Тенденции развития валютной системы в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2015 в 18:27, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – дать анализ развитию валютной системы в России.
Задачи:
- рассмотреть теоретические основы развития валютной системы;
- провести анализ валютного курса в 2007 – 2009 гг.;
- определить проблемы и перспективы развития валютной системы в РФ.

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 131.42 Кб (Скачать файл)

Валютная политика СССР сводилась, главным образом, к перераспределению валютной выручки и привлеченных иностранных кредитов внутри страны в соответствии с валютным планом, к переговорам о кредитах и финансовых условиях торговых сделок, управлению официальными золотовалютными резервами и надзору за жестко ограниченными валютными операциями физических лиц (у предприятий таких операций вообще не могло быть). В целом это было не регулирование, а прямое администрирование, государственное командование [8, с. 25].

Второй этап развития валютного рынка в России начался в 1986 году децентрализацией внешнеэкономической деятельности, когда субъекты хозяйственной деятельности (предприятия, учреждения, организации) получили право прямого выхода на внешние рынки. Была установлена и стала развиваться система так называемых «валютных фондов» и «валютных отчислений», подразумевающая отчисления от формально принадлежащей государству валютной выручки в виде фиксированного процента (40 – 50% для предприятий машиностроительного комплекса, 70% для аграрно-промышленного комплекса и более низкие для сырьевых отраслей). Таким образом, предприятиям предоставлялась возможность оставлять себе часть валютной выручки от экспорта товаров, работ, услуг. Число участников внешнеэкономической деятельности и разнообразие форм их участия в осуществлении этой деятельности существенно возросли в 1987 - 1988 годах с началом бурного развития совместного (с участием иностранного капитала) предпринимательства на территории страны [8, с. 30].

Другой качественный скачок в процессе интеграции в мировую экономику был сделан начавшейся широкомасштабной реформой банковской системы. Появилось большое число независимых от государства коммерческих банков, получивших право открытия и ведения валютных счетов клиентов и проведения международных расчетов.

В течение нескольких лет отсутствовал специальный орган валютного регулирования (его роль, наряду с другими функциями, фактически выполняла Государственная внешнеэкономическая комиссия Совета Министров СССР), и источниками валютного законодательства служили решения Совета Министров СССР, а также издаваемые в их развитие нормативные акты министерств и ведомств.

Нарушение «планового» характера валютных отношений страны с внешним миром, быстрое расширение круга предприятий-участников внешнеэкономических связей и банков, осуществляющих их валютное обслуживание, привели к пониманию необходимости специального законодательного регулирования валютных отношений, создания единых правил совершения валютных операций, придания функций органа валютного регулирования одному из органов государственного управления. Это послужило основанием для разработки в 1990 году проекта специального закона о валютном регулировании.

С вступлением в силу в марте 1991 года Закона СССР «О валютном регулировании» начался третий этап развития валютного регулирования в стране. На уровне закона впервые в юридическую практику были введены такие понятия валютного регулирования как «валютные ценности», «валюта СССР», «иностранная валюта», «резиденты», «нерезиденты», «валютные операции», «текущие валютные операции», «валютные операции, связанные с движением капитала».

Законом были установлены основные принципы проведения операций с валютой СССР и с иностранной валютой на территории СССР, операций на валютном рынке, разграничены полномочия органов власти и определены функции банковской системы (Госбанка СССР и уполномоченных банков) в валютном регулировании и управлении валютными ресурсами.

В законе впервые провозглашено гарантируемое и защищаемое государством право собственности резидентов и нерезидентов на валютные ценности в стране; определены общие принципы владения, пользования и распоряжения валютными ценностями государством, предприятиями и организациями, а также гражданами; установлены основные положения порядка осуществления валютных операций резидентами и нерезидентами.

Законом намечены основные цели и направления валютного контроля, введены понятия органа валютного контроля, а также положения об отчетности по валютным операциям и ответственности за нарушение валютного законодательства. Основным органом валютного регулирования был определен Государственный банк СССР, что соответствует практике большинства стран мира, где подобные функции осуществляют центральные (национальные) банки соответствующих государств [13].

С начала 1991 года получил бурное развитие внутренний валютный рынок — межбанковский и биржевой — который ранее находился в зачаточном состоянии. Стимулирование развития и упорядочение деятельности валютного рынка в стране явилось важным направлением в работе Центрального банка Российской Федерации в области валютного регулирования. В течение двух лет (начало 1991– начало 1993 гг.) были созданы и получили лицензии Банка России на организацию и проведение операций по купле-продаже иностранной валюты шесть специализированных межбанковских валютных бирж: Московская межбанковская валютная биржа, Санкт-Петербургская валютная биржа, Уральская региональная межбанковская валютная биржа, Сибирская межбанковская валютная биржа, Азиатско-Тихоокеанская межбанковская валютная биржа и Ростовская межбанковская валютная биржа. Были сняты многие ограничения с операций по купле-продаже наличной иностранной валюты физическими лицами через уполномоченные банки (телеграмма Банка России от 27 июля 1992 года № 162-92). Ускоренное развитие валютного рынка подогревалось механизмом обязательной продажи части валютной выручки предприятий (учреждений, организаций), который был введен с начала 1991 года. В настоящее время действующим нормативным актом, регламентирующим порядок продажи предприятиями части экспортной выручки, является Инструкция ЦБ РФ №7 «О порядке обязательной продажи предприятиями, объединениями, организациями части валютной выручки через уполномоченные банки и проведения операций на внутреннем валютном рынке Российской Федерации» в редакции Указаний ЦБР № 580-У от 18.06.1999.

Одним из важнейших направлений реформирования экономики страны, вставшей на путь экономических реформ, стало развитие внешнеэкономических связей и, прежде всего, либерализация внешней торговли. Началом данного процесса в России следует считать Указ Президента РСФСР от 15 ноября 1991г. № 213 «О либерализации внешнеэкономической деятельности на территории РСФСР». Указ положил конец монополии государственных внешнеэкономических ведомств на осуществление экспортно-импортных операций, на протяжении многих лет игравших роль посредников между производителями экспортной продукции в нашей стране и их зарубежными партнерами. Указ от 15 ноября 1991 г. разрешил всем зарегистрированным на территории РСФСР предприятиям и организациям, независимо от форм собственности, осуществление внешнеэкономической, в том числе и посреднической, деятельности.

Распад СССР и образование суверенного государства Российской Федерации привели к необходимости ведения Россией самостоятельной экономической политики, в том числе денежно-кредитной политики и валютной как ее составляющей. В связи с этим, а также учитывая, что многие положения 3акона СССР «О валютном регулировании» фактически (но не юридически) перестали действовать (например, статьи 6, 7, 8, 11, 12, 19 Закона), весьма актуальной стала задача разработки и скорейшего введения в действие аналогичного закона Российской Федерации.

Вступление в силу Закона Российской Федерации «О валютном регулировании и валютном контроле» в ноябре 1992 года открыло новый этап валютного регулирования (в настоящее время он является действующим законодательным актом в редакции Федеральных законов от 29.12.98 № 192-ФЗ, от 05.07.99 № 128-ФЗ). В указанном Законе Российской Федерации с учетом накопленного опыта были уточнены и развиты некоторые основные понятия валютного регулирования, существенно изменены структура и содержание по сравнению с Законом СССР. Центральный банк Российской Федерации стал преемником Государственного банка СССР как органа валютного регулирования.

Закон РФ «О валютном регулировании и валютном контроле» [1] является главным документом валютного законодательства Российской Федерации и важнейшим шагом вперед в развитии системы валютного регулирования в стране. Не следует считать слишком серьезным недостатком отсутствие в его тексте большого количества детальных норм валютного регулирования.

Закрепление на уровне Закона на достаточно продолжительный срок того или иного набора валютных ограничений не только стало бы искусственным препятствием на пути объективных и весьма динамичных процессов интеграции нашей экономики в мировое хозяйство, но и не дало бы практической возможности оперативного решения отдельных более или менее значительных проблем проведения субъектов рынка валютных операций в условиях быстроменяющейся экономической ситуации.

Многие положения Закона только предстоит наполнить реальным содержанием, переложив на язык соответствующих нормативных актов, которые отличались бы актуальностью, взвешенностью, качеством подготовки и, главное, соответствием реалиям хозяйственной жизни в Российской Федерации.

 

1.3 Проблемы валютного рынка  РФ

 

Валютный рынок – это система экономических отношений, механизмов и инструментов, характеризующих концентрацию, размещение и перераспределение валютных средств между экономическими субъектами (юридическими и физическими лицами). Именно на валютном рынке осуществляются операции по купле и продаже валютных ценностей, иностранной валюты и ценных бумаг в иностранной валюте, а также операции, связанные с инвестированием валютного капитала [5].

Главной задачей валютного рынка, является организация бесперебойной системы обмена национальных денежных единиц, которые являются законным платежным средством только на территории данного государства, на иностранные. Получение же прибыли на валютном рынке вытекает скорее из сделок спекулятивного характера и поэтому, является для большинства участников внешнеэкономической деятельности лишь вторичной целью участия на рынке валют.

С функциональной точки зрения валютные рынки обеспечивают своевременное осуществление международных расчетов, - страхование от валютных рисков, диверсификацию валютных резервов, валютную интервенцию, получение прибыли их участниками в виде разных курсов валют. С организационно-технической точки зрения валютный рынок представляет собой совокупность телеграфных, телефонных, телексных, электронных и прочих коммуникационных систем, связывающих между собой банки разных стран осуществляющих международные расчеты и другие валютные операции. С институциональной точки зрения валютные рынки России — это совокупность различных организаций, осуществляющих куплю-продажу иностранной валюты и ценных бумаг в иностранной валюте. К ним в первую очередь относятся: уполномоченные банки, различные инвестиционные компании, иностранные банки, биржи, брокерские конторы. Значительное место на валютном рынке России занимают уполномоченные банки — это коммерческие банки, которым Центральный банк РФ выдал лицензии на осуществление операций с иностранной валютой [5].

На настоящий момент времени в России на валютном рынке существует проблема частичной конвертируемости рубля по текущим операциям платежного баланса и полностью отсутствует конвертируемость по счету движении капитала. Рубль все еще является только внутренней валютой, и поэтому его курс в значительной степени зависит от политики, проводимой Центральным Банком.

Проведение валютных операций неизбежно связано с опасностью валютных потерь, возникающих вследствие изменения рыночных цен, процентных ставок, валютных курсов, вследствие, чего возникают проблемы на валютном рынке.

Следует также отметить, что проблема риска является одной из основных в стабильной деятельности и конкурентоспособности банков на валютном рынке. Значительным препятствием на пути развития валютных финансовых инструментов являются существующие нормативно-правовые пробелы в отечественном законодательстве. Дальнейшее развитие валютного сектора российской экономики определяется состоянием межбанковского валютного рынка, а в деле регулирования межбанковских валютных операций характеризуется возрастающей ролью Центрального Банка России.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Аналитические основы валютного курса в России в 2009-2011 гг

2.1. Анализ валютного курса в 2009 – 2011 гг

 

В 2009 году курсовая политика Банка России была направлена на сдерживание инфляции при недопущении чрезмерного укрепления рубля и предотвращении резких колебаний курса национальной валюты. При значительном влиянии внешнеэкономических условий на состояние внутреннего финансового рынка Банк России продолжал использовать режим управляемого плавающего валютного курса.

Высокие цены на энергоносители и ослабление доллара США на мировом валютном рынке способствовали притоку значительных объемов валютной выручки, что создавало предпосылки для превышения предложения иностранной валюты над спросом на внутреннем валютном рынке. Дополнительным фактором роста предложения иностранной валюты на внутреннем рынке стал высокий объем чистого притока частного капитала, связанный с активным привлечением российскими компаниями финансовых ресурсов на международных рынках.

Объем нетто-покупки Банком России иностранной валюты на внутреннем валютном рынке в январе-мае 2009 года составил 93,1 млрд. долларов США, что почти на 77,1% больше, чем в аналогичный период предыдущего года. Основное влияние на процессы курсообразования на внутреннем валютном рынке оказывали проводимые Банком России интервенции в сегменте «рубль/доллар США» [3].

В феврале 2009 года Банк России пересмотрел состав бивалютной корзины, состоящей из доллара США и евро, рублевая стоимость которой используется в качестве операционного ориентира курсовой политики. Состав корзины был изменен в сторону увеличения веса евро: 0,55 доллара США и 0,45 евро по сравнению с прежним составом (0,6 доллара США и 0,4 евро). Пересмотр состава бивалютной корзины был направлен на сближение операционного ориентира курсовой политики со среднесрочным - номинальным эффективным курсом рубля.

Информация о работе Тенденции развития валютной системы в России