Сравнительный анализ кредитной политики ЗАО КБ «Пятигорск» и ОАО «Ставропольпромстройбанка»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 15:52, курсовая работа

Описание работы

При анализе кредитоспособности банки должны решить следующие вопросы: способен ли заемщик выполнить свои обязательства в срок, готов ли он их исполнить? На первый вопрос дает ответ разбор финансово-хозяйственных сторон деятельности предприятий. Второй вопрос имеет юридический характер, а так же связан с личными качествами руководителей предприятия. Состав и содержание показателей вытекают из самого понятия кредитоспособности. Они должны отразить финансово-хозяйственное состояние предприятий с точки зрения эффективности размещения и использования заемных средств и всех средств вообще, оценить способность и готовность заемщика совершать платежи и погашать кредиты в заранее определенные сроки.

Содержание работы

Введение 2
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОЦЕНКИ КРЕДИТОСПОСОБНОСТИ ЗАЕМЩИКА 6
1.1. Кредитная политика как основной инструмент достижения стратегических целей коммерческого банка 6
1.2. Организация процесса управления кредитным риском в коммерческом банке 15
1.3. Кредитоспособность заемщика и методы ее оценки 26
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ КРЕДИТОСПОСОБНОСТИ КЛИЕНТА БАНКА 42
2.1. Сравнительный анализ кредитной политики ЗАО КБ «Пятигорск» и ОАО «Ставропольпромстройбанка» 42
2.2. Оценка кредитоспособности заемщика 56
2.3. Эффективность методики оценки кредитоспособности заемщика и ее совершенствование 72
Заключение. 90
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 93

Файлы: 1 файл

diplom.docx

— 393.62 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

Введение 2

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОЦЕНКИ КРЕДИТОСПОСОБНОСТИ ЗАЕМЩИКА 6

1.1. Кредитная политика как основной инструмент достижения стратегических целей коммерческого банка 6

1.2. Организация процесса управления кредитным риском в коммерческом банке 15

1.3. Кредитоспособность заемщика и методы ее оценки 26

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ КРЕДИТОСПОСОБНОСТИ КЛИЕНТА  БАНКА 42

2.1. Сравнительный анализ кредитной политики ЗАО КБ «Пятигорск» и ОАО «Ставропольпромстройбанка» 42

2.2. Оценка кредитоспособности заемщика 56

2.3. Эффективность методики оценки кредитоспособности заемщика и ее совершенствование 72

Заключение. 90

СПИСОК  ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 93

Приложения 95

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Кредитно-финансовая система – одна из важнейших и  неотъемлемых структур рыночной экономики. Развитие банковской системы и товарного  производства  исторически шло  параллельно и тесно переплеталось. Находясь в центре экономической  жизни, банки опосредуют связи между  вкладчиками и производителями, перераспределяют капитал, повышают общую  эффективность производства.

Особую роль играют кредиты, превращаясь, по существу, в основной источник, финансирующий народное хозяйство дополнительными денежными ресурсами. С переходом от командно-административной к рыночной экономике монополизированная, государственная банковская структура становится более динамичной и гибкой. Банковская система основывается на частной и коллективной собственности и ориентирована на преодоление конкуренции и получение прибыли.

В процессе проведения активных кредитных  операций с целью получения прибыли  банки сталкиваются с кредитным  риском, то есть риском неуплаты заёмщиком  суммы основного долга и процентов, причитающихся кредитору. Для каждого  вида кредитной сделки характерны свои причины и факторы, определяющие степень кредитного риска.

В частности, он может возникнуть при  ухудшении финансового положения  заёмщика, возникновении непредвиденных осложнений в его планах, не застрахованном залоговом имуществе, отсутствии необходимых  организаторских качеств или  опыта у руководителя и т.д. Эти  и многие другие факторы учитываются  работниками банка при оценке кредитоспособности предприятия и  обеспечения, предложенного в залог.

Задачи улучшения функционирования кредитного механизма выдвигают  необходимость использования экономических  методов управления кредитом, ориентированных  на соблюдение экономических границ кредита. Это позволит предотвратить  неоправданные кредитные вложения, обеспечить своевременный и полный возврат ссуд, снизить риск неплатежа.

При анализе  кредитоспособности банки должны решить следующие вопросы: способен ли заемщик  выполнить свои обязательства в  срок, готов ли он их исполнить? На первый вопрос дает ответ разбор финансово-хозяйственных сторон деятельности предприятий. Второй вопрос имеет юридический характер, а так же связан с личными качествами руководителей предприятия. Состав и содержание показателей вытекают из самого понятия кредитоспособности. Они должны отразить финансово-хозяйственное состояние предприятий с точки зрения эффективности размещения и использования заемных средств и всех средств вообще, оценить способность и готовность заемщика совершать платежи и погашать кредиты в заранее определенные сроки.  

Тема данной дипломной работы: “Эффективность методики оценки кредитоспособности клиента” - чрезвычайно актуальна. Всякая деятельность, какой бы она ни была, содержит в  себе известную долю риска и случайности  самого различного характера. Любая  экономическая деятельность подвержена неопределённости, связанной с изменениями обстановки на рынках, т.е. в значительной мере с поведением других хозяйствующих субъектов, их ожиданиями и их решениями. Поэтому интерес к данной теме никогда не снизиться, а методики будут расширятся и дополняться.  Больше всех в информации о кредитоспособности предприятий и организаций нуждаются банки: их прибыльность и ликвидность во многом зависят от финансового состояния клиентов. Снижение риска при совершении ссудных операций возможно достичь на основе комплексного изучения кредитоспособности клиентов банка, что одновременно позволит организовать кредитование с учетом границ использования кредита. Исходя из изученного материала, данная тема довольно широко раскрывается и представляет собой большой интерес для более глубокого изучения, особенно в аспекте эффективности методик оценки кредитоспособности предприятий.

Данная тема представляет собой  большой интерес для исследования не только российских, но и зарубежных экономистов. В научной литературе очень подробно уделяется внимание всем аспектам данной проблемы, в частности  финансовому анализу как предприятий, так и кредитных учреждений. Но недостаточно информации по оценке эффективности  используемых банками методик оценки кредитоспособности клиентов.

Целью настоящей дипломной  работы является изучение подходов к  анализу  кредитоспособности клиентов, в том числе на примере деятельности коммерческого банка «Пятигорск», и на этой основе – выработка рекомендаций по совершенствованию этого процесса. Для достижения поставленных целей необходимо решить следующие задачи:

  • дать определение кредитной политики банка,
  • дать определение  кредитоспособности и кредитного риска,
  • определить информационную базу анализа,
  • проанализировать и сравнить кредитную политику ЗАО КБ «Пятигорск» с  кредитной политикой ОАО «Ставропольпромстройбанк»,
  • проанализировать методику оценки кредитоспособности клиента на примере ООО «Стройтехцентр»,
  • рассмотреть тенденцию изменения финансового состояния банка,
  • определить эффективность методики оценки кредитоспособности клиента банка.

При написании  работы использовалась экономическая  литература отечественных и зарубежных авторов, раскрывающая принципы и методику исследования кредитоспособности заемщиков  кредитных учреждений США, Франции  и России,  финансовая отчетность ООО «Стройтехцентр», которое функционирует в соответствии с уставом и другими учредительными документами, финансовая отчетность ЗАО КБ «Пятигорск». Много информации на данную тему представлено в периодических изданиях, таких как Банковское дело,  Деньги и кредит, Аудит и финансовый анализ, Банковский журнал, Коммерсант, Экономика и жизнь. Кроме того, основу дипломной работы составили законы, инструкции и другие правовые акты, а также внутренние положения и инструкции коммерческого банка.

Для наглядности  в дипломной работе отражены диаграммы, графики и таблицы.

Практическая значимость дипломной работы заключается в выводах, которые помогут коммерческим банкам улучшить свою методику определения кредитоспособности клиента, а, следовательно, и повысить свои финансовые показатели.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ  АСПЕКТЫ ОЦЕНКИ КРЕДИТОСПОСОБНОСТИ ЗАЕМЩИКА

1.1. Кредитная политика как основной инструмент достижения стратегических целей коммерческого банка

 

Кредитная политика коммерческого  банка представляет собой систему  денежно-кредитных мероприятий, проводимых банком для достижения определенных финансовых результатов, и является одним из элементов банковской политики.1

На первом этапе реализации кредитной политики происходит оценка макроэкономической ситуации в стране в целом, региона работы потенциальных заемщиков в частности, анализа отраслевой динамики выбранных направлений кредитования, проверке готовности персонала банка к работе с различными категориями ссудополучателей, принятие ряда внутрибанковских нормативных документов. Проводимая работа происходит вне поля деятельности непосредственного кредитного подразделения и относится больше к работе аналитических и маркетинговых служб банка, но присутствие этих необходимых, элементов анализа делают процесс кредитования осмысленным и подготовленным.2

Исходя  из проведенных исследований руководство  банка  принимает меморандум кредитной политики на конкретный период (обычно 1 год). В этом документе излагаются:

  1. Основные направления кредитной работы банка на предстоящий период, конкретные показатели кредитной деятельности (нормативы и лимиты), обеспечивающие необходимый уровень рентабельности и защищенности от кредитных рисков, например:
    • соотношения кредитов и депозитов;
    • соотношения собственного капитала и активов;
    • лимиты сегментов портфеля активов банка в целом;
    • лимиты сегментов кредитного портфеля (лимиты на кредитование предприятий одной отрасли, одной формы собственности, одного вида кредитования и т.д.). Обычно размер лимита включает не более 25 %  от величины общего кредитного портфеля. Увеличение определенного сегмента сверх лимита возможно при наличии способов защиты от этого повышенного кредитного риска;
    • клиентские лимиты:

а) для  акционеров (пайщиков);

б) для  старых, с определенной историей взаимоотношений, клиентов;

в) для  новых клиентов;

г) для  неклиентов банка;

    • географические лимиты кредитования (требуются для банков, имеющих иногородние филиалы с разным уровнем подготовленности персонала к проведению качественной кредитной работы, а также для монобанков, но желающих проводить активные операции в определенных регионах);
    • требования по проведению работы с обеспечением (виды залогов, стандарты оформления,  маржа в оценке и т.д.);
    • требования по документальному оформлению и сопровождению кредитов;
    • планируемый уровень кредитной маржи и механизмы принятия решения об его изменении.
  1. Утверждается Положение о порядке выдачи кредитов, где отражается:
    • организация кредитного процесса;
    • перечень требуемых документов от заемщика  и стандарты подготовки проектов кредитных договоров;
    • правила проведения оценки обеспечения.3

Только  после принятия этих документов, регламентирующих кредитный процесс, можно говорить о внутренней готовности банка к  работе по кредитованию.

Кредитная политика коммерческого банка основывается на реальных экономических предпосылках и источниках кредитного потенциала. Для успешной ее реализации банку необходимо вести учет всех факторов, которые оказывают воздействие на реализацию потоков притока средств кредитного потенциала. В этой связи необходимо рассмотреть основные факторы, воздействующие на эффективность политики банка в части формирования средств кредитного потенциала.4

К основным формам повышения источников кредитного потенциала относятся:

  • повышение числа банковских клиентов;
  • увеличение средств существующих в банке участников и клиентов;
  • рост организационной сети банка;
  • объединение средств участников и клиентов банка по целевому назначению (например, создание общего фонда жилищного строительства).5

Анализируя  практику коммерческих банков США в  части соблюдения ликвидности, отмечено следующее: "При хорошей организации работы по привлечению ресурсов не имеет существенного значения количественное соотношение некоторых статей актива с привлеченными депозитами. Действительно, более низкое процентное соотношение среднесрочных и долгосрочных размещений средств по активу с привлеченными депозитами значит меньше, чем более высокое соотношение, если во втором случае обеспечивается стабильность депозитов из конкретных источников на базе давно установленных традиционных связей".6

Экономичность, эффективность использования и  ликвидность средств предприятий  и организаций непосредственно  отражаются на стабильности кредитного потенциала банка. В этой связи банк должен хорошо знать деятельность своих клиентов, систематически анализируя такие его показатели, как:

  • ликвидность баланса;
  • рентабельность использования средств, в частности оборачиваемость оборотных средств как реальный экономический критерий степени ликвидности средств;
  • планы производства и их соответствие условиям рыночной конъюнктуры товаров;
  • технический уровень предприятия и перспективы его развития;
  • удельный вес продукции, производимой на экспорт, и др.

Средства  населения должны занимать особое место  в банковской политике формирования средств кредитного потенциала. Основные факторы, которые воздействуют на приобретение сбережений населения, следующие:

Информация о работе Сравнительный анализ кредитной политики ЗАО КБ «Пятигорск» и ОАО «Ставропольпромстройбанка»