Сущность, формы проявления инфляции, ее социально-экономические последствия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2013 в 15:51, курсовая работа

Описание работы

В связи с этим, основной целью данной работы является рассмотрение вопросов, связанных с сущностью инфляции и её социально-экономическими последствиями, а также проблем инфляции в России.
Для реализации поставленной цели были выделены следующие задачи:
Теоретическое обоснование инфляции;
Анализ инфляции в России;
Последствия инфляции;
Методы борьбы с инфляцией.

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА.doc

— 425.00 Кб (Скачать файл)

 

Влияние факторов, действующих со стороны инфляции издержек, во втором полугодии 2012 г. в основном находится  на уровне прогнозируемых ранее значений, за исключением зерна и другого  сырья для производства пищевых продуктов.

Рост цен на электроэнергию в  среднем за 2012 год ожидается несколько ниже, чем прогнозировалось ранее. Рост цен на топливо и ГСМ сохраняется умеренным против динамики цен мирового рынка в связи с сохранением повышенных экспортных пошлин на бензин, введенных в прошлом году, а также с ожидаемой стабилизацией мировых цен на нефть и возможным их снижением в 2013 году. Поэтому на непродовольственные товары и рыночные услуги сохранится умеренный рост цен в связи с относительно невысоким ослаблением курса рубля и с высокой насыщенностью товарных рынков, том числе за счет роста импорта и ослабления роста потребительского спроса после внушительных темпов в 2011-2012 годах.

Повышенная база инфляции во второй половине 2012 года обеспечивает ускорение  среднегодовой инфляции в 2013 году до 7,1% против 5,2% в 2012 году. При этом динамика цен, рассчитываемая за календарный год, в 2013-2015 гг. будет постепенно замедляться на фоне стабилизации мировых цен на сырьевые и другие товары, в том числе на нефть и зерно.

Динамика цен на непродовольственные  товары будет умеренной за счет постепенного сокращения ввозных пошлин в соответствии с условиями членства в ВТО и высокой насыщенности рынков.

Рост цен на товары будет умеренным, в том числе и за счет развития торговли и усиления конкуренции  на региональных рынках. При этом по мере повышения доходов населения будет расти спрос на рыночные услуги, в связи с чем к 2015 году прогнозируется опережающий рост цен в этом сегменте по сравнению с предыдущим годом (рисунок 5).

Рисунок 5 - Вклад товарных групп  в инфляцию

 

В 2013 году инфляция за годовой период замедлится до 5-6%, а к 2014 - 2015 году – до 4-5 процентов.

Снижение инфляции до более низких значений будет тормозиться сохраняющимся опережающим ростом тарифов на услуги организаций ЖКХ, который будет определяться сохранением высокого роста издержек на энергоносители, сокращением масштабов перекрестного субсидирования тарифов населения на электроэнергию и газ, а также и постепенным доведением оплаты населением услуг до их стоимости [17].

К некоторому ускорению роста тарифов  ЖКХ также может привести переход к регулированию тарифов с 2014 года на теплоснабжение, водоснабжение и водоотведение методом доходности инвестированного капитала, дающего компаниям возможность закладывать в тарифы возврат своих инвестиций. При этом может возникнуть необходимость принятия сдерживающих мер, в том числе путем создания стимулов для вывода из эксплуатации неэффективных источников теплоснабжения и привлечения инвестиций в комплексную модернизацию тепловых узлов.

Необходимо создавать мотивацию  для сдерживания роста тарифов и оплаты услуг организаций ЖКХ, обеспечив вклад повышения тарифов ЖКХ в инфляцию в 2013-2015 гг. не выше 0,9-1,1 п. п. за год, что позволит достигнуть целевой инфляции и не приведет к значительному росту бюджетных субсидий населению.

При этом для сдерживания тарифов, устанавливаемых на местах, необходимо разработать комплекс мер, направленных на стимулирование снижения издержек в организациях коммунального хозяйства, в частности, путем перехода от установления тарифов методом «затраты плюс» к долгосрочным методам тарифообразования: долгосрочной индексации или доходности инвестированного капитала в зависимости от масштабов инвестиций. Для обеспечения прозрачности и повышения обоснованности тарифообразования на услуги организаций ЖКХ и развития конкуренции в этой сфере деятельности целесообразно довести оплату жилищно-коммунальных услуг населением до 100% к 2014-2015 году при условии адресной поддержки для низкодоходных групп населения.

Динамика цен производителей в  промышленности в прогнозный период во многом будет определяться конъюнктурой и динамикой мировых цен.

Со стороны спроса покупателей  основное влияние на динамику цен  будет проявляться в инвестиционном секторе, включая используемые им материальные ресурсы на те виды деятельности, где  слабая конкуренция импорта.

В капитальном строительстве, после  усиления роста цен в 2010 - 2011 гг. с 2012 года рост замедляется и в последующие  годы эта тенденция сохранится на фоне снижения инфляции.

Прежде всего, торможение будет  связано с некоторым замедлением  спроса в строительстве по мере завершения олимпийских объектов, увеличением доли машин и оборудования в объемах инвестиций по мере реализации масштабных проектов в инфраструктурных отраслях, а также ограничениями бюджетного финансирования для строительства объектов по госзаказу (дорожное строительство и других объектов).

В базовом сценарии на 2013 год прогнозируется незначительное снижение мировых цен  на нефть и нефтепродукты, на металлы, что скажется на снижении внутренних цен в условиях прогнозируемой умеренной динамики ослабления курса рубля. В 2014-15 годах возможен незначительный рост внутренних цен с поправкой на прогнозируемое ослабление курса рубля. Рост цен на нефтепродукты может быть скорректирован в сторону повышения в случае прекращения действия практически запретительной пошлины на бензин. В 2014-2015 гг. ожидается, что цены на нефть и металлы начнут повышаться, что приведет к возобновлению повышения внутренних цен в целом по группе.

 

 

 

 

3. Социально–экономические последствия  инфляции  
и антиинфляционные меры

3.1. Социально-экономические последствия  инфляции

Первыми жертвами инфляции становятся потребители, которым приходится страдать от неминуемого падения уровня жизни. Рост цен ведет к снижению текущих реальных доходов населения. При любой системе компенсации дополнительные выплаты отстают от темпов роста цен. Сокращаются реальные ценности личных сбережений. Хуже всего тем, кто держит сбережения в виде наличных денег. Каждый новый виток инфляции сокращает массу товаров, которые мог бы приобрести потребитель на имеющиеся у него сбережения. В несколько лучшем положении оказывается владелец акций, наименьший ущерб несут те, кто успел поместить сбережения в недвижимость и материальные ценности.

От инфляции сильно страдает и производство. По мере ее нарастания у предпринимателей и работников пропадают стимулы к труду. Инфляция ломает рыночный механизм саморегуляции. Производители не получают ценовых сигналов и выгод от перемещения капиталов. Поэтому экономическое равновесие между отраслями не может осуществляться с помощью рынка. В этих условиях перераспределение инвестиций должно стать заботой государства, что означает уже функционирование не рыночной, а командной экономики. Цены диктуют не рыночный механизм, а директивы, указывающие, какой размер прибыли должен иметь предприниматель. Подавленная инфляция приводит к натуральному и уравнительному распределению, а следовательно, исчезает экономический интерес.

Замороженные цены делают невыгодным приложение капитала в тех областях, где высокие издержки производства. Поэтому из них устремляется остаток капитала, что оголяет отрасль и приводит к дефициту товаров, который становится хроническим. У населения образуются вынужденные сбережения, которые не выражают рост благосостояния, а по существу представляют собой отложенный спрос. Дефицит товаров и вынужденные сбережения становятся питательной средой для очередей и возникновения черного рынка, который обогащает криминальные структуры, становится неизбежным спутником подавленной инфляции. Замедляется и рост благосостояния общества. Ведь если нет роста предложения, то и государственная казна лишается ожидаемого накопления налоговых поступлений. Если предложение не увеличивается, нет основы и для роста доходов, заработной платы. Спекулятивные же сделки на черном рынке обогащают только мафию. Последняя становится единственной реальной фигурой, которая получает выгоды от подавленной инфляции.

Инфляция спроса обычно возникает  при полной занятости и полной загруженности производительных мощностей. В этом случае повышение спроса на какой-либо товар вызывает производственный спрос на ресурсы и последующий рост цен на них. Если бы часть ресурсов до этого была бы не задействована, то они могли бы вовлекаться в производство при уже действующих ценах. Но рост спроса при полной загруженности мощностей и занятости не подкрепляется эластичным расширением предложения, поэтому цены растут.

Государство, увеличивая военные расходы  и социальные программы в период полной занятости ресурсов, неизбежно попадает в инфляционную ловушку.

Предприниматели, поднимая спрос на инвестиционные ресурсы в такой  же ситуации, вызывают инфляционное движение экономики. И профсоюзы, добивающиеся роста заработной платы в экономике при ограничениях, связанных с полной занятостью, получат такой же результат.

Инфляция издержек может вызвать  рост цен любого из факторов производства, будьте земля, капитал или рабочая сила. Издержки производства повышаются, затем они переносятся на цену выпускаемой продукции. Подорожавший товар оплачивается покупателем. Если для него этот товар является ресурсом для последующего производства, то издержки повышаются и у него, что заставляет предпринимателя компенсировать потери повышенной ценой. Возникает своеобразный инфляционный передаточный механизм. Инфляция издержек распространяется в стране подобно эпидемии.

Возможен и другой вариант, когда  издержки растут, но в условиях насыщенного рынка предприниматель не может перекрыть рост расходов повышенной ценой. В этом случае сокращается прибыль. Часть капиталов из-за падающей доходности покинет производство и уйдет в сбережения. Совокупное предложение уменьшится, что неизбежно также приведет к общему росту цен.

Кроме перечисленных выше социально-экономических  последствий можно добавить:

• перераспределение доходов и богатства;

• отставание цен государственных  предприятий от рыночных;

• скрытую государственную конфискацию  денежных средств через налоги;

• ускоренную материализацию денежных средств;

• нестабильность экономической информации;

• падение реального процента;

• обратную пропорциональность темпа  инфляции и уровня безработицы.

Инфляция представляет собой опасность  для экономического развития в силу ее агрессивности, которая связана с ее самовоспроизводством. Она начинает сама себя подхлестывать, увеличивая инфляционную волну.

Инфляция, возникнув, быстро распространяется на все отрасли. Это происходит потому, что они связаны между собой взаимными поставками. Поэтому удорожание какой-либо поставки ведет к увеличению цены выпускаемой продукции.

Инфляция считается опасной болезнью рыночной экономики не только потому, что она быстро распространяется. Ее очень трудно устранить, даже если исчезают вызвавшие ее причины. Это связано с инертностью психологического настроя, который сформировался ранее. Пережившие инфляцию покупатели еще долго совершают покупку «на всякий случай». Адаптивные инфляционные ожидания сдерживают выход страны из инфляционных тисков, так как они вызывают ажиотажный спрос, а он поднимает планку товарных цен.

3.2 Основные направления антиинфляционной политики

 

Для России важнейшим инструментом борьбы с инфляцией должно стать  установление контроля над динамикой  денежного предложения. При этом в равной степени важны меры, как ограничивающие избыточный рост денег в экономике (с целью снижения инфляции), так и стимулирующие повышение спроса на деньги (результатом чего в конечном счете также станет снижение инфляции, но сверх того повышение уровня монетизации экономики).

Предлагается для анализа и  прогнозирования перейти к использованию показателя «среднегодовой уровень инфляции» вместо показателя «декабрь к декабрю». Показатель роста индекса потребительских цен к декабрю предыдущего года имеет два существенных недостатка. Во-первых, происходит неадекватная индексация показателей бюджета. Финансирование бюджетных расходов и поступление доходов осуществляются в течение всего года, а не только в декабре. Поэтому более адекватная индексация требует оценки того, насколько цены выше цен предыдущего года на протяжении всего года, а не только за один месяц — декабрь. Bo-вторых прогнозирование показателя «декабрь к декабрю» является более сложным вследствие его повышенной волатильности. Колебания среднегодовой (скользящей средней) инфляции значительно меньше колебаний инфляции по показателю «месяц к аналогичному месяцу предыдущего года»1.

Следует иметь в виду, что форсированное  снижение инфляции в среднесрочной  перспективе затруднено в силу:

— двойственности целей денежно-кредитной  политики, неизбежной в условиях исключительно благоприятной внешнеэкономической конъюнктуры и нестабильности капитальных потоков;

—  высоких цен на основные товары российского экспорта, оказывающих повышательное давление на внутренние цены и, как следствие, на темпы инфляции в реальном секторе экономики;

—   недостаточной емкости и эффективности стерилизационных инструментов Банка России;

—  низкой сберегательной активности населения;

—  высокой монополизации отдельных  товарных рынков и продолжающегося существенного повышения цен и тарифов на продукцию и услуги естественных монополий (в первую очередь на природный газ).

Наряду с ограничением темпов роста  денежного предложения для России не менее важны и перспективны другие меры. В их числе можно  назвать повышение спроса на деньги, дедолларизацию, рост сберегательной активности населения, расширение спектра возможных ее инструментов. Необходимы реформы, связанные с рынком труда и повышением его гибкости, а также либерализация важнейших рынков, в частности, телекоммуникационного, электроэнергии, воздушных перевозок. Развитие финансового рынка, расширение состава финансовых инструментов, в том числе используемых для хеджирования рисков, выработка и реализация сбалансированной и последовательной фискальной политики, позволяющей нейтрализовать циклические колебания, также важны для решения указанной задачи. Эффективность этих мер доказана опытом многих стран, значит, с большой долей вероятности они окажутся эффективными и в условиях России.

Информация о работе Сущность, формы проявления инфляции, ее социально-экономические последствия