беларусь, автоматически получают доступ на 170-миллионный рынок трех государств ЕЭП.

Единое экономическое пространство – это:

единая таможенная территория России, Беларуси, Казахстана с единым таможенным тарифом;

равные условия хозяйствования (включая стоимость основных энергоресурсов);

единые правила технического регулирования, единые санитарные, ветеринарные и фитосанитарные нормы;

свободное передвижение товаров, услуг, капитала, рабочей силы.

освобождение от ввозных таможенных пошлин для технологического оборудования, сырья и материалов, ввозимых для реализации инвестиционных проектов.1

  1. Прогрессивное законодательство, в том числе инвестиционное. Сегодня для работы инвестора на территории республики созданы надежные правовые условия, обеспеченные как международными соглашениями, так и национальным законодательством. В республике действует порядка 60-ти двухсторонних соглашений о защите инвестиций и с более 60 странами На уровне национального законодательства основой инвестиционной деятельности в Республике Беларусь является Инвестиционный кодекс Республики Беларусь, положения которого направлены на стимулирование инвестиционной деятельности и защиту прав инвесторов.

Государство гарантирует  инвестору:

• право собственности  и иные вещные и имущественные  права;

• равенство прав, а также  равную недискриминационную защиту прав и законных интересов инвестора;

• возмещение убытков и  вреда, причиненного инвестору действиями (или бездействиями) должностных  лиц государственных органов и др.

Вместе с тем, на постоянной основе ведется последовательный процесс  её совершенствования с учетом лучшего  мирового опыта, в целях адаптации  к современным условиям.

В настоящее время при  активном сотрудничестве с экспертами международных организаций ведется  разработка проекта Закона «Об инвестициях», положения которого направлены на стимулирование инвестиционной деятельности и защиту прав инвесторов с учетом лучшего  мирового опыта.

Кроме обеспечения защиты прав инвесторов в республике в целях  привлечения инвестиций создана  система стимулов – преференциальные правовые условия.2

  1. Развитая транспортная и логистическая инфраструктура. В силу своего геоэкономического положения Беларусь представляет собой транспортно-логистический «хаб» евразийского региона.

Транспортная инфраструктура Беларуси представлена широкой сетью  автомобильных, железных, воздушных  дорог. Магистрали, пролегающие в  стране, являются важнейшим элементом  европейской транспортной системы. Так, Беларусь пересекают 2 трансъевропейских  транспортных коридора, по международной  классификации № «II» («Запад-Восток»  — Берлин-Варшава-Минск-Москва) и  № «IX» («Север-Юг» — граница  России с Финляндией-Выборг-Санкт-Петербург-Витебск-Гомель-Украина-Молдова-Болгария-Греция) с ответвлением «IXB» — Гомель-Минск-Вильнюс-Клайпеда-Калининград.

Ежегодно через территорию Беларуси следует свыше 100 млн. тонн европейских грузов, из них около 90% - между Россией и ЕС. Вместе с тем, транзитный потенциал Беларуси далеко не исчерпан — белорусские  транспортные коридоры имеют загрузку не более чем на 25-40% от их реальной пропускной способности.

Таким образом, Беларусь является наиболее оптимальным связующим  звеном между странами СНГ (прежде всего  Россией) и странами ЕС, что может  быть выгодно использовано зарубежными  компаниями при размещении на территории страны своих производственных, логистических  и сбытовых подразделений.

  1. Уникальные приватизационные возможности. Беларусь предлагает зарубежным компаниям уникальные возможности ускоренного развития их бизнеса, связанные с активизацией в стране процесса приватизации. В настоящее время, с целью повышения эффективности национальной экономики Беларусь, выбрав тактику «точечной» приватизации, заинтересована в развитии взаимовыгодного сотрудничества с крупными стратегическими инвесторами. Примеры успешных приватизационных сделок последних лет (продажа государственных долей акций ОАО «Белтрансгаз», СП «Мобильная цифровая сеть» и др.) вошли в число крупнейших в Европе сделок по слияниям и поглощениям.

Сегодня, Национальным агентством инвестиций и приватизации совместно  со Всемирным Банком внедряются современные  подходы и инструменты, соответствующие  наиболее передовой международной практике. Они направлены на создание в Беларуси еще более открытых и понятных зарубежным компаниям условий приватизации. В целом осуществляется переход к системной приватизации, основанной на прозрачных механизмах продажи государственной собственности, ответственности новых собственников по принятым на себя обязательствам, мониторинге работы реформированных предприятий.

  1. Политическая, социальная и экономическая стабильность. Стабильная внутриполитическая обстановка, отсутствие конфликтов межнационального и религиозного характера. За 2012год в Республике Беларусь достигнут рост ВВП в размере 101,5%, который поддерживается динамикой промышленного производства (105,7 %), и снижением  объема инвестиций в основной капитал (90,2%). Уровень зарегистрированной безработицы в стране составил 0,6%. В стране проживает 9464 тыс. человек, из них экономически активное население - 4599,6 тыс. человек.

Согласно данным британского  независимого научно-исследовательского института Legatum Беларусь в рейтинге благосостояния стран мира (Legatum Prosperity Index) заняла в 2011 году 50-е место среди 109 государств, поднявшись в сравнении  с 2010 годом на 4 позиции, и опередила  своих соседей (Латвия расположилась  на 51-м месте, Россия – на 59-м месте, Украина – на 74-м).

(При составлении индекса учитывается экономическая ситуация в стране, образование, здравоохранение, качество управления государством и другие показатели, причем в рейтинге оцениваются факторы процветания с точки зрения их влияния на экономический рост и долгосрочное благополучие населения.)

  1. Благоприятный инвестиционный климат. Для развития бизнеса в Беларуси созданы свободные экономические зоны, Парк высоких технологий и действуют  специальные налоговые льготы для компаний, работающих в сельской местности или малых городах.

Беларусь стремится к  созданию открытых и выгодных условий  ведения бизнеса на ее территории. Сегодня страна является лидером  по совершенствованию законодательства, что подтверждается исследованием  Всемирного банка «Doing Business-2013» (DB). По сравнению с 2012 годом Беларусь улучшила свой рейтинг «DB» на 11 пунктов. В  результате, по условиям ведения бизнеса  Беларусь заняла 58-е место из 185 стран, существенно опередив Россию и Украину.

  1. Высокий образовательный и научно-технический потенциал.  Более 90 % населения республики имеют высшее, среднее или базовое образование. В стране 55 высших учебных заведений, осуществляющих подготовку по 437 специальностям. Учитывая богатый интеллектуальный потенциал, в республике развиваются микроэлектроника, разработка информационных, нано- и биотехнологий.

По индексу развития человеческого  потенциала за 2012 год Беларусь занимает 50-е место из 186 стран мира. В сравнении с 2012 годом Беларусь поднялась на 15 мест. Беларусь входит в группу стран с высоким уровнем человеческого развития и опережает все государства-члены СНГ (ИРЧП 0,793). 3

  1. Высокий образовательный и научно-технический потенциал. В ежегодном Всемирном докладе ЮНЕСКО по мониторингу образования для всех по теме «Скрытый кризис: вооруженные конфликты и образование», посвященном прогрессу на пути достижения целей развития к 2015 году, Беларусь отмечается как страна, достигнувшая гендерного равенства в образовании, в то время как Болгария, Греция, Грузия и Испания находятся либо ниже показателя гендерного равенства, либо их показатели ухудшились по сравнению с предыдущим докладом. Республика Беларусь входит в группу стран, которые либо достигли целей «Образования для всех», либо приближаются к ним и имеют среднее значение Индекса развития образования всех уровней.
  2. Развитая экспортно-ориентированная промышленность

Страна входит в число  лидеров среди мировых экспортеров  грузовых автомобилей, тракторов, дорожно-строительной и коммунальной техники. Республика удерживает лидирующие позиции в  регионе СНГ в области химической и перерабатывающей промышленности, по отдельным направлениям развития информационно-коммуникационных технологий.

      Наряду  с этими преимуществами выделяются  также и многие другие: благоприятные  экологические условия, преференциальные  режимы инвестирования, международное  признание ведения бизнеса и  многие другие.

Инвестиционные  проекты в Беларуси

Все отрасли экономики  Беларуси открыты для иностранных  инвестиций. Исключение составляют производство оружия, наркотических и ядовитых веществ. 

Иностранные инвесторы могут  создавать в Беларуси компании с  любым объемом инвестиций, а также  свои филиалы и представительства. Гарантированные государством льготы и преференции содействуют взаимовыгодному  сотрудничеству. Для компаний инвесторов в Беларуси действуют специальные  правовые режимы в свободных экономических  зонах, малых и средних городах, сельской местности, Парке высоких  технологий и др.

1. Фармацевтическая промышленность. Создание совместных производств по выпуску высокоэффективных лекарственных средств в соответствии с требованиями Надлежащей производственной практики (GMP).

2. Индустрия биотехнологий. Развитие биотехнологий, связанных с дальнейшим изучением функционирования генетического аппарата клетки (геномика), ее белков (протеомика), внутриклеточных структур, отдельных клеток, совершенствование клеточных технологий (клеточная инженерия), создание биосенсоров.

Информация о работе Инвестиционная политика Беларуси