Факторы привлечения прямых иностранных инвестиций в экономику регионов России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2013 в 15:03, дипломная работа

Описание работы

Такие цифры говорят о том, что деловой климат России не является привлекательным для иностранных инвесторов. В то время как другие развивающиеся экономики в последние годы демонстрируют экономический рост, не обладая такими природными ресурсами как Россия. К примеру, объем прямых иностранных инвестиций на душу населения в 2010 году в России составляли $91, а в Казахстане значение этого показателя установилось на уровне $890 на душу населения. И в 2013 году эта страна поднялась на 49 место в рейтинге Doing Business. Это объясняется не только благоприятным деловым климатом в стране, но и многими другими показателями. Например, снижением налоговой нагрузки
на физических и юридических лиц

Содержание работы

Введение. 3
Глава 1. Понятие и характеристика инвестиций. Мировые инвестиции и инвестиции в России. 9
1.1 Понятие и виды инвестиций. 9
1.2 Прямые иностранные инвестиции в мире и в России. 11
Глава 2. Региональное распределение ПИИ в России. Факторы привлечения ПИИ в российские регионы. 15
2.1 Прямые инвестиции в регионах России. 15
2.2 Классификация факторов ПИИ. 20
2.3 Индекс привлекательности UNCTAD. 23
2.4 Общая классификация факторов ПИИ. 25
2.5 Анализ «мягких» и «жестких» факторов. 27
Глава 3. 42
3.1 Улучшение инвестиционного климата регионов. 42
3.2 Инвестиционный климат в Республике Башкортостан. 45
Заключение. 50
Библиографический список. 52

Файлы: 1 файл

Выпускная квалификационная работа Зворыгина И.И. — копия.docx

— 351.51 Кб (Скачать файл)
  1. Республика Башкортостан отстает от других регионов исследования 
    по фактору «Человеческий капитал», в особенности по уровню образования населения и по уровню миграционной привлекательности. Однако в регионе высокий процент трудоспособного населения в общей численности населения.
  2. Регион обладает достаточными финансовыми возможностями для поддержки инвесторов, однако в данный момент не оказывает такую поддержку.
  3. Для размещения производств инвесторов в регионе не только необходимой, но и достаточной инфраструктуры нет. В особенности это относится 
    к транспортной инфраструктуре.
  4. Регион имеет хорошее географическое положение, огромный запас различных природных ресурсов, необходимых и для добывающих и для обрабатывающих производств, однако большинство этих ресурсов 
    не используется.
  5. Низкий объем производства инновационных товаров, работ и услуг сильно ухудшает инвестиционный климат Башкирии.

Для инвесторов такой анализ может стать определяющим в решении 
об инвестировании в данный регион и, скорее всего, будет принято отрицательное решение. Все факторы имеют разное значение для инвесторов, например низкий показатель по фактору «человеческий капитал» является риском дефицита квалифицированных кадров, причем возможность их привлечения из соседних регионов ограничена. Для решения этой проблемы необходимо развивать систему образования в регионе, например, путем открытия крупного государственного университета многопрофильного направления в г. Уфа. Это также привлечет молодежь из соседних регионов, тем самым увеличив миграционную привлекательность региона в долгосрочном периоде и предотвратив «утечку умов».

Бюджетные возможности региона  позволяют инвесторам рассчитывать 
на поддержку со стороны региональных властей. В это время регион должен разрабатывать разнообразные инструменты финансовой поддержки инвесторов. 
К примеру, обеспечить кредитные гарантии под залог выдаваемого участка. Это привлечет не только крупных, но и средних инвесторов. Этот участок также должен удовлетворять требованиям инвесторов. В республике имеется недостаток таких участков и необходимо строительство промышленных площадок, подготовленных для инвесторов. В мире в настоящее время возрастает интерес 
к локализации производства в России среди среднекрупных высокотехнологичных производителей, особенно в сфере производства автокомпонентов. Им необходимы индустриальные парки, отвечающие требованиям международных стандартов. 
Из-за отсутствия таких площадок Башкортостан не входит в список возможных мест размещения производств. Низкий объем производства инновационных товаров, работ и услуг также сильно ухудшает инвестиционный климат Башкирии, как и неразвитая транспортная система.

По «жестким» факторам Республика Башкортостан лидирует среди других регионов. Высокая численность населения, город-миллионник Уфа, 140 километров до ближайшего пограничного пункта с Казахстаном, а также 
по территории республики проходит Транссибирская магистраль. В дополнение огромный запас природных ресурсов. Однако такая рнформация доступна не всем инвесторам, в связи с чем, необходимо проводить активную политику информирования о преимуществах региона. Для того, чтобы информация напрямую доходила до инвесторов, нужно участвовать в международных инвестиционных форумах, презентовать республику с лучших сторон.

 

Глава 3

3.1 Улучшение инвестиционного климата регионов

Проблема улучшения инвестиционного  климата была определена как одно 
из направлений деятельности Министерства экономического развития Российской Федерации еще в 2010 году. За два с половиной года работы произошли существенные изменения, среди которых:

    • Упрощение административных процедур в сфере строительства
    • Снижение стоимости подключения к электросетям и коммунальной инфраструктуре
    • Совершенствование законодательства в сфере таможенного, уголовного и миграционного контроля
    • Задействование региональных властей в инвестиционный процесс

Все это позволило привлечь в  страну 18,7 млрд. долларов США прямых иностранных инвестиций в 2012 году, что составляет 101,4% по отношению к 2011 году. По данным опроса распорядителей фондов Bank of America (BofA) Merrill Lynch в марте 2013 года Россия является самой привлекательной страной 
для инвесторов среди глобальных развивающихся рынков, обойдя Индонезию, Таиланд, Индию, Турцию и Китай24.

Улучшения заметны и на уровне регионов. Как известно, инвестиционный климат важен для экономического и социального развития региона, к тому же, есть зависимость между ВРП и объемом прямых инвестиций. Динамику инвестиций 
и валового регионального продукта можно видеть на рисунке 13.

 
Рисунок 13. Динамика ПИИ и ВРП в Республике Башкортостан.

Из рисунка  видно, что в условиях снижения инвестиций снижается и валовой региональный продукт, что в очередной раз доказывает их значимость.

Одной из приоритетных задач социально-экономического развития Российской Федерации является совершенствование инвестиционного климата 
в регионах. В связи с этим, Указом Президента РФ от 10 сентября 2012 г. N 1276 был утвержден перечень направлений для оценки эффективности деятельности руководителей федеральных органов исполнительной власти (далее ФОИВ), 
а также ФОИВов субъектов РФ по созданию благоприятных условий ведения предпринимательской деятельности. В качестве основного направления была выделена оценка предпринимательским сообществом общих условий ведения предпринимательской деятельности, включая улучшение инвестиционного климата. Агентство стратегических инициатив совместно с объединением предпринимателей «Деловая Россия» разработали Стандарт деятельности органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации по обеспечению благоприятного инвестиционного климата в регионе. Непосредственно 
к региональной инвестиционной деятельности относятся следующие направления:

    • Оптимизация процедуры государственной регистрации юридических лиц.
    • Наличие основных составляющих Стандарта деятельности органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации 
      по обеспечению благоприятного инвестиционного климата в регионе 
      и оценка предпринимательским сообществом эффективности реализации этих составляющих.
    • Создание и модернизация высокопроизводительных рабочих мест, повышение производительности труда.
    • Состояние рынка труда, подготовка и переподготовка высококвалифицированных кадров.
    • Качество и доступность производственной и транспортной инфраструктуры.
    • Инвестиционная деятельность, привлечение инвестиций.
    • Развитие среднего и малого предпринимательства.
    • Улучшение предпринимательского климата в сфере строительства.
    • Повышение доступности энергетической инфраструктуры.

Внедрение в регионы данного Стандарта осуществляется с помощью Дорожной карты, которая представляет собой план мероприятий и разрабатывается регионом самостоятельно. Для увеличения притока ПИИ в свой регион, органы исполнительной власти должны обеспечить соблюдение минимума условий 
из Стандарта.

 

3.2 Инвестиционный климат в Республике Башкортостан

Одним из способов определения уровня развития инвестиционного климата 
в регионе является место в рейтинге инвестиционной привлекательности различных оценивающих агентств. К примеру, рейтинговое агентство «Эксперт РА» по итогам 2012 года оценило инвестиционный потенциал республики 
как средний, а риск – умеренный. Таким образом, Республика Башкортостан, наряду с такими сырьевыми регионами как Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, Самарская область, Челябинская область и другие, имеет рейтинг инвестиционной привлекательности 2В. Что примечательно, в 2011 году ситуация была несколько иной. На рисунке 14 изображены регионы с рейтингом 2В в 2011 году.

 
Рисунок 14. Объем ПИИ в регионах с рейтингом 2В.

Среди них  Республика Татарстан, которая в 2012 году встала в ряды Москвы 
и Санкт-Петербурга, где инвестиционный потенциал оценивается как максимальный, а риск – минимальный. Всего за один год активная работа администрации республики Татарстан подняла свой регион на самый высокий рейтинг. Также по рисунку видно, что даже если рейтинг одинаковый, различия 
в объемах привлеченных инвестиций существенные. Можно сделать вывод о том, что для некоторых регионов определяющим фактором является не максимизация потенциала с минимизацией рисков.

По итогам 2012 года объем привлеченных ПИИ в  сравнении с 2011 годом сократился, хотя республика присоединилась к пилотным регионам внедрения Стандарта инвестиционной деятельности субъектов РФ. И в будущем, благодаря Стандарту, ожидается увеличение объема прямых инвестиций в регион. В целом, пилотные регионы неплохо продвинулись в части внедрения Стандарта, однако это вовсе не означает, что объем инвестиций в эти регионы сильно увеличится. 
В республике Башкортостан также внедряется Стандарт. Какого именно уровня достигла республика можно увидеть в таблице 8.

 

Таблица 8.

Соответствие  регионов требованиям Стандарта.

Требование/Регион

Республика Татарстан

Калужская область

Свердловская область

Пермский край

Республика Башкортостан

Наличие инвестиционной стратегии

Принятие инвестиционной декларации

Утверждение плана, строительства инфраструктуры

Принятие закона о защите прав инвесторов

Принятие регламента для оценки ОРВ

Наличие Совета по улучшению инвестиционного  климата

Наличие специализированной организации  по привлечению инвестиций

Наличие доступной инфраструктуры для  размещения производственных объектов

Наличие механизмов подготовки кадров, востребованных инвесторами

Наличие системы обучения, повышения  и оценки компетентности чиновников

Создание коллегиального совещательного органа при РЭК

Наличие канала прямой связи инвесторов с руководством региона

Наличие двуязычного сайта об инвестиционной деятельности

Ежегодное послание главы региона  о достижениях и инвестиционных планах

Наличие единого регламента сопровождения  проектов по принципу «единого окна»


Описание: ● – условие выполнено  полностью, ○ – условие выполнено  частично, ▬ - условие не выполнено.

 

По качеству внедрения Стандарта лидирует Калужская область, 
что объясняется тем, что уже достаточно долгий период времени данный регион улучшает инвестиционный климат и является «первооткрывателем» способа улучшения делового климата. В Башкирии уже принят закон о защите прав инвесторов, регламент для оценки регулирующего воздействия и создан Совет по улучшению инвестиционного климата, успешно работает инвестиционный портал invest.bashkortostan.ru. Оценить качество внедрения Стандарта в Республике Башкортостан можно примерно на 50%, то есть примерно половина из требуемых условий выполнена.

 

Заключение

Мы рассмотрели факторы привлечения прямых иностранных инвестиций 
и провели статистический анализ «мягких» и «жестких» факторов инвестиционной привлекательности, по итогам которого были выявлены основные точки роста 
и экономический потенциал Республики Башкортостан. Основные выводы:

    1. Башкирия лидирует не только по высокой общей численности населения, но и по численности экономически активного населения, 
      что немаловажно для будущих предприятий.
    2. Слабо развит инновационный сектор экономики. Безусловно, 
      это один из определяющих показателей. В РБ объем инновационных товаров, работ и услуг практически в 3,5 раза меньше, чем аналогичный показатель в Татарстане. Причем в других регионах данный показатель выше. Такие цифры говорят о том, что необходимо кардинально менять предпринимательский климат и развивать инновационную отрасль 
      в республике Башкортостан.
    3. По количеству природных ресурсов республика Башкортостан лидирует среди рассматриваемых регионов. Необходимо и дальше развивать отрасль обрабатывающих производств, а также других смежных отраслей. Возможно, создание инновационного кластера, состоящего из множества предприятий по обработке лесных ресурсов, решит сразу несколько проблем республики.

Для долгосрочного экономического роста и привлечения инвесторов региональные власти должен предпринять  некоторые меры. Во-первых, создать нормативно-правовую базу для привлечения инвесторов, которая будет регламентировать не только льготы по уплате налогов и условия деятельности, 
но и прописывать сам процесс вхождения инвестора в регион, 
его сопровождение, поддержка и так далее. Во-вторых, регион должен эффективно реализовывать инвестиционную политику, которая должна базироваться 
на стратегических приоритетах, определенных на этапе стратегического планирования, при этом важно совместить корпоративные интересы населения, хозяйствующих субъектов и государства. В-третьих, регион должен в обязательном порядке проводить оценку эффективности инвестиционной деятельности с целью выявления и количественного измерения эффектов реализации программ. Далее 
в соответствии с полученными показателями внедрять более продуманную 
и измененную программу.

Информация о работе Факторы привлечения прямых иностранных инвестиций в экономику регионов России