Управление кредитными операциями

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2014 в 06:20, курсовая работа

Описание работы

В нынешних условиях хозяйствования, коммерческие банки вынуждены работать в чрезвычайных обстоятельствах. Они очутились в центре многих противоречивых, кризисных и трудно прогнозируемых процессов, происходящих в экономике, политике и социальной сфере. Велик риск не возврата ссуды клиентом банку. Поэтому в настоящее время важно определить эффективность операций по использованию кредитных ресурсов, их возвратность, получение процентов за пользования ими и дальнейшее размещение. Неотъемлемое условие эффективного существования предприятия, а банк – это коммерческое предприятие, в современной конкурентной среде - создание эффективного механизма управления денежными потоками, обеспечивающего формирование оперативной и достоверной информации, регулирование взаиморасчетов, повышение платежной дисциплины и, в конечном итоге, ускорение оборачиваемости денежных средств.

Содержание работы

Введение
1.
Основы организации кредитных операций в коммерческом банке
1.1.
Сущность и виды кредитных операций
1.2.
Необходимость анализа и управления кредитными операциями
1.3.
Этапы кредитования
2.
Анализ эффективности управления кредитными операциями коммерческого банка
2.1.
Эффективность управления ссудными операциями (на примере АКБ «Узпромстройбанка»)
2.2.
Влияние процентной политики на доходность кредитных операций
2.3.
Анализ кредитоспособности клиента
3.
Управление кредитными операциями
3.1.
Формы и методы управления кредитными операциями коммерческих банков

Заключение

Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Анализ кредитных операций Курсовая.doc

— 1.55 Мб (Скачать файл)

Простейшая  модель установления ставки по кредиту  по принципу "стоимость плюс" предполагает, что процентная ставка по любому кредиту устанавливается на основе следующих компонентов: 1) стоимость привлечения соответствующих ресурсов для банка; 2) банковские операционные расходы, отличные от расходов по привлечению средств, в том числе заработная плата сотрудников кредитного управления и стоимость материалов и оборудования, необходимых для предоставления кредита и контроля за ним; 3) компенсация банку за уровень риска невыполнения обязательств; 4) желаемая маржа прибыли по каждому кредиту для осуществления достаточных выплат в пользу акционеров банка. Таким образом:

Процентная  ставка по кредиту

=

Предельная стоимость  привлеченных средств для кредитования заемщика

+

Операционные расходы  банка, отличные от расходов по привлечению  средств

+

Оценочная маржа для защиты банка  от риска неисполнения обязательств

+

Желаемая маржа прибыли  банка.


 

 

Каждый из указанных  компонентов может быть выражен  в форме годовых процентов  относительно суммы кредита.

2.3. Анализ кредитоспособности  клиента

Одним из наиболее важных и сложных вопросов, связанных  с кредитованием, является вопрос изучения кредитоспособности заемщика. Поэтому в данной работе хотелось бы показать на практическом примере процесс анализа заявок на кредиты от двух потенциальных заемщиков – торговой фирмы А и промышленной фирмы Б.

Сначала на основании  предоставленных балансов и Приложений к ним «Отчет о прибылях и убытках» (Форма 2) составим Агрегированные балансы и формы отчета о прибылях и убытках для приведения в удобную для анализа данных форму. После обработки данных получим результаты, показанные в таблицах 2 и 3. По полученным данным можно подвести уже некоторые итоги. Фирма А характеризуется более высокой суммой оборотных средств по сравнению с фирмой Б (5826 млн. сум. против 943 млн. сум.), но меньшим наличием основного капитала (206 млн. сум. у А против 1304 млн. сум. у Б). В то же время у фирмы А большие показатели кредиторской и дебиторской задолженности, что снижает уровень финансовой устойчивости предприятия. Фирма А имеет большую ссудную задолженность перед другим банком, что может уже насторожить кредитного инспектора. Ему следует связаться с другим банком и поинтересоваться о кредитной истории фирмы А в кредитном управлении этого банка.

 

Таблица 2.

Агрегированный баланс предприятия-заемщика

(млн. сум)

 

Агрегат

Статья баланса 

Фирма А

Фирма Б

 

А1

 

А2

АЗ

 

А4

А5

А6

 

А6*

А7

А8

 

А9

 

 

 

П1

 

П2

 

П2*

П3

 

П3*

П4

П5

 

П6

П7

П8

П9

П10

П11

АКТИВЫ

Оборотные активы – всего

В том числе:

Денежные средства

Расчеты и прочие текущие активы – всего

Из них:

Расчеты с дебиторами в течение 12 месяцев

Товарно-материальные запасы (ТМЗ)

Прочие текущие активы

В том числе:

Краткосрочные ценные бумаги

Основной капитал

Иммобилизованные активы

В том числе:

Убытки

БАЛАНС (А1+А7+А8)

 

ПАССИВЫ

Обязательства – всего

В том числе:

Долгосрочные обязательства

Из них:

Долгосрочные кредиты банков

Краткосрочные обязательства 

Из них:

Краткосрочные кредиты банков

Прочие обязательства

Собственный капитал

В том числе:

Уставный капитал

Резервный капитал

Прочие фонды 

Нераспределенная прибыль прошлых  лет 

Нераспределенная прибыль отчетного года

Добавочный капитал

БАЛАНС (П1+П6)

 

5826

 

22

5804

 

4122

1634

0

 

0

203

18010

 

0

24039

 

 

8197

 

0

 

0

8197

 

1600

0

15840

 

417

0

15340

0

0

83

8614

 

943

 

304

290

 

94

603

0

 

0

1304

50

 

0

2297

 

 

387

 

0

 

0

364

 

80

0

1860

 

1600

16

260

0

7

0

1987


 

Таблица 3

Агрегированные показатели отчета о

прибылях и убытках (форма № 2)

(млн. сум)

Агрегат

Статья 

Фирма А

Фирма Б

П12

П13

 

П14

П15

П16

П17

Выручка от реализации

Затраты на производство реализованной  продукции

Собственный капитал - нетто П6-(А8+П12)

Отвлеченные из прибыли средства

Прибыль (убыток) отчетного периода

Брутто-доходы

335

 

168

-17928

5

30

335

4136,6

 

2524

-2586,6

1658

706,6

4138,6


 

В целом можно  сказать, что полученные данные хорошо характеризуют вид деятельности потенциальных заемщиков. Наличие собственного капитала и меньшая сумма оборотных средств характеризуют промышленное предприятие, а относительно малое наличие собственного капитала и большая сумма оборотных средств - торгово-закупочную организацию, что соответствует заявленной уставной деятельности этих предприятий.

Затем определим  показатели пяти групп коэффициентов:

Коэффициенты финансового левереджа, то есть показатели, характеризующие отношение собственного и заемного капитала у предприятий. После небольших расчетов по формулам, описанным выше  мы получим следующие данные (Табл. 4.):

Таблица 4.

Коэффициенты финансового  левереджа

 

Коэффициент

Фирма А

Фирма Б

Оптимум

К1 – коэффициент автономии

Экономическое содержание: независимость от внешних источников финансирования

0,6589

0,8098

К2 – коэффициент мобильности  средств

Экономическое содержание: потенциальная возможность превратить активы в ликвидные средства

0,3199

0,6965

К3 – коэффициент маневренности средств (чистая мобильность)

Экономическое содержание: реальная возможность превратить активы в ликвидные средства

-0,4070

0,6140

К4 – отношение собственного капитала к общей задолженности

Экономическое содержание: обеспечение  кредиторской задолженности собственным капиталом

1,9324

5,1099

К5 – коэффициент обеспеченности собственными средствами

Экономическое содержание: наличие собственных оборотных средств у предприятия

-0,4073

0,5366


 

 

На основании  полученных данных можно сделать следующие выводы: по полученным данным более надежным является положение фирмы Б, так как она выдерживает все показатели, и доля заемных средств составляет меньше половины средств предприятия. А значение отношения собственного капитала к общей задолженности превышает оптимальный показатель в 5 раз. Практически противоположная ситуация у другого потенциального заемщика - фирмы А. Из всех показателей удовлетворяют условиям только два - отношение собственного капитала к кредиторской задолженности и коэффициент автономии. Это также подтверждает занятие определенным видом деятельности. Следующими рассмотрим коэффициенты прибыльности (Табл. 5):

Таблица 5.

Коэффициенты прибыльности

Коэффициент

Фирма А

Фирма Б

К9 – коэффициент рентабельности выручки от реализации

Экономическое содержание: рентабельность продаж

0,0896

0,1708

К10 – коэффициент рентабельности общего капитала

Экономическое содержание: рентабельность общего капитала

0,0012

0,3076

К11 – коэффициент рентабельности акционерного капитала

Экономическое содержание: рентабельность акционерного капитала

0,0019

0,3799

К12 – отношение отвлеченных  из прибыли средств к балансовой прибыли

Экономическое содержание: способность  самофинансирования

0,1667

2,3464


 

По данным показателям  предпочтительней положение фирмы Б. В данном примере мы не можем проследить за динамикой изменения данных показателей, что могло бы рассказать об изменениях в деятельности фирм, но и в данном случае в сочетании с показателями финансового левереджа мы можем говорить о более устойчивом положении фирмы Б.

Теперь перейдем к определению и изучению взаимосвязанных  показателей ликвидности и оборачиваемости. Коэффициенты ликвидности и покажут нам, насколько покрывают эти ликвидные средства обязательства предприятий (Табл. 6 и 7).

Таблица 6.

Коэффициенты ликвидности

Коэффициент

Фирма А

Фирма Б

Оптимум

К13 – коэффициент покрытия задолженности

Экономическое содержание: способность  рассчитаться с задолженностью в перспективе

0,7107

2,5907

К14 – коэффициент общей ликвидности

Экономическое содержание: способность  рассчитаться с задолженностью в ближайшее время

0,5114

0,9341

К15 – коэффициент текущей ликвидности

Экономическое содержание: текущая ликвидность

0,0027

0,8352

К16 – соотношение дебиторской  и кредиторской задолженности

Экономическое содержание: способность  рассчитаться с кредиторами за счет дебиторской задолженности

0,5029

0,2582


 

 

 

 

Таблица 7.

Коэффициенты эффективности (оборачиваемости)

 

Коэффициент

Фирма А

Фирма Б

К6 – отношение выручки от реализации к сумме немобильных средств

Экономическое содержание: фондоотдача  – объем реализации на 1 рубль  немобильных активов

0,0184

3,0551

К7 – коэффициент деловой активности

Экономическое содержание: эффективность использования совокупных активов

0,0139

1,8009

К8 – отношение выручки от реализации к сумме мобильных средств

Экономическое содержание: оборачиваемость мобильных средств

0,0575

4,3866


 

Данные показатели рисуют нам неприглядную картину положения фирмы А - ни один из показателей ликвидности не удовлетворяет оптимальному значению. И при этом показатели оборачиваемости также более низкие по отношению к фирме Б, у которой не соответствует требуемому уровню только показатель соотношения дебиторской и кредиторской задолженности, но при этом размер этой задолженности ниже, чем у фирмы А. На основании выше изложенного можно сказать, что даже наличие большей суммы ликвидных активов у фирмы А не повышает класс кредитоспособности этого потенциального заемщика.

И, в заключение анализа по коэффициентам, определим  показатель обслуживания долга, показывающего, какая часть выручки у предприятия относится на обязательства, то есть на кредиторскую задолженность. Опять мы видим, что у фирмы А практически нет свободных средств для развития предприятия, она практически еле "сводит концы с концами". Уже на данном этапе мы можем сделать вывод о том, что для банка предпочтительней кредитовать фирму Б, потому что при кредитовании фирмы А возникнет огромный риск невыполнения взятых на себя фирмой обязательств.

И в заключение анализа кредитоспособности клиентов проведем рейтинговую оценку заемщиков, которая также была описана ранее. На основании полученных данных фирме А присвоен рейтинг в 40% (предельный уровень кредитования), а фирме Б - 90% (хорошее состояние).

Полученными данными необходимо пользоваться кредитному инспектору для составления прогнозной оценки рискованности кредитования клиента, но особенность настоящей экономической ситуации в Узбекистане такова, что при решении вопроса о выдаче кредита обязательно должно учитываться также личное знакомство и беседа с потенциальным заемщиком. А иногда они имеют решающее значение в согласовании вопроса о выдаче кредита.

Информация о работе Управление кредитными операциями