Сущность и цели монетарной политики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2013 в 12:05, контрольная работа

Описание работы

Цель данной контрольной работы – рассмотреть денежно-кредитный механизм воздействия на экономику.
Теоретической и методологической основой исследований явились публикации отечественных ученых, классиков в экономической теории, учебные пособия по экономике, а также публикации в специализированных периодических изданиях.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………….3
1. Сущность и цели монетарной политики………………………………….5
2. Воздействие монетарной политики на экономику………………………13
3. Монетарная политика, валютный курс и международная политика…...17
Заключение……………………………………………………………………21
Список использованной литературы………………………………………...22

Файлы: 1 файл

Денежно-кредитный механизм.doc

— 105.00 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение……………………………………………………………………….3

1. Сущность и цели монетарной  политики………………………………….5

2. Воздействие монетарной политики  на экономику………………………13

3. Монетарная политика, валютный курс и международная политика…...17

Заключение……………………………………………………………………21

Список использованной литературы………………………………………...22

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Одним из необходимых  условий эффективного развития народного  хозяйства в рамках смешанной  экономики является формирование четкого  механизма денежно-кредитного регулирования, позволяющего Центральному банку воздействовать на деловую активность, контролировать деятельность коммерческих банков, добиваться стабилизации денежного обращения.

   Основным объектом  денежно-кредитного регулирования  со стороны Центрального банка выступает совокупная наличная и безналичная денежная масса в экономике, от динамики которой зависит изменение совокупного платежеспособного спроса. Поскольку деньги на современном этапе развития носят кредитный характер (денежная масса в основном создается в процессе кредитно-депозитной деятельности банков), регулирование структуры и объема денежного оборота Центральный банк осуществляет посредством управления операциями банковских учреждений второго уровня, определения условий кредитно-депозитной эмиссии с помощью соответствующих инструментов и методов.

   Денежно-кредитная  (монетарная) политика государства  - очень демократичный инструмент воздействия на смешанную экономику, не нарушающий суверенитета большинства субъектов системы бизнеса.

   В идеале денежно-кредитная политика должна обеспечивать стабильность цен, полную занятость и экономический рост - таковы ее высшие и конечные цели. Однако на практике с ее помощью приходится решать более узкие, отвечающие насущным потребностям экономики страны задачи.

В зависимости от конкретных условий, сложившихся в той или  иной экономической системе, определяются приоритетные направления приложения монетарных методов. Но нельзя забывать о том, что денежно-кредитная политика чрезвычайно мощный, а потому необыкновенно опасный инструмент. С ее помощью можно выйти из глубочайшего кризиса, но не исключена и печальная альтернатива - усугубление сложившихся в рыночной системе негативных тенденций. Лишь очень взвешенные решения, принимаемые на высшем управленческом уровне после серьезного анализа ситуации, рассмотрения альтернативных путей воздействия денежно-кредитной политики на экономику государства, дадут положительные результаты.

  Цель данной контрольной  работы – рассмотреть денежно-кредитный  механизм воздействия на экономику.

Теоретической и методологической основой исследований явились публикации отечественных ученых, классиков  в экономической теории, учебные  пособия по экономике, а также  публикации в специализированных периодических  изданиях.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. СУЩНОСТЬ И ЦЕЛИ  МОНЕТАРНОЙ ПОЛИТИКИ

 

Монетарная (кредитно-денежная) политика представляет собой меры по регулированию денежного рынка  с целью стабилизации экономики. Монетарная политика поэтому является разновидностью стабилизационной политики. Она направлена на сглаживание циклических колебаний экономики и используется для воздействия на экономику прежде всего в краткосрочном периоде.

Цель монетарной политики - обеспечение:

-стабильного уровня совокупного  выпуска (ВВП);

- полной занятости  ресурсов;

- стабильного уровня  цен;

- равновесия платежного  баланса.

Монетарная политика влияет на экономическую конъюнктуру, воздействуя на совокупный спрос. Объектом регулирования выступает денежный рынок, и, прежде всего, денежная масса.

Монетарную политику определяет и осуществляет Центральный банк.

Тактическим целями (целевыми ориентирами) монетарной политики центрального банка может выступать контроль за:

- предложением денег (денежной массой);

- уровнем ставки процента;

- валютным курсом национальной денежной единицы.

Изменение предложения  денег центральный банк может  осуществлять посредством воздействия  на резервы коммерческих банков – R (и поэтому на их кредитные возможности – К) и на банковский мультипликатор (mult = 1/rr).

В современных условиях регулирование предложения денег центральным банком происходит путем воздействия на величину банковских резервов.

Фактический объем денежной массы является результатом операций коммерческих банков по приему депозитов  и выдаче кредитов.

Денежно-кредитная политика приводит к изменению значений основных макроэкономических параметров: ВНП, инфляции, уровня безработицы. Это происходит потому, что посредством монетарных методов можно изменить предложение денег в экономической системе.

   В качестве  проводника денежно-кредитной политики выступает Центральный эмиссионный банк государства. В некоторых странах функции центрального денежно-кредитного учреждения выполняет целая группа банков (в США, например - Федеральная Резервная Система).

Влияя на основной объект монетарной политики - денежную массу, центральный финансовый орган играет одну из ведущих ролей в государственном регулировании рыночной экономики. Наделенный государством эмиссионным правом, Центральный банк реализует политику стабилизации экономики, достижения товарно-денежной сбалансированности.

   Одной из важнейших  задач Центрального банка в  условиях двухуровневой банковской  системы является организация  процессов управления операциями  банков на макроэкономическом  уровне, поддержание стабильности функционирования банковской и денежной систем страны. Центральным банком, исходя из сложившейся хозяйственной конъюнктуры, выбираются цели и приоритеты, разрабатываются соответствующие стратегия и тактика денежно-кредитной политики, затем реализуемые (более или менее успешно) посредством разнообразных инструментов и методов.

   Центральный банк  издает официальные материалы  (письма, телеграммы), имеющие либо  обязательный, либо рекомендательный  характер.

Таким образом, до сведения коммерческих банков доводится информация о процедурных, структурных и количественных изменениях в регулирующих мероприятиях Центрального банка, смещении акцентов при выборе инструментов монетарной политики.

   Регулирующая  деятельность Центрального банка  основана на анализе динамики  основных макроэкономических показателей, прежде всего валового национального продукта и национального дохода, индекса цен, уровня безработицы, дефицита государственного бюджета.

   Без верной  денежно-кредитной политики, проводимой  центральным банком, экономика не  может эффективно функционировать. В периоды экономического спада и роста безработицы, падения производства необходимо увеличивать денежное предложение, чтобы стимулировать процесс инвестирования финансовых ресурсов в производство, а также потребительских расходов необходимо увеличивать совокупный спрос. В период экономического роста, сопровождаемого инфляцией, следует снижать предложение денег. Именно этим и занимаются центральные эмиссионные банки.

   Основная масса  денег, функционирующих в рыночной  экономике, представлена чековыми вкладами. Поскольку "создают" такие вклады коммерческие банки и иные денежно-кредитные учреждения, центральные банки управляют возможностью этих институтов финансового рынка "создавать" чековые деньги посредством кредитно-депозитной эмиссии.

   Такую деятельность  нельзя не регулировать. Дело  в том, что коммерческие банки,  движимые своими экономическими  интересами, не пытаются сформировать  на трансакционных депозитах  "нужное" для экономики количество  денег, а, наоборот, усугубляют  циклические колебания спада и инфляции. Они считают выгодным расширять предложение денег в периоды роста и тем самым усугубляют инфляцию, а во время депрессии - сокращать денежное предложение для обеспечения ликвидности, чтобы застраховать себя от угрозы банкротства.

   Главной целью  денежно-кредитной политики является  помощь экономике в достижении  объема производства, характеризующегося  полной занятостью, отсутствием  инфляции и ростом. В нашей  стране на данном этапе рациональная  денежно-кредитная политика должна минимизировать инфляцию и спад производства, не допустить роста безработицы. Несмотря на всю ее скромность, задача эта достаточно сложная, и, на мой взгляд, наше руководство не совсем успешно с ней справляется. Важно определить долговременные приоритеты.

   Зачастую же  происходят метания из одной  стороны в другую: то основной  задачей объявляется приостановление  спада производства, то - сокрушение  инфляции.

   Механизм денежно-кредитного регулирования во многом зависит от форм организации банковской деятельности в стране и полномочий Центрального банка. Существенное влияние оказывают и иные факторы. Центробанк может использовать как прямые (административные), так и косвенные (экономические) методы воздействия на деятельность банков.

   К административным методам относятся прямые ограничения (лимиты) или запреты, устанавливаемые Центральным банком в отношении разнообразных параметров деятельности банков по различным направлениям. При использовании административных методов воздействия наиболее широко используются следующие виды ограничений: квотирование отдельных видов операций, введение лимитов на выдачу различных категорий ссуд и на привлечение кредитных ресурсов, ограничение на открытие филиалов и отделений, лимитирование размеров комиссионного вознаграждения и тарифов за оказание различных видов услуг, определение процентных ставок, видов обеспечения, а также лицензирование отдельных направлений банковской деятельности (например, лицензирование операций с валютой и драгоценными металлами).

   Административные методы, как правило, используются в странах с развитой системой государственного планирования экономики.

   К экономическим  методам регулирования совокупного  денежного оборота относятся  мероприятия, использование которых  оказывает в основном косвенное воздействие на решения, принимаемые хозяйствующими субъектами (прежде всего, коммерческими банками) , и не предполагает установление прямых запретов или лимитов. Выделяют три основные группы экономических методов управления денежным предложением: налоговые, нормативные и корректирующие. Использование налоговых методов не является функцией Центрального банка. Его прерогатива - нормативные и корректирующие методы.

   К нормативным  методам относятся все виды  отчислений и коэффициентов, обязательных  к исполнению и устанавливаемых в виде норматива. Нормативные методы применяются путем установления и периодического пересмотра в сторону увеличения или уменьшения контрольных цифр в виде соотношения двух величин. Основным нормативным инструментом является изменение нормы обязательных резервов, которая во многом определяет размер денежного мультипликатора.

   Корректирующее  воздействие осуществляется путем  проведения кредитных операций  Центральным банком (когда Центробанк  выступает в качестве кредитора  в последней инстанции) и операций с ценными бумагами, которые могут проводиться по усмотрению Центрального банка в необходимых масштабах и с нужной периодичностью, за счет чего эффект достигается более быстро. Эта форма воздействия отличается гибкостью и оперативностью, возможностью оказывать стимулирующее либо ограничивающее воздействие на кредитно-депозитную эмиссию в зависимости от ситуации.

   Экономические  методы в наибольшей степени  присущи экономике рыночного  типа с сильными традициями  высококонкурентных рынков.

   В частности,  Федеральная Резервная Система,  осуществляя контроль за финансовыми  посредниками, в настоящее время  практически не использует административных  методов. 

   В большинстве  стран в целях управления и  регулирования банковских операций  Центральный банк ориентируется в основном на использование экономических методов, работая, впрочем, и с административными инструментами. Согласно установкам официальной денежно-кредитной политики разрабатываются основные мероприятия по денежно-кредитному регулированию в каждый конкретный период, определяются наиболее эффективные в данный момент методы управления и инструменты воздействия на деятельность банков. Тактические действия на краткосрочных временных отрезках во многом определяются долгосрочными стратегическими планами, не нарушая сложившейся системы приоритетов.

   Принципы взаимоотношений  Центрального банка с коммерческими  банками построены так, чтобы  минимизировать вмешательство государства  в действия субъектов рыночной  экономики: Центральный банк не имеет права вмешиваться в текущую деятельность коммерческих банков; его регулирующие и контрольные функции ограничиваются пределами действия

соответствующих законов  и направлены на поддержание стабильности денежно-кредитной системы, но не тотальный контроль за банками второго уровня.

   В сегодняшних  условиях, напоминающих (правда, отдаленно)  рыночную экономику, инструментами  реализации установок денежно-кредитной  политики, проводимой Центральным  банком, должны стать минимальные  резервных требования, определение размеров рефинансирования коммерческих банков и установление учетной ставки, а также операции на открытом рынке.

   В зависимости  от состояния хозяйственной конъюнктуры  Центральный банк делает выбор  между двумя основными типами  монетарной политики, для каждого из которых характерен свой набор инструментов и определенное сочетание экономических и административных методов регулирования.

Информация о работе Сущность и цели монетарной политики