Современное состояние и перспективы развития банковской деятельности в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2014 в 03:44, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является исследование теоретических аспектов построения банковской системы, роли Банка России в современной банковской системе и анализ проблем и перспектив развития банковской системы России.
Цель исследования обусловила необходимость последовательного решения задач:
- определить роль банковской системы в национальной экономике, факторы, условия функционирования и развития банковской системы в РФ;
- изучить показатели оценки состояния банковской системы

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………..3
1. Теоретические аспекты исследования деятельности
коммерческих банков……………………………………………………..5
1.1 Банковская система: сущность, структура, цели……………………..5
1.2 Факторы и условия функционирования и развития
банковской системы в РФ…………………………………………….17
1.3 Показатели оценки состояния банковской системы………..23
2. Анализ современных процессов развития банковской системы в Российской Федерации……………………………………………………35
2.1 Общая характеристика современного состояния банковской
системы в России…………………………………………………..........35
2.2 Тенденции и факторы развития банковской системы в России……...43
2.3 Нормативно-правовые акты, регламентирующие
функционирование субъектов банковской деятельности в стране….51
3. Перспективы развития банковской системы в России……………….58
3.1 Стратегические направления развития банковской системы
в стране…………………………………………………………………...58
3.2 Основные направления государственной политики в сфере
регулирования банковской деятельности……………………………...63
Заключение……………………………………………………………………72
Список использованных источников……………………………………...75

Файлы: 1 файл

курсовой.docx

— 194.84 Кб (Скачать файл)

По мнению экспертов, потенциал развития рынков ссуд населению еще далеко не исчерпан. Так, на конец 2012 года соотношение задолженности физических лиц перед банковским сектором к годовым денежным доходам составило 23%, в то время как в еврозоне – 98.4%. Скорее всего, в среднесрочной перспективе этот показатель будет расти. Однако невысокие денежные доходы населения России и очень большие ставки по некоторым кредитным программам выступают существенным ограничителем для развития.

В 2013 году разогретый рынок потребительского кредитования ожидает ряд охлаждающих мер Центробанка РФ. Во-первых, будет увеличена норма резервирования на возможные потери по необеспеченным ссудам. Во- вторых, с 1 июля 2013 года будет введен ряд повышенных коэффициентов риска по ссудам, выданным по эффективной ставке свыше 25%. Данные изменения окажут дополнительную нагрузку на капитал банков, ориентированных на розничное кредитование, что не может не сказаться на динамике выдачи потребительских кредитов.

Корпоративное кредитование также не останется  без внимания финансового регулятора страны. С 1 июля 2013 года ЦБ РФ планирует начислять повышенные резервы по кредитам на инвестиционные проекты, которые не приносят банку прибыль. Это может немного снизить темпы роста кредитования долгосрочных инвестиций предприятий и строительного сектора.

По нашему мнению, в 2013 году, ввиду ограничительных мер Центробанка РФ, существенно замедлится прирост портфеля ссуд населению и вряд ли он будет значительно выше уровня 25%. При этом предприятия, скорее всего, неохотно будут начинать инвестиционные программы из-за глобальной нестабильности, что определит низкие темпы роста корпоративного кредитования. Поэтому годовой прирост кредитного портфеля по итогам 2013 года вряд ли будет выше 13-16%. В то же время резкое изменение объема межбанковского кредитования или изменение курса рубля могут сильно повлиять на динамику ссуд.

 

Таблица 9 – Прибыльность банков

 

2012

2011

2010

2009

2008

Рентабельность капитала

18.2%

17.6%

12.5%

4.9%

13.3%

Рентабельность активов

2.3%

2.4%

1.9%

0.7%

1.8%

Прибыль банков, млрд руб.

1012

848

573

205

409

Прибыль прибыльных банков, млрд руб.

1021

854

595

285

447


 

В 2012 году банки России установили новый рекорд по прибыли, заработав 1011,9 млрд руб. В то же время посткризисная тенденция роста прибыли начинает постепенно ослабевать. По итогам 2012 года прибыль увеличилась на 19.3% относительно итогов 2011 года, в то время как в 2011 году она выросла в полтора раза.

Показатели  же рентабельности продемонстрировали в 2012 году разнонаправленную динамику. Если рентабельность активов снизилась на 0,1 процентных пункта и по итогам 2012 года составила 2,3%, то рентабельность капитала подросла на 0,7 процентных пункта до 18,2%.

Это объясняется  тем, что капитал увеличивался медленнее  прибыли.

По мнению автора, в 2013 году прибыль банковского сектора России вырастет на 8-12%. Причинами более слабого роста по сравнению с 2012 годом станет снижение прибыли от операций в розничном секторе в связи с ужесточением регулирования ЦБ РФ. Кроме того, дабы не допустить снижения достаточности капитала ниже опасной черты, банки будут активно его наращивать, и это приведет к тому, что рост собственного капитала опередит аналогичный показатель по прибыли. В результате рентабельность

капитала снизится до 16-17%. То же самое произойдет и с рентабельностью активов, которая опустится до уровня 2-2.2%.

 

 

2.3 Нормативно-правовые  акты, регламентирующие функционирование  субъектов банковской деятельности  в стране

 

 

В начале 90-х гг. прошлого столетия банковская система, как и вся экономика  России, претерпела радикальные изменения. Вступление России на путь рыночных преобразований повлекло необходимость реформирования всех отечественных финансовых институтов, в первую очередь банковской сферы. Одним из ключевых аспектов проведения реформы стало создание новой  системы правового регулирования  экономических отношений в целом  и финансово-кредитных отношений  в частности.

Современная модель организации банковского  дела - это своего рода дуальная структура, представляющая, с одной стороны, интересы всего общества, с другой - частные интересы коммерческих банков и их клиентов. Соотношение между  этими интересами зависит от многих факторов, прежде всего от особенностей этапа и характера развития общества. Это вполне закономерно, поскольку  каждой конкретной экономической обстановке соответствует свое сочетание административных и рыночных форм экономического устройства18.

Вместе  с тем нельзя недооценивать влияние  политических факторов, определяющих соотношение частного и публичного интересов во всех сферах общественной жизни. Смена политических приоритетов  всегда влечет изменения в социально-экономической  сфере, наполняя понятия «частный» и «публичный» разным содержанием.

В советскую  эпоху частный интерес был  полностью подчинен государству, в  котором человек рассматривался как средство достижения государственных  целей. Публичный интерес был  представлен исключительно государственными интересами, которые выражали потребности  не каждого члена общества, а узкой  части общества, представленной «партийной верхушкой», видевшей единственно правильный путь развития в жестких методах управления при абсолютном огосударствлении собственности.

Отказ от тоталитарной модели управления финансами  порождает принципиально иные потребности  и предъявляет новые требования к структуре и функционированию финансово-кредитной системы страны. В процессе построения гражданского общества в России был признан  приоритет интересов личности, ее прав и свобод, в том числе право  частной собственности и свободы  предпринимательства. В этих условиях роль государства состоит в обеспечении  стабильного экономически и социально  приемлемого режима эффективного функционирования банковской системы, в осуществлении  координации функционирования предпринимательских  структур в сфере банковской деятельности. В силу указанных факторов публичный  интерес в банковском праве выражается в том, чтобы, с одной стороны, минимизировать негативные проявления системы рыночного механизма  в банковской сфере, с другой - сохранить  те позитивные стороны, без которых  невозможно обеспечить максимально  эффективное функционирование банковской системы.

Таким образом, новое банковское законодательство должно было внести кардинальные изменения  не только в элементный состав банковской системы, но и в принципы построения и управления этой системой.

Появление в России собственного банковского  законодательства связано с принятием  Верховным Советом РСФСР 2 декабря  1990 г. двух Законов - № 395-1 «О банках и банковской деятельности в РСФСР» и № 394-1 "О Центральном банке РСФСР (Банке России)".

По мере совершенствования банковской системы  и банковского законодательства в указанные Законы было внесено  множество изменений и дополнений. Несмотря на это, банковские Законы 1990 г. создали «правовой плацдарм для бурного роста коммерческих банков», построения в России банковской системы рыночного типа.

Итак, в  это время в РСФСР был создан независимый от распорядительных и  исполнительных органов государственной  власти Центральный банк.

Следует заметить, что вопрос о статусе  и функциях Банка России всегда являлся  предметом серьезных споров и  противоречий. Получившее распространение  в конце 90-х гг. мнение, что Банк России должен входить в систему  органов либо исполнительной, либо законодательной власти, представляется несостоятельным. Самым опасным  последствием изменения статуса  Центрального банка РФ могла бы стать  его фактическая зависимость  не от закона, а от какого-либо ведомства, которое осуществляло бы регулирование  деятельности банковской системы исходя из своего сугубо политического видения. В таких условиях Банк России не имел бы возможности оперативно и  вне зависимости от сиюминутной  политической или какой-то иной (кроме  экономической) конъюнктуры реагировать  на различные сигналы финансового  рынка как одного из важнейших  сегментов экономики.

Учитывая  эти факторы, принятый в 2002 г. Федеральный закон от 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» подтвердил независимый характер деятельности Банка России.

Согласно ст. 1 Федерального закона от 2 декабря 1990 г. «О банках и банковской деятельности» банки образуются на основе любой формы собственности, в том числе с привлечением иностранного капитала. На законодательном уровне был закреплен принцип независимости банков от органов государственной власти и управления при принятии ими решений, связанных с проведением банковских операций. Данный Закон четко определил сферу деятельности кредитных организаций, в пределах которой они имеют право самостоятельно принимать управленческие решения по вопросам, отнесенным к их ведению. Кредитные организации вправе добровольно объединяться в союзы и ассоциации, имеющие некоммерческий характер, для решения задач, стоящих перед банковским сообществом, а также добровольно образовывать группы кредитных организаций, холдинги и другие объединения коммерческого характера с целью совместной деятельности. В условиях формирования рыночной экономики строгое соблюдение этих норм, обеспечивающих банкам как юридическим лицам реальную независимость, становится необходимым условием их нормальной работы19.

Таким образом, происходило возрождение частного интереса как основного побудительного мотива развития банковского дела в  стране.

Однако  свободное функционирование субъектов  цивилизованного рынка банковских услуг всегда ограничено рамками, устанавливаемыми государством посредством законодательного регулирования. Как было отмечено видным английским социологом, «…общество, основанное на рыночных отношениях и предполагающее значительную свободу выбора, немыслимо без правовой системы, без власти закона». Для нормального функционирования банковской системы субъекты банковской деятельности должны быть защищены законодательно. Причем речь идет не только о защите частных интересов непосредственных участников кредитно-денежных отношений, кредитных организаций и их клиентов, но и о защите интересов публичного порядка, связанных с интересами всех членов общества.

В настоящее  время регулирование банковской деятельности - сфера банковского  законодательства, в структуре которого принято выделять общие и специальные законы, а также нормативные акты Банка России. Основой банковского законодательства являются так называемые специальные банковские Законы - Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (далее - Закон о Банке России, Закон о Центральном банке) и Федеральный закон «О банках и банковской деятельности» (далее - Закон о банках), целью которых является установление основных принципов организации и функционирования банков и банковской системы в целом, а также совершение различного рода операций, являющихся формой реализации банковских функций.

Закон о банках закрепляет двухуровневую модель построения российской банковской системы, первый уровень которой занимает Центральный банк Российской Федерации, второй - кредитные организации, а также филиалы и представительства иностранных банков. Действующими Законами, регулирующими банковскую деятельность, предусмотрены особенности функционирования кредитных организаций как юридических лиц, обладающих специальной правоспособностью. Наличие этих особенностей подчеркнуто и в корпоративном законодательстве (см. ст. 1 Федерального закона от 8 февраля 1998 г. N 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью», ст. 1 Федерального закона от 26 декабря 1995 г. «Об акционерных обществах»).

В систему  банковского законодательства входит также Федеральный закон от 25 февраля 1999 г. N 40-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций», в котором впервые в законодательной практике определены особенности финансового оздоровления коммерческих банков. Для банковской системы это одна из важнейших проблем. Поскольку в условиях рыночной экономики банковская система становится жизненно важным общественным институтом, то любая неудача, пусть даже одного банка, снижает доверие ко всей этой системе, способствует оттоку средств из банков и, как следствие, может привести к разрушению денежно-кредитной системы страны. В этом, прежде всего, сказалась специфика правовой природы кредитных организаций.

Особо следует  отметить Федеральные законы от 7 августа  2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», от 23 декабря 2003 г. № 177-ФЗ «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации» и от 30 декабря 2004 г. №218-ФЗ «О кредитных историях». Принятие указанных законодательных актов является частью реализуемой государством и банковским сообществом программы в целях поддержания политической, экономической и социальной стабильности общества, внутренней устойчивости банковского сектора, укрепления доверия к банковской системе.

Кредитные организации, как любые коммерческие организации, - частноправовой институт, чья деятельность является предметом  регулирования гражданского законодательства, несомненный приоритет в структуре  которого принадлежит Гражданскому кодексу Российской Федерации (далее - ГК РФ). ГК РФ определяет общие правила создания и функционирования юридических лиц, их виды и правовое положение, а также отсылает к Федеральным законам « и «Об обществах с ограниченной ответственностью", закрепляющим организационно-правовые формы, наиболее адекватные для банков. Кроме того, ГК РФ содержит нормы о праве собственности, регулирует обязательственные и иные правоотношения гражданско-правового характера, устанавливает особенности правового регулирования отдельных видов обязательств, имеющих непосредственное отношение к банковской деятельности. В науке подчеркивается, что отношения кредитной организации и ее клиента имеют в своей основе гражданско-правовую природу, что исключает какую-либо подчиненность или подконтрольность одной из сторон гражданского правоотношения перед другой. Подробная регламентация этих отношений в российском законодательстве закреплена впервые.

Информация о работе Современное состояние и перспективы развития банковской деятельности в России