Анализ и инвестиционная стратегия на макро- и микроуровнях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2012 в 19:23, контрольная работа

Описание работы

Инвестиции – это долгосрочное вложение экономических ресурсов с целью получения прибыли в будущем или решения других задач (например, социальных).
Инвестиции являются необходимым фактором развития страны, региона, предприятия. Однако сами по себе инвестиции не является достаточным фактором успешного развития. Чрезвычайно важно как прогнозируются и планируются инвестиции, кто является инвестором, кто их реализует, куда направляются инвестиции и на какие цели.

Файлы: 1 файл

256.doc

— 52.50 Кб (Скачать файл)

(1. АНАЛИЗ И ИНВЕСТИЦИОННАЯ

СТРАТЕГИЯ НА МАКРО- И МИКРОУРОВНЯХ

1.1. Сущность инвестиционного анализа

Инвестиции – это долгосрочное вложение экономических ресурсов с целью получения прибыли в будущем или решения других задач (например, социальных).

Инвестиции являются необходимым фактором развития страны, региона, предприятия. Однако сами по себе инвестиции не является достаточным фактором успешного развития. Чрезвычайно важно как прогнозируются и планируются инвестиции, кто является инвестором, кто их реализует, куда направляются инвестиции и на какие цели.

Различают следующие типы инвестиций:

- прямые или реальные инвестиции (в физические активы);

- портфельные (финансовые) инвестиции (в ценные бумаги);

- инвестиции в нематериальные  активы (изобретения, патенты, лицензии, ноу-хау, программные продукты и иные интеллектуальные ценности);

- инвестиции в человеческий  капитал (в образование, знания, науку, здоровье населения и  т.д.);

- инновационные инвестиции (в новшества);

- рисковые или венчурные инвестиции (рискованные инвестиции в расчете на быструю окупаемость);

- венчурные технологические инвестиции.

Инвестор – это мировой инвестиционный институт (МВФ, Мировой банк и др.), государство, юридическое или физическое лицо, вкладывающее свои активы в проект с целью получения дохода или реализации других целей.

Инвестиционный анализ – это оценка реальности получения планируемых инвестором благ и оценка рисков потери инвестиционных средств и доходов.

Различают инвестиционный анализ на макро – и микроуровнях.

Инвестиционным проектом называется план вложений экономических ресурсов с целью получения прибыли или решения других задач (например, социальных).

Инвестиционный анализ проекта – это оценка реальности получения планируемой инвестором прибыли или иных благ от реализации проекта и оценка рисков потери средств и доходов в сравнения с другими альтернативными проектами.

Воплощению инвестиционного проекта  в жизнь предшествует инвестиционный анализ, по результатам которого и  принимается решение о реализации проекта (финансировании) или об отказе от него.

1.2•  Инвестиционная стратегия на макроуровне

Напомним некоторые основные ключевые понятия.

Концепция - единый замысел развития страны, отрасли, региона или предприятия .

Стратегия - долгосрочный план страны или предприятия , основанный на концепции развития и долгосрочных прогнозах.

Долгосрочная программа развития - детализированная стратегия развития.

Тактика – решение оперативных и краткосрочных вопросов и задач.

Концепция, общая стратегия и  программа развития страны базируется, в том числе, на инвестиционной стратегии.

Инвестиционная стратегия разрабатывается  и осуществляется на макро- и микроуровнях (уровне государства или региона  и уровне предприятий и организаций).

Инвестиционная стратегия государства (региона) – это долгосрочная программа стимулирования притока инвестиций, в общее развитие страны (региона), в перспективные отрасли, в повышение качества жизни населения, в человеческий капитал.

Основные цели инвестиционной стратегии  государства – создание привлекательного инвестиционного климата и привлекательного предпринимательского климата; создание конкурентоспособной экономики; повышение эффективности самого государства; повышение качества жизни населения; решение оборонных и геополитических задач государства.

Инвестиционная  стратегия тесно связана с  общей стратегией государства, с  инновационной стратегией и другими  частными стратегиями.

На  международном уровне результаты инвестиционных стратегий стран и их экономического развития, инвестиционную привлекательность стран оцениваются тремя ведущими мировыми рейтинговыми агентствами ( Moody ' S , Standard & Poor ¢ s (S&P) и Feetch ). Рейтинг этих компаний определяет, в значительной степени, величину потока инвестиций в страну.

Для получения высокого инвестиционного международного рейтинга страна должна обеспечить стабильность и эффективность государства и его экономики.

1.3•  Инвестиционная стратегия на микроуровне

Инвестиционная стратегия на микроуровне (на уровне предприятия) базируется на базовых концепциях финансового менеджмента. Это:

•  сочетание стратегии и тактики финансового менеджмента;

•  максимизация доходов фирмы в сочетании с минимизацией финансовых и производственных рисков;

•  рост капитализации фирмы (рост стоимости акционерного капитала - стоимости собственников фирмы);

•  создание и поддержание конкурентных преимущества фирмы - создание уникальной и выгодной стратегической позиции на рынках, содержащей определенный набор конкурентных видов деятельности.

Существуют  множество вариантов инвестиционных стратегий на уровне предприятия. Инвестиционная стратегия (или инвестиционно-финансовая стратегия) отличается для предприятий из разных стран, отраслей, различных форм собственности, территориального расположения, вида продукции, технологического уровня и т.д.

Мы  рассмотрим промышленные предприятия, реализующие продукцию на конкурентных рынках. Начнем с малых форм предприятий:

•  Венчурные предприятия - малые технологические предприятия, осуществляющие рискованные проекты. Для их финансирования создаются специальные венчурные фонды. Базовой концепцией развития венчурных предприятий является реализация цепочки: инвестиции в ОКР, изготовление опытной инновационной партии продукции, завоевание ниши на рынке и быстрый выход на IPO (первичная продажа пакета акций стратегическому инвестору). Венчурная фирма в своем развитии проходит следующие стадии: семенная стадия (прединвестиционное финансирование компаниями фондами посевного капитала на самом раннем этапе) > старт > ранний рост > экспансия > IPO или продажа стратегическому инвестору. Т.е. стратегия здесь базируется на основной цели и функции венчурного технологического предприятия: создание малого, но быстро растущего предприятия, быстрое воплощение некой инновации в новейшем продукте и выгодная продажа фирмы стратегическому инвестору, который будет продолжать финансирование развития фирмы.

Венчурный технологический бизнес является базой  современного развития страны и создания постиндустриальной экономики и  экономики знаний (новой).

•  Инновационное малое предприятие (число таких предприятий пока в России не велико и не превышает 5-7%.). В России только 4% продукции относится к инновационной. В странах ОЭСР доля инновационно активных предприятий находится в диапазоне от 25 до 80%. Инвестиционная стратегия таких предприятий – вложение основной части инвестиций в перспективные инновационные продукты, защищенные охранными документами (патентами, свидетельствами об изобретениях). Формируется портфель эффективных инвестиционных проектов.

•  Малое предприятие (неинновационное), как правило, не имеет какой-либо разработанной инвестиционной стратегии. Оно развивается на основе интуиции руководителя, который использует политику операционной эффективности. Малое предприятие, в случае удачной деятельности, осуществляет повышение эффективности текущей (операционной) деятельности мелкими шагами (повышение конкурентоспособности продукции и др.), что приводит к росту доходов. Подобных предприятий в России более 90%, а в развитых странах более 50%.

•  Инвестиционная стратегия среднего инновационного предприятия имеет несколько вариаций. Например, инвестиционная стратегия предпринимателя (инвестора), купившего венчурную фирму заключается в быстром росте капитализации фирмы (рыночной стоимости) и захвате рынка. Средние предприятия, обладающие большим интеллектуальным капиталом, могут вести агрессивную наступательную патентную политику на рынках. И расширять подобным образом свое рыночное пространство, укреплять свои конкурентные преимущества.

Используются этими предприятиями  также стратегии:

- «Поиск наград». Используют  фирмы, работающие на рынках  наукоемкой продукции. Инвестиционная  политика строится на венчурных  (рискованных) инвестиционных проектах, компенсирующих высокие риски сверхприбылями;

- «Пирамида». Мобилизуются все  доступные источники для реализации  перспективной инвестиционной программы; 

- «Все для вас». Стратегия следования  за стабильным и крупным потребителем (например, крупной и прибыльной  фирмой).

•  Среднее неинновационное предприятие. Подобные предприятия часто вообще не имеют стратегии, как таковой, а занимается повышением эффективности операционной (текущей) деятельности фирмы. И можно сказать, что это и есть их «стратегия». В то же время предприятие может использовать стратегию следования за стабильным и крупным потребителем, который и будет определять стратегию «сателлита».

•  Корпорации (крупные фирмы) .

Корпорации, следуя М. Портеру, могут  использовать и используют два основных подхода в отношении общей стратегии и, соответственно, инвестиционной стратегии:

•  Отсутствие стратегии, которую заменяет политика операционной эффективности (эту политику проводят также многие малые предприятия и средние фирмы). Инвестиционная стратегия отсутствует, а инвестиции используются на повышение операционной эффективности. Данную политику использовали некоторые японские корпорации.

•  Конкурентная стратегия, основанная на использовании и развитии конкурентных преимуществ корпорации.

В свою очередь конкурентная стратегия включает те или иные частные стратегии:

- стратегию роста интеллектуальной  собственности корпорации, роста  ее человеческого капитала, стратегию  патентной и лицензионной экспансии.  За счет этого поддерживаются  и усиливаются конкурентные преимущества корпорации;

- стратегию поддержания монопольного  положения в отрасли или в  определенной рыночной товарной  нише;

- стратегию слияний и поглощений;

- стратегию экономии на издержках; 

- стратегию развития на базе  собственных средств и их эффективного использования в инвестиционных проектах;

- стратегию минимизации рисков  путем разделения их с партнерами  в инвестиционных проектах;

- стратегию дифференциации, основанную  на разнообразии продукции и  услуг; 

- стратегию фокусировки , ориентированную на узкую группу потребителей;

Инвестиционная стратегия, как  часть общей политики фирмы, включает:

- повышение финансовой устойчивости  фирмы; 

- повышение платежеспособности  фирмы; 

- эффективное использование средств; 

- увеличение прибыли и рыночной  стоимости бизнеса;

- развитие человеческого капитала  фирмы; 

- адаптацию к изменяющимся потребностям  рынка; 

- создание новых эффективных  и конкурентоспособных производств; 

- повышение эффективности традиционных  производств; 

- повышение инновационного потенциала - использование инноваций для выпуска конкурентоспособных товаров;

- повышение организационного потенциала  – осуществление инвестиций в  организационное развитие фирмы; 

- расширение рынков сбыта; 

- снижение рисков.

Заслуживает пояснения политика операционной эффективности фирмы. Она заключается в постоянном улучшении показателей текущей деятельности фирмы. Операционная эффективность сводится к повышению производительности труда, качества стандартных продукции и услуг, оборачиваемости текущих активов, скорости реализации текущих решений и задач и пр. Операционная эффективность (ОЭ) означает выполнение сходных видов деятельности лучше, чем это делают конкуренты. Она направлена на повышение эффективности практической деятельности, позволяющей компании лучше использовать имеющиеся факторы производства, например, за счет снижения брака продукции.

В противоположность этому стратегия или стратегическое позицирование на рынке означает осуществление отличных от конкурентов видов деятельности или выполнение схожей деятельности, но другими путями, трудно доступными конкурентам.

Политика операционной эффективности  без разработанной и четкой стратегии  имеет свои ограничения и недостатки. Различия между компаниями в издержках  или цене обусловлены многими видов деятельности, необходимых для создания, продвижения на рынки, продажи и доставки их товаров и услуг. Преимущество по издержкам объясняется более эффективным по сравнению с конкурентами ведением отдельных видов деятельности. Но это преимущество временное. Фирмы отличаются по затратам, технологиям, мотивации работников, организационному управлению отдельными видами деятельности или всей деятельностью в целом и т.д. Различия в операционной эффективности определяют различия в прибыльности фирм. Например, именно различия в эффективности производств позволили японским производителям в 80-е годы предложить низкую стоимость и высокое качество одновременно.

Введем верхнюю границу производительности , которая составляет сумму всех существующих, известных и доступных лучших методов организации производственных работ в любой конкретный момент. Увеличивая операционную эффективность, любая компания имеет возможность, используя эти методы, приближаться к указанной границе. Это может потребовать инвестиций, повышения качества персонала и т.д. Так, например, те производители, которые взяли на вооружение японскую практику быстрого перехода на выпуск новой продукции, в 80-е годы успешно с ними конкурировали.

Конкуренты очень быстро перенимают известные передовые приемы менеджмента, новые технологии, вводят усовершенствования и лучшие способы удовлетворения потребителей. И способствуют этому многочисленные и легко доступные консультанты.

Конкуренция в операционной эффективности  сдвигает границу производительности все выше, поднимая этот предел для каждой фирмы. И все стремятся к одному пределу, не имея особых различий. В результате никто из таких конкурентов не получает существенного преимущества на рынке.

В то же время ярким примером преимуществ  использования разработанной стратегии является отказ фирм США от совершенствования и выпуска телевизоров в 1980-х годах и переход на разработку и выпуск программного обеспечения и компьютерных технологий. В результате они почти монопольно заняли этот рынок на десятилетия.  

 


Информация о работе Анализ и инвестиционная стратегия на макро- и микроуровнях