Финансовое обеспечение инновационной деятельности в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2013 в 10:47, курсовая работа

Описание работы

Успех инновационной деятельности зависит от общей экономической ситуации в стране и государственной научно-технической стратегии, от полноценного ресурсного обеспечения, конъюнктуры рынка, профессионализма специалистов, эффективного менеджмента и от наличия развитой инновационной инфраструктуры, которая обеспечивает эффективную реализацию всех этапов инновационного процесса вплоть до успешной коммерциализации разработок.
Целью данной работы является анализ, обобщение и систематизация теоретических и практических основ финансового обеспечения инновационной деятельности.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1 ТЕОРИЯ ФИНАНСИРОВАНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 5
1.1 Понятие, сущность и функции инноваций 5
1.2 Формы и источники финансирования инновационной деятельности
1.3 Методологические проблемы финансового обеспечения инновационной деятельности 8
14
2 АНАЛИЗ ФИНАНСИРОВАНИЯ ИННОВАЦИОННЫХ ПРОГРАММ 19
2.1 Анализ финансирования государственных инновационных программ 19
2.2 Финансирование инновационных проектов компанией ОАО «Роснано» 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 31

Файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 66.93 Кб (Скачать файл)

Объектами бюджетного финансирования в инновационной деятельности являются:

  1. приоритетные направления научно-технического прогресса;
  2. целевые бюджетные фонды;
  3. сектора науки, ведущие фундаментальные и поисковые исследования.

В подавляющем большинстве случаев финансируются проекты, обеспечивающие выпуск высококачественной, конкурентоспособной продукции. Для успеха проекта рекомендуется применять устоявшуюся, отработанную технологию, выпускать продукцию, ориентированную на достаточно емкий и проверенный рынок.

Высоки шансы получения финансирования и у инноваций — имитаций, в том числе усовершенствующих, дополняющих, замещающих и вытесняющих базовую модель.

Другим из важнейших источников финансирования инноваций являются собственные средства предприятий. На уровне предприятий, объединений и большинства научно-технических организаций (НИИ, КБ) они являются основным источником финансирования. Так, в 2000–2002 гг. удельный вес собственных средств российских предприятий (объединений) в структуре источников финансирования инноваций составлял 65–70 %. В настоящее время все большую роль приобретают собственные средства предприятий, что объясняется рядом причин: целенаправленностью таких средств, нехваткой бюджетных средств, распыленностью и нецелевым использованием некоторых внебюджетных фондов, несовершенством кредитной системы (высокая стоимость кредита, отсутствие заинтересованности банков, сложность оформления кредита и др.). Стоит отметить, что указанная тенденция в целом характерна и для национальных инновационных систем в промышленно развитых странах.[ 11, с.61]

Тенденция к росту собственных  средств предприятий отражает усиление направленности системы финансирования на ускоренное внедрение и использование  новшеств (продуктовых, технологических, организационно-управленческих). Расходуя собственные средства на инновационное  развитие, предприятия (объединения, фирмы) в большей мере заинтересованы в  быстром получении эффективной  отдачи от реализации новшеств. Очевидно, выявленная тенденция сохранится и  в будущем. При этом имеется в виду, что средства федерального бюджета будут направляться на выполнение важных, крупномасштабных федеральных комплексных инновационных программ.

Собственные средства предприятий  в основном формируются за счет прибыли, амортизационных отчислений, иногда экспортных доходов, реализации выбывшего  и излишнего имущества. Амортизационные  отчисления составляют более 50 % собственных  средств, прибыль – чуть более 30 %. Независимо от доли амортизационных  отчислений в собственных средствах  предприятий с точки зрения совершенствования  системы финансирования инноваций крайне важно:

    1. формирование системы целевого использования амортизационных средств для выполнения научно-технических разработок, опытных, экспериментальных и других работ;
    2. применение методов ускоренной амортизации активной части основных фондов.

В научно-исследовательских институтах, опытно-конструкторских бюро и научно-производственных комплексах (НПО, НТИ), где осуществляется львиная доля инновационных разработок в стране, одним из источников финансирования также являются собственные средства. Они формируются за счет:

  • прибыли (дохода) от выполнения хоздоговорных работ с другими организациями, государственными органами и коммерческими структурами;
  • продажи научной продукции (патентов, изобретений, лицензий, ноу-хау, проектно-конструкторской и технологической документации, рецептов, опытных изделий и технологических регламентов) на рынке новшеств;
  • оказания консультационной помощи;
  • амортизационных отчислений.

Для большинства вышеперечисленных  организаций амортизационные отчисления в структуре собственных средств занимают скромное место. Исключение составляют научно-производственные комплексы, где преобладают производственные подразделения с большим объемом основных и оборотных фондов.

Еще одной важной и относительно новой формой финансирования инноваций является проектное финансирование.

Основными кредиторами-инвесторами  при проектном финансировании являются коммерческие и инновационные банки, но ими могут быть правительственные  учреждения, иностранные компании, предприятия различных отраслей, международные финансовые организации  и негосударственные (коммерческие) структуры. Такая форма финансирования инноваций отличается организационной  сложностью, ограниченностью информации при выборе конкретных инновационных  проектов и повышенным коммерческим риском. К особенностям этой формы  финансирования относятся наличие  четких и юридически закрепленных гарантий государственных органов и международных  финансовых организаций, четкое распределение  рисков между инвесторами-кредиторами, организаторами и гарантами проекта.

Отличительной особенностью является то, что к проектному финансированию допускаются только те инновационные  разработки, которые могут обеспечивать после реализации постоянный поток  финансовых средств и погашение  долговых обязательств. Последнее требует  проведения всесторонней и квалифицированной  экспертизы инновационных разработок. Погашение долговых обязательств осуществляется за счет первичных источников, доходов, полученных от реализации инновационного проекта, а в отдельных случаях  они могут быть компенсированы за счет вторичных источников, активов  гарантов или бюджетных дотаций (субсидий).

Одним из источников финансирования инновационной деятельности являются внебюджетные фонды. Они функционируют  как источники финансирования инноваций на всех уровнях управления инновационным процессом: государственном (федеральном), отраслевом, региональном. Кратко рассмотрим содержание, значение и особенности формирования внебюджетных фондов.

Необходимость реконструкции и  перевооружения предприятий, применения принципиально новых форм организации  производства, активизации инновационной  деятельности, освоения принципиальных новшеств и т. д. требует наличия  значительных ресурсов и оперативного их перераспределения. Государственный бюджет является эффективной формой образования финансовых ресурсов, но использование бюджетных средств регламентируется законодательными органами (Федеральным Собранием), поэтому об оперативном перераспределении средств не может быть и речи.

Внебюджетные фонды – это  форма перераспределения и использования  финансовых ресурсов, предназначенных  для реализации конкретных целей (социального, экономического, научного, технологического, экологического характера) и для  финансирования потребностей, не предусмотренных  в бюджетах разного уровня. В настоящее  время они являются важным звеном финансовой системы и, в частности, системы финансирования инноваций.

Впервые внебюджетные фонды стали  создаваться в России в начале 1990-х годов. на базе Закона «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса» от 10 октября 1991 г. В дальнейшем процесс их создания и функционирования регламентировался законами «О местном самоуправлении РСФСР» от 6 июня 1991 г., «Об основах бюджетных прав и прав по формированию и использованию внебюджетных фондов, представительных и исполнительных органов государственной власти…» от 15 апреля 1993 г., «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации» от 23 сентября 1997 г. Кроме того, функционирование внебюджетных фондов регламентировано Бюджетным кодексом (от 31 июля 1998 г.) и нормативно-правовыми актами, на основе которых были созданы отдельные внебюджетные фонды. В этих документах регламентируются формы и методы функционирования внебюджетных фондов, указываются источники формирования, определяются порядок и направления их использования. [11, с.63]

 

1.3 Методологические  проблемы финансового обеспечения  инновационной деятельности

Отличительными  особенностями организации финансирования  инновационной деятельности  (помимо ее целевой ориентации) являются множество  источников финансирования, обеспечивающих комплексность охвата финансированием  разнообразных направлений инновационного процесса и разных его субъектов  и способность гибко приспосабливаться  к динамично изменяющимся условиям внешней среды с целью обеспечения   максимальной   эффективности   использования финансовых ресурсов. Рост финансовой отдачи от реализации инновационных проектов выступает  важнейшим обобщающим показателем,  на основе  которого определяются   конечные  результаты   инновационной  деятельности и действенность финансовой политики, реализуемой самими хозяйствующими субъектами и комплексным    экономическим   субъектом —  государством.

Процесс формирования капитала, реально направляемого  на инновационную деятельность, претерпел  достаточно серьезные качественные и количественные изменения в  ходе экономических реформ.

Капитал, направляемый в инновации, проявляется  в конкретных формах инвестиций, которые  можно систематизировать по следующим  характеристикам:

  • по форме вложения и осуществления контроля за инновационной   деятельностью: прямые (непосредственное вложение финансовых, интеллектуальных и других альтернативных средств в производство новации или приобретение  реальных  активов); портфельные (приобретение   ценных   бумаг)   или   предоставление средств в виде кредитов;
  • по видам инвестирования: финансовые инвестиции или вложения денежных средств и их эквивалентов (целевые вклады, оборотные средства, ценные бумаги, паи, ссуды и т.д.), интеллектуальные инвестиции, имущественные права;
  • по формам собственности: государственные, муниципальные, частные, смешанные;
  • по условиям ассигнований: льготные, нельготные;
  • по отношению к незамкнутой экономической системе: резидентные; нерезидентные.
  • по альтернативности способов финансового обеспечения: венчурные, лизинговые, факторинговые, совместно-долевые.

Основные  источники инвестиций в инновации:

  • собственные финансовые средства,  иные виды активов (основные фонды, земельные участки, промышленная  собственность и т.п.) и привлеченные средства;
  • ассигнования из центрального, региональных и местных бюджетов;
  • иностранные   инвестиции,   предоставляемые   и форме финансового или иного участия в уставном капитале;
  • кредиты, в том числе государственные на возвратной основе, коммерческих банков и иностранных инвесторов [12, с.80].

Масштабы  инвестиций в инновационную сферу  различны в разные фазы цикла. Освоение базовых инвестиций, требующее крупных  и окупаемых в долгосрочном периоде  инвестиций, происходит в периоды  выхода из кризиса и оживления. Поскольку  склонность к накоплению и инновациям в период кризиса ослабевает, государство  непосредственно (на основе бюджетных  вложений) и косвенно (путем предоставления экономических льгот) поддерживает инновационную активность, способствуя оживлению экономики и усиливая ее конкурентоспособность. Масштабы государственной поддержки в фазах подъема и стабильного развития сокращаются, а сам инновационный процесс осуществляется на конкурентной основе. В этот период преобладают  улучшающие   инновации, требующие меньших инвестиций и не связанных со столь значительным риском, как в случае базисных инноваций. Это позволяет сократить и масштабы государственной поддержки инновационной деятельности. Уровень инновационно-инвестиционной активности минимален в фазе кризиса, когда получают развитие псевдоинновации, не требующие существенных улучшений.

Понятие «рисковый капитал» наиболее адекватно  отражает характер использования денежных средств в инновационную деятельность,   характер   связи   между   различными   этапами инновационного цикла. Степень риска инвестиций в инновации существенно варьируется  в зависимости от 
уровня неопределенности их конечного результата. Эти обстоятельства, а также недостаточность собственных средств   побуждают   предпринимателей   использовать кредитные формы финансирования нововведений. К особенностям, отличающим механизм рискового (венчурного) финансирования от банковского кредитования, относится то, что в случае рисковых капиталовложений кредит предоставляется под перспективную идею и не может иметь гарантий его обязательного погашения  за счет имущества, фондов или прочих активов фирмы, иными словами,  предполагается возможность потери вложенных средств,  если инновационный проект не принесет после своей реализации ожидаемых результатов.

Венчурный (рисковый) капитал — это деньги, помещаемые в новое предприятие  в форме долговых обязательств или  обыкновенных акций. Данный капитал  не регистрируется несколько лет, так  как долговые обязательства (обыкновенные акции) не могут быть проданы, пока их выпуск не зарегистрирован, т. е. несколько  лет они не обладают ликвидностью.

Таким образом, венчурные инвестиции — это рисковый капитал, направляемый в развитие быстрорастущих фирм, возникающих в процессе реализации коммерчески перспективного предпринимательского проекта. Венчурный капитал не имеет  гарантий получения дохода в виде фиксированного процента, а также  в виде залога либо гарантий его  возврата инвестору [13, с.69].

Отечественная система финансирования инновационной  деятельности постоянно развивается. До 1991 г. она основывалась на бюджетных  ассигнованиях и децентрализованных источниках целевого назначения. В  ходе реорганизационных мероприятий, проводившихся в 1990—1991 гг. в нашей  стране, было отменено регламентированное   распределение   прибыли   по   формам экономического стимулирования, ликвидировано большинство отраслевых централизованных фондов, упрощена система  контроля за оплатой труда, либерализованы цены. Порядок финансирования инновационных проектов в каждом конкретном случае стал зависеть от характера внедряемых мероприятий и финансовых источников,   привлекаемых  субъектами   инновационной деятельности.

Осуществление инноваций всегда имеет целью  улучшение финансового положения  предприятия — увеличение собственных  средств за счет капитализации инновационной  прибыли. На уровне предприятия гарантированное  финансовое обеспечение служит предпосылкой осуществления стратегического  планирования (определение портфеля инновационных продуктов, направлений  их создания, распределения объема ресурсов во времени и количественном аспектах и т. д.). Формирование средств  для финансово-кредитного обеспечения  деятельности предприятий из разных источников при условии диверсифицированности вложений капитала позволяет обслуживать множество направлений самой инновационной деятельности, в наибольшей степени отвечающих платежеспособному спросу на инновационные продукты.

Информация о работе Финансовое обеспечение инновационной деятельности в России