Страховое дело

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 21:45, курсовая работа

Описание работы

В настоящее время страхование транспортных перевозок приобрело большую актуальность, т.к. в большинстве своем компании вкладывают огромные средства в свой груз. Страхование грузов в нашей стране очень востребовано, так как на наших дорогах много риска, случаи с воровством перевозимого товара, вместе с угоном автотранспорта.
В коммерческой деятельности транспортное страхование обеспечивает страхователю возмещение его убытков, связанных с повреждением или утратой грузов в период их транспортировки.

Содержание работы

Введение 3
1. Транспортное страхование грузов 4
2. Цели и принципы тарифной политики в страховании 12
Заключение 24
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

КОНТРОЛЬНАЯ ПО СТРАХОВОМУ делу.doc

— 158.00 Кб (Скачать файл)

единичный риск;

сепаратный  риск;

сосуществование рисков.

Единичный риск - это совокупность элементов риска, относящихся к страхованию по данному тарифу для одного объекта. В основе его находится страховой интерес одного страхователя. Единичный риск является базовым параметром для определения величины риска и тарификации.

Сепаратный риск - один или несколько элементарных сосуществующих рисков, отделенных от других самостоятельных рисков. Влияние рисков друг на друга и их тесная взаимосвязь представляют собой один из основных факторов формирования основной тарифной нетто-ставки.

Сосуществование рисков - наличие у одного страхователя или для одного объекта страхования нескольких единичных рисков в зависимости от условий, профиля деятельности страхователя или внутреннего состава, структуры объекта страхования. Сосуществование тесно связано с определением семьи рисков.

Семьи рисков - однородные группы рисков в зависимости от вероятности и величины ущерба, который возникает по конкретному страховому событию. С целью анализа и установления уровня рисков формируются их группы, получившие техническое наименование семьи рисков. Соответственно этому устанавливаются определенные тарифы по видам страхования и определяются страховые премии, а также специфические условия договора. Так, во многих отраслях и подотраслях страхования выделяют следующие большие семьи рисков:

риски частных-лиц (граждан);

риски юридических лиц (организаций, предприятий);

промышленные риски;

торговые риски;

сельскохозяйственные риски;

профессиональные риски;

Страховой тариф, как известно, выражает долю каждого страхователя, его участие в формировании страхового фонда, поскольку страхование является замкнутой раскладкой ущерба между страхователями. Поэтому страховой тариф представляет собой эталон страхового фонда, гарантирующий безубыточное или рентабельное проведение страхования. Основная задача, которая ставится при разработке тарифной политики, связана с определением предполагаемой суммы ущерба, приходящейся на каждого страхователя или на единицу страховой суммы. Если тарифная ставка достаточно достоверно отражает вероятностный ущерб, то обеспечивается необходимая раскладка ущерба между страхователями. Тарифные ставки тесно связаны с объемом страховой ответственности. Установление, расширение и ограничение объема страховой ответственности находят свое отражение в нетто-ставках по отдельным видам страхования. Страховщик при этом стремится решить двоякую задачу: при минимальных тарифах, доступных для широкого круга страхователей, обеспечить достаточно значительный объем страховой ответственности. С помощью доступных тарифных ставок достигается наименьшее изъятие части доходов страхователей в виде страховых премий в целях оказания им необходимой страховой защиты из средств страхового фонда. Нетто-ставка отражает каждый вид страховой ответственности, которую взял на себя страховщик. Если условия страхования данной группы рисков содержат несколько видов страховой ответственности, то совокупная нетто-ставка может состоять из суммы нескольких частных нетто-ставок, или суммы базовой и корректирующих нетто-ставок на основе сепаратных рисков, или сосуществования единичных рисков. Кроме того, на размер нетто-ставок влияют и другие факторы, отражающие сопутствующие риски или их комбинацию с единичными рисками. Например, крупный город с интенсивным уличным движением транспорта и повышенной вероятностью наступления дорожных происшествий и других страховых случаев по страхованию автогражданской ответственности, либо, наоборот, сельская местность, где степень указанных страховых рисков минимальна; или финансовое состояние заемщика ссуды в банке, характер транспортировки грузов; или взрыво- и пожароопасность конкретного производства и т. д. Подобные и другие различия в степени вероятности нанесения ущерба лежат в основе необходимости дифференциации тарифных ставок в каждой отрасли и подотрасли страхования, что на практике играет важную роль. Под дифференциацией страховых тарифов понимается разработка страховщиком системы базовых тарифов - тарифной сетки с учетом особенностей объектов страхования, застрахованных рисков и объема страховой ответственности. Если тарифные ставки рассчитаны правильно, то обеспечивается необходимая финансовая устойчивость страховых операций, т. е. устойчивое сбалансирование доходов и расходов страховщика, либо превышение доходов над расходами. Завышение тарифов приводит к перераспределению через страховой фонд излишних средств, а занижение, наоборот, — к образованию дефицита финансовых ресурсов в страховом фонде и к невыполнению страховщиком своих обязательств перед страхователями. Таким образом, эффективная тарифная политика страховщика позволяет разработать научно обоснованные страховые тарифы и сформулировать оптимальный размер страхового фонда как необходимое условие успешного развития страхования.

Для упрощения процедуры  исчисления страхового тарифа разработана  «Методика расчета тарифных ставок по рисковым видам страхования». В ней для характеристики структуры тарифной ставки использованы следующие основные понятия и формулы для расчетов. 

Страховой тариф (брутто-тариф) - ставка страхового взноса с единицы страховой суммы или объекта страхования. Страховой тариф состоит из нетто-ставки и нагрузки, что можно представить следующей формулой:

Тб = Тн + Тнаг,                                              

где  Тб - страховой тариф (брутто-тариф)

Тн - тарифная нетто-ставка

Тнаг - нагрузка.

Нетто-ставка страхового тарифа — часть страхового тарифа, предназначенная для обеспечения текущих страховых выплат по договорам страхования, которая в общем виде может быть выражена формулой:

Тн = Р(А) * К* 100,

где  А - страховой случай

Р(А) - вероятность страхового случая

К - коэффициент отношения  средней выплаты к средней  страховой сумме на один договор.

Нагрузка - это часть страхового тарифа, предназначенная для покрытия затрат на проведение страхования и создание резерва (фонда) предупредительных мероприятий. В составе нагрузки может быть предусмотрена прибыль от проведения страховых операций.

Определение страховых тарифов зависит от вида страхования. Так, при страховании ином, чем страхование жизни, базовые тарифные ставки рассчитываются для конкретного предмета (объекта) страхования или группы однородных предметов (например, здания, сооружения) отдельно по каждому риску из общей совокупности рисков, предусмотренных правилами страхования. Дифференциация тарифных ставок для зданий, сооружений устанавливается обычно в зависимости от вида строительного материала, из которого возведены их стены (кирпичные, блочные, панельные, деревянные), иные элементы.

Повышающие, понижающие коэффициенты к тарифным ставкам устанавливаются в зависимости от обстоятельств, определяющих степень вероятности наступления страхового случая. Например, при наличии автоматической системы пожаротушения или охранной сигнализации предусматривается применение понижающих коэффициентов к базовым тарифным ставкам по рискам «пожар» и «противоправные действия третьих лиц». Если в производственном здании размещено огнеопасное производство, то устанавливается повышающий базовую ставку страхового тарифа коэффициент для риска «пожар».

Страховые тарифы по обязательным видам страхования устанавливаются соответствующими законами об обязательном страховании или уполномоченными этими законами государственными органами управления, а в ряде случаев - страховщиками по согласованию с этими органами и утверждаются государственным органом страхового надзора. Методические подходы к расчету страховых тарифов по рисковым и накопительно-сберегательным видам страхования существенно различаются. Общим в них является только последовательность расчетов: вначале определяется нетто-ставка, затем устанавливается нагрузка и сложение их или расчет по формуле на основе размера нетто-ставки и доли (в процентах) нагрузки в брутто-ставке дает величину страхового тарифа.

В основе расчета нетто-ставки страхового тарифа по рисковым видам страхования лежит убыточность страховой суммы за тарифный период.

Определение страховых тарифов  по страхованию жизни состоит  в определении базовых данных для расчета нетто-ставки по накопительно-сберегательным видам страхования:

показатели таблиц смертности, разрабатываемые на основе 
данных демографической статистики и характеризующие смертность населения в каждом возрасте (в абсолютных цифрах на 100 тыс. населения и в относительном их выражении) и доживаемость при переходе в возрастную группу (возраст по полному числу лет), имеющую возраст, больший на один год.

принятая в расчете  тарифа норма доходности от инвестирования временно свободных средств страховых резервов страховщика;

срок страхования и  накопительного периода .

Таким образом, порядок расчета  страховых тарифов зависит от конкретного вида страхования, базируется на установленных формулах и определяется «Методикой расчета тарифных ставок по рисковым видам страхования».

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Различают два  вида транспортного страхования: страхование  груза на период транспортировки  и страхование средств перевозки  грузов.

Страхование грузов имеет ряд особенностей:

страховой полис  может свободно передаваться друг другу сторонами коммерческих отношений, при этом не требуется никакого заявления, так как страхование совпадает с погрузкой;

возможно страхование  груза с покрытием выше его  стоимости;

существуют  возможности страхования грузов по так называемому генеральному полису.

Особенностью  страхования средств транспорта является его краткосрочный характер. Обычно это годичное страхование  при наличии франшизы и ограниченности ответственности. Например, при речном страховании судно не страхуется от пропажи без вести, за убытки, связанные с буксированием, а при страховании самолетов не страхуются опасность от обветшания, от полетов на приз, а также военные полеты.

Страхование грузов является одним из наиболее востребованных в  нашей стране видов страхования. Это связано с тем, что перевозки грузов подвержены большому количеству различных рисков (строительная техника - повреждению или хищению мелких узлов и деталей, строительные материалы - краже или угону транспортного средства вместе с грузами и т. д.). Какой бы совершенной не была логистика груза, всегда есть вероятность случайных событий, которые могут привести к его порче или уничтожению. Поэтому страхование является на сегодняшний день наиболее выгодным и действенным способом возмещения возможных убытков.

В итоге можно  заключить, что в связи с важной ролью страховых тарифов в  страховании и деятельности страховых  организаций в целом последние  разрабатывают и проводят определенную тарифную политику.

Сущность тарифной политикой состоит в систематической работе страховой организации по разработке, уточнению и упорядочению страховых тарифов в целях успешного и безубыточного развития страхового дела.

Формируя тарифную политику, страховщик стремится реализовать  определенные принципы: эквивалентность  страховых отношений; доступность тарифных ставок; стабильность размеров страховых тарифов; расширение объема страховой ответственности; обеспечение самоокупаемости и рентабельности страховых операций.

Эффективная тарифная политика страховщика позволяет разработать научно обоснованные страховые тарифы и сформулировать оптимальный размер страхового фонда как необходимое условие успешного развития страхования. А разработанные страховые тарифы в стабильных экономических условиях, в свою очередь, действуют обычно продолжительное время и являются важнейшим элементом в организации экономических отношений между страхователем и страховщиком. При этом порядок расчета страховых тарифов зависит от конкретного вида страхования, базируется на установленных формулах и определяется «Методикой расчета тарифных ставок по рисковым видам страхования».

Таким образом, роль тарифной политики в страховании определяется ее влиянием на размеры тарифных ставок, что в свою очередь связано  с привлекательностью или непривлекательностью последних для страхователей, и как следствие, оказывает воздействие на прибыльность страховых операций страховщика.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

1. Владимиров  В.В. Страхование в системе  международных экономических отношений:  учебное пособие    /    В.В. Владимиров,  Е.В.  Коробейникова,  М.В. Полякова. – Оренбург: ГОУ ОГУ, 2010

2. Правдина Н. В. Транспортное обеспечение коммерческой деятельности : учебно-методическое пособие / Н. В. Правдина. – Ульяновск : УлГТУ, 2007

3. Зеркалов Д.В., Тимощук Е.Н. Международные перевозки грузов Учебное пособие / Основа, 2009.

4. Транспортное обеспечение коммерческой деятельности: Учеб. пособие / Под ред. Г.Я. Резго. - М.: Финансы и статистика, 2005.

5. Единая транспортная система: Учебник для вузов / В.Г. Галабурда, В.А. Персианов, А.А. Тимошин и др. / Под ред. В.Г. Галабурды. 2-е изд. с измен. и дополн.– М.: Транспорт, 2011.

6. Транспортная система России [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/Транспортная_система_России

7. Страшно за груз? Плюсы и минусы страхования грузов [Электронный ресурс]. – Режим доступа:  http://www.real-business.ru/subpage.php?material=908

8. Проблемы страхования грузоперевозок в России или Почему надежда на «авось» ведет к убыткам [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.adc-tehnika.ru/content/review/3408/Rynok-straxovaniya-mezhdugorodnix-i-mezhdunarodnyx-gruzoperevozok/

9. Закон РФ от 27.11.1992 г. № 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации»

10. Гвозденко А. А. Страхование: Учебник для вузов. –  М. : Проспект, 2008.

11. Косаренко Н. Н. Современное страховое право. – М. : Экономика, 2009.

12. Проблемы страхования грузоперевозок в России [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://adc-tehnika.ru/content/review/4144/KRUGLYJ-STOL-Problemy-straxovaniya-gruzoperevozok-v-Rossii/

13. Неруш Ю.М. Логистика: Учебник для вузов. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011.

14. Ермасов С.В., Ермасова Н.Б. Страхование: Учеб. пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010.

15. Никулина Н.Н. Страхование. Теория и практика: учеб. пособие для студентов вузов – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011.

16. Страховое дело в вопросах и ответах. Учебное пособие для студентов экономических вузов и колледжей. Серия «Учебники, учебные пособия». Составитель М.И. Басаков. Ростов-на-Дону: «Феникс», 2011

17. http://www.glossary.ru/


Информация о работе Страховое дело