Теоретические аспекты налично – денежного оборота

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2014 в 14:40, курсовая работа

Описание работы

Наличное денежное обращение является важнейшим элементом экономики любой страны, в том числе и Российской Федерации. Наличные деньги по – прежнему остаются одним из главных платежных средств и основой социальной стабильности.
Налично – денежный оборот представляет собой процесс непрерывного движения наличных денежных знаков в процессе хозяйственной деятельности страны. Именно этот оборот обслуживает получение и расходование большей части денежных доходов населения. Налично – денежный оборот начинается в расчётно – кассовых центрах Центрального банка Российской Федерации. Наличные деньги переводятся из их резервных фондов в оборотные кассы, откуда они поступают в обращение.

Файлы: 1 файл

курсовая работа.docx

— 417.47 Кб (Скачать файл)

Эффективная организация денежного обращения предполагает установление строгого порядка эмиссии денежных знаков в обращение. Выпуск денег в обращение, приводящий к увеличению находящихся в нём наличных денег, называется эмиссией денег в обращение, или эмиссией наличных денег.

Эмиссия наличных денег, организация их обращения и изъятие из обращения на территории Российской Федерации осуществляется исключительно Центральным банком (Банком России). Банкноты и монета являются его безусловными обязательствами и обеспечиваются всеми его активами. Они обязательны к приёму по нарицательной стоимости при всех видах платежей, для зачисления на счёта, во вклады или для перевода на всей территории страны.

Регулярное поступление банкнот и монет в хозяйственный оборот и изъятие их из оборота в средствах обращения и платежа. Для обеспечения такого соответствия на Центральный банк РФ возложены следующие функции по организации денежного обращения: прогнозирование и организация производства, перевозка и хранение банкнот и монеты, создание их резервных фондов; установление правил хранения, перевозки и инкассации наличных денег для кредитных организаций; установление признаков платёжеспособности денежных знаков и порядка замены повреждённых банкнот и монеты, а также их уничтожения; разработка и утверждение порядка ведения кассовых операций в народном хозяйстве.

Денежное обращение организуется на основе следующих базовых принципов:

  1. Централизация организации и регулирования денежного обращения. Центральный банк имеет исключительную прерогативу по организации и регулированию движения наличных денег по всем каналам обращения и между всеми субъектами. Такая централизация позволяет достичь устойчивости денежного обращения, осуществлять её в тесной связи с обеспечением общей устойчивости национальной валюты, её покупательной способности. Достижение устойчивости предполагает регламентирование выполнения кассовых операций всех кредитных организаций и хозяйствующих субъектов;
  2. Эластичность и экономичность денежного обращения. Наличные и безналичные деньги имеют единую эмиссионную основу и поэтому находятся в тесной взаимосвязи, легко переходят друг в друга – наличные средства в безналичные и наоборот. Такая взаимная обращаемость позволяет эластично сдвигать границы между наличным и безналичным денежными оборотами в зависимости от потребностей экономики и населения в денежных средствах того или иного вида и достичь реальной экономии за счёт замены дорогостоящего налично – денежного обращения значительно более дешёвым безналичным оборотом;
  3. Комплексность организации денежного обращения. Единство денежного оборота и эластичность денежного обращения определяют необходимость комплексного подхода к организации денежного обращения в единстве с организацией и регулированием движения безналичных средств, а также их эмиссией. Это касается как установления определённого порядка использования наличных денег в расчётах хозяйствующих субъектов по их обязательствам, так и выработки таких форм и процедур безналичных расчётов, которые позволили бы использовать безналичные деньги с тем же эффектом, что и наличные. Такие формы расчётов должны также способствовать экономичности денежного обращения;
  4. Регулярность и бесперебойность обеспечения хозяйствующих субъектов и населения наличными деньгами в соответствии с их реальными экономическими потребностями. Для этого Центральный банк регулирует и регламентирует деятельность коммерческих банков, иных кредитных организаций и предприятий связи, то есть всех организаций, вовлечённых в обслуживание указанных лиц;
  5. Регламентация процедур выполнения операций с наличными деньгами. Регламентации подлежат кассовые операции следующих хозяйствующих субъектов: а) банков и иных кредитных организаций; б) российских юридических лиц, в том числе предприятий связи; в) российских юридических лиц, принимающих денежные платежи непосредственно от населения; г) нерезидентов.

Организация денежного обращения предполагает надёжное прогнозирование размеров производства банкнот и их распределения по регионам страны, что также является одной из важнейших функций Банка России. Для этого центральным аппаратом Банка России и его территориальными главными управлениями проводится большая аналитическая работа по обобщению регулярно получаемых от кредитных организаций прогнозов кассовых оборотов и выявлению основных тенденций развития денежного обращения. Исходной информацией являются кассовые заявки, составляемые клиентами кредитных организаций, и оперативная информация о динамике поступления в кассы кредитных организаций наличных денег и их выдачи. Приходная часть прогноза кассовых оборотов рассчитывается исходя из прогноза поступления наличных средств от различных предприятий. Расходная часть прогнозируется исходя из прогноза расходов клиентов банков.

Величина будущего выпуска денег в обращение или изъятия из обращения зависит от соотношения расходной и приходной частей прогноза кассовых оборотов. Для большей достоверности составляемых прогнозов Банк России использует статистическую информацию о динамике доходов и расходов населения, размерах и структуре вкладов, а также данные о реализации товаров и услуг по отдельным регионам страны.

Эмиссия наличных денег осуществляется Банком России совместно с его главными управлениями и связана с кассовым обслуживанием хозяйствующих субъектов и населения каждого региона кредитными организациями, а также с необходимостью увеличения кассовых резервов наличных денег этих организаций. Для этого Банком России при его главных управлениях созданы расчётно – кассовые центры (РКЦ). Они открывают оборотные кассы по приёму и выдаче наличных денег и формируют резервные фонды банкнот и монет, то есть определённый запас денежных знаков, предназначенный для выпуска в обращение при возникновении дополнительной потребности в наличных деньгах. Эти деньги являются резервом, то есть кассовым ресурсом, а не деньгами, находящимися в обращении, так как не совершают движения.

Резервные фонды создаются по распоряжению Банка России, который устанавливает их величину исходя из размера оборотной кассы, объёма наличного обращения, условий хранения и ёмкости хранилищ.

Если сумма поступлений наличных денег в оборотную кассу РКЦ превышает сумму выдач из неё, то деньги переводятся из оборотной кассы в резервный фонд. Так осуществляется изъятие денег из обращения. Если же имеет место обратный процесс, то РКЦ обязан увеличить выпуск денег в обращение путём перевода необходимой суммы их резервного фонда в оборотную кассу.

Выпуск денег в обращение одними РКЦ не означает осуществления налично – денежной эмиссии, так как этот выпуск может сопровождаться изъятием такой же суммы другими РКЦ. О динамике выпуска (изъятия) наличных денег в оборот (из оборота) и осуществлении эмиссии можно судить только при наличии информации о деятельности всех РКЦ. Такая информация сосредотачивается ежедневно в соответствующем управлении Банка России, что позволяет ему в централизованном порядке контролировать процесс эмиссии национальной валюты.                       

2 Анализ состояния  денежного обращения в России  на современном этапе

В Российской Федерации, как и в большинстве зарубежных стран (Германия, Франция, Италия, Канада, Бразилия, США), наблюдается тенденция к увеличению количества наличных денег в обращении.

За восемь лет (с 2005 – го по 2012 г.) количество наличных денег в обращении с учётом остатков в кассах учреждений Банка России и кредитных организаций возросло более чем в 4,5 раза и на начало 2013 г. составило 7,7 трлн. рублей.

 

   Рисунок 2.1 – Количество  наличных денег в обращении  в 2005 – 2012 гг.

 

За 2013 год количество наличных денег в обращении менялось, однако к апрелю 2014 года их количество также составило примерно 7,7 трлн. рублей – рисунок 2.2. 

Темп роста количества наличных денег в обращении, как показано на рисунке 2.1, значительно снижается на начало 2009 года. Причиной этого послужил экономический кризис 2008 года, который привёл к повышению девальвационных ожиданий населения, а также к снижению доверия населения к банкам, что вызвало отток денежных средств с банковских депозитов.

 

Рисунок 2.2 – Изменение количества наличных денег в обращении

 

Экономический кризис 2008 года привёл также к увеличению доли наличных денег в обращении вне банков (М0) в общей денежной массе (М2), составившей 29,2% - Рисунок 2.3.

Однако уже в 2009 году ввиду смягчения кризисных явлений и улучшения ситуации в финансовом секторе доля наличных денег в обращении вне банков (М0) в общей денежной массе (М2) снизилась до 26,4%. В 2010 году тенденция снижения спроса на наличные деньги в экономике продолжилась: доля наличных денег в обращении вне банков (М0) в общей денежной массе (М2) составила 25,3%. Снижение спроса на наличные деньги продолжалась и в последующие годы. Так по состоянию на 1 июля 2012 года показатель М0 в М2 также снизился и составил 24,3%, а на 1 июля 2013 года - 22,7%.

Рисунок 2.3 - Доля М0 в М2 в 2005 – 2010 годах (по России). Показатели М0 и М2 в 2005 – 2010 годах (по России)

 

Темп прироста денежного агрегата М0, представленного на рисунке 2.4, в России в 2012 году значительно снизился по сравнению с другими странами и составил 8,3%.

 

Рисунок 2.4 – Темп прироста денежного агрегата М0, %

Такое снижение объясняется резким увеличением использования безналичных расчётов, однако наличные деньги для России по – прежнему остаются основным платёжным инструментом.

Основными источниками поступления наличных денег в экономику России являются поступления от продажи товаров, поступления на счета по вкладам физических лиц, а также прочие поступления – 28,3%, 21,0% и 20,5% соответственно (Таблица 2.1). 

 

Таблица 2.1 – Поступления наличных денег по источникам

 

Удельный вес в общей сумме поступлений, %

2012 год

2013 год

Темп роста, %

Поступления от продажи товаров

30,5

28,3

102,7

Поступления от реализации платных услуг

8,9

9,0

112,9

Поступления на счета по вкладам физических лиц

21,0

21,0

111,4

Поступления на банковские счета физических лиц

9,9

10,6

118,0

Поступления через банкоматы и платёжные терминалы кредитных организаций

8,2

10,6

144,0

Прочие поступления

21,5

20,5

105,8

Итого

100,0

100,0

111,0


 

Выдача наличных денег в основном осуществляется по следующим направлениям, представленным в таблице 2.2: выдача через банкоматы кредитных организаций – 41,8%, выдача со счетов по вкладам физических  лиц – 26,3%.

Ещё одним показателем, характеризующим состояние денежного обращения, является коэффициент монетизации, который показывает насыщенность экономики деньгами.

 

 

Таблица 2.2 – Выдача наличных денег по направлениям

 

Удельный вес в общей сумме выдач, %

2012 год

2013 год

Темп роста, %

Выдача на заработную плату

5,0

4,0

91,0

Выдача с банковских счетов физических лиц

8,9

9,0

112,3

Выдача со счетов по вкладам физических лиц

28,1

26,3

104,4

Выдачи организациям Федерального агентства связи

5,6

5,3

104,8

Выдачи через банкоматы кредитных организаций

38,7

41,8

120,8

Прочие выдачи

13,7

13,6

111,1

Итого

100,0

100,0

111,7


 

В России коэффициент монетизации ниже по сравнению с другими странами – Рисунок 2.5.

 

 

Рисунок 2.5 – Доля М0 в М2 в 2010 году (по России и зарубежным странам). Показатель монетизации экономики (отношение М2 к ВВП)

 

Так в 2010 году показатель монетизации в России составил 44,5%, увеличившись к  2013 году на 3% и составив 47, 5%.

Низкий уровень монетизации экономики России отражает как высокую склонность населения к потреблению, так и низкий финансовый результат реального сектора. Необходимо также учитывать хронический отток капитала из России.

Если рассмотреть структуру наличной денежной массы, то получим следующее: большое количество приходится на монеты – 57651,3 млн. экземпляров на сумму 69,8 млрд. рублей – 0, 9%, банкнот выпущено 5756,8 млн. экземпляров на сумму 7563 млрд. рублей – 99,1%.

 

Таблица 2.3 – структура наличной денежной массы в обращении по состоянию на 1 апреля 2014 года

 

 

Банкноты

Монета

Итого

Сумма (млрд. руб.)

7563,0

69,8

7632,8

Количество (млн. экз.)

5756,8

57651,3

63408,1

Удельный вес по сумме (%)

99,1

0,9

100,0

Удельный вес по купюрам (%)

9,1

90,9

100,0

Изменение с 1.01.2014 (млрд. руб.)

-683,6

1,4

-682,2

Изменение с 1.01.2014 (%)

-8,3

2,0

-8,2


 

При этом в общей сумме банкнот основную часть занимают 5000 – ые купюры, на них приходится 69%, 25% занимают купюры номиналом 1000 рублей – Рисунок 2.6.

В общем количестве банкнот на 1000 – ые купюры приходится 33%, на 5000 – ые и 100 – ые – по 18 % - Рисунок 2.6.

 В общей сумме монет 57% занимают 10 – рублёвые монеты, как видно по рисунку 2.7, 15% приходится  на 5 – рублёвые монеты. В общем  количестве монет основную часть 10 – копеечные монеты и всего 6% 10 – рублёвые.

Рисунок 2.6 – Удельный вес отдельных купюр в общей сумме банкнот (слева), в общем количестве банкнот (справа)

Информация о работе Теоретические аспекты налично – денежного оборота