Уппавление кедитными исками комерческого банка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2013 в 10:44, курсовая работа

Описание работы

С момента возникновения банковского дела одним из важнейших источников получения прибыли банками является кредитование предприятия различных форм собственности и частных лиц. Кредитование – именно то, что отличает банк от любого другого предприятия.

Содержание работы

Введение
ГЛАВА 1. Теоретические основы управления кредитными рисками.
Понятие кредитного риска
Организация процесса управления кредитным риском в коммерческом банке.
ГЛАВА 2. Анализ и оценка рисков на примере филиала ОАО «Внешторгбанк» в г. Самара.
2.1 Краткая характеристика филиала ОАО «Внешторгбанк» в г. Самара
2.2 Анализ финансового состояния Самарского филиала ОАО «Внешторгбанк»
2.3 Особенности управления кредитными рисками на примере филиала ОАО «Внешторгбанк» в г. Самара
ГЛАВА 3. Способы минимизации кредитного риска в современных условиях.
Заключение

Файлы: 1 файл

kursach.doc

— 246.00 Кб (Скачать файл)

Управление кредитным  риском – это и процесс и  сложная система. Процесс начинается с определения рынков кредитования, которые часто называются «целевыми рынками». Он продолжается в форме последовательности стадий и представлен в книге «Банки на развивающихся рынках» в виде схемы (рис. 2). [11]

 

 


Рис.2 Схема управления кредитным риском

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    Управление  можно определить как одну  из стратегий, используемую при  осуществлении деятельности в  условиях риска. В процессе  функционирования субъект экономики  осуществляет выбор между избежанием  риска, принятием риска или управлением риска. Избежание риска означает отказ от действий, связанных с риском. Принятие риска означает осуществление деятельности до тех пор, пока отрицательные результаты от последствий наступивших рисков не приведут к невосполнимым потерям. Управление риском предусматривает выбор одной из альтернатив: принятия риска, отказ от деятельности, связанной с риском или применение мер по снижению риска, на основе предварительной оценки степени риска. Особенностью управления риском является достижение поставленных задач посредством разработки научно обоснованной организационной процедуры, регулярно осуществляемой и носящей объективный характер.[6]

 

    В работах  экономистов, изучающих проблематику  рисков, управление риском рассматривается,  как правило, в качестве специфического вида деятельности, состоящего из последовательности определенных этапов.

    Управление  риском включает следующие этапы:  идентификацию риска, оценку риска,  выбор стратегии риска (принятие  решения о принятии риска, отказе  от действий, связанных с риском или снижения степени риска), выбор и применение способов снижения степени риска, контроль уровня риска.

    В широком  смысле, управление риском, помимо  управления собственно риском, включает  управление деятельностью сотрудников  организации, осуществляющих идентификацию риска, оценку степени риска, выбор стратегии действий в условиях риска, применение способов снижения степени риска, контроль уровня риска. В организациях управление как вид деятельности идентифицируют с администрацией, управленческим персоналом, руководством. Объектом управления в первую очередь выступает деятельность сотрудников, занятых в организации. Учитывая данное обстоятельство, к числу субъектов управления помимо персонала, осуществляющего управление непосредственно риском, необходимо относить сотрудников, осуществляющих управление деятельностью этого персонала. А к объекту управления относится не только риск, но и деятельность персонала организации, занятого в процессе управления им. Таким образом, управление риском в организации можно определить как определенным образом организованное воздействие субъекта управления (сотрудники, осуществляющие деятельность по выявлению риска, оценке уровня риска, выбору стратегии деятельности в условиях риска, применению способов снижения степени риска; руководящий персонал) на объект управления (риск; деятельность персонала организации, занятого в процессе управления непосредственно риском) с целью снижения (ограничения) негативного влияния последствий реализации риска на организацию. [9]

    В условиях  отсутствия возможности свести  риск к нулю, задачей управления  риском является ограничение  его негативного влияния. Перед  сотрудниками кредитного подразделения  банка ставится задача ограничить  размер потерь в результате  реализации кредитного риска на допустимом для банка уровне, являющемся естественной платой за совершение активных операций. С учетом вышеизложенного материала, управление кредитным риском в банке можно определить как организованное воздействие субъекта управления (сотрудники банка, осуществляющие деятельность по кредитованию заемщиков; руководящий персонал) на объект управления (кредитный риск; деятельность сотрудников, задействованных в кредитных операциях) с целью снижения (поддержания на допустимом уровне) показателей кредитного риска банка.[8]

    Управление  кредитным риском является основным  содержанием работы банка в  процессе осуществления кредитных  операций и охватывает все  стадии этой работы - от анализа  кредитной заявки потенциального  заемщика до завершения расчетов и рассмотрения возможности возобновления кредитования. Управление кредитным риском составляет органичную часть управления процессом кредитования в целом.

 Для понимания места  и значения управления кредитным  риском в рамках кредитного  процесса, важным обстоятельством является содержание кредитного процесса как вида деятельности, характеризующегося индивидуальными особенностями.

    Различия деятельности  в процессе осуществления банком  кредитных операций обусловлены,  во-первых, составом кредитного риска, факторами, вызывающими реализацию этих видов кредитного риска. Во-вторых, различным характером служебных обязанностей, выполняемых сотрудниками банка, обусловленным разнообразием объектов, принципов организации, целей деятельности.[5]

В структуру кредитного риска входят риск конкретного заемщика и риск портфеля. Факторы кредитного риска носят как внешний характер по отношению к банку, так и внутренний. Факторы, носящие внешний характер, связаны с возможностью реализации кредитного риска по причине, не зависящей от деятельности персонала кредитного подразделения банка. Заемщик может не вернуть кредит, несмотря на добросовестные действия сотрудников банка. Напротив, факторы, носящие внутренний характер связаны с ошибками персонала, допущенными в ходе оформления кредитной документации, ошибками при оценке кредитоспособности заемщика, нарушениями должностных инструкций и ошибками, заложенными в самих правилах осуществления кредитования. Характеристика факторов, вызывающих кредитный риск представлена в таблице 2.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 2. Факторы  кредитного риска.

 

Вид кредитного риска

 

Внутренние факторы  кредитного риска.

Внешние факторы кредитного риска

риск индивидуального  заемщика

ошибки персонала, вызванные  допущенными отклонениями от должностных  инструкций при осуществлении кредитных операций

отказ заемщика выполнить  обязательства по кредиту вследствие недобросовестности или отсутствии такой возможности (в результате ухудшения финансового положения)

 

злоупотребления персонала

 
 

методологические ошибки, содержащиеся в должностных инструкциях

 

риск портфеля

 

достижение значения показателя эффективности кредитного портфеля ниже запланированного уровня вследствие неисполнения заемщиками своих  обязательств


 

 

Таким образом, в рамках кредитного процесса управлению подлежат следующие виды объектов: кредитный риск конкретного заемщика, обусловленный внешними факторами, кредитный риск конкретного заемщика, обусловленный внутренними факторами, кредитный риск портфеля, обусловленный внутренними факторами, кредитный риск портфеля, обусловленный внешними факторами.[13]

 

    Содержание  кредитного процесса банка составляет  деятельность, присущая процессу  непосредственного осуществления  кредитных операций, а также деятельность, направленная на обеспечение  организации выполнения этих операций наиболее эффективным образом. Кредитный процесс включает в себя пять основных сфер. Во-первых, непосредственное осуществление кредитных операций - кредитование отдельных заемщиков, то есть взаимодействие с клиентом, рассмотрение документов, заключение кредитных договоров, регистрация фактов кредитных сделок и т.п. Во-вторых, управление кредитным портфелем банка как совокупностью конкретных кредитов. В-третьих, разработка инструктивно-методологической базы должностных инструкций, регламентирующих порядок и содержание выполнения обязанностей сотрудников, участвующих в кредитном процессе. В-четвертых, управление деятельностью персонала кредитного подразделения банка, осуществляющего кредитные операции, управление портфелем, а также деятельность, являющуюся обеспечивающей, по отношению к первым двум категориям персонала. В-пятых, принятие решений о предоставлении кредита/отказе от выдачи кредита, изменении условий кредитного соглашения, пролонгации кредитов, выборе вариантов реструктуризации задолженности, мерах воздействия на недобросовестных заемщиков и т.п.

 

    Управление  кредитным риском банка, входящее  в качестве составляющего элемента  кредитной деятельности банка  в каждую из описанных областей  кредитного процесса, имеет свои  особенности. Разделение труда, необходимое для повышения его эффективности, обуславливает различный характер деятельности сотрудников. Задачей сотрудников, непосредственно взаимодействующих с клиентами, и осуществляющими процесс кредитования индивидуальных заемщиков, является точное следование разработанным инструкциям и предписаниям, разработанным для стандартизирования операций, уменьшения ошибок. В рамках процесса кредитования заемщиков осуществляется управление кредитным риском индивидуального заемщика. Задача сотрудников - управление кредитным риском индивидуального заемщика, обусловленного внешними факторами риска. Задачей сотрудников, осуществляющих управление кредитным портфелем банка, является также точное следование разработанным инструкциям и предписаниям, разработанным для стандартизации операций, уменьшения ошибок, вызываемых т.н. “человеческим фактором”. Однако, в отличие от первой сферы кредитного процесса, видом кредитного риска, подлежащего управлению, в этой сфере кредитного процесса, является риск портфеля. Задача сотрудников - управление кредитным риском портфеля банка, обусловленного внешними факторами риска. Сотрудники, осуществляющие деятельность по разработке инструктивно-методического материала не заняты непосредственно в осуществлении кредитных операций. Их задачей является разработка процедур, позволяющих снижать степень кредитного риска, обусловленного внутренними факторами реализации кредитного риска, а также предоставлять непосредственным участникам кредитного процесса со стороны банка действенный инструментарий для управления кредитным риском, обусловленным внешними факторами. Задача сотрудников, занимающихся административной деятельностью, заключается в общем управлении работой сотрудников, непосредственно занятых в кредитном процессе, а также сотрудников обеспечивающих их деятельность. [10]

 

Перед банками стоят  серьезные трудности в деле управления кредитным риском. Давление внутренних и внешних обстоятельств политического  характера, трудности производства, финансовые ограничения, сбои рынка, частые ситуации нестабильности подрывают финансовое положение заемщиков. Более того, финансовая информация часто является ненадежной, правовая структура не способствует выполнению обязательств по погашению долга. Часто трудности внешнего характера усиливаются внутренней слабостью и сопровождаются дальнейшим ухудшением активов.

Банки зачастую не располагают разработанным процессом управления кредитным риском. Среди наиболее часто встречающихся недостатков можно отметить:

  • отсутствие письменно зафиксированной кредитной политики и процедур,
  • отсутствие ограничений в отношении концентрации портфеля,
  • поверхностный кредитный анализ,
  • завышенная стоимость залога,
  • недостаточно частые контакты с клиентом,
  • отсутствие контроля за кредитами,
  • плохой контроль за документированием кредитов,
  • неумение эффективно контролировать и аудировать кредитный процесс,
  • неполная кредитная документация и др.

Эти недостатки выливаются в слабость кредитного портфеля, включая  чрезмерную концентрацию кредитов, большие  портфели проблемных кредитов, убытки по ним, неплатежеспособность и неликвидность.

Тем не менее, необходимо отметить, что многими российскими банками в настоящее время уже разработаны или начали разрабатываться собственные системы оценки и управления кредитного риска. Конечно, о совершенстве говорить еще рано, но причина этому, в большей степени, сложность и нестабильность экономической ситуации в стране, а не нежелание или низкая квалификация отечественных специалистов.[6]

Можно выделить несколько этапов, которые необходимо пройти любому банку для построения эффективной системы кредитования и управления кредитными рисками:

  1. Формулировка кредитной политики банка.
  2. Разработка организационной структуры кредитного подразделения.
  3. Создание системы принятия административных решений.
  4. Разработка внутренних нормативных документов в области кредитования, 
    в т.ч. системы лимитирования, ценообразования, авторизации.
  5. Разработка процедуры проведению кредитного анализа (принятие стандартизованных форм и документов анализа сейчас становится практикой, преимущество такого подхода заключается в том, что он делает оформление, анализ, проверку и решение о кредитовании намного проще).
  6. Создание системы мониторинга кредитов и взыскания долгов.
  7. Организация контроля и регулирования уровня кредитного риска банка в целом.
  8. Обучение специалистов всех кредитных подразделений банка.[8]

Информация о работе Уппавление кедитными исками комерческого банка