Фискальная политика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2012 в 16:03, курсовая работа

Описание работы

Среди множества экономических рычагов, при помощи которых государство воздействует на рыночную экономику, важное место занимают налоги. В усло¬виях рыночных отношений, и особенно в переходный к рынку период, налоговая система является одним из важнейших экономических регуляторов, основой фи¬нансово-кредитного механизма государственного регулирования экономики. Го¬сударство широко использует налоговую политику в качестве определенного ре¬гулятора воздействия на негативные явления рынка. Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка.

Файлы: 1 файл

ФИСКАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ.doc

— 208.00 Кб (Скачать файл)

Принципы налогообложения на практике реализуются через методы налогообложения. Многовековая практика налогообложения разработала четыре метода: равный, пропорциональный, прогрессивный, регрессивный.

Метод равного налогообложения заключается в том, что все налогоплательщики уплачивают одинаковую сумму налога независимо от имеющегося в их собственности дохода или имущества.

Метод пропорционального налогообложения. Суть метода заключается в том. Что величина ставки одинакова для всех плательщиков. Однако уплачиваемый налоговый оклад будет различным. Его величина зависит от размера обложения. Чем больше величина объекта (дохода или имущества), тем при равной ставке больше сумма налогового обязательства.

Метод прогрессивного налогообложения. При прогрессивном налогообложении плательщики могут платить налоги по разным ставкам. Чем больше доход (имущество), тем выше ставка налога и тем больше сумма налогового оклада.

Метод регрессивного налогообложения заключается в том, что для более высоких доходов устанавливаются пониженные ставки налога.

Важным вопросом в деле организации налогообложения является определение способа уплаты налога. Выделяются три способа: кадастровый, «у источника», по декларации.

Кадастровый способ уплаты. При кадастровом способе уплаты исходят из того, что избранные внешние признаки объектов (домов, земель) соответствуют их известной доходности. В кадастре[4] устанавливаются эти внешние признаки, по признакам назначаются разряды обложения, объекты разносятся по указанным разрядам. Величина уплачиваемого налога при этом связана с реальной доходностью облагаемого объекта. При кадастровом способе уплаты устанавливаются фиксированные даты уплаты налога.

Способ уплаты налога «у источника» предписывает, что обязанность по исчислению налога, его удержанию из начисленного дохода и перечислению в бюджет возложена на того, кто выплачивает доходы. Налогоплательщик получает свой доход за вычетом налога, в «чистом» виде.

Способ уплаты налогов по декларации. Налоговая декларация представляет собой официальное заявление о налоговых обязательствах налогоплательщика, составленное по законодательно установленной форме. В налоговой декларации указывается полученный доход, расходы, связанные с его получением, а также рассчитывается сумма налога, причитающаяся к уплате в бюджет. При этом способе налогоплательщик сначала получает  доход. А лишь затем исчисляет налог и уплачивает его в бюджет.

 

2.5. Проблемы налогообложения. Кривая Лаффера

 

Проблемы налогообложения:

1)     Высокие налоги сокращают стимулы к получению больших доходов, а стало быть сокращают сумму поступающих налогов;

2)     Низкие налоги не пополняют государственный бюджет.

Таким образом необходимо найти оптимальные ставки процента налога. Это явление отображается на кривой Лаффера.

Кривая Лаффера – графическое отображение зависимости между объемом налоговых поступлений в государственный бюджет и средним уровнем налоговых ставок в стране. Кривая названа по имени американского экономиста А. Лаффера, который доказал, что увеличение государственных доходов за счет роста налоговых ставок не всегда возможно, поскольку чрезмерное налоговое бремя ведет к обратному результату - уменьшению налоговых поступлений в государственный бюджет.

На кривой Лаффера (рис. 2.1. ) отмечают следующие критические точки:

      ставка налога равна нулю: поступлений в бюджет нет;

      ставка налога равна 100%: поступлений в бюджет также нет (в легальной экономике никто не работает, все уходят в «теневую экономику»);

      при всех остальных значениях r налогоплательщики будут платить налоги, а государство их получать;

      r в точке А: при определенном значении ra достигается максимум поступлений налогов в бюджет, а ra считается оптимальным уровнем ставки налога, Ta – максимальная сумма налоговых поступлений в бюджет.

Если ставка налога будет увеличиваться по сравнению с ra, то произойдет не увеличение, а уменьшение суммы налоговых поступлений в бюджет, т.е. при rb>ra, Tb<Ta, поскольку при больших ставках налога снижаются стимулы к трудовой и предпринимательской деятельности.

Итак, суть «эффекта Лаффера» заключается в следующем: если экономика находится справа от точки А (например в точке В), то уменьшение уровня налогообложения до оптимального (ra) в краткосрочный период приведет к временному сокращению налоговых поступлений в бюджет, а в долгосрочном периоде – к их увеличению, поскольку возрастут стимулы к трудовой и предпринимательской деятельности, произойдет переход из «теневой» в легальную экономику.

 

 




2.6. Кривая Лоренца

 

Различия в уровне доходов на душу населения, или на одного занятого, называется дифференциацией доходов. Неравенство доходов характерно для всех экономических систем. Для количественной оценки дифференциации доходов применяются различные показатели. Степень неравенства доходов отражает кривая Лоренца (рис. ), при построении которой по оси абсцисс откладываются доли семей (в % от общего их числа) с соответствующим процентом дохода, а по оси ординат – доли доходов рассматриваемых семей (в % от совокупного дохода). Теоретическая возможность абсолютно равного распределения дохода представлена биссектрисой, которая указывает на то, что любой данный процент семей получает соответствующий процент дохода. Это значит, что если 20, 40, 60% семей получают соответственно 20,40,60% от всего дохода, то соответствующие точки будут расположены на биссектрисе.

Кривая Лоренца демонстрирует фактическое распределение дохода. Например, 20% населения с самыми низкими доходами получили 5% общего дохода, 40% с низкими доходами – 15% и т.д. Заштрихованная область между линией абсолютного равенства и кривой Лоренца указывает на степень неравенства доходов: чем больше эта область, тем больше степень неравенства доходов. Если бы фактическое распределение доходов было абсолютно равным, то кривая Лоренца и биссектриса совпали бы. Кривая Лоренца используется для сравнения распределения доходов в различные периоды времени или между различными группами населения.

 

рис. 2.2. Кривая Лоренца

 

2.7. Налоговая система и ее структура

 

В современных государствах существует большое количество разнообразных налогов, а также сборов и пошлин. Между нами есть определенная взаимосвязь, нашедшая выражение в понятии «налоговая система».

Как и любая другая система, налоговая система – это целостное явление, состоящее из отдельных частей, элементов. Они объединены общими сущностными признаками, целями и задачами, а также находятся в определенной соподчиненности между собой. Важнейшим элементом налоговой системы выступает совокупность взимаемых государством с юридических и физических лиц различных видов налогов, сборов, пошлин как форм проявления объективных налоговых отношений. Однако по существу налоговая система – более сложное явление. Организация налоговых отношений есть результат действия государства. Поэтому характеристика налоговой системы предполагает и такой элемент, как компетенция (права и обязанности) государственных органов (законодательных и исполнительных). В процессе их деятельности вырабатываются принципы, формы и методы построения налогов, методы их исчисления.  

Отдельным элементом налоговой системы, предпосылкой ее эффективности и управляемости. Является совокупность налоговых органов, которые организуют и осуществляют работу по контролю за полнотой, правильностью исчисления и своевременностью уплаты налогов.

Таким образом, налоговая система может быть определена как: совокупность налогов, взимаемых государством; принципов, форм и методов их установления, изменения и отмены; методов исчисления и взимания; форм и методов налогового контроля и ответственности за нарушение налогового законодательства.

Налоговая система, ее разнообразие зависят от типов (субъектов) хозяйственной деятельности и их организации. В большинстве стран выделяют четыре сектора, которые различаются между собой не только способом хозяйственной деятельности, но и особенностями налогового регулирования:

     государственный сектор;

     коммерческий сектор (частные фирмы, корпорации, общества с ограниченной ответственностью, акционерные общества);

     финансовый сектор (банки, страховые общества, финансовые компании, биржи);

     население.

Для оценки эффективности налоговой системы выделяют два основных фактора. Первый – полнота охвата (выявления) источников доходов в целях обложения их налогом. Это обуславливает тенденцию усложнения налоговой системы, специализацию и дифференциацию форм, методов налогообложения. Второй – минимизация расходов по взиманию налогов.  Это предполагает упрощение управления налогами, в том числе через их укрупнение.

Обобщая итоги развития налоговой системы, можно констатировать, что структура налоговой системы определяется следующими факторами:

     уровень экономического развития (развития производительных сил);

     общественно-экономическое устройство общества (сочетание рынка и государства);

     господствующая в обществе экономическая доктрина (нейтральность налоговой системы или активное вмешательство);

     государственное устройство стран (федеративное или унитарное государство).

 

2.8. Классификация налогов

 

Развитые в экономическом отношении государства используют в качестве инструментов косвенного воздействия на экономику и формирование своих доходов совокупность налогов, сборов и пошлин. Эта совокупность требует своего упорядочения, классификации.

Классификация налогов – это группировка их по ряду наиболее существенных признаков. Классификация налогов позволяет выявить различия и сходства разнообразных налогов. Особые свойства различных видов налогов требуют специфических условий их исчисления и взимания.

Группировка налогов производиться по различным признакам (критериям). Поэтому существует несколько вариантов классификации налогов:

   по способу взимания;

   по уровням налоговой системы, определяющим порядок взимания и распоряжения налогами;

   по плательщикам;

   по объекту обложения;

   по порядку использования (по назначению);

По способу взимания налоги подразделяются на прямые и косвенные. В соответствии с этим критерием прямые налоги:

     построены на основе признаков постоянного характера, следовательно, заранее определима сумма налоговых поступлений;

     взимаются по систематически обновляемым спискам в определенные сроки (регистрация в налоговых органах).

Немаловажное значение для деления налогов на прямые и косвенные имеет такой фактор, как платежеспособность (прямая ил опосредованная оценка платежеспособности уплачивающего налоги лица).

Для прямых налогов в этом случае характерно:

 обложение определенного источника;

 индивидуальное направление требования государства определенному лицу с учетом оценки его платежеспособности.

Таким образом, прямые налоги – это налоги подоходно-поимущественные. Прямые налоги взимаются с доходов или имущества физических и юридических лиц. Ими облагаются заработная плата, прибыль, проценты, стоимость дома, построек, земли, ценных бумаг. При этом прямые налоги делятся на реальные (отдельные виды имущества) и личные (с доходов).

Для реальных налогов характерно взимание платежа с хозяйственного субъекта или объекта (с отдельных видов имущества). Обложение строится исходя из средней доходности этого имущества, а не фактической для конкретного налогоплательщика. 

Исторически реальные налоги были первыми. К ним относятся: поземельный, подомовый (на недвижимое имущество), промысловый, на денежный капитал, на ценные бумаги, на скот.

Личные налоги – налоги на доход или имущество физических и юридических лиц, взимаемые у источника дохода или по декларации. Определение «личный» исходит из того, что учитываются личные, индивидуальные характеристики плательщика: размер семьи, наличие иждивенцев, социальный статус, фактический размер дохода и др.

В зависимости от объектов обложения выделяются следующие виды личных налогов: подоходный налог, налог на прибыль юридических лиц, поимущественный налог.

По косвенным налогам государство непосредственно не устанавливает платежеспособности лица, уплачивающего налог. Косвенные налоги – налоги на товар или услугу, взимаемые путем включения их в цену товара или в тариф на услугу. Государство заявляет о своих правах на часть стоимости товаров, услуг в момент реализации этих товаров, услуг. При реализации такого товара полученные налоговые суммы перечисляются в бюджет организациями, реализующими товары и услуги, которые одновременно могут быть и производящими их. Таким образом, связь между государством и плательщиком не прямая, а косвенная, опосредованная третьим участником. Косвенные налоги – это налоги на расход, т.е. на предметы потребления. К ним относятся  акцизы (индивидуальные и универсальные), фискальные монополии, таможенные пошлины.

Акцизы – основной вид косвенного налогообложения. Устанавливаются преимущественно на товары потребления или массовые услуги. Налог включается как составная часть в цену или тариф. Сборщиками акцизов выступают субъекты хозяйствования, производящие подакцизные товары или оказывающие облагаемые услуги, а плетельщиками – покупатели при оплате товаров или услуг.

Информация о работе Фискальная политика