Анализ проблем и перспектив развития инвестирования в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Августа 2013 в 13:04, статья

Описание работы

Финансирование реальных инвестиций является основой инвестиционной деятельности российских предприятий в условиях модернизации инвестиционного процесса. Продуманное финансирование инвестиций решает целый комплекс экономических задач на макро-, мезо- и микроуровнях, а также создает благоприятные условия для реформирования экономики и ее реструктуризации.

Файлы: 1 файл

Инвестиции.doc

— 2.23 Мб (Скачать файл)

Введение

 

Финансирование реальных инвестиций является основой инвестиционной деятельности российских предприятий  в условиях модернизации инвестиционного  процесса. Продуманное финансирование инвестиций решает целый комплекс экономических  задач на макро-, мезо- и микроуровнях, а также создает благоприятные условия для реформирования экономики и ее реструктуризации.

Эффективность финансирования реальных инвестиций напрямую зависит  от эффективности функционирования его финансово-кредитного механизма.  В настоящее время проблема функционирования финансово-кредитного механизма является все более актуальной. Данный механизм привлечения реальных инвестиций как инструмент финансирования инвестиций направлен на выявление дополнительных резервов развития и расширения производства и включает в себя комплекс подсистем воздействия на принятие управленческих решений в деятельности хозяйствующих субъектов. Конечная цепь такого воздействия — обеспечение оптимальных условий финансирования реальных инвестиций в общегосударственном масштабе.

Целью контрольной работы является рассмотрение проблем и перспектив развития инвестирования в РФ на примере анализа статьи на тему «Финансово-кредитный механизм привлечения реальных инвестиций», отражение своей точки зрения на изучаемую проблему и предложение  мер по устранению выявленных проблем.

 

 

 

 

 

 

Основная часть

 

Автор статьи обращает внимание на существование в науке большого количества трактовок финансово-кредитного механизма, отмечая, что различные авторы рассматривают его по-своему, но при этом вкладывая в это понятие ряд общепринятых норм и правил, рассматривая его как совокупности различных форм и методов использования финансовых и кредитных ресурсов.

Несмотря на то, что понятие «финансово-кредитный механизм» используется достаточно широко, единого мнения относительно экономической сущности, содержания и его составляющих не существует. Как показывает анализ, многие - экономисты отождествляют понятия «финансово-кредитный механизм» и «финансовый механизм».

Выделяют два  подхода к термину:

Первый  подход заключается в том, что под финансовым механизмом понимают функционирование финансов предприятий. Такой подход отражает внутреннюю организацию финансов предприятий. Отождествлять данное понятие с финансовым механизмом нецелесообразно.

Второй подход состоит в том, что под финансовым механизмом понимают совокупность методов и форм, инструментов, приемов и рычагов влияния на состояние и развитие предприятия. Данный подход:

— отражает внешнее  воздействие функционирования финансов предприятий;

— характеризует финансы как решающий фактор влияния аппарата управления на экономическое состояние организации.

Рассмотрение финансово-кредитного механизма в разрезе описанных подходов требует определения составляющих финансово-кредитного механизма и его структуры. На этот счет приводятся мнения различных исследователей-экономистов, каждый из которых рассматривает определение и структуру финансово-кредитного механизма в зависимости от собственного понимания природы данных экономических категорий.

Автор статьи выражает свое мнение относительно трактовки финансово-кредитного механизма привлечения реальных инвестиций, представляя его: «как инструмент воздействия на процесс финансирования реальных инвестиций в рамках единой инвестиционной системы. Финансово-кредитный механизм привлечения реальных инвестиций выступает в качестве составной части единой инвестиционной систем, которая охватывает специфическую сферу инвестиционных отношений. Данный механизм, как считает автор:

— обеспечивает возможность целенаправленного воздействия финансово-инвестиционных учреждений на инвестиционные отношения;

— создает необходимые предпосылки для перераспределения финансовых потоков через различные сегменты финансового рынка»

Отмечается, что  существует зависимость значения финансово-кредитного механизма привлечения инвестиций от уровня экономического развития и эффективности проведения инвестиционной политики. Особое внимание уделяется инвестиционной политике государства во взаимосвязи с финансовой и налоговой  политикой. Государство существенным образом влияет на инвестиционную активность в обществе. Таким образом, возникает необходимость в целенаправленном создании адекватных инструментов инвестиционной политики для формирования благоприятного инвестиционного климата как на макро-, так и на микроуровне.

Рассматривая различные  определения инвестиционной политики государства, представляя ее и как  составную часть финансовой политики, которая выражает отношение государства  к финансированию инвестиционной деятельности; и как совокупность правил и инструментов регулирования инвестиции; и как составную часть макроэкономической политики; и как комплекс целенаправленных мероприятий, проводимых государством по созданию благоприятных условий для всех субъектов хозяйствования и др., автор дает единое понятие инвестиционной политики государства, формулирует ее основную цель и главные задачи. Таким образом, инвестиционная политика государства — это совокупность мероприятий, проводимых государством по управлению инвестиционной деятельностью для создания оптимальных условий для активизации инвестиционного процесса. Основной целью инвестиционной политики государства является создание благоприятного инвестиционного климата для развития инвестиционного процесса. Главными задачами государственной инвестиционной политики являются следующие:

1. Поддержка  и стимулирование отдельных или стратегических отраслей экономики.

2. Обеспечение  сбалансированного развития отраслей хозяйствования и экспортного производства.

3. Создание конкурентоспособной отечественной продукции.

4. Реализация  социальных и экологических программ;

5. Регулирование  занятости населения.

6. Обеспечение обороноспособности и безопасности государства.

Формирование  и реализация инвестиционной политики строится на определенных принципах (системность, приоритетность, эффективность и рискованность, контроль) и выполняется за счет реализации определенного механизма.

Государственное регулирование инвестирования направлено на обеспечение максимальной эффективности инвестиционных вложений. В статье рассмотрены основные методы и средства регулирования инвестиционной деятельности. В условиях рыночных отношений выделяют:

— прямые и косвенные методы государственного регулирования инвестиционной деятельности.

— административные и экономические средства данного регулирования.

При прямых методах  государственного регулирования инвестиционной деятельности используют как административные, так и экономические средства влияния на инвестиционные процессы. Применяя административные средства, государство непосредственным образом воздействует на инвестиционные процессы, опираясь на решения приказного характера, обязательные для исполнения. Прямое экономическое воздействие заключается в инвестировании в отдельные территории, отрасли, предприятия, которые по роду своей деятельности не может выдержать жесткой конкуренции рынка.

Эффективность государственных инвестиций необходимо рассматривать в масштабе страны ввиду их направленности на устойчивый экономический рост и социальный прогресс общества. России целесообразно создать механизм обеспечения эффективности использования государственных инвестиций.

Косвенные методы государственного регулирования предполагают только экономические средства воздействия на инвестиционные процессы. К ним относятся инструменты бюджетной, налоговой, денежно-кредитной политики. На субъекты инвестиционного процесса они оказывают опосредованное воздействие, стимулируя их к определенным действиям, направленным на решение задач государственной инвестиционной политики.

Кроме прямых и  косвенных  методов существуют правовые средства регулирования инвестиционной деятельности, обеспечивающие реализацию административных и экономических средств государственного воздействия , и  реализующиеся посредством системы норм и правил гражданского и хозяйствующего законодательства, так как создание правовой базы является исключительно функцией государства.

В настоящее время система мер государственной инвестиционной политики направлена на выделение приоритетных направлений использования инвестиций, исключающее распыление государственных средств. Особое внимание ныне уделяется национальным проектам. Они осуществляются в соответствии с приоритетами развития страны, под контролем Президента РФ, в более короткий период времени, чем требуется на реализацию федеральных целевых программ. Помимо этого учитывается принцип проектного финансирования с помощью специально созданной структуры.

Отраслевая  направленность инвестиционной деятельности занимает важное место в определении приоритетов государственной инвестиционной политики. Рассматривая инвестиционный процесс как неотъемлемую часть общественного воспроизводства, требуется направлять инвестиционные потоки в прогрессивные отрасли экономики, создающие продукцию. Конкурентоспособную не только на внутреннем, но на мировом рынке. Поэтому инвестиционная политика на уровне отдельных отраслей и межотраслевых комплексов является составной частью государственной инвестиционной политики.

Представлены  основные этапы  осуществления отраслевой инвестиционной политики, которые включают: анализ инвестиционной политики государства, определение стратегических целей, определение направлений инвестиционной деятельности, оценка результативности и корректировка отраслевой инвестиционной политики, обеспечение реализации  политики, формирование программы реальный инвестиций, разработка политики ресурсообеспечения реальных инвестиций в отрасли.

Таким образом, будут создаваться условия для развития конкурентоспособного производства и для устойчивого экономического роста.

 

 

В дополнение к  уже рассмотренным автором статьи методам и средствам решения проблем привлечения реальных инвестиций хочу более подробно коснуться механизма инвестиционной политики региона по привлечению реальных инвестиций и предложить мероприятия по их привлечению.

Механизм инвестиционной политики региона по привлечению реальных инвестиций в промышленные и с/х предприятия на практике должен представлять собой реализацию определенного перечня подпроектов и подпрограмм, составляющих функциональное единство, в рамках установленных мероприятий. Подпроекты и подпрограммы должны детально описывать содержание одного отдельного мероприятия, предлагаемого в рамках стратегии развития. В каждой подпрограмме должны обозначаться локальные задачи, содержание и ресурсы, необходимые для их выполнения. 
Каждая программа может включать в себя следующие составляющие: 1) основание разработки; 2) заказчик; 3) разработчик; 4) правовая основа; 5) цели и задачи; 5) ожидаемые результаты; 6) сроки и этапы реализации мероприятий; 6) участники и исполнители мероприятий; 7) финансирование работ; 8) контроль. Все мероприятия стратегии должны осуществляться в контексте политических (стратегических) перспектив развития экономики региона в целом, поэтому важное значение имеет статистическая и научно-исследовательская работа в части определения этих перспектив развития. Администрации региона через соответствующую систему мер необходимо очень точно определять вектор направленности своей инвестиционной политики в части привлечения реальных инвестиций в промышленность и сельское хозяйство.

В целях группировки  мероприятий в механизме инвестиционной стратегии по привлечению реальных инвестиций в приоритетные отрасли  региона, проблемное поле по содержательному  признаку мероприятий необходимо разделить на следующие группы:

– в области нормативно-правового  регулирования деятельности предприятий и организаций;

– в сфере организации  привлечения реальных инвестиций на предприятия и организации;

– в сфере информационного  обеспечения инвесторов о состоянии  предприятий и организаций региона;

– в сфере государственного экономического стимулирования притока  реальных инвестиций на предприятия  и организации;

– государственная поддержка  в установлении партнерских связей между предприятиями (организациями) и инвесторами;

– в сфере государственного содействия продвижению товаров и услуг отраслей промышленности и сельского хозяйства региона на рынки;

– прочие дополнительные мероприятия.

1. Мероприятия в области  нормативно-правового регулирования  деятельности предприятий и организаций.

Мероприятия в этой сфере предполагают развитие правового обеспечения инвестиционного процесса и его активизации для привлечения инвестиций в отрасли промышленности и сельского хозяйства. Администрации области необходимо стимулировать создание новых производств данных отраслей на базе незагруженных мощностей предприятий (организаций) и незанятого персонала с выводом из-под налогообложения неиспользуемого имущества с аннулированием пеней и штрафов перед областным бюджетом, использовать рассрочку долгов, уменьшить выплаты по таможенным платежам.

2. Мероприятия в сфере  организации привлечения реальных  инвестиций на предприятия и  организации

Мероприятия в этой сфере  предполагают обеспечение четкой координации  действий между органами государственной  власти, отобранных на основе конкурса кредитных учреждений, консалтинговых, страховых и лизинговых компаний и самими предприятиями – на основе экономической целесообразности и взаимовыгодности при реализации одобренных инвестиционных проектов.

Необходима также активизация  совместной работы администрации области, представительств России за рубежом (в странах СНГ и Европы (Италия, Германия и др.)) с потенциальными иностранными инвесторами, готовыми вкладывать в отрасли региональной промышленности и сельского хозяйства. Это предполагает проведение рекламно-имиджевых мероприятий, направленных на популяризацию промышленного и сельскохозяйственного потенциала и инвестиционных возможностей региона. 
Через эти представительства администрация области должна решать организационные вопросы, связанные с возможным приемом иностранных гостей, обеспечением их на территории области офисами, рекламой и т.п. Аналогичные ответные шаги со стороны государств–партнеров по обмену опытом, скорее всего, также будут предприняты.

Информация о работе Анализ проблем и перспектив развития инвестирования в РФ