Инновации в системе управления инвестиционной деятельностью региона: кластерный подход

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2014 в 20:24, автореферат

Описание работы

Восстановление экономического роста требует значительного объема инвестиционных ресурсов, причем наиболее эффективным является привлечение средств в форме прямых инвестиций в основные производственные фонды, а также совершенствование существующих методов и механизмов управления инвестиционной деятельностью как на федеральном, так и на региональном уровне управления.

Файлы: 1 файл

Инновации в системе управления инвестиционной деятельностью реги.doc

— 206.50 Кб (Скачать файл)

В третьей главе "Разработка проекта регулирования инвестиционной деятельности в Нижегородской области" определены приоритеты развития региональной инвестиционной сферы, приведены рекомендации по совершенствованию механизма регулирования инвестиционной деятельности на мезоуровне, разработан проект программы инновационно-инвестиционного развития региона.

Для повышения инвестиционной активности руководству Нижегородской области, по мнению автора, необходимо сфокусировать внимание на решении следующих задач:

  • определение инвестиционных потребностей и приоритетов в соответствии с утвержденной стратегией развития области, а также содействие в развитии на территории области объектов, привлекательных для инвестиций;
  • формирование имиджа Нижегородской области как территории, привлекательной для инвестиций;
  • подготовка предприятий области для привлечения инвестиций;
  • привлечение стратегических инвесторов;
  • привлечение прямых финансовых инвесторов;
  • развитие инвестиционной инфраструктуры;
  • вовлечение в инвестиционный оборот финансовых ресурсов жителей области;
  • повышение эффективности процессов взаимодействия Правительства с инвесторами;
  • реализация мероприятий по снижению рисков инвесторов (административно-правовых, финансовых и политических).

В соответствии с мировой практикой к инвестиционным функциям регионов следует отнести, прежде всего, поддержку и развитие социально-бытовой и производственной инфраструктуры, осуществление структурной перестройки хозяйства, требуемой рыночной экономикой. Однако финансовая база региона не всегда достаточна для выполнения указанных задач. Поэтому инструментом реализации инвестиционной политики на уровне субъектов РФ должны стать региональные инвестиционные программы и планы на основе кластерного подхода. Только инвестиционные проекты, включаемые в эти программы, могут претендовать на долевое участие в их финансировании из федеральных источников.

Как показывает мировой опыт, приоритетными кластерами являются те, которые позволяют добиться быстрой окупаемости вложений и одновременно обусловливают возникновение потребностей в развитии сопряженных производств. К приоритетным сферам в Нижегородской области можно отнести прежде всего жилищное строительство, предприятия по хранению и переработке сельскохозяйственного сырья, легкую, пищевую промышленность и объекты инфраструктуры. Отличительной особенностью государственной стратегии инвестиционного процесса на основе кластерного подхода должен стать приоритет инвестиций в человеческий капитал (здравоохранение, образование, социальное обеспечение и страхование, наука, подготовка и переподготовка квалифицированных кадров), в отдельные секторы производственной инфраструктуры и важнейшие виды наукоемких и стратегических производств.

На современном этапе главными целями инвестиционного развития Нижегородской области на основе кластерного подхода являются поддержка собственных товаропроизводителей и увеличение внутреннего совокупного спроса.

Принципиальным вопросом является определение кластерной структуры капиталовложений: куда помещать инвестиционные ресурсы, какие производства поддерживать в первую очередь. В кризисной ситуации, когда платежеспособный спрос минимален, а некоторые виды продукции вообще отсутствуют, и отечественные, и иностранные средства нужно вкладывать в производства, где спрос стабилен, а это прежде всего кластеры, связанные с первоочередными потребностями населения — питанием, медикаментами, одеждой, жильем. Развитие приоритетных сфер можно обеспечить, опираясь на естественное назначение хозяйства, т. е. создание жизненных условий для региона.

Анализ перспективных возможностей экономики Нижегородской области свидетельствует, что, несмотря на всю сложность экономической ситуации, вполне реально улучшить ее за счет более полного и рационального использования собственного ресурсного потенциала. Поэтому важно выработать концепцию саморазвития региона, которая должна предполагать осуществление социально-экономической и научно-технической политики, в результате которой регион за счет собственного потенциала, а также взаимодействия с внерегиональными структурами сможет удовлетворить свои основные потребности. Необходимо, чтобы главным звеном этой концепции являлись финансовые рычаги и стимулы, способствующие росту доходов предприятий и населения как главного источника благосостояния области.

Предполагаемые показатели роста собственного инвестиционного потенциала нижегородской области отражены в таблице 3.

Таблица 3

Величина собственного инвестиционного потенциала  
Нижегородской области (млрд. руб.)2

Инвестиционный потенциал

2010

2011

2012

2013

2014

Всего

130,6

151,3

187,1

204,0

234,7

В % к предыдущему году

 

115,85

123,66

109,03

115,05

То же нарастающим итогом

130,6

281,9

469,0

673,0

907,7

           

Автор считает целесообразным регулирование инвестиций в инновационный сектор Нижегородской области программно-целевым методом на основе кластерного подхода и предлагает на данной основе разработку Областной целевой программы развития инновационной деятельности в Нижегородской области на 2009 - 2015 годы, которая призвана стать одним из сегментов предлагаемой Инновационной целевой программы развития Нижегородской области на 2010-2015 годы, а также одним из инструментов реализации Стратегии социально-экономического развития Нижегородской области на период до 2020 года.

Среди проблем, требующих программного решения на областном уровне, целесообразно выделить следующие:

  • наличие разрывов в инновационном цикле и в переходе от фундаментальных исследований через научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы к коммерческим технологиям;
  • отсутствие проектов, готовность которых достаточна для осуществления инвестирования в их реализацию;
  • рост технологической отсталости основных отраслей экономики региона;
  • отсутствие квалифицированных кадров для инициации и реализации инновационных проектов;
  • низкая согласованность в деятельности инфраструктурных организаций инновационной сферы;
  • недостаточное развитие малого инновационного бизнеса вследствие высоких стартовых и текущих расходов, увеличивающих период окупаемости проекта (срок кредитования и т.д.), административных и психологических барьеров.

Цель Программы состоит в развитии высокотехнологичных территориально-производственных кластеров экономики на базе внедрения инновационных технологий, обеспечивающих повышение конкурентоспособности региона.

Для достижения этих целей должны быть решены следующие задачи:

  • поддержка реализации инновационных проектов, направленных на развитие высокотехнологичных территориально-производственных

 

кластеров;

  • активизация системы качественных инновационных проектов, привлекательных для инвесторов;
  • развитие системы трансфера технологий;
  • обеспечение условий для формирования новых технологических платформ в экономике региона;
  • содействие ускоренному развитию конкурентоспособного сектора исследований и разработок;
  • формирование и развитие системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов в сфере инновационной деятельности.

Организацию управления реализацией Программы предлагается осуществить в виде Совета кластера, в который должны входить представители от основных участников: регионального правительства; базовых инновационных компаний, производящих ключевые товары; маркетинговых посредников; связанных организаций; логистических предприятий. Эффективность такой структуры определяется ее способностью быстро реагировать на изменения во внешней среде. (рис. 4).

Ожидаемыми результатами реализации Программы являются:

  • создание в Нижегородской области эффективно действующей региональной инновационной инфраструктуры, обеспечивающей формирование цепочки потребителей результатов инновационной деятельности "идея – опытный образец – инвестиционный проект – внедрение" на каждом ее этапе;
  • повышение конкурентоспособности организаций Нижегородской области за счет использования инновационных технологий;
  • повышение эффективности деятельности сектора исследований и разработок, развитие трансфера технологий, расширение внедрения разработок научных организаций, высших учебных заведений в реальное производство;
  • развитие научно-технологической базы промышленных предприятий;
  • повышение экономической эффективности инвестиций в инновационные проекты за счет создания условий качественной подготовки, отбора и сопровождения проектов;
  • обеспечение экономики Нижегородской области квалифицированными специалистами в сфере создания и управления инновационным бизнесом, вовлечение не менее четырёх образовательных учреждений в учебный процесс, связанный с подготовкой специалистов в сфере инновационной деятельности;
  • увеличение объема научно-технических работ не менее чем на 10% ежегодно.

 

Рис. 4. Предлагаемая организационная структура  
управления реализацией Программы

 

Критериями оценки эффективности реализации Программы являются:

  • создание институциональных и правовых условий для развития организаций, осуществляющих инновационную деятельность;
  • достижение реальных результатов в экономике Нижегородской области на базе внедрения инновационных технологий;
  • привлечение инвестиционных ресурсов в инновационную сферу;
  • расширение частно-государственного партнерства в процессе реализации Программы, рост объемов привлеченных внебюджетных средств.

В заключении приведены основные результаты исследования и направления дальнейшего научного и практического изучения проблем разработки инновационных организационно-экономических механизмов повышения эффективности регулирования инвестиционной деятельности в регионях.

Основные выводы. Резюмируя изложенное, отметим, что работа по привлечению инвестиций в Нижегородскую область должна быть ориентирована на поддержку инновационных и экспортоориентированных произ-

 

водств. При этом инвестиционное сотрудничество должно быть направлено в первую очередь на модернизацию предприятий и освоение передовых технологий в наиболее важных отраслях, что будет способствовать росту инвестиционного потенциала региона. Анализ перспективных возможностей экономики области свидетельствует, что, несмотря на всю сложность текущей экономической ситуации, вполне реально улучшить ее за счет более полного и рационального использования собственного потенциала.

Проведенная работа позволит осуществить дальнейшее совершенствование механизма привлечения отечественных и иностранных инвесторов на территорию региона, создаст условия для более удачного выхода производителей области на общероссийские и зарубежные рынки, поможет установить новые контакты с партнерами, и в целом повысить имидж Нижегородской области за счет улучшенных показателей инвестиционного климата, основанных на реальных позитивных изменениях региональной социально-экономической системы.

 

3. ОСНОВНЫЕ ПУБЛИКАЦИИ ПО ТЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЙ

 

А) Публикации в ведущих рецензируемых научных журналах и изданиях, определенных ВАК Минобрнауки России

1. Крюков, С.Л. Формирование стратегии  развития сети автомобильных дорог общего пользования на основе кластерного подхода на примере Нижегородской области / С.Л. Крюков // Вестник Казанского технологического университета. – Казань : Изд-во Казан. гос. технол. Ун-та, 2008. - №3. – С.167–171 (0,3 п.л.).

2. Крюков, С.Л. Обоснование целесообразности использования кластерного подхода в качестве инструмента обеспечения конкурентоспособности регионов, отраслей и компаний / С.Л. Крюков // Вестник Казанского технологического университета. – Казань : Изд-во Казан. гос. технол. Ун-та, 2008. - №6. Ч.II. – С.37–41 (0,3 п.л.).

3. Крюков, С.Л. Развитие методологии  обеспечения конкурентных преимуществ  компании на основе кластерного  подхода / С.Л. Крюков // Вестник Казанского  технологического университета. –  Казань : Изд-во Казан. гос. технол. Ун-та, 2009. - №3. – С.114–117 (0,25 п.л.).

 

Б) Другие публикации

4. Крюков, С.Л., Кузнецов, В.П. Методология обеспечения конкурентоспособности региональной экономики на основе кластерного подхода: Монография /В.П. Кузнецов, В.В. Англичанинов, С.Л. Крюков, М.А. Шукшин. – Н.Новгород: ВГИПУ, 2008. – 110 с. (0,06 п.л.)

5. Крюков, С.Л. Формирование стратегии развития сети автомобильных дорог общего пользования на основе кластерного подхода / С.Л. Крюков // VIII Международная Научно-методическая конференция преподавателей вузов, ученых и специалистов, посвященная 45-летию инженерно-педагогического образования в Нижегородской области и 40-летию Волжского государственного инженерно- (27, 28 марта 2007 г.) «Инновации в системе непрерывного профессионального образования» : сб. мат. – Н.Новгород: ВГИПУ, 2007. – Т.2. – С.87–88 (0,12 п.л.).

6. Крюков, С.Л. Использование кластерного подхода при формировании стратегии дорожного строительства Нижегородской области / С.Л. Крюков // VII Международная Научно-методическая конференция преподавателей вузов, ученых и специалистов (27, 28 марта 2007 г.) «Инновации в системе непрерывного профессионального образования»: сб. мат. – Н.Новгород: ВГИПУ, 2007. – Т.2. – С.91–93 (0,18 п.л.).

7. Крюков, С.Л. Алгоритм разработки организационной структуры управления предприятием / С.Л. Крюков // Труды межвузовской научно-практической конференции преподавателей вузов, ученых, специалистов, аспирантов, студентов (24-25 апреля 2007 г.) «Стратегия развития пищевой промышленности»: сб. тр. – Н.Новгород: НФ МГУТУ, 2007. – С.102–104 (0,18 п.л.).

8. Крюков, С.Л. Совершенство технологии стратегического анализа / С.Л. Крюков // VIII региональная научно-практическая конференция «Развитие инвестиционно-строительного комплекса региона в свете реализации национальных программ» : сб. ст. – Н.Новгород: НРО МАИЭС, 2007. – С.62–64 (0,18 п.л.).

9. Крюков, С.Л. Диверсифицированные компании: методологические аспекты их классификации / С.Л. Крюков // V Международная практическая конференция преподавателей, ученых, аспирантов, студентов (26 октября 2007 г.) «Промышленное развитие России: проблемы, перспективы» : сб. мат. – Н.Новгород: ВГИПУ, 2007. – Т.1. – С.166–171 (0,4 п.л.).

Информация о работе Инновации в системе управления инвестиционной деятельностью региона: кластерный подход