Сущность лизинга, его преимущества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2013 в 22:51, контрольная работа

Описание работы

Актуальность развития лизинга в России, включая формирование лизингового рынка, обусловлена прежде всего неблагоприятным состоянием парка оборудования: значителен удельный вес морально устаревшего оборудования, низка эффективность его использования, нет обеспеченности запасными частями и т.д. Одним из вариантов решения этих проблем может быть лизинг, который объединяет все элементы внешнеторговых, кредитных и инвестиционных операций.

Содержание работы

Введение ………………………………………………………….……. 3 стр.
1.Сущность лизинга, его преимущества ……………………..……….. 4 стр.
2. Виды лизинга ……………………………………………….………. 10 стр.
3. Развитие и роль лизинга в РФ ………………………………………16 стр.
Заключение …………………………………………………………….. 30 стр.
Список литературы ……………………………………………………. 32 стр.

Файлы: 1 файл

Контрольная МИУ по ДКБ.doc

— 439.00 Кб (Скачать файл)

В зависимости от состава участников (субъектов) сделки различают следующие виды лизинга:

  • Прямой лизинг, при котором собственник имущества (поставщик) самостоятельно сдает объект в лизинг (двухсторонняя сделка).  По сути, эту сделку нельзя назвать классической лизинговой сделкой, так как в ней не участвует лизинговая компания.
  • Косвенный лизинг, когда передача имущества в лизинг происходит через посредника. Такого рода сделка схожа с классической лизинговой операцией, так как в ней участвуют поставщик, лизингодатель и лизингополучатель, причем каждый из них выступает самостоятельно.

 Раздельный лизинг (лизинг с участием множества сторон) -  Этот вид лизинга распространен как форма финансирования сложных, крупномасштабных объектов, таких, как авиатехника, морские и речные суда, железнодорожный и подвижной состав, буровые платформы и т.п.                   Такой лизинг называется еще групповым, или акционерным, лизингом с участием нескольких компаний поставщиков, лизингодателей и привлечением кредитных средств у ряда банков, а также страхованием лизингового имущества и возврата лизинговых платежей с помощью страховых пулов. Этот вид лизинга считается наиболее сложным, так как ему присуще многоканальное финансирование. Специфической особенностью данного вида лизинга является то, что лизингодатели обеспечивают лишь часть суммы, которая необходима для покупки объекта лизинга. Эти средства привлекаются и аккумулируются путем выпуска акций и распространения их среди лизингодателей, принимающих участие в финансировании сделки. Оставшаяся часть контрактной стоимости объекта лизинга финансируется кредиторами (банками, другими инвесторами).  Характерно, что при этом кредиторы не имеют, как правило, права востребования задолженности по кредитам непосредственно у лизингодателей. В этих сделках ввиду множества участвующих сторон присутствуют: поверенный кредиторов - для координации действий заимодателей, и поверенный лизингодателей - для управления совместными действиями контрагентов. Поверенный лизингодателей действует в качестве номинального лизингодателя и получает титул собственника оборудования. Он же распределяет прибыль между акционерами.

Одной из форм прямого лизинга является возвратный лизинг. Возвратный лизинг представляет  собой систему взаимосвязанных соглашений, при которой фирма - собственник земли, зданий, сооружений или оборудования продает эту собственность финансовому институту (банку, страховой компании, инвестиционному фонду, фирме, специально ориентированной на лизинговые операции) с одновременным оформлением соглашения о долгосрочной аренде своей бывшей собственности на условиях лизинга.

Возвратный лизинг выступает в  данном случае как альтернатива залоговой  операции, причем продавец собственности, который в результате сделки становится ее арендатором, немедленно получает в  свое распоряжение от покупателя взаимно согласованную сумму сделки купли-продажи, а покупатель продолжает участвовать в этой операции, но уже в качестве арендодателя. Возвратный лизинг необходим, прежде всего, для тех хозяйствующих субъектов, которым срочно требуются значительные объемы оборотных средств.

Возвратный лизинг выступает в  данном случае как альтернатива залоговой  операции, причем продавец собственности, который в результате сделки становится ее арендатором, немедленно получает в  свое распоряжение от покупателя взаимно  согласованную сумму сделки купли-продажи, а покупатель продолжает участвовать в этой операции, но уже в качестве арендодателя. Возвратный лизинг необходим, прежде всего, для тех хозяйствующих субъектов, которым срочно требуются значительные объемы оборотных средств.

Важным преимуществом возвратного  лизинга является использование  уже находящегося в эксплуатации оборудования в качестве источника  финансирования строящихся новых объектов с вытекающей из этого возможностью использовать налоговые льготы, предоставляемые для участников лизинговых операций. Возвратный лизинг дает возможность рефинансировать капитальные вложения с меньшими затратами, чем при привлечении банковских ссуд, особенно если платежеспособность предприятия ставится кредитующими организациями под сомнение ввиду неблагоприятного соотношения между его уставным капиталом и заемными фондами.

При возвратном лизинге арендная плата  устанавливается по следующей схеме: сумма платежей должна быть достаточной  для полного возмещения инвестору  всей суммы, которая была выплачена им при покупке, и плюс к этому обеспечивать среднюю норму прибыли на инвестированный капитал.

По типу имущества различают:

  • Лизинг движимого имущества (оборудование, техника, автомобили, суда, самолеты и т.п.), в том числе нового и бывшего в употреблении.
  • Лизинг недвижимости (здания, сооружения).

По степени окупаемости  имущества лизинг подразделяется на:

  • Лизинг с полной окупаемостью (или близкой к полной), когда в течение срока действия лизингового договора происходит полная или близкая к полной амортизация имущества и, соответственно, выплата лизингодателю стоимости имущества.
  • Лизинг с неполной окупаемостью, при котором в течение срока действия одного лизингового договора происходит частичная амортизация имущества и окупается только часть ее.

В соответствии с признаками окупаемости (условиями амортизации имущества) выделяют финансовый и оперативный лизинг.

    Финансовый (капитальный, прямой) лизинг характеризуется длительным сроком контракта (от 5 до 10 лет) и амортизацией всей или большей части стоимости оборудования. Фактически финансовый лизинг представляет собой форму долгосрочного кредитования покупки. По истечении срока действия арендатор может вернуть объект аренды, продлить соглашение или заключить новое, а также купить объект по остаточной стоимости (обычно она носит чисто символический характер).

        Оперативный (сервисный) лизинг -  представляет собой арендные отношения, при которых расходы лизингодателя, связанные с приобретением и содержанием сдаваемых в аренду предметов, не покрываются арендными платежами в течение одного лизингового контракта. Заключается он, как правило, на 2 - 5 лет. При оперативном лизинге риск порчи или утери объекта лежит в основном на лизингодателе. Ставка лизинговых платежей обычно выше, чем при финансовом лизинге, из-за отсутствия гарантии окупаемости затрат. По окончании оперативного лизингового  договора лизингополучатель имеет право: продлить срок договора на более выгодных условиях; вернуть оборудование лизингодателю; купить оборудование у лизингодателя при наличии соглашения (опциона) на покупку по рыночной стоимости.

В зависимости от сектора рынка, где проводятся лизинговые операции, различают:

  • Внутренний лизинг, когда все участники сделки представляют одну страну.
  • Внешний (международный) лизинг - к нему относятся сделки, в которых хотя бы одна из сторон принадлежит разным странам. К этому же виду лизинга относят и сделки, проводимые лизингодателем и лизингополучателем одной страны, если хотя бы одна из сторон  ведет свою деятельность и имеет капитал совместно с зарубежной фирмой.

         Классификация видов лизинга затруднена рядом обстоятельств. В правовых системах различных стран существуют разнообразные определения не только собственно лизинга, но и отдельных его видов. Различные виды лизинга могут сочетаться в одном договоре в зависимости от конкретных, оговариваемых участниками условий.

 

 

 

 

 

                  3. Развитие и роль лизинга в РФ

 

В России лизинговая деятельность активизировалась сравнительно недавно, после 1994 года. Активизация лизинговой деятельности объясняется тем, что, с одной стороны, в стране были сформированы определенные рыночные структуры, которые предопределяли эффективное использование лизинговых операций, с другой стороны, стала остро выявляться необходимость в инвестициях для обновления производственно-технического потенциала предприятий, для приобретения конкурентоспособной техники. Потребность в инвестициях не могла быть удовлетворена традиционными методами. Использование же лизинга позволяло получить дополнительный источник для реализации инвестиционных процессов.

Российский рынок лизинга не имеет ни специализированного регулятора, ни ощутимо значимых лоббистов, в  результате чего его законодательное  регулирование осуществляется в  хаотичном режиме.

В 2010 году банки, в принципе, готовы финансировать лизинговые сделки в больших, чем в предыдущем году, масштабах, но активно работают с финансовой арендой только кредитные учреждения, имеющие дочерние лизинговые компании. Впрочем, таких сегодня на рынке очень много, они занимают до двух третей всего его объема и не испытывают проблем с ликвидностью и, следовательно, с финансированием сделок. Более того, зачастую банки охотнее предлагают компаниям именно лизинговое финансирование в случае, если клиенту необходимо приобретение основных средств. Все дело в том, что объект лизинга остается в собственности банковской группы, что снижает риски на потери по ссудам и делает весь процесс более удобным и быстрым для клиента. Не следует также забывать и о налоговых льготах, которые дает лизинг.

Как и в 2009 году, банки анализируют  финансовые показатели деятельности лизинговых компаний, в том числе размер и структуру лизингового портфеля, качество и сбалансированность по срокам кредитного и лизингового портфелей, прибыльность, рентабельность, размер собственного капитала и источники его формирования, соотношение объема финансируемой сделки с объемом всего лизингового портфеля компании. Риски снижаются, так как количество лизингополучателей с просроченной задолженностью уже не растет. Но банки по-прежнему готовы финансировать лизинговые сделки только с финансово устойчивыми лизингополучателями.

Кризис наиболее серьезно затронул базовые отрасли промышленности, металлургию, строительный сектор, автотранспорт. Ощутимо сократились железнодорожные  и авиаперевозки. Самое серьезное  сокращение объемов зафиксировано  в 2008 году в сегменте лизинга железнодорожного транспорта. В 2009 году железнодорожная и авиатехника отвоевали утерянные лидерские позиции, чего нельзя сказать о лизинге легкового и грузового автотранспорта, а также строительной техники. Финансовая аренда автомобилей после рекордного падения продаж в первой половине 2009 года начала восстановление во второй половине 2009 — начале 2010 годов.

По итогам 2009 года отрицательную  динамику по объему сделок продемонстрировали 33 сегмента рынка из 37 выделяемых агентством «Эксперт РА» в рамках своих исследований. Положительные темпы прироста наблюдались лишь в четырех сегментах рынка. При этом если в сегментах оборудования для добычи полезных ископаемых (кроме нефти и газа) и техники для авиационной отрасли позитивный прирост — следствие эффекта «низкой базы», то в сегментах морских и речных судов, а также оборудования для газодобычи действительно были реализованы крупнейшие сделки за последние три года.

Банки готовы работать с компаниями всех секторов экономики с хорошим финансовым состоянием и понятными перспективами развития. Отраслевые предпочтения по финансированию лизинговых операций сместились в сектора, продемонстрировавшие лучшую устойчивость в период кризиса, а также те, в которых наблюдается быстрое восстановление спроса. В первую очередь это экспортоориентирорванные сектора, получающие поддержку за счет государственного финансирования. Однако наличие положительных экономических тенденций не всегда означает готовность конкретного банка кредитовать компании данного сектора. Управление кредитным портфелем банка также налагает свои отпечатки на приоритетность отраслей. Лизинговые компании сегодня работают с учетом этой специфики.

Лучшие клиенты в 2010 году работают в секторах экономики с господдержкой. А если в качестве лизингополучателя выступает компания с государственным участием, то привлечение кредитных ресурсов по таким сделкам возможно на весьма выгодных условиях. В свою очередь, игроки российского лизингового рынка, работающие с компаниями негосударственного сектора, отмечают, что все более привлекательной для лизинга становится отрасль торгового оборудования. Если компания стабильная и прибыльная (не принципиально, малая она или крупная), а проект интересный и хорошо структурированный, то он будет профинансирован вне зависимости от того, идет ли речь об эксклюзивном энергетическом оборудовании или о простой легковой машине. Безусловно, есть различия в политике формирования кредитных портфелей банками — кому-то интересна крупная энергетика, кто-то более охотно входит в инновационные проекты, кто-то в большей степени ориентирован на малый и средний бизнес. Но, в конечном счете, все определяется качеством клиента и проекта.

Наиболее популярный традиционно  — лизинг автомобильного, железнодорожного и других видов транспорта. Это наиболее простой и прозрачный вид лизинга, хорошо урегулированный законодательно, характеризуемый высокой ликвидностью объектов финансовой аренды. Этот вид лизинга предоставляют абсолютно все компании. Менее распространен лизинг оборудования, так как и платежеспособный спрос здесь ниже, и готовность компаний финансировать приобретение различного оборудования не так высока, в связи с тем, что многие его виды либо имеют очень низкую ликвидность, либо вовсе не могут быть перепроданы и повторно установлены на производстве. В зачаточном состоянии до недавнего времени находился лизинг недвижимости, в основном из-за несовершенного законодательства. Тем не менее, этот вид лизинга имеет колоссальный потенциал и, скорее всего, уже через несколько лет опередит по объемам все остальные виды лизинга вместе взятые.

Информация о работе Сущность лизинга, его преимущества