Управление операционными рисками коммерческого банка на примере Калининградского отделения №8626/01246 Сбербанка РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2013 в 20:56, дипломная работа

Описание работы

Цель работы состоит в изучении теоретических и методологических основ регулирования операционного риска, его оценка, а также разработка рекомендаций для минимизации отрицательного влияния операционных рисков на результаты деятельности Калининградского ОСБ № 8626/01246. Реализация поставленных целей предполагает решение следующих основных задач:
- изучить теоретические основы управления операционными рисками коммерческих банков;
- провести анализ эффективности управления операционными рисками в коммерческих банках на примере Сбербанка РФ;
- разработать рекомендации для повышение эффективности управления операционными рисками в Калининградском ОСБ № 8626/01246.

Содержание работы

Введение 4
ГЛАВА 1. Теоретические основы управления операционными рисками коммерческих банков 7
1.1. Понятие операционного банковского риска и причины его возникновения 7
1.2. Необходимость управления операционным риском 13
в коммерческом банке 13
1.3. Методы оценки и мониторинг операционного риска 16
1.4. Организация работы по управлению операционными рисками в коммерческом банке 29
ГЛАВА 2. Анализ эффективности управления операционными рисками в коммерческих банках на примере Сбербанка РФ 37
2.1. Технико-экономическая характеристика отделения № 8626/01246 Сбербанка РФ, г. Калининград 37
2.2. Анализ финансовых результатов деятельности Калининградского отделения Сбербанка РФ № 8626/01246 45
2.3. Характеристика системы управления операционными рисками в Калининградском ОСБ № 8626/01246 60
ГЛАВА 3. Повышение эффективности управления операционными рисками в Калининградском ОСБ № 8626/01246 68
3.1. Проблемы связанные с операционными рисками в Калининградском ОСБ № 8626/01246 68
3.2. Рекомендации по совершенствованию управления операционными рисками в Калининградском ОСБ № 8626/01246 72
Заключение 78
Список литературы 83
Приложение А 86
Приложение В 87

Файлы: 1 файл

Дипломная работа на тему- «Управление операционными рисками комм.doc

— 907.50 Кб (Скачать файл)

f(x|θ) — функция плотности распределения случайной величины x, зависящая от параметра θ.

Относительно пределов интегрирования следует отметить, что  в банковской практике нижний предел соответствует порогу фиксации потерь, а верхний предел ограничен величиной  квантиля 99,9 % уровня значимости.

Чаще всего используют три подхода (методики) расчета размера капитала, отчисляемого на операционный риск:

1) базовый метод показателей (BIA — Basic Indicator Approach);

2) стандартизованный метод (TSA — Standardised Approach);

3) усовершенствованные  методы измерения (группа методов  AMA — Advanced Measurement Approaches).

Выбор соответствующей  методики остается за банком. По мере своего развития банки могут продвигаться от простой методики BIA к более  сложной AMA, и даже разработать свою (внутрибанковскую) методику. Однако для  этого банк должен получить разрешение надзорного органа — в нашей стране это Центральный Банк (ЦБ).

Квалификационные критерии для применения усовершенствованного метода измерения операционного  риска (AMA) представлены ниже. Банк должен, как минимум, доказать надзорному органу следующее:8

1. В банке решены  задачи организационного управления  ОР:

  • совет директоров и правление участвуют в контроле политики управления операционным риском;
  • в банке имеется концептуально здравая и добросовестно реализуемая система управления рисками;
  • у банка есть достаточно ресурсов для применения выбранной методики на основных бизнес-направлениях (бизнес-линиях), а также в сфере контроля и аудита.

2. Выполнены требования  обоснованности выбранного метода:

  • метод охватывает потенциально тяжелые случаи убытков (99,9 % распределения потерь);
  • банки должны разработать и соблюдать строгие процедуры создания модели операционного риска и независимой проверки модели.

3. В применяемой системе  оценок ОР должны быть определенные  ключевые признаки:

  • применение внутренних статистических данных по случаям убытков и величинам потерь;
  • использованы субъективные суждения экспертов о вероятности и масштабах убытков;
  • система измерения ОР должна использовать соответствующие внешние данные (государственные данные или сводные данные по банковской системе), особенно когда есть основания считать, что банк несет хотя и редкие, но потенциально ощутимые потери.

Следует подчеркнуть, что  применяемая в банке система  оценки ОР, вне зависимости от выбранной  методики, должна помочь распределить капитал на операционный риск по всем бизнес-линиям так, чтобы появились стимулы улучшить управление операционным риском по всем направлениям деятельности банка.

1. Базовый  метод показателей

Банки, применяющие базовый  метод показателей BIA, должны отчислять (резервировать) определенный объем капитала на операционный риск — в размере фиксированного процента (обозначаемого буквой α) от среднего годового валового дохода за последние три года. Сумма отчисляемого капитала (Operational Risk Capital — ORC) может быть выражена следующим образом:

ORC = α × GI, (3)

где:

α = 15 % — значение, установленное Базельским комитетом;

GI > 0 — годовой валовой доход (базовый индикатор), усредненный за 3 последние года:

GI = ΣIi/n, (4)

где:

n — количество лет, в которых значения валового дохода были положительными.

Валовой доход (GI) определяется как сумма чистого процентного  дохода и чистого непроцентного  дохода:

Валовой доход = (Процентные доходы – Процентные расходы) + (Непроцентные доходы – Непроцентные расходы)., (5)

2. Стандартизованный метод

А) Стандартизованная  методика TSA

По стандартизованной  методике TSA вся деятельность банка  классифицируется на восемь производственных линий (бизнес-линий). Наименования стандартных  бизнес-линий (с англоязычными аналогами) и их классификация по видам операций и услуг (бизнес-процессов) приведены в таблице 1.

Таблица 1 - Классификация  направлений деятельности банка

№ п/п

Бизнес-линия

Бизнес-процессы

1

Оказание банковских услуг корпоративным  клиентам, органам государственной  власти и местного самоуправления на рынке капиталов (Corporate finance)

Первичное размещение эмиссионных  ценных бумаг, гарантированное размещение ценных бумаг. Оказание банковских услуг  при слиянии, поглощении или приватизации юридических лиц. Секьюритизация. Исследования рынков. Инвестиционный консалтинг

2

Операции и сделки на рынке ценных бумаг и срочных финансовых инструментов (Trading and sales)

Приобретение ценных бумаг с  целью получения инвестиционного  дохода или с целью перепродажи. Срочные сделки с ценными бумагами, иностранной валютой, драгоценными металлами, деривативами.

Выполнение функций маркет-мейкера.

Позиции, открываемые за счет собственных  средств. Операции РЕПО. Другие операции

3

Банковское обслуживание физических лиц (Retail banking)

Предоставление кредитов (займов). Привлечение денежных средств во вклады.

Открытие и ведение банковских счетов физических лиц. Осуществление  платежей по поручению физических лиц. Доверительное управление денежными  средствами и (или) ценными бумагами. Предоставление консультаций по вопросам инвестирования Обслуживание банковских карт. Кассовое обслуживание. Предоставление других услуг

4

Банковское обслуживание юридических  лиц (Commercial banking)

Предоставление кредитов (займов).

Привлечение депозитов. Открытие и  ведение банковских счетов юридических лиц. Осуществление платежей по поручению юридических лиц. Операции с векселями. Выдача банковских гарантий и поручительств.

Факторинговые, форфейтинговые операции.

Лизинговые операции. Кассовое обслуживание, инкассация.

Оказание консультационных, информационных услуг. Предоставление других услуг

5

Осуществление платежей и расчетов (кроме платежей расчетов осуществляемых в рамках обслуживания своих клиентов) (Payment and settlement)

Осуществление расчетов на нетто-основе, клиринг.

Осуществление валовых расчетов. Инкассовые операции

6

Агентские услуги (Agency services and custody)

Доверительное хранение документов, ценных бумаг, депозитарных расписок, денежных средств и иного имущества. Осуществление агентских функций  для эмитентов и функций платежного агента

7

Управление активами (Asset management)

Доверительное управление ценными  бумагами.

Доверительное управление денежными  средствами. Доверительное управление другим имуществом

8

Брокерская деятельность (Retail brokerage)

Различные брокерские услуги (в том числе розничные)


 

Аналогично методу BIA по каждой бизнес-линии следует рассчитать валовой доход. Валовой доход  представляет собой показатель, отражающий масштаб производственных операций и таким образом — вероятный  масштаб подверженности операционному риску каждой из перечисленных бизнес-линии. Размер необходимых отчислений капитала на каждую из бизнес-линий рассчитывается путем умножения валового дохода на коэффициент (обозначенный буквой β). Следует отметить, что по стандартизованной методике валовой доход по отдельной бизнес-линии может иметь отрицательное значение.

Общая сумма отчисления капитала рассчитывается путем сложения сумм отчислений по каждой бизнес-линии. Общую сумму отчисления капитала под операционный риск в году t можно выразить следующим образом:

  (6)

где:

GIit-j — валовой доход i-ой бизнес-линии в (t - j) году;

βi — коэффициенты, установленные Базельским комитетом для стандартных бизнес-линий.

Б) Альтернативный стандартизованный  метод

Согласно положениям Базельского комитета, надзорный  орган может разрешить банку  использовать альтернативный стандартизованный  метод (Alternative Standardised Approach — ASA) при условии, что банк сумеет убедить надзорный орган в том, что такой метод дает более совершенную базу для расчетов.

Методика расчета отчислений капитала на операционный риск такая же, как  и по стандартизованной методике, за исключением двух видов производственной деятельности банка: розничных банковских операций (т. е. операций с физическими лицами) и коммерческих банковских операций (т. е. операций с юридическими лицами). По этим бизнес-линиям вместо валового дохода (как индикатора риска) применяются кредиты. Значения β-коэффициентов по банковским операциям с физическими и юридическими лицами остаются такими же, как и при стандартизованной методике.

Отчисления капитала на операционный риск по методу ASA в отношении операций с физическими лицами (при такой  же базовой формуле для операций с юридическими лицами) можно выразить следующей формулой:

ORC3 = β3 × m × LA3, (7)

где:

ORC3 — размер отчисляемого капитала по операциям с физическими лицами;

β3 — коэффициент для операций с физическими лицами;

LA3 — общая сумма выданных кредитов (не взвешенных по степени риска), усредненные за последние три года;

m = 0,035 — установленный коэффициент.

В методе ASA общая сумма выданных кредитов по операциям с физическими  лицами состоит из общих снятых с  кредитных линий сумм по следующим кредитным портфелям: розничному (по физическим лицам), кредиты малым и средним предприятиям (трактуемые как розничные), и наконец, приобретенная розничная дебиторская задолженность.

Для банковских операций обслуживания юридических лиц общая сумма  выданных кредитов состоит из сумм по следующим кредитным портфелям: корпоративному, суверенному, банковскому, специализированному кредитованию, кредиты малым и средним предприятиям (трактуемые как корпоративные кредиты) и приобретенная корпоративная дебиторская задолженность. Сюда следует включить также балансовую стоимость ценных бумаг, находящихся на учете в банке.

Как и по стандартизованной методике, общая сумма отчисляемого капитала ORC рассчитывается путем суммирования отчислений регуляторного капитала по каждой из восьми бизнес-линий банка.

3. Усовершенствованные  методы измерения

Основу группы «усовершенствованных»  методов AMA составляют подходы, развиваемые  в рамках моделей IMA (Internal Measurement Approaches), LDA (Loss Distribution Approaches) и экспертных моделей SA (Scorecard Approaches).

Ввиду постоянного усовершенствования аналитических методов оценки операционного  риска Базельский комитет не детализирует методику AMA оценки операционного риска  в целях расчета регуляторного  капитала. Каждому банку предлагается самостоятельно развивать и совершенствовать методику на основе закрепленных требований и принципов. Подход, основанный на усовершенствованных методах измерения операционного риска, включает три основных этапа.

Этап 1. Выделение в банке i = 1, 2, … 8 типовых направлений деятельности (как в стандартизованном методе).

Этап 2. Определение типового вида убытков (категорий риска) j = 1, 2, … 7 для каждого направления i.

Этап 3. Расчет размера резервируемого капитала в соответсвии с соотношением:

ORC = ΣiΣj(γ(i,j) × EI(i,j) × PE(i,j) × LGE(i,j)) = ΣiΣj(γ(i,j) × EL(i,j)), (8)

где:

EI (i,j) — индикатор подверженности операционному риску («стоимость под риском»);

PE (i,j) — вероятность проявления случаев операционных потерь;

LGE (i,j) — уровень потерь (по терминологии AMA — «тяжесть потерь» на один негативный случай) в случае реализации риска;

EL (i,j) — размер ожидаемого убытка (средние потери за 1 год);

γ (i,j) — коэффициент непредвиденных убытков.

 

Рисунок 3 - Пример распределения  величины убытков

Базельским комитетом  стандартизованы семь категорий  операционного риска:

1) внутреннее мошенничество;

2) внешнее мошенничество;

3) трудовые отношения  и безопасность труда;

4) клиенты, банковские  продукты, деловая практика;

5) нанесение ущерба  материальным активам;

6) управление процессами;

7) сбой систем.

Индикатор EI (Exposure Indicator) представляет собой «заменитель» размера рисковой стоимости. Базельский комитет предлагает стандартизовать EI для бизнес-линий и вида убытков. В качестве таких индикаторов банками рассматриваются: валовой доход, среднегодовые активы, фонды под менеджмент, зарплата сотрудников и др.

Параметр PE (Probability of loss Event) представляет собой вероятность наступления негативных событий, связанных с убытками («частота событий» за период времени t), а LGE (Loss Given Event) представляет собой долю потерь (от «стоимости под риском»), которая соответствует установленному негативному событию. Если PE может быть соотнесена с величиной (число случаев потерь)/(число транзакций), то LGE оценена как средняя величина отношения: (объем потери)/(объем транзакции).

Коэффициент γ не может быть определен на основе только внутренних статистических данных о потерях, собранных банком. Нужны внешние статистические данные по всей банковской отрасли. На рисунке 3 приведена ситуация, в которой частота редких, но больших по размеру потерь (так называемый «хвост» распределения потерь) может быть оценена лишь с привлечением внешней информации.

Условия применения модели:

  • временной интервал при расчете операционного риска t = 1 год;
  • уровень доверия в расчетах — 99 %, т. е. сумма ожидаемых и непредвиденных потерь рассчитывается с вероятностью 99 %;
  • минимальный размер резервируемого капитала определяется с учетом ожидаемых и непредвиденных убытков (ожидаемые и непредвиденные потери с вероятностью 99 % покрываются капиталом, если ожидаемые убытки не учтены сформированными банком резервами «на прочие потери»);
  • величина периода T накопленных данных должна составлять не менее 5 лет.

Мониторинг ОР – систематическое наблюдение за состоянием предприятия в целях оценки, контроля и прогнозирования операционного риска. То есть мониторинг обеспечивает систематический контроль бизнес-процессов и оценку эффективности действий по управлению ОР на основе принятой системы индикаторов.

Для каждого индикатора необходимо установить лимиты (пороговые  значения), что позволит обеспечить выявление значимых для предприятия  операционных рисков и своевременное адекватное воздействие на них.

Мониторинг операционного  риска может проводиться как  на уровне подразделений, так и в  целом по предприятию. Полученную в  процессе мониторинга операционного  риска информацию о потенциальном  изменении уровня риска следует своевременно доводить до соответствующих органов управления, подразделений, служащих для принятия необходимых мер.

Таблица 3 – Функциональное описание процесса мониторинга и контроля ОР

 

Входы

 

Функции

 

Выходы

 

1. План управления ОР

2. Информация базы данных ОР

3. Данные внутреннего аудита

 

1.Слежение за идентификацией  ОР

2.Структурный анализ БП и  операционного риска

3.Контроль выполнения плана  управления ОР

4.Контроль эффективности («план-факт»  на основе индикаторов риска)

5.Подготовка информации для ЛПР

 

1.Переработанный план управления ОР

2.Корректирующие действия

3.Требования на реструктуризацию или реинжениринг (если необходимо)

4. Отчёты

Информация о работе Управление операционными рисками коммерческого банка на примере Калининградского отделения №8626/01246 Сбербанка РФ