Инструменты хеджирования и их краткая характеристика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2012 в 18:36, контрольная работа

Описание работы

Прежде, чем говорить о конкретных инструментах, необходимо отметить, что когда мы употребляем термин "хеджирование", то имеем в виду, прежде всего, цель сделки, а не применяемые средства. Одни и те же инструменты используются и хеджером и спекулянтом; разница только их назначении. Хеджер заключает сделку с целью снижения риска, связанного с возможным движением цены; спекулянт сознательно принимает на себя этот риск, рассчитывая на благоприятный исход.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1. Что такое хеджирование? 4
1.1. Продажа фьючерсных контрактов 8
1.2. Покупка опциона put (пут) 9
1.3. Продажа опциона call (колл) 10
1.4. Прочие инструменты хеджирования 10
2. Стоимость хеджирования 12
3. Риски 14
4. Базовые принципы хеджирования 15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 16
Литература 18

Файлы: 1 файл

Инструменты хеджирования и их краткая характеристика.docx

— 41.76 Кб (Скачать файл)

 

  

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3

1. Что такое хеджирование? 4

1.1. Продажа фьючерсных контрактов 8

1.2. Покупка опциона put (пут) 9

1.3. Продажа опциона call (колл) 10

1.4. Прочие инструменты хеджирования 10

2. Стоимость хеджирования 12

3. Риски 14

4. Базовые принципы хеджирования 15

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 16

Литература 18

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Прежде, чем говорить о конкретных инструментах, необходимо отметить, что  когда мы употребляем термин "хеджирование", то имеем в виду, прежде всего, цель сделки, а не применяемые средства. Одни и те же инструменты используются и хеджером и спекулянтом; разница только их назначении. Хеджер заключает сделку с целью снижения риска, связанного с возможным движением цены; спекулянт сознательно принимает на себя этот риск, рассчитывая на благоприятный исход. В зависимости от формы организации торговли, все инструменты хеджирования можно разделить на биржевые и внебиржевые. Внебиржевые инструменты хеджирования - это, в первую очередь, форвардные контракты и товарные свопы. Сделки этих типов заключаются напрямую между контрагентами или при посредничестве дилера (например, дилера по свопам). Биржевые инструменты хеджирования - это товарные фьючерсы и опционы на них. Торговля этими инструментами производится на специализированных торговых площадках (биржах); существенным моментом при этом является то, что одной из сторон в каждой сделке купли-продажи является Расчетная палата биржи, гарантирующая выполнение как продавцом, так и покупателем, своих обязательств. Основным требованием к биржевым товарам является возможность их стандартизации. К стандартизируемым товарам относятся, в первую очередь, нефть и нефтепродукты, газ, цветные и драгоценные металлы, а также продовольственные товары (зерновые, мясо, сахар, какао и т.п.).

 

  1. Что такое хеджирование?


Понятие хеджирования на сегодняшний  день достаточно популярно. Экономическая  ситуация складывается таким образом, что хеджирование позволяет значительно снизить экономические риски.

Следовательно, этот инструмент используется достаточно часто и относится  к одним из наиболее важных.

В сущности, хеджирование представляет собой использование определённых активов – товарных или финансовых – для того, чтобы снизить риски. При этом в качестве активов могут выступать как товары или средства, которые реально присутствуют, так и те, которые только планируется приобрести. В качестве таких активов могут также выступать продукты производства, которые в ближайшее время планируется изготовить.

Существует несколько вариантов  использования технологии хеджирования. Например, это заключение форвардного  контракта. Суть такой технологии в  том, что при приобретении сырья  и на период производства продукции  из этого сырья производитель  может заключить договор с  покупателем на приобретение полученной продукции по определённой цене. В  этом случае производитель гарантируется  от убытков в случае, если цена на сырьё и продукцию из него на рынке  снизится. В свою очередь, такой ход  гарантирует и от прибыли, если на рынке цена на сырьё и продукцию  возрастёт.

Для того, чтобы гарантироваться от убытков и при этом не потерять возможную прибыль, имеет смысл использовать другую технологию – фьючерсный контракт на тот же период. В условиях такого контракта можно оговорить минимальную стоимость продукции и при этом – право отказаться от сделки. В этом случае при снижении цен на продукцию и сырьё производитель не потеряет свои средства, а при повышении может отказаться от этого договора и продать свою продукцию дороже. 
По сути своей такой экономический инструмент как хеджирование может использоваться как для производителей, которые зависят от изменения рыночных цен на сырьё, так и для управления иными экономическими факторами, например, процентными ставками кредитов и вкладов, курсов валют и так далее.

Основными источниками ценового риска  можно считать заключённые форвард-контракты, продукция, которая не была произведена (например, в сельском хозяйстве – неурожай, стихийное бедствие и т.д.), а также непроданную продукцию, которая отправляется на склад. 
В целом, для того, чтобы использовать такой экономический инструмент как хеджирование, необходимо определиться, действительно ли деятельность компании настолько сильно нуждается в защите от такого рода рисков. Если цены на сырьё и производимую продукцию не являются постоянными и не могут быть установлены самой компанией, значит, использование хеджирования может стать действительно серьёзным экономическим подспорьем в бизнесе.

Конечно, хеджирование является своего рода принципиальным, серьёзным инструментом, который позволяет решать определённые экономические задачи. И как любой крупный инструмент, имеет внутренние технологии, которые также можно назвать инструментами.  
Собственно говоря, чаще всего под определением хеджирование скрывается целевое назначение той или иной сделки, а не технология. Инструменты хеджирования используются также и в обычных биржевых спекуляциях, с целью увеличения потенциальной прибыли.

Все инструменты, которые применяются  в хеджировании, можно условно  разделить на те, которые относятся  к внебиржевым и те, которые  являются биржевыми. К первой категории относятся товарные свопы и форвардные контракты, которые заключаются между контрагентами напрямую, либо с помощью дилера. В свою очередь, биржевые инструменты – это товарные фьючерсы и базирующиеся на них опционы. При использовании биржевых инструментов обязательства как продавца, так и покупателя отслеживает биржа, которая является своего рода гарантом сделки и – одной из сторон. Принципиально важно для использования биржевых инструментов, чтобы товар, о котором идёт речь, возможно было стандартизировать. Это могут быть продукты питания, драгоценные и цветные металлы, нефть, газ и другие.

Однако все инструменты хеджирования, как внебиржевые, так и биржевые, имеют как свои достоинства, так  и недостатки. Так, внебиржевые инструменты  позволяют максимально учитывать  пожелания клиента, касающиеся как  условий поставки, так и типа товара, а также размера партии. Однако при этом внебиржевые инструменты  отличаются низкой ликвидностью, жёсткими ограничениями на минимальный объём  партии, достаточно высоким уровнем  накладных расходов, непростым путём  подбора контрагента, а также  отсутствием гарантий на выполнение контрагентом своих обязательств.

Что же касается биржевых инструментов, то жёсткие ограничения на сроки  и условия поставки товара, размеры  партии и тип товара компенсируются сравнительно небольшим уровнем  накладных расходов, гарантией выполнения обязательств контрагентов, поскольку  это гарантируется биржей, которая  и является контрагентом в любой  сделке. Кроме того, биржевые инструменты  дают высокий уровень ликвидности  позиции, и при этом доступ к своей  позиции можно получить из любой  точки мира посредством телекоммуникационных средств.

При использовании биржевых инструментов в хеджировании необходимо брать  за аксиому тот факт, что чаще всего фьючерсная стоимость продукции  и стоимость продукции на спот-рынке изменяются параллельно. 

Если же, например, фьючерсная цена серьёзно выше, то можно брать кредит, покупать товар на спот-рынке, продавать контракт-фьючерс на спот-рынке, закрыть этот срочный контракт, поставить товар и тут же рассчитаться за кредит.

На самом деле разница между спот и фьючерс-стоимостью определяется уровнем процентных ставок по кредитам и ценой хранения товара. Соотношение этих показателей называется базисом. Базис, в свою очередь, может быть либо отрицательными, либо положительным. Отрицательным базис является, когда хранение товара требует дополнительных вложений или оно ограничено по времени, в виду срока годности продукции, положительным – если срок годности продукции не ограничен, а обладание этим товаром может принести дополнительную прибыль. В качестве примера отрицательного базиса можно вспомнить продукты питания или нефть, в качестве примера положительно – драгоценные металлы.

При этом базис, разумеется, не есть величина постоянная, и зависит его размеры  от множества рыночных факторов. В  любом случае, чем ближе срок поставки продукции по фьючерсному контракту, тем ниже величина базиса. 
Иногда случаются ситуации, когда наличная цена на продукцию превышает фьючерсную. Обычно это обусловлено ажиотажным спросом на продукцию. В этом случае чаще всего цена наличная значительно выше, правда, этот период длится не слишком долго по времени.

В ситуациях, когда движение спот- и фьючерсных цен не является параллельным, технология хеджирования малоэффективна, если не сказать больше. Однако даже если движение цен параллельно, необходимо выбрать наиболее эффективную стратегию хеджирования, то есть, комплекс инструментов и методик их использования.

Хеджирование на рынке представлено в виде двух основных моделей –хеджирование рисков продавца и хеджирование покупателя. Во втором случае покупатель гарантируется от увеличения цены на продукцию в ближайшем будущем, когда партия того или иного товара планируется к приобретению, для чего использует один из трёх основных инструментов: продажа опциона put (пут), покупка опциона call (колл), либо приобретение фьючерсного контракта на срочном рынке.

В свою очередь, для снижения рисков продавца используется продажа фьючерсного  контракта, продажа опциона call (колл), либо приобретение опциона put (пут).

    1. Продажа фьючерсных контрактов 

Так, продавцу для того, чтобы минимизировать собственные риски, можно продать  фьючерсный контракт. Рассмотрим этот инструмент подробнее. 

Существует несколько вариантов  фьючерсных контрактов, которые заключаются  с целью минимизирования убытков  – это полный либо частичный хедж. В первом случае фьючерсные контракты  заключаются на всю партию товара, имеющегося в распоряжении продавца, либо который будет иметься в  будущем. Во втором – на часть продукции. 
Чаще всего фьючерсный контракт на срочном рынке заключается в ситуации, когда цена на продукцию способна обеспечить достаточную прибыль, а также можно составлять хотя бы определённые прогнозы относительно движения себестоимости данного товара на рынке. 

Фактически, вхождение в хедж, открытие позиции на срочном рынке начинается с оценки собственно партии сырья  и затрат на его переработку. 
Для фиксации цены партии товара в будущем используется продажа фьючерсных контрактов, когда даже при снижении цены на спот-рынке доход от продажи по срочным контрактам компенсирует недополученную прибыль. Однако в этой технологии имеется также и определённый, достаточно значительный, минус: это отсутствие возможности использовать реальный рыночный рост цен. Другими словами, дополнительная прибыль на спот-рынке покрывается убытками по проданным фьючерсным контрактам. 
Также говоря о фьючерсных контрактах, необходимо помнить и о таком негативном моменте, как потребность удержания гарантийного обеспечения имеющихся открытых позиций на срочном рынке. Если на спот-рынке цена на продукцию снижается, минимальное гарантийное обеспечение не принципиально, так как продавец выигрывает на вариационной марже по фьючерсным контрактам, но при повышении цен на спот-рынке эта маржа со счёта продавца уходит и необходимо пополнять счёт. Следовательно, могут потребоваться дополнительные вложения.

    1. Покупка опциона put (пут)

 

Такой тип опциона как американский put (пут) позволяет продавцу продать свою продукцию в любой момент по определённой опционом минимальной цене, однако в случае повышения цены на рынке продавец может отказаться от исполнения опциона. 

Таким образом, при снижении цены на продукцию на рынке, производитель  имеет возможность продать свой товар по цене, которая определена опционом и таким образом избежать убытков. В свою очередь, если цена на рынке возрастает, то обладатель опциона put (пут) имеет возможность отказаться от исполнения этого опциона и продать свой товар максимально дорого.

Правда, для того, чтобы воспользоваться  возможностями опциона put (пут), необходимо при приобретении опциона заплатить определённую сумму, премию, которая является своего рода гарантией исполнения, ведь при отказе от исполнения опциона, его обладатель данную сумму теряет. Фактически, опцион put (пут) представляет собой обычное страхование: если ситуация складывается благоприятно, то страховая премия обладателем страховки теряется, если же ситуация складывается не слишком хорошо, то гарантируется возмещение убытков в рамках опциона.

Следует отметить, что опцион put (пут) не требует никаких дополнительных гарантий и дополнительного финансового обеспечения.

 

    1. Продажа опциона call (колл)

 

Такой тип опциона как американский call (колл) даёт возможность своему обладателю в любой момент приобрести по цене опциона фьючерсный контракт; если же цена исполнения опциона выше фьючерсной, то можно исполнить опцион. Это касается покупателя такого опциона. 
А вот продавец опциона call (колл) за премию, полученную при продаже опциона, он обязуется по требованию покупателя опциона продать фьючерсный контракт по цене, которая заложена в опционе call (колл). 
При этом необходимо также рассчитать и гарантийный депозит, сумма которого аналогична продаваемому фьючерсному контракту. 
Необходимо сказать, что опционы call (колл) и put (пут) во многом схожи, однако продавец опциона ограничен в возможности получения дохода по срочной позиции. Фактически, при снижении стоимости товара с помощью опционов можно гарантироваться только на сумму премии опциона.  

    1. Прочие  инструменты хеджирования

 

Впрочем, конечно же, опционы call (колл) и put (пут) – не единственные инструменты хеджирования. Во всяком случае, при использовании только одного из инструментов. Нередко одни и те же игроки на рынке используют продажу опцион call (колл) с большей ценой исполнения и приобретения за премию опциона put (пут) с меньшей ценой исполнения.

Информация о работе Инструменты хеджирования и их краткая характеристика