Совершенствование механизма потребительского кредитования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2012 в 22:49, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является разработка практических рекомендаций по формированию и совершенствованию системы управления потребительским кредитованием в коммерческом банке.
Для реализации указанной цели я поставила и следующие задачи:
провести анализ развития потребительского кредитования в коммерческом банке;
проанализировать методические подходы к исследованию проблем управления потребительским кредитованием в коммерческом банке;
разработать рекомендации по совершенствованию управления потребительским кредитованием в коммерческом банке.

Содержание работы

Введение …………………………………………………………………………..3
Глава 1. Потребительское кредитование как одно из основных направлений деятельности универсального коммерческого банка
§1. Сущность потребительского кредитования…………………………………5
§2. Место и роль потребительского кредитования в деятельности универсального коммерческого банка…………………………………………..9
§3. Нормативно-правовая база осуществления потребительского кредитования в коммерческих банках………………………………………….12
Глава 2. Анализ деятельности ОАО «АК БАРС» Банк
§1. Экономическая характеристика деятельности ОАО « АК БАРС» Банка..16
§2. Сравнительный анализ программ потребительского кредитования различных банков с ОАО «АК БАРС» Банк…………………………………...20
§3. Основные проблемы банковского кредитования физических лиц в «АК БАРС» Банке……………………………………………………………………..24
Глава 3. Основные направления и пути совершенствования механизма кредитования физических лиц в «АК БАРС» Банке…………………………..29
Выводы и предложения…………………………………………………………33
Список основных использованных источников и литературы………………35

Файлы: 1 файл

Введение.docx

— 82.96 Кб (Скачать файл)

Оглавление

Введение …………………………………………………………………………..3

Глава 1. Потребительское кредитование как одно из основных направлений деятельности универсального коммерческого банка

§1. Сущность потребительского кредитования…………………………………5

§2. Место и роль потребительского кредитования в деятельности универсального коммерческого банка…………………………………………..9

§3. Нормативно-правовая база осуществления потребительского кредитования в коммерческих банках………………………………………….12

Глава 2. Анализ деятельности ОАО «АК БАРС» Банк

§1. Экономическая характеристика деятельности ОАО « АК БАРС» Банка..16

§2. Сравнительный анализ программ потребительского кредитования различных банков с ОАО «АК БАРС» Банк…………………………………...20

§3. Основные проблемы банковского кредитования физических лиц в «АК БАРС» Банке……………………………………………………………………..24

Глава 3. Основные направления  и пути совершенствования механизма  кредитования физических лиц в «АК  БАРС» Банке…………………………..29

Выводы и предложения…………………………………………………………33

Список основных использованных источников и литературы………………35

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Потребительское кредитование, являясь  традиционной банковской услугой, приобретает  все большее значение для удовлетворения экономических, социальных и культурных потребностей населения. Для российской экономики потребительское кредитование, после более чем десятилетнего периода ограниченного использования, становится все более широко востребованной банковской услугой. Это изменение обеспечено как внутренними факторами экономического развития: стабилизацией экономической и политической ситуации в стране, снижением темпов инфляции, ростом реальных доходов населения, высокой конкуренцией в сегменте корпоративного банковского бизнеса, уменьшением доходности традиционных банковских услуг, так и агрессивной политикой на российском рынке потребительских кредитов коммерческих банков, таких как «Сити-банк», «Райффайзенбанк», «ДельтаКредит», что привело, в свою очередь, к активизации деятельности российских банков на этом сегменте банковского рынка услуг.

Вместе с тем, многие проблемы, определяющие уровень развития потребительского кредитования, не решены: объемы потребительского кредитования остаются относительно небольшими, программы потребительского кредитования являются однообразными по условиям, процентные ставки по потребительским  кредитам продолжают быть для заемщиков  высокими, эффективность потребительского кредитования для коммерческого  банка характеризуется как недостаточная.

Все это определяет необходимость  реализации системного подхода при  определении путей совершенствования  управления потребительским кредитованием  в коммерческом банке и актуальность темы моей курсовой работы.

 Основные характеристики потребительского кредитования как сферы банковской деятельности в условиях рыночной экономики достаточно широко и подробно описаны в научной и учебной литературе зарубежными авторами Дж. Синки, мл., П. Роузом, Р. Гросианом, Дж. Вулфулом, а также отечественными учеными и специалистами: Г.Н. Белоглазовой, B.C. Захаровым, О.И. Лаврушиным, Л.П. Кроливецкой, Г.С. Пановой, М.Ю. Погорельским, Н.А. Савинской, А.Г. Саркисянцем, А.Н. Ужеговым и др.

Целью курсовой работы является разработка практических рекомендаций по формированию и совершенствованию системы управления потребительским кредитованием в коммерческом банке.

Для реализации указанной цели я поставила и следующие задачи:

    • провести анализ развития потребительского кредитования в коммерческом банке;
    • проанализировать методические подходы к исследованию проблем управления потребительским кредитованием в коммерческом банке;
    • разработать рекомендации по совершенствованию управления потребительским кредитованием в коммерческом банке.

Предмет исследования – совокупность экономических отношений, формирующихся  между коммерческим банком и физическим лицом, выступающим в роли заемщика, в ходе кредитования расходов на потребление  различных благ.

Объект исследования – деятельность коммерческих банков как финансовых институтов, организующих потребительское  кредитование, и физических лиц, осуществляющих расходы на потребление.

  Теоретическую и методологическую основу курсовой работы составили труды зарубежных и отечественных специалистов по теории кредита, банковского и стратегического менеджмента, эффективности. Для решения поставленных в работе задач применялись методы анализа и синтеза, индукции и дедукции, абстракции и обобщения.

Информационную базу составили  нормативно-правовые и инструктивные  материалы по проблемам регулирования  деятельности коммерческих банков, информационные и аналитические материалы Центрального банка РФ.

Глава 1. Потребительское  кредитование как одно из основных направлений деятельности универсального коммерческого банка

§1. Сущность потребительского кредитования

Потребительский кредит отражает экономические отношения между  кредитором и кредитополучателем по поводу кредитования конечного потребления. Он выдается населению для удовлетворения его потребительских нужд и отличается от кредитов, предоставляемых предприятиям для производственных целей, по составу  участников сделки, объектам, условия  предоставления, размеру процента и  др.

 Кредит ускоряет получение  населением определенных благ (товаров,  услуг), которые оно могло бы  иметь только в будущем –  при условии накопления суммы  денежных средств, необходимой  для покупки данных товарно - материальных ценностей или услуг, строительства и др. Выдача потребительского кредита населению, с одной стороны, увеличивает его текущий платежеспособный спрос, повышает жизненный уровень, с другой- ускоряет реализацию товарных запасов, услуг, способствует  увеличению капитала производителей товаров.

Рассрочка погашения кредита  позволяет населению постепенно накапливать деньги для платежа. В процессе погашения потребительских  кредитов у населения сокращается  на соответствующую сумму платежеспособный спрос, что необходимо учитывать  при определении объема  и структуры  товарооборота, платных услуг, динамики доходов и расходов населения, денежной массы в обращении.

Таким образом, размер кредитов тесно взаимосвязан с формированием  покупательного фонда населения  и должен соответствовать объему и структуре товарного фонда  и услуг.

Субъектами кредитных  отношений являются кредитополучатели- физические лица и кредиторы-банки, внебанковские кредитные организации, предприятия и организации. Между банком и населением может существовать посредник, например торговая организация.

Потребительский кредит важен  для кредитора, потому что:

  1. Повышает его имидж в решении социальных проблем общества;
  2. Имеет относительно небольшой кредитный риск благодаря широкому диапазону кредитополучателей, не слишком крупным для кредитора суммам и четко определенному залогу возврата ссуд;
  3. Заключение кредитных договоров часто служит предпосылкой для использования кредитополучателем и других услуг, особенно банковских;

Основными объектами кредитования являются затраты населения, связанные  с удовлетворением потребностей текущего характера, а также затраты  капительного (инвестиционного) характера  на строительство и поддержание  недвижимого имущества.

При выдаче потребительских  кредитов между кредитополучателем и кредитором заключается договор (соглашение), в котором четко  определяются все условия: объект кредита, его сумма, срок, процент, гарантии погашения, ответственность сторон и другое (по усмотрению сторон).

В качестве гарантии возврата кредита кредитополучателем могут  выступать: заработная плата и другие доходы; залог имущества, включая  приобретенное за счет кредита; страховые  полисы; заклад сберегательного вклада; гарантия, поручительство третьих лиц; совместное обязательство супругов.

Потребительское кредитование осуществляется при строгом соблюдении принципов кредитования, которые  представляют собой требования к  организации кредитного процесса.

К принципам кредитования относятся:

    • возвратность и срочность кредитования. Возвратность является той особенностью, которая отличает кредит как экономическую категорию от других экономических категорий товарно - денежных отношений. Без возвратности кредит не может существовать, поэтому возвратность является неотъемлемой частью кредита.

Возвратность  срочность  кредитования обусловлены тем, что  банки мобилизуют для кредитования временно свободные денежные средства предприятий, учреждений и населения. Эти средства не принадлежат банкам, и, в конечном итоге, они придя в банк с различных сегментов рынка, в них и уходят (потребительское, коммерческое кредитование и т.д.).

Главная особенность этих средств состоит в том, что  они подлежат возврату владельцам, вложившим их в банк на условиях срочных депозитов. Поэтому «золотое»  банковское правило гласит, что величина и сроки финансовых требований банка  должны соответствовать размерам и  срокам его обязательств. Нарушение  этого основополагающего принципа и приводит к банкротству банка.

Срочность кредитования представляет собой необходимую форму достижения возвратности кредита. Принцип срочности  означает, что кредит должен быть не просто возвращен, а возвращен в строго определенный срок.

    • дифференцированность кредитования означает, что коммерческие банки не должны однозначно подходить к вопросу о выдаче кредита своим клиентам, претендующим на его получение. Ссуда должна предоставляться только потенциальным заемщикам, которые в состоянии его своевременно вернуть. Степень кредитоспособности клиента является показателем индивидуального или частного кредитного риска для банка, связанного с конкретным клиентом, конкретной ссудой, выданной клиенту.
    • принцип обеспеченности выражает необходимость обеспечения защиты имущественных интересов кредитора при возможном нарушении заемщиком принятых на себя обязательств и находит практическое выражение в установленных законодательством способах обеспечения исполнения обязательств, таких, как неустойка, залог, удержание, поручительство, банковская гарантия, задаток.
    • принцип платности банковских ссуд означает, что абсолютное большинство кредитных сделок являются возмездными по своему характеру, т.е. предполагают не только передачу по истечении срока определенного эквивалента, но и уплату определенного вознаграждения кредитору в той или иной форме. Денежная форма этого вознаграждения получила название процента.
  • принцип целевого характера распространяется на большинство видов кредитных сделок. Он выражает необходимость целевого использования средств, полученных от кредитора. В банковской практике этот принцип фиксируется в качестве условия заключаемого кредитного договора, устанавливающего конкретную цель выдаваемого кредита.

В нашей стране в последние  годы активно развивается кредитование населения через торговые организации. Покупатели нередко приобретают  дорогостоящие товары (холодильники, стиральные машины, компьютеры и другие товары длительного пользования) с  рассрочкой платежа.

Прямое банковское кредитование выгодно отличается от косвенного простотой  организации кредитного процесса, что  позволяет выяснить экономическую  целесообразность выдачи ссуды, организовать действенный контроль за ее использованием и погашением. Однако к негативным факторам, связанным с прямым банковским кредитованием, обычно относят более высокий уровень риска, чем при косвенном банковском кредите. Косвенное банковское кредитование потребительских нужд населения позволяет банку сократить влияние рисков, поскольку ссуды, предоставляемые, например, юридическим лицам, позволяют с большей степенью достоверности определить кредитоспособность юридического лица, возможности погашения ссуды в срок и полностью, организовать действенный контроль, в том числе на стадии погашения ссуды.

С точки зрения клиента  важно также, что он получает ссуду  в момент возникновения потребности  в ней (в торговой организации  при покупки товаров длительного пользования, например, по кредитной карте), и для него нет необходимости обращаться в банк с просьбой о выдаче ссуд и т.д.

§ 2. Место и  роль потребительского кредитования в  деятельности универсального коммерческого  банка

Операции потребительского кредитования являются одними из самых  доходных статей банковского бизнеса. За счет этого источника может  формироваться значительная часть  чистой прибыли кредитной организации, отчисляемой в резервные фонды  и идущей на выплату дивидендов акционерам коммерческого банка.

Операции потребительского кредитования являются перспективными и привлекательными для коммерческих банков, а, значит, важным становится и  разработка комплекса мероприятий  по снижению уровня кредитного риска  и управлению им. Управление кредитным  риском основывается на выявлении причин невозможности или нежелания  заемщика выполнять свои обязательства  и определении методов снижения уровня риска. Целью управления кредитным риском является снижение вероятности неисполнения заемщиком своих обязательств по кредитному договору и минимизация финансовых потерь коммерческого банка в случае невозврата кредита.                               

Информация о работе Совершенствование механизма потребительского кредитования