Управление кредитной политикой

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2015 в 18:12, контрольная работа

Описание работы

Цель выполняемой работы – изучение регулирования кредитной политики.
Исходя из поставленной цели в работе решены следующие задачи:
- раскрыта сущность и виды кредитной политики;
- описаны инструменты кредитной политики;
- показаны операции на открытом рынке;

Содержание работы

Введение
3
1. Сущность и виды кредитной политики
5
2. Инструменты кредитной политики
10
3. Операции на открытом рынке
16
3.1 Прочие методы регулирования денежно-кредитной сферы
17
Заключение

Файлы: 1 файл

(Деньги Кредит Банки) Управление кредитной политикой.doc

— 160.50 Кб (Скачать файл)

 


 


Содержание

 

Введение

3

1. Сущность и виды кредитной  политики

5

2. Инструменты кредитной политики

10

3. Операции на открытом рынке

16

3.1  Прочие методы регулирования  денежно-кредитной сферы

17

Заключение

19

Список литературы

22

   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Наибольшая эффективность регулирующего действия Центрального банка проявляется тогда, когда используется вся совокупность экономических инструментов, причем в целесообразной последовательности.

Проведение кредитного регулирования объективно осложняется двумя обстоятельствами. Во-первых, непростой проблемой является сама оценка состояния экономического развития (что необходимо для принятия Центральным банком наиболее рациональных мер). Во-вторых, регулирование в рамках национальной экономики усложняется из-за влияния внешнеэкономических процессов. Итогом является то, что целевая направленность принимаемых мер может искажаться.

Осуществляя регулирование, Центральный банк должен учитывать не только взаимосвязи в рамках мировой экономики, но и взаимозависимость звеньев национального хозяйства. Учетная политика оказывает влияние не только на банки, но и на другие секторы экономики. Негативное воздействие процентных колебаний проявляется по отношению к тем сферам народного хозяйства, которые обременены долгами.

Процентная политика приводит к растущему ценовому эффекту. Субъекты экономики стремятся уйти из-под влияния растущей учетной ставки путем переложения своих издержек на плечи клиентов (повышая соответственно цену своих благ). В итоге создается дополнительная трудность для политики государства в области сдерживания инфляции.

В рамках российской экономики, переживающей в настоящее время существенные проблемы с инфляцией, такой побочный эффект особенно болезнен. Частный сектор стремится возложить на покупателя всю дополнительную нагрузку, которая падает на него в результате регулирующих мер. Возможность такой финансовой изворотливости в России выше, поскольку степень насыщенности рынка, конкуренции слабее, чем это имеет место в развитых странах Запада.

В условиях России система ограничений и предписаний велика не только относительно ставки процента, но и в области выдачи лицензий на проведение кредитных операций. В стране в настоящее время действует достаточно много коммерческих банков. Воздействие Центрального банка на экономику с помощью политики процента имеет свои ограничения, поскольку деловые банки и крупные фирмы очень часто переносят свои операции за границу, с тем чтобы использовать имеющиеся там преимущества в области процентных ставок.

Цель выполняемой работы – изучение регулирования кредитной политики.

Исходя из поставленной цели в работе решены следующие задачи:

- раскрыта сущность и  виды кредитной политики;

- описаны инструменты кредитной политики;

- показаны операции на открытом рынке;

- изучены прочие методы  регулирования денежно-кредитной  сферы.

Работа построена на проработке учебного материала с выделением и обобщением основных понятий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Сущность и  виды кредитной политики

 

Кредитная политика - совокупность мероприятий центрального банка в области денежного обращения и кредита по воздействию на макроэкономический процесс1.

Содержание кредитной политики составляет регулирование условий кредитования экономики в интересах её сбалансированного функционирования и развития. Развитие кредитования реальной экономики не было возможным и в силу решения задач по созданию рыночной системы государственного долга.

Выбор экономического роста в качестве приоритета объективно меняет место кредитной составляющей в общей системе экономической политики. Из вспомогательной, и в силу этого подчиненной, ветви монетарной политики кредитная политика должна выдвинуться на лидирующее место в рамках монетарного блока. Разумеется, активность кредитной политики ограничивается допустимым уровнем инфляции.

Осуществляя денежно-кредитную политику, воздействуя на кредитную деятельность коммерческих банков и направляя регулирование на расширение или сокращение кредитования экономики, центральный банк достигает стабильного развития внутренней экономики, укрепления денежного обращения, сбалансированности внутренних экономических процессов. Таким образом, воздействие на кредит позволяет достичь более глубоких стратегических задач развития всего хозяйства в целом.

Нужно отметить, что с помощью кредитного регулирования государство стремится смягчить экономические кризисы, сдержать рост инфляции, в целях поддержания конъюнктуры государство использует кредит для стимулирования капиталовложений в различные отрасли народного хозяйства.

Целью кредитной политики является регулирование доступности кредита исходя из задач стабильного экономического роста. Кредитную цену денег можно регулировать по линии предложения денег. Тем самым регулируется и доступность самого кредита.

В условиях падения производства и увеличения безработицы центральные банки пытаются оживить конъюнктуру путем расширения кредита и снижения нормы процента (кредитная экспансия), а во время  инфляции, наоборот, стремятся предотвратить «перегрев» конъюнктуры при помощи ограничения кредита, повышения процента, сдерживания эмиссии платежных средств и т.д. (кредитная рестрикция).

Для кредитной политики основное – доступность кредита; объем денежной массы непосредственно не является задачей этой политики2.

В ситуации, когда экономика сталкивается с излишними расходами, что порождает инфляционные процессы, центральный банк должен попытаться понизить общие расходы путем ограничения или сокращения предложения денег. Чтобы решить эту проблему, необходимо понизить резервы коммерческих банков. Это осуществляется следующим образом.

Центральный банк должен продавать государственные облигации на открытом рынке для того, чтобы урезать резервы коммерческих банков. Затем необходимо увеличить резервную норму, что автоматически освобождает коммерческие банки от избыточных резервов. Третья мера заключается в поднятии учетной ставки для снижения интереса коммерческих банков к увеличению своих резервов посредством заимствования у центрального банка. Приведенную выше систему мер называют политикой дорогих денег (рестрикционная).

В результате ее проведения банки обнаруживают, что их резервы слишком малы, чтобы удовлетворить предписываемой законом резервной норме, то есть их текущий счет слишком велик по отношению к их резервам. Поэтому, чтобы выполнить требование резервной нормы при недостаточных резервах, банкам следует сохранить свои текущие счета, воздержавшись от выдачи новых ссуд, после того как старые выплачены.

Вследствие этого денежное предложение сократится, вызывая повышение нормы процента, а рост процентной ставки сократит инвестиции, уменьшая совокупные расходы и ограничивая инфляцию.

Цель политики заключается в ограничении предложения денег, то есть снижения доступности кредита и увеличения его издержек для того, чтобы понизить расходы и сдержать инфляционное давление.3

Экспансионистская кредитная политика сопровождается расширением масштабов кредитования, ослаблением контроля над приростом количества денег в обращении, понижением уровня процента. Иначе эту систему методов называют еще политикой дешевых денег.

Политика дешевых денег заключается в следующих    мерах.

Во-первых, центральный банк должен совершить покупку ценных бумаг на открытом рынке у населения и у коммерческих банков. Во-вторых, необходимо провести понижение учетной ставки и, в-третьих, нужно снизить нормативы по резервным отчислениям.

В результате проведенных мер увеличатся избыточные резервы системы коммерческих банков. Так как избыточные резервы являются основой увеличения  денежного предложения коммерческими банками путем кредитования, то можно ожидать, что предложение денег в стране возрастет. Увеличение денежного предложения понизит процентную ставку, вызывая рост инвестиций и увеличение равновесного чистого национального продукта. Из вышесказанного можно заключить, что в задачу данной политики входит сделать кредит дешевым и легко доступным с тем, чтобы увеличить объем совокупных расходов и занятость.

Необходимо отметить сильные и слабые стороны использования методов денежно-кредитного регулирования при оказании воздействия на экономику страны в целом. В пользу монетарной политики можно привести следующие доводы. Во-первых, быстрота и гибкость по сравнению с фискальной политикой.

Известно, что применение фискальной политики может быть отложено на долгое время из-за обсуждения в законодательных органах власти. Иначе обстоит дело с денежно-кредитной политикой.

Центральный банк и другие органы, регулирующие кредитно-денежную сферу, могут ежедневно принимать решения о покупке и продаже ценных бумаг и тем самым влиять на денежное предложение и процентную ставку. Второй немаловажный аспект связан с тем, что в развитых странах данная политика изолирована от политического давления, кроме того, она по своей природе мягче, чем фискальная политика, и действует тоньше и потому представляется более приемлемой в политическом отношении4.

Но существует и ряд негативных моментов. Политика дорогих денег, если ее проводить достаточно энергично, действительно способна понизить резервы коммерческих банков до точки, в которой банки вынуждены ограничить объем кредитов. А это означает ограничение предложения денег. Политика дешевых денег может обеспечить коммерческим банкам необходимые резервы, то есть возможность предоставления ссуд, однако она не в состоянии гарантировать, что банки действительно выдадут ссуду и предложение денег увеличится. При такой ситуации действия данной политики окажутся малоэффективными. Данное явление называется цикличной асимметрией, причем она может оказаться серьезной помехой денежно-кредитного регулирования во время депрессии. В более нормальные периоды увеличение избыточных резервов ведет к предоставлению дополнительных кредитов и, тем самым, к росту денежного предложения.

Другой негативный фактор заключается в следующем. Скорость обращения денег имеет тенденцию меняться в направлении, противоположном предложению денег, тем самым тормозя или ликвидируя изменения в предложении денег, вызванные политикой, то есть когда предложение денег ограничивается, скорость обращения денег склонна к возрастанию. И наоборот, когда принимаются политические меры для увеличения предложения денег в период спада, весьма вероятно падение скорости обращения денег.

Иными словами, при дешевых деньгах скорость обращения денег снижается, при обратном ходе событий политика дорогих денег вызывает увеличение скорости обращения. А нам известно, что общие расходы могут рассматриваться как денежное предложение, умноженное на скорость обращения денег. И, следовательно, при политике дешевых денег, как было сказано выше, скорость обращения денежной массы падает, а значит, и общие расходы сокращаются, что противоречит целям политики. Аналогичное явление происходит при политике дорогих денег.

Денежно-кредитная политика как экспансионистского, так и рестрикционного типа может иметь тотальный либо селективный характер5.

При тотальной монетарной политике мероприятия Центрального банка распространяются на все учреждения банковской системы, при селективной - на отдельные кредитные институты либо их группы или же на определенные виды банковской деятельности. Селективная денежно-кредитная политика позволяет Центральному Банку оказывать выборочное воздействие в определенном направлении.

При ее проведении практикуется использование следующих инструментов или их разнообразных сочетаний: лимитирование отдельных видов операций банков (или их групп, например по регионам), установление размеров вознаграждения коммерческих банков при проведении различных финансово-кредитных операций, регламентация условий выдачи отдельных видов ссуд различным категориям заемщиков, установление кредитных потолков.

 

 

 

2. Инструменты кредитной политики

 

Основные инструменты, с помощью которых центральный банк проводит свою политику по отношению к коммерческим банкам следующие6:

1. Политика обязательных  резервов.

В настоящее время минимальные резервы - это наиболее ликвидные активы, которые обязаны иметь все кредитные учреждения, как правило, либо в форме наличных денег в кассе банков, либо в виде депозитов в центральном банке или в иных высоколиквидных формах, определяемых центральным банком. Норматив резервных требований представляет собой установленное в законодательном порядке процентное отношение суммы минимальных резервов к абсолютным (объемным) или относительным (приращению) показателям пассивных (депозитов) либо активных (кредитных вложений) операций. Использование нормативов может иметь как тотальный (установление ко всей сумме обязательств или ссуд), так и селективный (к их определенной части) характер воздействия.

Информация о работе Управление кредитной политикой