Инвестиции и инвестиционная поитика государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2015 в 08:38, курсовая работа

Описание работы

Развитие общества в целом и отдельных хозяйствующих субъектов базируется на расширенном воспроизводстве материальных ценностей, обеспечивающем рост национального имущества и соответственно дохода. Одним из основных средств обеспечения этого роста является инвестиционная деятельность, включающая процессы вложения инвестиций, или инвестирование, а также совокупность практических действий по реализации инвестиций.

Файлы: 1 файл

инвестиции.docx

— 216.00 Кб (Скачать файл)

На протяжении уже нескольких лет существуют ощутимые структурные диспропорции в экономике России, нефтегазовая зависимость бюджета и промышленности, несовершенство законодательства, дисбаланс в развитии финансовых институтов и надзора. Все это усиливает процессы дезинтеграции и деиндустриализации отечественной экономики, в свою очередь, провоцируя последующую дезорганизацию воспроизводственного и научно-технического потенциала страны. Казалось бы, с помощью иностранных капиталовложений можно справиться с отраслевой диверсификацией экономики и ее сырьевой ориентированности, в сторону высокотехнологичных и наукоемких секторов. Однако, судя по данным Росстата, представленных в таблицах 1 и 2, внешних инвесторов привлекают лишь те виды экономической деятельности и индустрии, которые обеспечат доход в короткий срок.

Если положение дел не изменится кардинально в ближайшее время, то вероятнее всего, наступят нижеперечисленные события: усилится долговая зависимость от внешнего капитала; рост убытков, вследствие участия в системе неравноценного внешнеэкономического обмена; интенсивное развитие офшоризации российской экономики; зависимость отечественной экономики от транснационального капитала; десуверенизация государства; радикальное расхождение интересов международных инвесторов с приоритетными задачами развития государства.

При всем этом, Россия все еще не лишена потенциала в привлечении внимания участников инвестиционного процесса к увеличению инвестирования в основные фонды государства, по средствам: усиления финансового надзора; ужесточения валютного законодательства; принятие мер по прекращению незаконного вывоза капитала; увеличение собираемости налогов, но ни в коем случае не увеличение размера налогов; ограничения величины нецелевого использования бюджетных средств; ликвидации незаконной предпринимательской деятельности и теневой экономики; повысить прозрачность режима ведения бизнеса, т. е. декриминализация экономики; демонополизации экономики; более четкой согласованности денежно-кредитной и налогово-бюджетной политики; ликвидации такого явления как коррупция; устранение административных барьеров для ведения бизнеса; внедрения новых механизмов направления иностранного инвестирования в актуальные для экономики отрасли.

Общеизвестно, что переход от одного качества к другому требует затрат ресурсов. Предположить сколько для этого потребуется России достаточно сложная задача, так что остается надеяться,,,,, на то, что у российской экономики их будет достаточно.

 

2.2 Механизм повышения  инвестиционной превлекательности.

Особую роль в российской экономике играет привлечение иностранного капитала, что является одним из решающих факторов увеличения ВВП, поэтому основной задачей правительства РФ является осуществление мероприятий, которые должны стимулировать их приток.

Привлечение иностранных инвестиций должно обеспечить решение следующих проблем:

· ускорение процесса обновления технической и технологической производственной базы страны;

· создание новых рабочих мест и освоение передовых форм организации производства;

· освоение мирового опыта в сфере предпринимательства;

· продвижение российских товаров и технологий на внешние рынки.

Учитывая мировой опыт и специфику нашей страны, можно назвать следующие основные задачи, связанные с привлечением иностранного капитала:

· создание совершенного экономического и внешнеторгового законодательства, включая нормативную базу по концессиям и разделу продукции;

· обеспечение стабильной макроэкономической ситуации и борьба с инфляцией;

· дебюрократизация экономики и борьба с коррупцией;

· упрощение структуры налогов и снижение налогового бремени для иностранных инвесторов;

· развитие механизмов страхования иностранных инвестиций;

· ускорение структурной перестройки экономики, развитие новых технически передовых отраслей и производств, нанотехнологий;

· финансовая стабильность (умеренные процентные ставки по кредитам, сбалансированные бюджеты всех уровней, достаточные валютные резервы, снижение инфляции, стабильный курс национальной валюты);

· формирование конкурентной рыночной среды, эффективная борьба с монополизмом и создание ликвидной хозяйственной структуры без огромного числа посредников;

· стабильный рост и развитие российского человеческого капитала;

· создание условий социальной стабильности в стране, рост уровня и качества жизни населения;

· развитие инфраструктуры.

Для создания позитивного инвестиционного климата правительству необходимо обращать внимание на базовые вещи, такие как: стабильность в государственном регулировании и налогообложении, развитая и доступная финансовая инфраструктура, повышение уровня предсказуемости политики государства, стабильность в выбранном пути развития. Необходим механизм адресной поддержки отдельных отраслей через бюджетные субсидии, также на уровне правительства должны быть найдены решения, гарантирующие эффективность использования средств.

В качестве шагов правительства, направленных на улучшение инвестиционного климата в России, можно выделить:

· проведение административной реформы, которая «формирует способность государства, как продвигать все остальные реформы по широкому кругу вопросов, так и своевременно и адекватно отвечать на вызовы, возникающие в экономике»;

· дерегулирование экономики;

· защита прав собственности;

· совершенствование налогового администрирования;

· реформа образования, создание системы подготовки кадров, отвечающей новым потребностям рынка труда и современной экономики.

Наиболее эффективным участием государства в стимулировании инвестиций будет заключаться во вложении государственных инвестиционных средств в развитие транспортной инфраструктуры, создание современной системы коммуникаций и информационного обеспечения инвестиционной деятельности, организация единого информационно-аналитического пространства, создание фондов по поддержке инновационных проектов.

Что касается взаимосвязи социальной стабильности, уровня жизни населения и инвестиционного климата в стране, то решение проблем бедности заключается не только в увеличении социальных выплат со стороны государства, но и в создании собственного бизнеса и рабочих мест.

Важной задачей является перераспределение финансовых ресурсов из экспортно-ориентированных секторов экономики в те отрасли, где они остро необходимы. Господство крупных монополий, концентрация собственности на производственные активы, весьма неэффективная защита прав собственности, возможность злоупотреблений и избирательного принятия решений остаются факторами, существенно тормозящими приток прямых иностранных инвестиций.

Совершенствование нормативной базы в целях привлечения иностранных инвестиций должно осуществляться в направлениях:

· обеспечения благоприятных условий для иностранных инвестиций в области налогообложения, экспортно-импортных тарифов, валютного регулирования;

· установления на территориях свободных экономических зон льготного, по сравнению с общим, режима хозяйственной, в том числе внешнеэкономической деятельности;

· сохранения условий концессионных договоров и соглашений о разделе продукции в течение срока действия этих договоров и соглашений;

· создания системы страхования и гарантирования прямых иностранных инвестиций, использование залоговых форм привлечения иностранных инвестиций;

· совершенствования системы информационного обеспечения иностранных инвесторов.

Эти факторы создают финансовую и нормативно-правовую основу для стабилизации инвестиционной обстановки в стране и позволяют рассчитывать на увеличение спроса в отдельных сегментах инвестиционного рынка.

Увеличение прозрачности в принятии решений и более независимая судебная система могли бы улучшить нынешнюю политическую среду, а также способность администрации проводить структурные реформы. В дальнейшем такой прогресс значительно улучшил бы как собственно фундамент российской политико-экономической системы, так и ситуацию с ведением бизнеса в России – страновым риском.

Большое значение имеет проведение регионами инвестиционной политики с учетом специфических условий и своих сравнительных преимуществ для привлечения иностранного капитала. Это позволит не только сформировать благоприятный инвестиционный климат, но и реализовать инвестиционную политику, которая должна быть направлена как на поиск наиболее эффективных источников финансирования, так и на поддержку предприятий и максимальное использование производственного, природного и научного потенциала.

Для привлечения инвестиций в экономику российских регионов очень важны мероприятия, повышающие уровень предсказуемости, открытости, определенности ситуации, что снижает уровень риска для инвесторов. С этой точки зрения задача инвестиционного менеджмента – активизация инвестиционного процесса в регионе и повышение его эффективности.

Основная задача инвестиционной политики российских регионов заключается в создании условий для эффективных вложений в их экономику на принципах доброжелательности во взаимоотношениях с иностранными инвесторами, сбалансированности интересов государства и иностранных партнеров, информационной открытости для всех инвесторов, ясности и простоты инвестиционного процесса, равноправия инвесторов, объективности и здравого экономического смысла в принимаемых решениях, неизменности принимаемых решений, своевременного и четкого выполнения своих обязательств, поддержки и стимулирования инвесторов.

Региональная инвестиционная политика определяется внешними (политическая ситуация в стране, общеэкономическая ситуация, состояние финансового рынка, надежность контрагентов) и внутренними (выбранная инвестиционная стратегия, обеспеченность инвестиционными ресурсами, квалификация кадров, существующая система управления) факторами. Причем в каждом конкретном регионе эта политика должна учитывать его конкурентоспособность, то есть роль в экономическом пространстве России, способность обеспечить достойный уровень жизни населения и реализовать имеющийся в регионе экономический потенциал.

В качестве методов, повышающих конкурентоспособность региона на финансовом рынке и, как следствие, инвестиционную привлекательность, можно рассматривать создание системы консолидации и локализации финансовых ресурсов, например на основе создания региональных инвестиционных структур на базе отдельных муниципальных образований.

Данные структуры могли бы сконцентрировать существующие активы и финансовый капитал, направить их на развитие территории в рамках комплексных инвестиционных проектов. В основе этого метода лежит идея о необходимости реформирования существующей системы хозяйственного управления. Создание региональных инвестиционных структур создаст условия, когда средства региона будут сохраняться в рамках региона и вкладываться в развитие данного территориального образования.

Одной из ключевых задач политики региона по привлечению инвестиционных ресурсов является создание соответствующей инфраструктуры: трастовые компании, лизинговые механизмы, финансовые, страховые компании и т.п.

Обладая огромным экономическим потенциалом, многие регионы сегодня не обеспечивают его эффективного использования. Среди основных задач по повышению инвестиционной привлекательности региона можно выделить задачу инвентаризации активов территориального образования (природный, финансовый, производственный, социальный и другие потенциалы) и текущий мониторинг ресурсов. Причем особое внимание следует уделить государственной и муниципальной собственности субъектов Федерации, а также приоритетам ее эффективного использования.

Таким образом, назрела необходимость создания целевой программы контроля за иностранными инвестициями. Она должна включать: выработку стратегии их осуществления (необходимые объемы привлечения прямых инвестиций, список приоритетных отраслей, меры государственной поддержки); создание более четкой системы мониторинга прямых инвестиций (детализация по отраслям, видам вложений, страновой и отраслевой принадлежности инвесторов, определение доли репатриируемых капиталов, сроков инвестирования); анализ эффективности прямых иностранных вложений.

 


 



Информация о работе Инвестиции и инвестиционная поитика государства