Сущность лизинга, его преимущества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2013 в 22:51, контрольная работа

Описание работы

Актуальность развития лизинга в России, включая формирование лизингового рынка, обусловлена прежде всего неблагоприятным состоянием парка оборудования: значителен удельный вес морально устаревшего оборудования, низка эффективность его использования, нет обеспеченности запасными частями и т.д. Одним из вариантов решения этих проблем может быть лизинг, который объединяет все элементы внешнеторговых, кредитных и инвестиционных операций.

Содержание работы

Введение ………………………………………………………….……. 3 стр.
1.Сущность лизинга, его преимущества ……………………..……….. 4 стр.
2. Виды лизинга ……………………………………………….………. 10 стр.
3. Развитие и роль лизинга в РФ ………………………………………16 стр.
Заключение …………………………………………………………….. 30 стр.
Список литературы ……………………………………………………. 32 стр.

Файлы: 1 файл

Контрольная МИУ по ДКБ.doc

— 439.00 Кб (Скачать файл)

Многие участники рынка лизинга  уверены, что отрасль коммунального  хозяйства — одна из главных точек  роста для лизингового рынка, выяснил «Эксперт РА». Среди сегментов  рынка с наименьшей долей в портфеле лизингодателей, лизинг оборудования для ЖКХ, по мнению большинства топ-менеджеров (40%) нуждается в дополнительном стимулировании и должен использоваться более масштабно. Еще 28% экспертов считают недооцененным сегментом, применение лизинга в котором должно быть существенно расширено, сегмент водного транспорта (речных и морских судов).

Вопреки оптимистичным прогнозам  монетарных властей и несмотря на прямые указания от правительства, у  банков плохо получается наращивать кредитные портфели. Избыточная ликвидность идет на фондовый рынок и на межбанк. Сравнивая прямое кредитование корпоративного сектора с опосредованным кредитованием через лизинговую компанию (предоставление заемного финансирования лизинговой компании для реализации сделок с участием корпоративного сектора), можно выделить следующие основные преимущества финансирования лизинга с точки зрения банков. Во-первых, лизинговая компания, как правило, финансирует не единичные сделки, а пул однородных сделок, объединенных, например, по типам лизингополучателей. Это позволяет банку, предоставляющему кредитные ресурсы, диверсифицировать риски по кредитному портфелю и одновременно минимизировать временные и иные издержки на подготовку кредитной сделки, поскольку на стороне заемщика выступает одна лизинговая компания, а не несколько лизингополучателей.

Во-вторых, лизингодатели, формирующие  свой портфель заказов, облегчают банкам путь к интересным инвестиционным проектам, осуществляя их профессиональный отбор  с учетом сложившихся требований кредиторов к заемщикам. После кризиса лизинговые компании начали более внимательно оценивать платежеспособность компании лизингополучателя. В свою очередь, банки заинтересованы финансировать в длинные и доходные инвестиционные проекты, которые прошли хорошую предварительную проверку на предмет минимизации рисков.

По сравнению с кредитованием  финансовая аренда на сегодняшний день остается крайне привлекательной для  компаний, реализующих крупные инвестиционные проекты, которые предусматривают  существенное обновление основных фондов. В инфраструктурных секторах, энергетике, телекоме такие проекты есть. Высокий интерес к лизинговым сделкам ощущается у среднего бизнеса, где, как правило, наиболее востребован лизинг автотранспорта.

При этом если меры поддержки рынка реализуются точечно, то негативные законодательные новации носят значительно более масштабный характер.

Позитивное влияние на рынок  в последнее время оказала  проводимая государством поддержка  отдельных отраслей экономики, а  именно возмещение части затрат лизингодателей (по привлеченным кредитам) и лизингополучателей (по лизинговым платежам) при осуществлении лизинговых сделок с отечественной авиатехникой, оборудованием для рыбопереработки и автотранспортом российского производства.

В то же время вопреки проводимой государством поддержке спроса на автотранспорт в 2008 году был принят закон, отменивший возможность применения ускоренной амортизации имущества 1-3 амортизационных групп (куда в частности входят автомобили с объемом двигателя до 3,5 литров).

Принятие указанного закона обусловило целый ряд негативных последствий.

Во-первых, произошло снижение спроса на лизинг имущества 1-3 амортизационных  групп (в том числе и на автомобили).

Во-вторых, по действующим договорам  лизингодателям пришлось вручную менять норму амортизации, пересчитывать для клиентов графики платежей. При этом возможности пересчета графика лизинговых платежей в сторону увеличения минимальны не только согласно условиям договоров, но и в связи с ухудшением платежеспособности клиентов в целом. Лизингодатели, старавшиеся удержать клиентов и сохранить тарифы без изменений, столкнулись с сокращением собственной маржи.

В-третьих, отмена ускоренной амортизации  привела к дополнительным расхождениям налогового и бухгалтерского учета  в лизинговых компаниях, увеличению налоговой нагрузки за счет роста налога на прибыль, формированию налогового убытка при передаче предмета лизинга в собственность лизингополучателя по окончании договора лизинга.

Первое полугодие 2010 года принесло рынку еще более шокирующую новость. В конце мая Министерство финансов опубликовало «Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов», в которых ставится под сомнение необходимость применения ускоренной амортизации по всем группам имущества.

Представляется, что на фоне потребности  экономики в масштабных инвестициях  в модернизацию производства и значительного  сокращения в кризис лизингового  рынка вопрос отмены возможности  применения ускоренной амортизации  в нашей стране поднимать преждевременно.

Объем нового бизнеса по итогам 1 полугодия 2010 года составил 255,5 млрд рублей (таблица 1),  темпы прироста к аналогичному периоду прошлого года достигли 183,6%. Сумма стоимости всех предметов  лизинга (без НДС) по вновь заключенным сделкам составила примерно 159 млрд рублей (в 3,2 раза больше, чем за 1 полугодие 2009 года), а суммарный портфель лизинговых компаний – 1 037 млрд рублей.

Таблица 1 - Индикаторы развития рынка лизинга

Основной тенденцией в деятельности лизингодателей в 1 полугодии 2010 года стал переход от работы с просроченной задолженностью к наращиванию объемов  нового бизнеса. Деятельность ранее  стабильных клиентов, просроченная задолженность  у которых возникла в связи с кризисными явлениями в экономике, восстанавливается. В связи со стабилизацией экономики возросла потребность предприятий в обновлении и расширении основных фондов, соответственно, и повысился спрос на лизинговые услуги».

По мнению большинства лизингодателей, проблема просроченной задолженности потеряла прежнюю остроту. С клиентами, временно испытывающими трудности, еще в 2009 году были проведены реструктуризации графиков лизинговых платежей. У лизингополучателей, с которыми не удалось договориться, либо имеющих неудовлетворительное финансовое состояние, техника была изъята и, по оценкам лизингодателей, в большинстве своем продана на вторичном рынке. В среднем по рынку продажа изъятой техники на вторичном рынке составила примерно 90%, а передача ее новым лизингополучателям – около 10%.

Тройку лидеров рынка по объему новых сделок в 1 полугодии 2010 года сформировали дочерние компании крупнейших финансовых институтов страны – «ВТБ-Лизинг», «ВЭБ-Лизинг» и «Сбербанк Лизинг». Суммарно компании обеспечили 34,4% объема новых сделок. Наибольший объем контрактов (30,07 млрд рублей) был заключен компанией «ВТБ-Лизинг». Примечательна жесткая конкуренция между указанными компаниями – впервые за последние пять лет между достигнутыми результатами ведущих лизингодателей образовался такой минимальный разрыв.

Концентрация на лизинговом рынке  в 1 половине 2010 года незначительно  снизилась: если в 1 полугодии 2009 года на крупнейшую компанию приходилось 12,7% объема новых сделок, то в нынешнем году – 11,8%. В 1 половине 2008 года доля новых сделок крупнейшего лизингодателя на рынке составляла 7%. При этом концентрация бизнеса на 10 крупнейших компаний увеличилась с 43,8% в 1 половине 2009 года до 56,8% в 1 половине 2010 года.

Рис. 2 - Профиль участников исследования в 1 половине 2010 года в разрезе собственников1

 

В географическом разрезе существенный прирост объема новых сделок на рынке  пришелся в основном на Москву и  Центральный ФО (рисунок 3). Хотя доля изношенного оборудования в столице  ниже, чем в регионах, удельный вес регионального нового бизнеса сократился.

Доля Москвы в объеме заключенных  в 1 половине 2010 года сделок увеличилась  на 6,8 п. п. до 41,36%, доля Центрального ФО выросла на 0,8 п. п. до 14,02%. Наиболее сильно сократилась доля Уральского ФО –  на 5,4 п. п. и Сибирского ФО – на 3,8 п. п. Тройку лидеров по объему сделок в Москве составили компании «Сбербанк Лизинг», «ВТБ-Лизинг» и «ВЭБ-Лизинг». Суммарно данные компании обеспечили 62% новых сделок, приходящихся на столицу.

 

Рис.3 - Географическое распределение объема новых сделок в 1 половине 2010 года

 

Рынок лизинговых услуг Урала и  Западной Сибири может вернуться  к докризисным объемам еще  до конца текущего года. Его двигают  крупные компании и отрасли, где  сконцентрирован конечный потребительский  спрос.

Итоги первого полугодия-2010, по данным очередного рейтинга аналитического центра «Эксперт-Урал», оказались для лизинговых компаний Урала и Западной Сибири обнадеживающими: сумма вновь заключенных сделок компаний-участниц выросла в сравнении с аналогичным периодом прошлого года в два с половиной раза.

При этом участники рейтинга за первые шесть месяцев текущего года заключили  новые контракты в объеме, равном объему всего 2009 года - 7,3 млрд рублей. Количество заключенных сделок выросло с 1081 (в первой половине 2009-го) до 1961 (за шесть месяцев этого года). Для рынка лизинговых услуг, который в период экономического спада провалился существенно больше других финансовых сегментов (кредитования, факторинга), это безусловный оптимизм.

Как известно, большинство региональных лизинговых компаний используют в качестве основного источника привлечения средств кредиты. В 2009 году банки остановили финансирование отрасли. Но как только со второго квартала 2010 года рынок кредитования начал восстанавливаться, острота проблемы ресурсной базы постепенно исчезала. У кредитных организаций появилась избыточная ликвидность, они стали охотнее финансировать лизинговые проекты. По данным рейтинга, доля долгосрочных кредитов в структуре финансирования лизингодателей увеличилась с 59 до 65%. Помогла и вовремя подошедшая помощь со стороны государства - реализация программы поддержки отрасли, запущенная через Российский банк развития. Весь 2009 год, когда лизинговым компаниям нужны были средства, эти программы оттачивались и дорабатывались. Но в 2010 году игроки начали активно к ним подключаться и получать деньги. В результате условия лизинговых сделок (сроки, размер аванса, удорожание) практически вернулись к докризисным показателям.

Рис. 4 - Структура источников финансирования лизинговых сделок.

 

Оживился и клиент. Под влиянием общего улучшения экономической  конъюнктуры, предприятия восстанавливают  бизнес, заканчивают отложенные проекты, а значит, ищут способы финансирования поставок техники, оборудования, транспорта. Пока, если судить по данным рейтинга и опросам участников рынка, спрос формируют в основном крупные клиенты: их доля увеличилась с 23% (в первом полугодии-2009) до 35% (за шесть месяцев 2010-го). Малый бизнес сохранил свою долю в 29%. Спрос со стороны малого бизнеса немного увеличился, малые предприятия приобретают сейчас в основном транспорт, заявки на оборудование поступают несколько реже, чем до кризиса.

Рис.5 - Структура лизинговых сделок по субъектам бизнеса.

 

Отраслевая структура стала  менее разнообразной. Как правило, за финансированием обращаются предприятия, связанные с пищевой промышленностью (производство, фасовка, торговля), то есть там, где сконцентрирован потребительский спрос. Самый большой объем сделок (38%) приходится на легковые и грузовые автомобили.

Часть заявок, причем существенно  большую, чем в 2007 - 2008 годах, лизинговые компании вынуждены отсеивать: качество лизингового портфеля важнее доли рынка. Лизинговые компании еще не забыли уроки 2009-го, в течение которого они только и занимались дебиторской задолженностью, возникшей из-за неспособности клиентов обслуживать договоры. Причина банальна - недостаточно жесткий анализ лизингополучателей. Новых проблемных сделок в 2010 году не появилось, осталось небольшое число старых задолженностей, на управление которыми требуется намного меньше времени, чем в 2009 году. Но пока все это не забыто, открывать финансирование недостаточно обеспеченным клиентам операторы не спешат.

Рис.6 - Структура нового бизнеса по сегментам в 1 полугодии 2010 года.

 

Инфраструктурная беда, с которой  столкнулся сегмент в условиях спада, - недостаток площадок для реализации техники. В России не хватает цивилизованных аукционов подержанной техники, аналогичных тем, которые функционируют в Европе, Японии, Америке. Развитие таких институтов во многом поспособствовало бы формированию прозрачного рынка подержанных автомобилей и помогло бы продавцам и покупателям совершать выгодные сделки», - считает директор департамента маркетинга Carcade Лизинг Юлия Тарасова. Частично эти потребности сейчас закрывает интернет, где создано уже немало специализированных площадок. Но на развитии этого направления, по мнению Юлии Тарасовой, сказывается отсутствие в регионах культуры торговли через интернет: клиенты предпочитают технику «потрогать» - лично увидеть и проверить покупаемый транспорт.

Наконец сказываются потери в «живой силе». Пока подсчитать банкротства  региональных лизинговых компаний в  результате неплатежеспособности их клиентов сложно: рынок не имеет органа, который вел бы эту статистику. Это один из немногих сегментов, который не регулируется ни государством, ни участниками. Судя по экспертным оценкам рейтингового агентства «Эксперт-РА», в течение 2009 года заявления о банкротствах поступили в отношении как минимум 40 лизинговых компаний. В связи с этим в профессиональной среде в очередной раз начал подниматься вопрос о целесообразности введения института саморегулирования и даже появился конкретный проект, предложенный подкомитетом по лизингу Торгово-промышленной палаты.

Информация о работе Сущность лизинга, его преимущества