Совершенствование организации потребительского кредитования на примере ОАО АКБ «Связь-Банк

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2013 в 22:17, дипломная работа

Описание работы

Стремительный рост рынка потребительского кредитования - одна из наиболее значимых тенденций развития банковского сектора до второй половины 2008 года. Потребительский кредит получил такое широкое распространение в первую очередь потому, что посредством использования данной технологии финансирования покупок резко расширяется емкость рынка по целому спектру потребительских товаров и недвижимости. По существу, целые фрагменты потребительского рынка функционируют лишь благодаря использованию различных схем потребительского кредитования.

Содержание работы

Введение

1. Теоретические аспекты потребительского кредитования

1.1 Коммерческий банк как посредник в предоставлении потребительского кредита

1.2 Сущность и принципы потребительского кредита

1.3 Этапы развития потребительского кредитования

1.4 Плюсы и минусы потребительского кредитования как одного из перспективных направлений банковского розничного бизнеса

1.5 Нормативное регулирование потребительского кредитования в России

1.6 Организация процесса кредитования физических лиц

2. Анализ системы потребительского кредитования в ОАО АКБ «Связь-Банк»

2.1 Характеристика банка

2.2 Анализ основных финансово-экономических показателей развития Банка

2.3 Анализ состава и структуры потребительского кредитного портфеля ОАО АКБ «Связь-Банк»

2.4 Характеристика основных видов потребительских кредитов в ОАО АКБ «Связь-Банк»

3. Проблемы и пути совершенствования потребительского кредитования 47

3.1 Сравнительный анализ условий кредитования в докризисный и послекризисный период

3.2 Анализ задолженности по потребительским кредитам

3.3 Рекомендации по совершенствованию деятельности банка на рынке потребительского кредитования

Заключение

Список литературы

Файлы: 1 файл

Совершенствование организации потребительского кредитования на примере ОАО АКБ.docx

— 90.25 Кб (Скачать файл)

Совершенствование организации  потребительского кредитования на примере  ОАО АКБ «Связь-Банк»

 

 Содержание

 

Введение

 

1. Теоретические аспекты  потребительского кредитования

 

1.1 Коммерческий банк как  посредник в предоставлении потребительского  кредита

 

1.2 Сущность и принципы  потребительского кредита

 

1.3 Этапы развития потребительского  кредитования

 

1.4 Плюсы и минусы потребительского  кредитования как одного из  перспективных направлений банковского  розничного бизнеса

 

1.5 Нормативное регулирование  потребительского кредитования  в России

 

1.6 Организация процесса  кредитования физических лиц

 

2. Анализ системы потребительского  кредитования в ОАО АКБ «Связь-Банк»

 

2.1 Характеристика банка

 

2.2 Анализ основных финансово-экономических  показателей развития Банка

 

2.3 Анализ состава и  структуры потребительского кредитного  портфеля ОАО АКБ «Связь-Банк»

 

2.4 Характеристика основных  видов потребительских кредитов  в ОАО АКБ «Связь-Банк»

 

3. Проблемы и пути совершенствования  потребительского кредитования 47

 

3.1 Сравнительный анализ  условий кредитования в докризисный  и послекризисный период

 

3.2 Анализ задолженности  по потребительским кредитам

 

3.3 Рекомендации по совершенствованию  деятельности банка на рынке  потребительского кредитования

 

Заключение

 

Список литературы

 

Приложения

 

 Введение

 

Стремительный рост рынка  потребительского кредитования - одна из наиболее значимых тенденций развития банковского сектора до второй половины 2008 года. Потребительский кредит получил  такое широкое распространение  в первую очередь потому, что посредством  использования данной технологии финансирования покупок резко расширяется емкость  рынка по целому спектру потребительских  товаров и недвижимости. По существу, целые фрагменты потребительского рынка функционируют лишь благодаря  использованию различных схем потребительского кредитования.

 

Нарастание в банковской системе «плохих долгов» в 2008-2009 гг. в результате снижения курсов, капитализации  и роста неплатежей по кредитам, сопровождалось игнорированием закономерностей  в экономике. Итогом этого явилось  сокращение спроса со всеми негативными  последствиями. Если учесть сокращение заработной платы и жалованья  за первые 4,5 месяца кризиса (с октября 2008 г. по середину февраля 2009 г.) на 12%, то потребительский спрос уменьшился на 10,5% (6,4% ВВП) [1].

 

В I квартале 2009 г. существенно  увеличилась просроченная задолженность  предприятий банкам в связи с  сокращением спроса. Как следствие, снизились объемы производимой и  реализуемой продукции и возрос невозврат кредитов - доля «плохих» долгов в банковских активах. Волна неплатежей продолжает оказывать влияние на банки, в том числе в области потребительского кредитования.

 

В связи с этим изучение организации кредитного процесса и  анализ потребительского кредитного портфеля является актуальным. Поиск оптимальных  форм кредитования физических лиц, должен осуществляться как специалистами  банков, так и учеными. Новые формы  кредитов, улучшения в организации  процесса кредитования должны стимулировать  вовлечение в процесс потребительского кредита все большее число  потребителей, сделать кредит доступным  средством благосостояния каждой

 

Цель работы -- анализ деятельности банка на рынке потребительского кредитования, выявление проблем в организации кредитного процесса и определение направлений дальнейшего развития.

 

Для достижения поставленной цели в работе ставятся следующие  задачи:

 

ѕ выяснить роль и значение потребительского кредитования для деятельности банка и развития экономики страны;

 

ѕ проанализировать основные показатели финансово-экономической деятельности банка;

 

ѕ проанализировать состав и структуры потребительского портфеля в динамике;

 

ѕ изучить кредитный процесс и функции участников в процессе кредитования

 

ѕ выявить проблемы в организации процесса кредитования;

 

ѕ провести анализ кредитной задолженности и выявить причины роста проблемных кредитов;

 

ѕ разработать рекомендации по совершенствованию организации потребительского кредитования;

 

Объектом исследования является деятельность ОАО АКБ «Связь-Банк»  на рынке потребительского кредитования

 

Предметом исследования в  данной работе является система потребительского кредитования в ОАО АКБ «Связь-Банк».

 

Теоретическую и методологическую основу исследования составляют труды  следующих российских ученых, описывающих  теорию и практику потребительского кредитования в России: Спрыскова Д., Ходжаева И., Черкашенко В., Шаламова Г., Строева А., Наумова М. и др. В отечественной научной литературе внимание к данной теме довольно большое, особенно в последние годы. Однако публикации, посвященные проблемам развития потребительского кредитования, ограничиваются главным образом журнальными статьями, имеющими, в основном, не аналитический, а обзорно-журнальный характер. Имеются отдельные диссертационные работы, посвященные конкретным аспектам заявленной темы.

 

Информационную базу исследования составляют нормативные документы  и отчетность, представленная в Бюллетене  банковской статистики Центрального Банка  Российской Федерации, а также материал, содержащийся в годовых отчетах  ОАО АКБ «Связь-Банк» 

 

В процессе исследования применялись  следующие методы: группировка данных для проведения анализа, сравнение  статистических данных, аналогия и  др.

 

По структуре работа состоит  из введения, основой части, состоящей  из трех структурированных разделов, заключения, списка использованных источников и приложений.

 

1. Теоретические аспекты  потребительского кредитования

 

1.1 Коммерческий банк как  посредник в предоставлении потребительского  кредита

 

Потребительский кредит - это  продажа торговыми предприятиями  потребительских товаров с отсрочкой  платежа или предоставление банками  ссуд на покупку потребительских  товаров, а также на оплату различного рода расходов личного характера [2]. Потребительский кредит можно использовать как угодно, например, для приобретения машины или бытовой техники, туристической поездки и т.д. В любом случае никакого отчета в Банк о том, как потрачены средства, предоставлять не надо. При этом потребительские кредиты выдают подавляющее большинство российских банков, работающих с физическими лицами. Для получения потребительского кредита клиенту не нужно закладывать в банке имущество, оформлять страховку, обращаться в лизинговую компанию или предоставлять гарантии со стороны третьих лиц. Ему необходимо лишь прийти в банк со справкой от работодателя о доходах за какой-то промежуток времени (как правило, это 6 месяцев).

 

В современной России потребительский  кредит становится все более удобным  и востребованным. Условия получения  улучшаются, суммы кредитов увеличиваются, а проценты становятся меньше. В  первую очередь эта тенденция  обусловлена легкостью в получении  данного вида кредита и относительно небольшими процентами по нему.

 

С одной стороны, потребительские  кредиты имеют ряд преимуществ: возможность получить те вещи, которых  без использования кредита пришлось бы очень долго ждать или которые  были бы просто не доступны, кредит позволяет  оплачивать непредвиденные срочные  расходы (ремонт автомобиля, квартиры, оплата отпуска), осуществление платежа  между банком и какой либо организацией или единовременное предоставление средств клиенту намного безопаснее.

 

При выдаче кредита банки, во-первых, обращают внимание на то, сколько  времени заемщик работает на последнем  месте. Желательно, чтобы этот срок был не менее 3-6 месяцев. Некоторые  банки ставят условие, чтобы общий  трудовой стаж клиента был не менее  трех лет. Потенциальный заемщик  должен иметь прописку или регистрацию  в том городе, где он намерен  взять кредит, а также стационарный телефон у себя в квартире. К  тому же, помимо стандартных условий, у каждого банка могут оказаться  свои специфические требования. Но, пожалуй, самым большим недостатком потребительских кредитов является неподготовленность населения к тому, что так легко доставшиеся вещи или услуги потом придется длительное время оплачивать, и неумение рассчитать приемлемый для выплат уровень займов (что обусловлено, как низкой финансовой культурой большинства россиян, так и нестабильностью экономической ситуации), что в перспективе грозит серьезными проблемами не только плательщикам кредитов, но и банкам предоставляющим данный вид кредитования.

 

Объектом потребительского кредита могут быть и товары, и  деньги. Товарами, продаваемыми в кредит, как и оплачиваемыми за счёт банковских ссуд, являются предметы потребления  длительного пользования. Субъектами кредита, с одной стороны, выступают  кредиторы, в данном случае - это  коммерческие банки, специальные учреждения потребительского кредита, магазины, сберкассы  и другие предприятия, а с другой стороны - заемщики - люди. Во Франции  около 1/4 всего потребительского кредита  предоставляется банками и 3/4 - специализированными  кредитными учреждениями. Но поскольку  последние получают необходимые  им средства в большей мере за счёт банковских ссуд, то фактически 9/10 всей суммы потребительского кредита  предоставляется банками. Погашается потребительский кредит в разовом порядке или с расчётного платежа [3].

 

1.2 Сущность и принципы  потребительского кредитования

 

Возможность возникновения  и развития кредита связаны с  кругооборотом и оборотом капитала. В процессе движения основного и  оборотного капитала происходит высвобождение  ресурсов. Средства труда используются в процессе производства длительное время, их стоимость переноситься на стоимость готовой продукции  частями. Постепенное восстановление стоимости основного капитала в  денежной форме приводит к тому, что высвобождающиеся денежные средства оседают на счетах предприятий. Вместе с тем на другом полюсе возникает  потребность в замене изношенных средств труда и достаточно крупных единовременных затратах. Аналогичные по своему характеру процессы происходят и в движении оборотного капитала. Более того, здесь колебания в кругообороте и обороте проявляют себя более разнообразно. Так, в силу сезонности производства, неравномерных поставок и другого происходит несовпадение времени создания и обращения продукции. У одних субъектов появляется временный избыток средств, у других их недостаток. Это создаёт возможность возникновения кредитных отношений, то есть кредит разрешает относительное противоречие между временным оседанием средств и необходимостью, их использования в хозяйстве.

 

Кредитные отношения в  экономике базируются на определенной методологической основе, одним из элементов которой выступают  принципы, строго соблюдаемые при  практической организации любой  операции на рынке ссудных капиталов [4].

 

К принципам потребительского кредитования относятся:

 

а) возвратность кредита. Этот принцип выражает необходимость  своевременного возврата полученных от кредитора финансовых ресурсов после  завершения их использования заемщиком. Он находит свое практическое выражение  в погашении конкретной ссуды  путем перечисления соответствующей  суммы денежных средств на счет предоставившей ее кредитной организации (или иного  кредитора), что обеспечивает возобновляемость кредитных ресурсов банка как необходимого условия продолжения его уставной деятельности;

 

б) срочность кредита, отражает необходимость его возврата не в  любое приемлемое для заемщика время, а в точно определенный срок, зафиксированный  в кредитном договоре или заменяющем его документе. Нарушение указанного условия является для кредитора  достаточным основанием для применения к заемщику экономических санкций  в форме увеличения взимаемого процента, а при дальнейшей отсрочке предъявления финансовых требований в судебном порядке. Частичным исключением из этого  правила являются так называемые онкольные ссуды, срок погашения которых в кредитном договоре изначально не определяется. Эти ссуды, достаточно распространенные в XIX веке и в начале XX веке, в современных условиях практически не применяются, прежде всего, из-за создаваемых ими сложностей в процессе кредитного планирования. Кроме того, договор об онкольном кредите, не определяя фиксированный срок его погашения, четко устанавливает время, имеющееся в распоряжении заемщика с момента получения им уведомления банка о возврате полученных ранее средств, что в какой-то степени обеспечивает соблюдение рассматриваемого принципа;

 

в) платность кредита выражает необходимость не только прямого  возврата заемщиком полученных от банка  кредитных ресурсов, но и оплаты права на их использование. Экономическая  сущность платы за кредит отражается в фактическом распределении  дополнительно полученной за счет его  использования прибыли между  заемщиком и кредитором. Практическое выражение рассматриваемый принцип  находит в процессе установления величины банковского процента, выполняющего три основные функции:

 

ѕ перераспределение части прибыли юридических и дохода физических лиц;

 

ѕ регулирование производства и обращения путем распределения ссудных капиталов на отраслевом, межотраслевом и международном уровнях;

 

ѕ антиинфляционную защиту денежных накоплений клиентов банка на кризисных этапах развития экономики.

 

Ставка (или норма) ссудного процента, определяемая как отношение  суммы годового дохода, полученного  на ссудный капитал, к сумме предоставленного кредита выступает в качестве цены кредитных ресурсов.

 

Подтверждая роль кредита  как одного из предлагаемых на специализированном рынке товаров, платность кредита  стимулирует заемщика к его наиболее продуктивному использованию[5].

 

Принципиально отличаясь  от традиционного механизма ценообразования  на другие виды товаров, определяющим элементом которого выступают общественно  необходимые затраты труда на их производство, цена кредита отражает общее соотношение спроса и предложения  на рынке ссудных капиталов и  зависит от целого ряда факторов, в  том числе чисто конъюнктурного характера [5]:

Информация о работе Совершенствование организации потребительского кредитования на примере ОАО АКБ «Связь-Банк