Управление государственным долгом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2014 в 14:08, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение государственного кредита и его роль в экономическом развитии страны, анализ влияния государственного кредита на развитие экономики нашего государства.

В работе поставлены следующие задачи:

раскрыть понятие государственного кредита, его общих черт и различий с банковским кредитом,

характеризовать государство как кредитора, заемщика и гаранта,

определить функций государственного кредита,

Содержание работы

1. Государственный кредит и его значение. 6

1.1. Сущность и функции государственного кредита. 6

1.2. Формы государственного кредита. 12

2. Анализ государственного кредита для экономики России. 14

2.1. Современное состояние государственного долга РФ. 14

2.2. Социально-экономические последствия государственного долга 21

3. Управление государственным долгом 27

Заключение. 32

Список литературы. 34

Файлы: 1 файл

ДКБ КУрсач.doc

— 163.00 Кб (Скачать файл)
  •  
    Федеральную службу (агентство) по управлению госдолгом;
  •  
    функционально – ориентированные структурные подразделения по управлению долгом в Минфине РФ и ЦБ РФ;
  •  
    организационно-методическое обеспечение управления госдолгом, включающее разработки по прогнозированию госдолга, методические разработки по структуре долга, схемы обслуживания долга и др.

 
В компетенцию Федеральной службы по управлению госдолгом входят: установление норм и правил, регулирующих госдолг; подготовка предложений по увеличению госдолга; оценка состояния госдолга и т.д. 
 
В процессе управления государственным долгом органами государственной власти должны решаться следующие основные задачи: 

  •  
    поддержание объема государственного долга на экономически безопасном уровне, недопущение переполнения рынка заемными обязательствами государства и резкого колебания их котировки, минимизация стоимости долга для государства;
  •  
    определение предельно-допустимых размеров государственного долга с учетом особенностей данного этапа развития экономики (в соответствии со статьей 106 Бюджетного кодекса РФ предельный объем государственных внешних заимствований РФ не должен превышать годовой объем платежей по обслуживанию, погашению государственного внешнего долга РФ);
  •  
    анализ и оценка методов финансирования бюджетного дефицита и возможных источников его покрытия;
  •  
    определение направлений и мер по стабилизации размеров госдолга;
  •  
    оценка влияния госдолга на перспективы развития экономики страны;
  •  
    обеспечение своевременного исполнения и обслуживания обязательств в полном объеме.

 
Эффективное использование мобилизованных средств и контроль над целевым использованием выделенных кредитов должны максимально способствовать решению задач, определенных финансовой политикой. 
 
Государственный долг представляет собой сложное экономико-финансовое образование, особый финансовый механизм, требующий использования системы методов для его регулирования. 
 
К ключевым из них можно отнести: 

  •  
    стабилизационные инструменты в государственном долге, управление динамикой долга;
  •  
    реструктуризация задолженностей;
  •  
    контроль за заимствованиями субъектов РФ;
  •  
    сокращение государственного долга путем недофинансирования бюджетной сферы;
  •  
    снижение стоимости обслуживания государственного долга.

 
Оптимальным на данный момент методом управления внешним долгом  является реструктуризация. Реструктуризация долга - основанное на соглашении прекращение долговых обязательств, составляющих государственный или муниципальный долг, с заменой указанных долговых обязательств иными долговыми обязательствами, предусматривающими другие условия обслуживания и погашения обязательств. Она,    безусловно,  должна проходить при особых условиях. Для возможности оплаты внешнего долга наша страна должна добиваться тех условий, при которых возможен экономический рост, так как тяжелое бремя внешних долгов государство с кризисной экономикой едва ли вынесет. Термин "реструктуризация" означает составление нового, более приемлемого для должника графика выплаты долга, нежели это вытекает из оригинальных схем кредитных соглашений - такого графика, в котором предусматривается рыночный льготный период. Это значит, что в течение нескольких лет Россия будет платить только незначительные проценты, а погашение основных сумм перенесется на несколько лет.  
 
В мировой практике известны четыре основных схемы реструктуризации суверенного долга:  

  •  
    обмен одних долговых обязательств на другие (схема "облигации-облигации"); 
  •  
    обмен долговых обязательств на акции в рамках государственной программы приватизации (схема "облигации-акции"). Предоставление кредиторам права продажи долгов с дисконтом за национальную валюту, на которую впоследствии можно приобрести акции национальных компаний; 
  •  
    досрочный выкуп долговых обязательств с дисконтом (схема "выкуп"). Некоторые страны-должники имеют в своем активе значительные объемы золотовалютных резервов, в таком случае можно разрешить заемщику самостоятельно выкупить собственные долги на открытом рынке;
  •  
    списание части долговых обязательств. Если обязательства страны превышают ее ожидаемую платежеспособность, то возможно частичное или полное списание задолженности.

 
Важным является также контроль за заимствованиями субъектов РФ. К государственным заимствованиям субъектов РФ относятся займы, привлекаемые от физических лиц и юридических лиц, иностранных государств, международных финансовых организаций, по которым возникают долговые обязательства субъекта РФ как заемщика или гаранта погашения займов другими заемщиками. В настоящее время регионы активно проводят политику заимствований, однако многие их них зачастую не в состоянии платить по уже имеющимся обязательствам по внешним долгам. Это обуславливает необходимость выработки эффективных способов и решений по обеспечению контроля со стороны федерального центра за этим процессом. Так законом 2007 г. N 63-ФЗ введены более жесткие ограничения по предельным значениям долга и дефицита бюджетов в отношении субъектов РФ и муниципальных образований, имеющих в своих собственных доходах в течение двух из трех последних финансовых лет большую долю безвозмездных поступлений из других бюджетов бюджетной системы РФ. Данные изменения направлены на укрепление государственной финансовой дисциплины, повышение прозрачности финансовой системы Российской Федерации, усиление контроля за своевременным поступлением, целевым и эффективным использованием средств бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации. Этим законом также определен предельный объем расходов на обслуживание долга субъекта РФ - он не должен превышать 15% объема расходов его бюджета.  
 
Для более эффективного управления внешним долгом необходимо внести существенные изменения систему управления внешним долгом России, основываясь на наиболее удачный зарубежный опыт. Однако это не означает, что зарубежные модели управления долгом должны полностью копироваться в отношении России. Несмотря на то, что применение западного опыта представляется вполне естественным процессом, он требует прогнозирования возможных последствий его применения и обдуманной адаптации к российским условиям. 
 
Немаловажным представляется также исключение возможностей каких-либо злоупотреблений и махинаций вокруг урегулирования внешнего долга. Для этого необходимо, чтобы схемы, используемые для урегулирования долга, были прозрачны и понятны. Открытость при проведении политики в области внешних заимствований, а также обеспечение кредиторов соответствующей информацией позволит значительно снизить стоимость обслуживания. 
 
Заключение.  
Назначение государственного кредита проявляется в первую очередь в том, что он является средством мобилизации в руках государства дополнительных финансовых ресурсов. В случае дефицитности государственного бюджета дополнительно мобилизуемые финансовые ресурсы направляются на покрытие разницы между бюджетными расходами и доходами. При положительном бюджетном сальдо мобилизуемые с помощью государственного кредита средства прямо используются для финансирования экономических и социальных программ. Это означает, что государственный кредит, являясь средством увеличения финансовых возможностей государства, может выступать важным фактором ускорения социально-экономического развития страны. 
 
Но, оценивая финансовое значение государственного кредита, не следует забывать, что мобилизуемые с его помощью государством средства являются антиципированными, т.е. взятыми вперед налогами. Необходимость погашения государственного долга требует изыскания дополнительных ресурсных поступлений в бюджет, а они могут быть получены (если не считать новых займов) только с помощью налогов. К тому же погашения долговых обязательств и уплата процентов по ним отвлекают часть бюджетных доходов от производительного использования, сокращает возможности наращивания производственного и интеллектуального потенциала общества.  
 
Основными задачами по управлению долгом в ближайшее время будут являться: 

  •  
    сокращение объемов внешних долговых обязательств и, соответственно, стоимости их обслуживания;
  •  
    оптимизация структуры внешнего долга, увеличение доли его рыночной составляющей;
  •  
    оптимизация графика платежей по внешнему долгу, устранение пиков платежей;
  •  
    рефинансирование внешнего долга за счет внутренних заимствований без существенного ухудшения структуры долга по срокам платежей;
  •  
    повышение эффективности использования заемных средств.

 
Список литературы. 

    1.  
      «Бюджетный кодекс Российской Федерации» 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ
    2.  
      Федеральный закон от 24 июля 2007 г. № 198-ФЗ "О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов" 
    3.  
      Заключение Счетной палаты Российской Федерации на проект федерального закона «О федеральном бюджете на 2008 год и на период до 2010 года». 
    4.  
      Вархин П.И., Нешитой А.С. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2007 – 340 с.
    5.  
      Годин А.М., Максимова Н.С., Подпорина И.В. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2006. 752 с.
    6.  
      Лаврушин О. И., Деньги, кредит, банки: учебник. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: КНОРУС, 2007 – 560 с.
    7.  
      Самсонов Н. Ф., Финансы: учебник. – М.: Высшее образование, Юрайт-Издат, 2009.
    8.  
      Министерство Финансов РФ http://www.minfin.ru
    9.  
      Центральный Банк РФ http://www.cbr.ru/ 
    10.  
      Федеральная служба государственной статистики http://www.gks.ru/

 


Информация о работе Управление государственным долгом