Иностранное инвестирование в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2013 в 14:54, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы: изучить состояние и перспективы привлечения иностранных инвестиций в экономику России.
Задачи:
рассмотреть сущность иностранных инвестиций, источники и виды
изучить правовое регулирование и правовую защиту иностранных инвестиций в России
рассмотреть проблемы, меры и перспективы развития инвестиционной деятельности в России

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………….......3
Глава 1. Понятие иностранных инвестиций: сущность, источники и виды………………………………………………………………..........................6
Глава 2. Анализ иностранного инвестирования в России
2.1 Условия для иностранного инвестирования в России…………….…........11
2.2 Динамика и структура иностранных инвестиций в России……………....16
2.3 Перспективы привлечения иностранных инвестиций в экономику России. Пути повышения инвестиционной привлекательности российских предприятий………………………………………………………………...........22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….27
ЛИТЕРАТУРА…………………………………………………………………..29

Файлы: 1 файл

инвестиции курсовая.doc

— 135.00 Кб (Скачать файл)

Консорциумом из 27 немецких фирм и европейских банков, РАО "Газпром" и фирмой "Wintershall" подписаны  кредитные соглашения на общую сумму  более 2 млрд. немецких марок на строительство  системы газопроводов Ямал – Европа (Ямал – Торжок – Минск – Белосток – Берлин).

К перспективным крупным  проектам относится проект с участием южнокорейских фирм, входящих в корпорацию "Pep Co.", по разработке месторождений  природного газа в Республике Саха (Якутия) с последующей транспортировкой в Южную Корею через территорию КНДР.

Другая южнокорейская  компания "Hunbo Group" разрабатывает  проект транспортировки природного газа месторождений Иркутской области  в Южную Корею через территорию Монголии и КНДР.

Тюменская область по итогам работы в 2011 году входит в восьмерку регионов-лидеров по объему привлеченных иностранных инвестиций. В регионе был значительно увеличен объем инвестиций в основной капитал. Возросло количество реализуемых инвестиционных проектов и участников внешнеэкономической деятельности. Основными направлениями областной целевой программы стали: развитие инвестиционной и внешнеэкономической деятельности, поиск инвесторов, государственная поддержка инвестиционных проектов.

В 2011 г. объем инвестиций (за исключением бюджетных) в расчете на одного человека составил 22,1 тыс. руб., что в 1,2 раза превышает аналогичный среднероссийский показатель. При этом инвестиции от частной формы собственности выше среднего уровня по России в 1,8 раза и составляют 19,4 тыс. руб.

Тюменская область вызывает все больший интерес у представителей бизнеса. За последний год были проведены встречи с потенциальными российскими и иностранными инвесторами по стратегическому развитию аэропорта Рощино, по строительству логистического комплекса, организации переработки рапса и изготовлению биодизельного топлива, по развертыванию производства безалкогольных напитков, деревопереработке, производству стеклопластиковых труб и арматуры. Начинается реализация проекта, связанная со строительством металлургического комбината, которое будет осуществлять Уральская горно-металлургическая компания, объем инвестиций превысит 350 млн евро. Турецкая компания «Месса Ималат» налаживает изготовление опалубки для монолитного домостроения на сумму 10 млн евро. Немецкая компания «Баухими» планирует открытие производства сухих смесей, компания «Провими» организует выработку премиксов для комбикормов, немецкая компания «Дина Энерджетикс» изучает вопрос создания производства продукции для нужд нефтегазового сектора.

Крупные международные  финансовые структуры также проявляют неослабевающий интерес к региону, так в Тюмени открылся филиал Райффайзенбанка, в течение ближайшего времени откроются представительства Банка Сосьете Женераль Восток и Международного Московского банка.

Было запущено в эксплуатацию российско-германское предприятие ЗАО «Перфолайн», завод «Пластика-Тюмень». Расширяется металлургическое производство свинца на Тюменском аккумуляторном заводе. Ждет реализации проект строительства металлургического комбината. Завод на 550 тыс. т проката в год планируется сдать в эксплуатацию в 2013 г. Запуск предприятия такой мощности позволит удвоить объемы машиностроительного производства юга области.

1.   В настоящее время на территории области работают такие известные фирмы, как Schlumberger, KCA Deutag, большой интерес к региону проявляют компании Bentec Drilling and Oilfield Systems, National Oilwell Varco, Harvest Natural Resources и другие.

2.  Schlumberger уже построила в регионе заводы по производству электропогружных центробежных насосов и комплектующих для перфораторного оборудования. На стадии завершения находится строительство предприятия по выпуску оборудования для интенсификации работы скважин - в настоящее время начаты работы по внутренней отделке и оборудованию производственных помещений. Пока производство ведется с привлечением субподрядных организаций и с использованием их производственных площадей.

2.3 Перспективы  привлечения иностранных инвестиций  в экономику России. Пути повышения  инвестиционной привлекательности  российских предприятий

После резкого падения курсов акций наших предприятий в 2009 г. и предложенных российским правительством условий реструктуризации внутреннего долга, в результате чего иностранные инвесторы потеряли значительную часть своих денег, ожидать от них значительных портфельных инвестиций не стоит.

Перспектива привлечения  прямых иностранных инвестиций более  реальна, но только в случае, если российские власти прислушаются к предложениям потенциальных инвесторов:

  • снизить им налоговое бремя, как и российским производителям (те же изменения по НДС и социальным выплатам, требования по переоценке ценных бумаг и имущества, реализуемых ниже себестоимости);
  • продолжать работу по приведению российского бухгалтерского учета в соответствие с международными стандартами, что позволяет потенциальным инвесторам более достоверно оценивать деятельность и балансовые показатели российских предприятий при сотрудничестве с ними.;
  • принять законопроекты, регламентирующие работу иностранных инвесторов в России в сфере торговой политики, движения товаров и капиталов (соглашение с ВТО, меры по поддержанию российских экспортеров в условиях антидемпинговых ограничений и т.п.), а также концепцию страхования и гарантий иностранных инвестиций в России;

Важно также предлагать инвесторам те проекты, которые им интересны. Пока интересы зарубежной и российской сторон совпадают нечасто. Первая хотела бы вкладывать деньги в телекоммуникации, производство бытовой техники, парфюмерии, косметики. Иностранные инвесторы, которым предоставляют налоговые и таможенные льготы в обмен на гарантированно высокий объем капиталовложений, уже участвуют в совместных проектах.

Иностранные промышленные компании, работающие в России, инвестировали  в рамках своих проектов свыше 10 млрд. долларов. Причем более охотно они вкладывают средства в те предприятия, которые сами контролируют. Так, западные инвестиции в российские табачные предприятия, контрольные пакеты которых принадлежат крупным иностранным производителям, составляют 620 млн. долларов. Американская фармацевтическая компания "Ай-Си-Эн", владеющая пятью крупнейшими российскими заводами по выпуску лекарств, намерена к 2003 г. завершить программу их развития стоимостью 300 млн. долларов. Для реализации проекта создания сборочного производства легковых автомобилей в Москве создано совместное российско-французское предприятие ОАО «Автофрамос». Инвестиционное соглашение между Минэкономики России и ОАО «Автофрамос» подписанное в июле 1999 года, предусматривает привлечение инвестиций в размере примерно 350 млн. долларов.

Контроль над предприятиями, т.е. право назначать администрацию, позволяет западным инвесторам обойти "российскую специфику", прежде всего  хищение директорами средств  предприятий через расчеты "черным налом", бартер, товарный кредит подставным фирмам и т.д. Западных инвесторов, которые привыкли судить о работе предприятий на основе прибыли, сбивает с толку наша реальность, в которой предприниматели уходят в теневую экономику, прячут доходы, искусственно раздувая себестоимость, когда прибыль может быть крайне малой, но предприятия развиваются, проводят реконструкцию, строят цеха, открывают филиалы.

Подобная практика увеличивает  риски иностранных инвесторов, так  как чревата потерей репутации, а то и самого бизнеса. Ведь налоговая полиция может арестовать представителей не только российской, но и западной стороны. Впрочем, эта "российская специфика" вызвана условиями бизнеса в России – пробелами в корпоративном и контрактном праве, запутанностью налоговой системы, слабой работой правоохранительных органов по защите собственности. Без устранения этих причин вряд ли удастся существенно увеличить приток прямых инвестиций на российские предприятия.

И все же находятся  зарубежные предприниматели, которые  готовы вкладывать деньги не только в крупные промышленные проекты, строительство новых перерабатывающих мощностей или совместную эксплуатацию сырьевых ресурсов, но и в сферу малого и среднего бизнеса. С этой целью, например, глава американской компании "Проктер энд Гэмбл" предложил создать инвестиционный фонд в 5 млрд. долларов, доходы которого пойдут на субсидии и займы западным предпринимателям, готовым инвестировать в производство товаров и услуг в России.

Аналитики считают, что, если в полной мере заработает законодательство об иностранных инвестициях, концессионной деятельности, соглашениях о разделе продукции, это позволит увеличить прямые зарубежные капиталовложения за год в 1,5 раза.

Среди множества способов направленных на консолидацию экономики  страны и повышение ее конкурентоспособности на финансовом рынке и, как следствие, инвестиционной привлекательности, наиболее перспективным представляется создание инвестиционных корпораций (ИК) на базе отдельных муниципальных образований. Как правило, во многих регионах России этому есть ряд причин:

  • низкая эффективность использования имеющегося финансового потенциала и государственной собственности;
  • высокая доля теневой экономики и непрозрачность финансовых потоков;
  • "завалы" на пути финансовых потоков и проблема неплатежей;
  • отсутствие четко отлаженного механизма привлечения инвестиций.

В основе этого метода лежит идея о необходимости реформирования существующей системы хозяйственного управления.

Необходимо также решить проблему низкой финансово-хозяйственной  дисциплины предприятий и развязать узлы взаимных задолженностей, в том числе связанные с бюджетными долгами и долгами энергетикам.

Консолидация производственного  потенциала в рамках совокупности инвестиционных корпораций региональных уровней позволит предприятиям улучшить систему планирования и взаимодействия, повысить свою инвестиционную привлекательность, реализовывать совместные проекты по развитию транспортной и социальной инфраструктуры, ресурсосбережению и экологии.

В рамках ИК для достижения общих целей должны объединиться средства государства, предпринимателей и населения. Финансовые пирамиды уходят в прошлое. Основу стабильного развития должны составить вложения в реальный сектор экономики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проведенный в работе анализ позволяет сделать следующие  выводы: иностранные инвестиции являются фактором, оказывающим ярко выраженное позитивное воздействие на экономику; создание преференциального режима для прямых иностранных инвестиций достаточно активно способствует их привлечению. Тем не менее федеральное законодательство не было и в настоящий момент не является достаточно благоприятным, «либеральным» для такого рода вложений; частичная коррекция сложившегося положения происходит за счет принятия законодательных актов регионального уровня.

В настоящее время  в России препятствием для иностранных инвестиций является отсутствие надежных структур по привлечению и гарантированию иностранных инвестиций. Отрицательное влияние оказывают экономическая и социально-политическая нестабильность в стране, неразвитость банковской и прочей инфраструктуры, высокий уровень преступности и коррумпированности, профессиональная неподготовленность, а следовательно, низкая компетентность российских деловых кругов.

В силу названных причин Россия остается страной высокого инвестиционного  риска. Это обстоятельство сдерживает не только иностранных, но и отечественных инвесторов.

Тем не менее, можно утверждать, что развитие иностранных инвестиций в России не соответствует потенциалу российского рынка. Благодаря богатым  запасам природных ресурсов, достаточно высокому (по сравнению со многими развивающимися странами) уровню образования населения, емкому рынку Россия могла бы стать одной из самых привлекательных стран для вложения инвестиций. При нормальном развитии процессов реструктуризации национальной экономики следует ожидать на несколько порядков большего притока прямых иностранных инвестиций.

В этой связи необходимы, с одной стороны, выявление точек  взаимодействия и взаимовлияния  участников инвестиционного процесса, и, с другой стороны, выработка эффективного механизма государственного регулирования деятельности иностранных инвесторов. В частности, в интервью журналу «Эксперт» вице-премьер правительства РФ, министр финансов Михаил Касьянов среди прочих приоритетных направлений деятельности назвал улучшение инвестиционного климата в стране. В своей статье «Россия на рубеже тысячелетий» Председатель Правительства Владимир Путин отмечает «… На первое место следует … поставить повышение инвестиционной активности… Мы выступаем за проведение инвестиционной политики, сочетающей как чисто рыночные механизмы, так и меры государственного воздействия. Одновременно мы будем и далее вести работу по созданию в стране инвестиционного климата, привлекательного для зарубежных инвесторов…».

Увеличение доли прямых иностранных инвестиций в общем объеме иностранных капиталовложений идущих в Россию и повышение эффективности инвестиционной деятельности должны стать одними из важнейших направлений корректировки современных экономических реформ проводимых в России. Это обусловлено совокупностью причин, главная из которых заключается в том, что без увеличения объемов прямых иностранных инвестиций Россия не в состоянии самостоятельно осуществить подъем национальной экономики, а, следовательно, и переломить негативные тенденции в социальной сфере. Повышение инвестиционной активности на всех уровнях экономики – главное условие решения этих задач.

Информация о работе Иностранное инвестирование в России