Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 12:38, курсовая работа
Проблема инфляции занимает важное место в экономической науке, поскольку ее показатели и социально – экономические последствия играют серьезную роль в оценке экономической безопасности страны и всемирного хозяйства. Современная инфляция имеет ряд особенностей: если раньше инфляция охватывала экономику одной или нескольких стран, то теперь рост цен носит не локальный, а мировой характер. Инфляция в разных странах развивается разными темпами, неравномерно, скачкообразно. Скорость инфляционного процесса определяется внутренними факторами, действие которых может усиливаться и ослабевать, в зависимости от той или иной фазы цикла, а также степени государственного вмешательства по регулированию экономики.
Введение
Экономическая сущность, понятия «инфляции»
Инфляция как экономическая категория. Инфляция как многофакторный процесс
Причины возникновения инфляции
История инфляционных процессов
2. Виды и типы инфляции
2.1 Типы инфляции
2.2 Виды инфляции
2.3 Закономерности инфляционного процесса
3. Инфляция в отдельных странах
3.1 Классификация современной инфляции по странам
3.2 Особенности инфляции в России
4. Социально-экономические последствия инфляции
5. Регулирование инфляции и стабилизация денежного обращения
5.1 Антиинфляционная политика и политическое регулирование доходов
5.2 Денежные реформы
Заключение
Литература
Косвенные методы включают:
1. регулирование общей массы денег через управление “печатным станком”.
2. регулирование процентных ставок коммерческих банков через управление ими Центробанком.
3. обязательные денежные резервы коммерческих банков.
4. операции центрального банка на открытом рынке ценных бумаг.
Полноценный рынок ценных бумаг, в том числе рынок государственных обязательств у нас отсутствует, а соответственно центральный банк не может воздействовать на денежную массу через куплю-продажу ценных бумаг.
Прямое регулирование покупательной способности денежной единицы включает в себя такие методы, как:
5. прямое и непосредственное регулирование кредитов и их распределения государством.
6. государственное регулирование цен.
7. государственное регулирование пределов заработной платы.
8. государственное регулирование внешней торговли и операций с иностранным капиталом.
9. государственное регулирование валютного курса.
Инфляция оценивается с помощью показателя индекса цен. В условиях инфляции административное регулирование рынка (замораживание цен и доходов, установление пределов их роста, поддержание определенных пропорций между темпами роста производительности труда и т.д.) может привести к подавленной инфляции. Результатом этого является ломка рыночного механизма. Она проявляется в перемещении товарных масс в распределении трудовых материальных ресурсов становится не оптимальным, возникает дефицит бюджета.
Её механизм самовоспроизводящийся. Дефицит ожидания увеличение спроса уменьшение количества товаров острее дефицит правота ожидания увеличение спроса. Начинается “бегство от денег”, т.е. увеличивается спрос на материальные ценности. Антиинфляционные меры должны быть направлены на установление рыночного равновесия. Инфляцию ликвидировать невозможно, нужно сделать её управляемой и, прежде всего, перевести в открытую форму. В антиинфляционной политике выделяют стратегию и тактику. Антиинфляционная стратегия. 1. Гашение инфляционных ожиданий:
а) укрепление механизма рынка с помощью поощрения малого бизнеса;
б) борьба с монополиями;
в) ослабление таможенных ограничений на ввоз товаров;
г) государство должно удерживать лимит денежной массы; он складывается из долгосрочного темпа объемов производства и уровня инфляции, которое производство считает приемлемой и обязуется контролировать.
2. Антиинфляционная денежная политика. Нужна осторожность, т.к. с одной стороны это приведет к уменьшению спроса и уменьшению цен, но с другой стороны может привести к увеличению процентной ставки и росту банкротства.
3. Постепенная ликвидация дефицита госбюджета (увеличение поступлений; сокращение расходов). В экономике надо больше брать, надо меньше давать из казны.
4. Увеличение предложения за счет структурных преобразований в экономике, конверсии военного производства, за счет стимулирования НТП, создания новых товарных знаков.
5. Орган внешних инфляционных процессов (за счет увеличения объема продаж государственных ценных бумаг; увеличение курса национальной валюты). [9, c. 215-244].
5.2 Денежные реформы
Основными формами стабилизации денежного обращения, зависящими от состояния инфляционных процессов, являются денежные реформы и антиинфляционная политика.
Денежная реформа - это полное или частичное преобразование денежной системы, проводимое государством с целью упорядочения и укрепления денежного обращения.
Денежные реформы осуществляются различными методами в зависимости от экономического положения страны, степени обеспечения денег, политики государства. Различают насколько видов денежных реформ:
образование новой денежной системы;
частичное изменение денежной системы;
относительная стабилизация денежного обращения с целью сдерживания инфляции.
Чаще всего используется метод нуллификации, девальвации денег и их ревальвации.
Нуллификация - представляет собой объявление государством обесценивающихся бумажных денег недействительными. Нуллификация может сопровождаться возвратом к золоту. Как правило, нуллификация приводит к аннулированию денежных сбережений и не обеспечивает полной стабилизации денежного обращения.
Девальвация - (от лат. де- приставка, означает понижение, и valeo- имею, стою) - разовое обеспечение, снижение обменного курса валюты одной страны по отношению к валюте другой страны. Основная причина девальвации - инфляция, ее экспорт из одной страны в другую в условиях роста взаимозависимости экономик, дефицитность платежных балансов.
Ревальвация денег (от лат. valeo - имеет значение) - повышение курса национальной валюты по отношению к валютам других стран, обычно по отношению к доллару США, немецкой марке, японской иене. По своим последствиям ревальвация обратна девальвации. Ревальвация способствует повышению роли национальной валюты в международных расчетах и может служить шагом на пути обеспечения не только внутренней, но и внешней конвертируемости, признания в качестве средства платежа во внешнеэкономических сделках. Ревальвация используется в целенаправленной правительственной политике, осуществлении позитивных сдвигов в развитии экономики: преодоление спада производства и достижение стабильного роста производства, снижения уровня инфляции, формирование положительной ставки процентов по банковским вкладам. [3, c. 167-199].
Заключение
В настоящее время инфляция - один из самых болезненных и опасных процессов, негативно воздействующих на финансы, денежную и экономическую систему в целом. Инфляция означает не только снижение покупательной способности денег, она подрывает возможности хозяйственного регулирования, сводит на нет усилия по проведению структурных преобразований, восстановлению нарушенных пропорций.
По своему характеру, интенсивности, проявлениям инфляция бывает различной, хотя и обозначается одним термином. Инфляционные процессы не могут рассматриваться как прямой результат только определенной политики, политики расширения денежной эмиссии или дефицитного регулирования производства, ибо рост цен оказывается неизбежным результатом глубинных процессов в экономике, объективным следствием нарастания диспропорций между спросом и предложением, производством предметов потребления и средств производства, накоплением и потреблением и т.д. В итоге процесс инфляции - в различных его проявлениях - носит не случайный характер, а весьма устойчивый.
Глубинные причины инфляции находятся как в сфере обращения, так и в сфере производства и очень часто обуславливаются экономическими и политическими отношениями в стране, а её последствия могут проявляться в течение многих десятилетий. Но важно знать не то, каким последствиям может привести инфляция, а то, как избежать этих негативных последствий. Именно по этому разработка антиинфляционных программ становиться одной из важнейших задач государства, в котором неистовствует инфляция. Известно, что антиинфляционная стратегия предусматривает целый комплекс долгосрочных мер, но они оказываются не эффективными, если не ведется работа по погашению инфляционных ожиданий. Для того, что бы решить эту проблему, необходимы комплекс мер по укреплению рыночных механизмов и доверие большинства населения правительству.
И, конечно, чтобы сдержать инфляцию, необходимо сокращать бюджетный дефицит. Это важно потому, что в принципе нет путей ликвидации бюджетного дефицита, не ведущих к усилению инфляции. Решить проблему можно двумя путями – увеличивая налоги или сокращая государственные расходы. Так как возрастание налоговых поступлений даёт лишь кратковременный эффект, а на деле приведёт к подрыву стимулов к труду, сокращению инвестиций, замедлению развития производства и в итоге к сокращению базы налогообложения, то рационально отказаться от этого пути. Следовательно, остаётся второй путь – сокращение расходной части. Но реализовывать этот путь нужно постепенно, предвидя возможные социально-экономические последствия.
Все меры антиинфляционной стратегии будут действенны, если они подкреплены процессом развития и стабилизации производства.
Одновременно со стратегическими мерами необходимо использовать и меры долгосрочного тактического воздействия. Такая тактика даёт результат в том случае, если она увеличивает предложение без изменения спроса, или наоборот, снижает спрос без снижения предложения. Решение первой проблемы связано с усилением товарности рынка; проще говоря, необходимо продавать всё, что можно продать: неиспользуемые факторы производства, недвижимость, незавершённое производство, отходы производственной деятельности, - всё, на что может быть спрос. Рассасывание денежной массы и уменьшение денежного спроса может способствовать разумно организованная приватизация, возможность вкладывать денежные средства в акции предприятий.
В конечном итоге создаются условия для поддержания предельно низких темпов инфляции, не влияющих на рыночный механизм и не мешающих нормально развиваться рыночной экономике.
Литература
Галицкая С.В. Денежное обращение, кредит, финансы: Учебное пособие. – М.: Международные отношения, 2002. -с. 153-162.
Герасименко. В. «Инфляция в России – причины, характер, перспективы», Российский экономический журнал № 10, 2001. -с. 38-45.
Дробозиной Л.А. Проф.чл.-корр., Финансы Денежное обращение Кредит. М: «Финансы», Ио «Юнити», 2003. -с. 167-199.
Жукова Е.Ф д.э.н., пер. и доп, Деньги Кредит Банки. М.: «Банки и биржи», ИО «Юнити», 2005. -96 с.
Колпакова Г.М. Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учебное пособие. – М.: Финансы и статистика, 2003. – с. 201-209.
Пессель М.А. Антонов А.Г. Денежное обращение, кредит, банки. Пер. и доп.-М.:Финстатинформ 2001. –с. 51-58.
Под общей редакцией проф., д.э.н. Сидоровича А.В., Курс экономической теории., МГУ им. Ломоносова Издательство «ДИС», 2002 г. –с. 112-126.
«Программа социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2006-2008 годы)» // ,Москва, 2006.,стр.64.
Финансы. Денежное обращение. Кредит. Учебник /Под ред. Г.Б. Поляка. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. –с. 215-244.
Шагинян Г.А. «Общая экономическая теория» пер. и доп. –М.: «Соминтэк» Москва 2003г. – 149с.
Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики - //http://www.akdi.ru/ECONOM
Информационно-аналитические материалы/ Банк России. - // http://www.cbr.ru
Информационно-аналитические
материалы-//http://www.
Информационно-аналитические
материалы-//http://www.Lenta.
Информационно-аналитические
материалы-//http://www.
36
36
Информация о работе Сущность инфляции, формы её проявления и методы стабилизации денежного обращения