Совершенствование денежной финансово-кредитной системы (ФКС) в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Сентября 2013 в 08:36, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы — рассмотреть понятие и сущность финансовой системы, проанализировать структуру финансовой системы и выявить направления совершенствования финансовой системы в России.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………...стр 3
1.Теоретические аспекты денежной ФКС………………………………………….стр 4
1.1 Сущность, цели и задачи ФКС ………………………………………………….стр 4
1.2 Инструменты финансовой политики в РФ…………………………………....стр 14
2.Характеристика и анализ современной ФКС……………………………………стр 23
2.1 Финансово-экономические характеристики ФКС……………………………стр 23
2.2 Финансовые механизмы в управлении финансами и источники финансирования ФКС…………………………………………………………………………………..стр 26
2.3 Перспективы развития финансово-денежной и кредитной системы в РФ….стр 33
Заключение………………………………………………………………..................стр 36
Список литературы……………………………………..…………………………...стр 38

Файлы: 1 файл

курсовая работа Деньги кредит,банки Людмила.docx

— 66.12 Кб (Скачать файл)

Эмиссия денег имеет три  функции:

  1. обеспечение экономики средствами обращения, платежа, накопления;
  2. покрытие в критической ситуации дефицита государственного бюджета;
  3. регулирование экономики – путем увеличения или уменьшения в различных пределах эмиссии денег государство может способствовать либо оживлению экономики, либо ограничению роста цен.

Основные инструменты  и методы денежно-кредитной политики ЦБ РФ:

  • процентные ставки по операциям ЦБ РФ;
  • нормативы обязательных резервов, депонируемых в ЦБ РФ (резервные требования);
  • операции на открытом рынке;
  • рефинансирование кредитных организаций;
  • валютные интервенции;
  • установление ориентиров роста денежной массы;
  • прямые количественные ограничения;
  • эмиссия облигаций от своего имени.

ЦБ РФ может устанавливать  одну или несколько процентных ставок по различным видам операций или  проводить процентную политику без  фиксации процентной ставки. Он использует процентную политику для воздействия  на рыночные процентные ставки.

При проведении учетной (дисконтной) и ломбардной (залоговой) политики ЦБ РФ выступает в роли кредитора  по отношению к коммерческим банкам. Средства предоставляются при условии  переучета векселей банков (дисконтная политика) или под залог их ценных бумаг (ломбардная политика). Такие  кредиты называются редисконтными, или ломбардными. Ставку по таким кредитам называют официальной учетной (дисконтной или ломбардной) ставкой.

По закону ЦБ РФ вправе манипулировать ставкой процента, по которой он выдает банкам кредиты. Возможность  установления «цены кредита» выступает  как метод влияния на кредитную  систему, как рычаг, регулирующий спрос  и предложение на рынке капиталов. Так, повышение учетной ставки (ее часто называют ставкой рефинансирования) вызывает сокращение объема заимствований  у ЦБ РФ и удорожание коммерческого  кредитования. Предложение денег  снижается. Понижение учетной ставки действует в обратном направлении.

Результативность рассматриваемого метода зависит от многих факторов, в первую очередь от финансового  состояния коммерческих банков, наличия  у них свободных ликвидных  ресурсов.

Именно это определяет частоту их обращений к ЦБ РФ за кредитами и величину испрашиваемых  средств. Однако роль учетной политики не ограничивается данной функцией. Если манипулирование учетной ставкой  не дает должного эффекта, то это еще  не означает, что применение метода потеряло смысл. Во-первых, учетная  политика, проводимые в ее рамках меры сказываются на эффекте других регулирующих воздействий ЦБ РФ на денежно-кредитную  сферу (операций на открытом рынке, эффекте  политики минимальных резервов). Во-вторых, учетная политика ЦБ РФ является для других хозяйствующих субъектов индикатором действий правительства в области денежно-кредитных отношений.

Если, например, учетная ставка устойчиво растет, то банки вправе предположить, что правительство  намерено свертывать деловую активность. И наоборот.

Учетная политика ЦБ РФ может  дополняться другими методами. Например, он вправе изменять состав ценных бумаг, которые используются в учетных  и ломбардных операциях. В качестве залога обычно используются высоколиквидные  и надежные государственные ценные бумаги.

Операции в сфере кредитных  отношений требуют определенного  страхования. Нередко банки, увлекаясь  кредитной экспансией, попадают в  тяжелую ситуацию. Крах одного неизбежно  сказывается на положении других из-за денежной взаимосвязанности внутри банковской системы. Это послужило  поводом к изданию законов  о защите интересов вкладчиков. Так  практически реализовалась идея о создании системы минимальных  резервов, т.е. определенных денежных сумм, которые коммерческим банкам предписывается держать на счетах ЦБ РФ. Эти резервы  хранятся в ЦБ РФ на бессрочных вкладах.

Нормы обязательных резервов устанавливаются в процентах  от объемов депозитов. Они различаются  по величине в зависимости от видов  вкладов (по срочным они ниже, чем  по вкладам до востребования) и в  зависимости от размеров банков (для мелких они обычно ниже, чем для крупных). Надо отметить, что в современных условиях обязательные резервы выполняют не только функцию страхования вкладов. Они служат для реализации контрольных и регулирующих функций ЦБ РФ, а также для межбанковских расчетов.

     Механизм действия политики минимальных резервов достаточно прост: ЦБ РФ, повышая величину обязательного резерва, сдерживает деловую активность коммерческих банков, понижая – стимулирует. Этот инструмент монетарной политики является наиболее мощным, но достаточно грубым, так как затрагивает основы всей банковской системы. Даже незначительное изменение нормы обязательных резервов способно вызвать значительные изменения в объеме банковских депозитов и кредита. Поэтому обычно этот метод используется в сочетании с другими нормами кредитного регулирования. Нормативы обязательных резервов не могут превышать 20% обязательств кредитной организации и могут быть дифференцированными для различных кредитных организаций. Они не могут быть единовременно изменены более чем на пять пунктов.

     В настоящее время основным инструментом денежно-кредитной политики становятся операции на открытом рынке ценных бумаг – купля-продажа ЦБ РФ казначейских векселей, государственных облигаций, прочих государственных ценных бумаг, облигаций ЦБ РФ, а также краткосрочные операции с указанными ценными бумагами с совершением позднее обратной сделки.

     Путем покупки или продажи казначейских обязательств ЦБ РФ может осуществлять либо вливание резервов в кредитную систему страны, либо изымать их оттуда. Такие операции обычно проводятся совместно с группой крупных банков и других финансово-кредитных учреждений. Схема их проведения следующая.

Если на денежном рынке  наблюдается излишек денежной массы, то ЦБ РФ ставит задачу по его ограничению  или ликвидации.

Для этого он начинает активно  предлагать государственные ценные бумаги банкам или населению, которые  покупают их через дилеров. Поскольку  предложение увеличивается, то рыночная цена бумаг падает, а процентные ставки по ним растут. Соответственно возрастает их привлекательность для  покупателей и начинается их активная скупка. Это приводит в конечном счете к сокращению банковских резервов. Последнее, в свою очередь, уменьшает предложение денег в пропорции, равной банковскому мультипликатору.

Если же ощущается недостаток денежных средств в обращении, то ЦБ РФ проводит обратную политику, направленную на расширение денежного предложения, а именно скупает государственные  ценные бумаги у банков и населения. Тем самым увеличивается спрос  на них, возрастает их рыночная цена, падает процентная ставка по ним. Это делает бумаги непривлекательными для владельцев; население и банки начинают их активно продавать. В конечном счете это приводит к увеличению банковских резервов и (с учетом мультипликационного эффекта) к увеличению денежного предложения.

Операции на открытом рынке  позволяют ЦБ РФ активно вмешиваться  в развитие кредитно-денежной сферы. Это выгодно отличает данный метод  от предыдущего, поскольку при проведении учетной политики роль ЦБ РФ относительно пассивна: решение о том, идти ли на учет своих векселей, получать ли кредит под залог своих ценных бумаг, принимают коммерческие банки. К тому же операции на открытом рынке  по своей природе вполне рыночный инструмент. ЦБ РФ, участвуя в торгах, является равноправным агентом рынка  – таким же, как и все другие его участники.

ЦБ РФ может устанавливать  ориентиры роста одного или нескольких показателей денежной массы, исходя из Основных направлений единой государственной  денежно-кредитной политики.

В ряде случаев ЦБ РФ использует в качестве инструмента денежно-кредитной  политики прямые количественные ограничения  – устанавливает лимиты на рефинансирование кредитных организаций и проведение кредитными организациями отдельных  банковских операций. Эти ограничения  ЦБ РФ вправе использовать только по отношению  ко всем кредитным организациям и  только в исключительных случаях  после консультаций с Правительством РФ.

Наконец, в целях реализации денежно-кредитной политики ЦБ РФ может  от своего имени осуществлять эмиссию  облигаций, размещаемых и обращаемых среди кредитных организаций. При  этом предельный размер общей номинальной  стоимости таких облигаций всех выпусков, не погашенных на дату принятия Советом директоров ЦБ РФ решения  об очередном выпуске облигаций, устанавливается как разница  между максимально возможной  суммой обязательных резервов кредитных  организаций и суммой обязательных резервов кредитных организаций, определенной исходя из действующего норматива обязательных резервов.

Важнейшим компонентом финансовой политики является инвестиционная политика, которая предполагает:

  1. повышение роли бюджета развития РФ как источника финансового обеспечения государственной инвестиционной политики;
  2. создание условий для организованного накопления и инвестирования сбережений населения;
  3. развитие ипотечного кредитования;
  4. привлечение прямых иностранных инвестиций.

Российская Федерация  придерживается следующих приоритетов  при проведении политики в области международных финансов:

  • интеграция в мировую финансовую систему;
  • усилия по признанию РФ страной с рыночной экономикой;
  • вступление в международные организации (в частности, во Всемирную торговую организацию);
  • урегулирование внешней задолженности РФ (прежде всего с участниками Парижского и Лондонского клубов кредиторов);
  • укрепление позиций РФ в Международном валютном фонде и Мировом банке реконструкции и развития;
  • повышение устойчивости курса рубля по отношению к иностранным валютам;
  • полномасштабное участие РФ в группе восьми ведущих стран мира.

 

2. Характеристика и анализ  современной ФКС

2.1 Финансово-экономические  характеристики ФКС

Государственная финансовая система России включает в себя 6 элеметов :

1) государственный бюджет;

2) местные бюджеты;

3) государственный кредит;

4) специальные внебюджетные фонды;

5) государственное страхование;

6) финансы государственных корпораций.

Ведущим звеном любой финансовой системы  выступает государственный бюджет. По своему материальному содержанию – это главный централизованный фонд денежных средств государства. Государственный бюджет является также главным средством перераспределения национального дохода . Через это звено перераспределяется до 40 %  национального дохода. Основными доходами государственного бюджета выступают налоги, составляющие от 70 до 90 % и более общей суммы его доходов.

В странах  с развитой рыночной экономикой за государственным бюджетом закрепляются главные налоги: налог на прибыль  корпораций, налог на добавленную  стоимость (НДС), акцизы, таможенные пошлины. Это во многом обусловлено тем, что  из государственного бюджета производятся основные расходы государства: на военные  цели; управление; правоохранительную деятельность; вмешательство в экономику; социальные расходы и субсидии. За счет средств государственного бюджета  осуществляется также выравнивание бюджетов разных уровней – предоставляются  субсидии и кредиты региональным и местным органам власти.

Второе  звено государственной финансовой системы – местные бюджеты. В унитарных государствах местные бюджеты не входят в государственный бюджет. В федеративных государствах местные бюджеты не входят в бюджеты членов федерации, а последние не включаются в федеральный бюджет.

За  местными бюджетами закреплены второстепенные налоги – подоходный налог, ресурсные  налоги, поэтому они, как правило, дефицитны и не могут нормально  функционировать без субсидий и  кредитов из государственного бюджета. Большая часть расходов местных  бюджетов направляется на социальные цели.

Третье  звено государственной финансовой системы – государственный кредит, который представляет собой форму кредитных отношений между государством, юридическими и физическими лицами, когда государство выступает как заемщик, кредитор или гарант. Чаще всего государство выступает как заемщик, используя средства государственного кредита для погашения дефицита государственного бюджета. Поэтому объективная необходимость государственного кредита обусловлена, в первую очередь, превышением государственных расходов над его доходами. Государство постоянно испытывает потребность в дополнительных финансовых ресурсах, тогда как доходы не всегда покрывают его расходы. В этом случае государство выступает как заемщик. Реже государство выступает как кредитор, предоставляя займы другим государствам или частным компаниям. Если же государство берет на себя ответственность за погашение частных обязательств, то оно выступает как гарант.

Информация о работе Совершенствование денежной финансово-кредитной системы (ФКС) в России