Совершенствование денежной финансово-кредитной системы (ФКС) в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Сентября 2013 в 08:36, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы — рассмотреть понятие и сущность финансовой системы, проанализировать структуру финансовой системы и выявить направления совершенствования финансовой системы в России.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………...стр 3
1.Теоретические аспекты денежной ФКС………………………………………….стр 4
1.1 Сущность, цели и задачи ФКС ………………………………………………….стр 4
1.2 Инструменты финансовой политики в РФ…………………………………....стр 14
2.Характеристика и анализ современной ФКС……………………………………стр 23
2.1 Финансово-экономические характеристики ФКС……………………………стр 23
2.2 Финансовые механизмы в управлении финансами и источники финансирования ФКС…………………………………………………………………………………..стр 26
2.3 Перспективы развития финансово-денежной и кредитной системы в РФ….стр 33
Заключение………………………………………………………………..................стр 36
Список литературы……………………………………..…………………………...стр 38

Файлы: 1 файл

курсовая работа Деньги кредит,банки Людмила.docx

— 66.12 Кб (Скачать файл)

Уральский институт экономики, управления и права

 

 

 

 

Курсовая работа по предмету: Деньги, кредит, банки.

 

Тема: Совершенствование денежной финансово-кредитной  системы (ФКС) в России.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила: студентка гр.ЭП-401(СПО)

Калинкина М.А.

Проверил: профессор Внуковский Н.И.

 

 

Нижний Тагил 2013г.

 

 

Введение……………………………………………………………………………...стр 3

1.Теоретические аспекты  денежной ФКС………………………………………….стр 4

1.1 Сущность, цели и задачи ФКС ………………………………………………….стр 4

1.2 Инструменты финансовой политики в РФ…………………………………....стр 14

2.Характеристика и анализ  современной ФКС……………………………………стр 23

2.1 Финансово-экономические характеристики ФКС……………………………стр 23

2.2 Финансовые механизмы в управлении финансами и источники финансирования ФКС…………………………………………………………………………………..стр 26

2.3 Перспективы развития финансово-денежной и кредитной системы в РФ….стр 33

Заключение………………………………………………………………..................стр 36

Список литературы……………………………………..…………………………...стр 38

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

     Рыночная экономика,  при всём разнообразии её моделей,  известных мировой практике представляет  собой социально ориентированное  хозяйство, функционирующее в  условиях государственного регулирования.  Огромную роль в структуре  рыночных отношений, в механизме  их регулирования государством  играет финансово-кредитная система.  Она является неотъемлемой частью  рыночных отношений и важным элементом процесса реализации государственной политики. Поэтому так важно хорошо знать природу финансово-кредитной системы, разбираться в особенностях её функционирования, широко использовать результаты управления ею в интересах эффективного развития общественного производства.

     Финансово-кредитная система современной России представляет собой сложный механизм, состоящий из финансовых и кредитных институтов, призванных обеспечивать распределение и перераспределение национального дохода государства в интересах решения его стратегических задач. Немаловажную роль в финансировании реального сектора экономики отводится именно этой системе. Она должна способствовать формированию инфраструктуры привлечения и эффективного использования прямых коммерческих инвестиций для развития экономики и социальной сферы, а также государственных финансов для поддержки прогрессивных процессов в трансформируемой экономике России.

     Актуальность исследования проблем функционирования финансовой системы Российской Федерации обусловлена, прежде всего, ценностью для общества самих финансовых отношений. Кроме того, проблемы финансового оздоровления волнуют сегодня абсолютно всех, потому что все происходящее в настоящее время в финансовой сфере деятельности теснейшим образом связано с личным благополучием каждого. Размер прибыли и налогов, отчислений на социальное страхование и пенсии, цена акций и облигаций, формы инвестирования средств производства и социальная сфера — такие вопросы обсуждаются сегодня не только в правительственных кругах, но и среди обычных граждан России.

Цель данной работы — рассмотреть  понятие и сущность финансовой системы, проанализировать структуру финансовой системы и выявить направления  совершенствования финансовой системы  в России.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Теоретические аспекты  денежной ФКС

1.1 Сущность, цели и задачи ФКС

Финансы — это экономический  инструмент, регулирующий производство и распределение товаров через  рынок ресурсов и рынок продуктов. Это неотъемлемый элемент общественного  воспроизводства на всех уровнях  хозяйствования; они одинаково необходимы и низовому звену — предприятиям (организациям), и межхозяйственным объединениям (ассоциациям, концернам), и государственной системе управления народным хозяйством.

      Финансы – это обобщающий экономический термин, означающий как денежные средства, финансовые ресурсы, рассматриваемые в их создании и движении, распределении и перераспределении, использовании, так и экономические отношения, обусловленные взаимными расчётами между хозяйственными субъектами, движением денежных средств, денежным обращением, использованием денег.

     Финансы как научное понятие обычно ассоциируется с теми процессами, которые на поверхности общественной жизни проявляются в разнообразных формах и обязательно сопровождаются движением денежных средств (наличным или безналичным). Однако финансы — это не сами денежные средства, а отношения между людьми по поводу образования, перераспределения и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств. Это, таким образом, одна из составляющих общественных экономических отношений.

В процессе исторического развития термин финансы получил международное распространение, но сфера его использования постепенно ограничилась денежными платежами в общегосударственные фонды денежных средств.

В настоящее время во всем мире, независимо от политического устройства и уровня экономического развития того или иного государства, финансы  вступили в очередной период своего развития, связанный с многозвенностью финансовых систем, высокой степенью их воздействия на экономику и большим разнообразием финансовых отношений. Наряду с традиционными государственными финансами значительное развитие получили местные финансы, внебюджетные специальные правительственные фонды, финансы государственных предприятий. Возникли совершенно новые сферы финансовых отношений — такие, например, как финансы межгосударственных сообществ. Например, межгосударственные фонды денежных средств, используемые для финансирования сельского хозяйства, преодоления негативных последствий интеграционных процессов и т.п., были созданы в рамках Европейского сообщества.

Финансы, подобно «кровеносной системе», пронизывают весь экономический  организм страны, поддерживают его  жизнедеятельность, обеспечивают воспроизводство  всего общественного продукта.

Финансовая система – это  совокупность финансовых отношений, связанных  с использованием фондов денежных средств  через соответствующие финансовые учреждения.

Основными принципами формирования ФКС  являются следующие:

• наличие собственной финансовой базы;

• единство и взаимодействие всех элементов ФКС, предопределяемое общностью источника первичных доходов (ВВП) и финансовой политики, направленной на согласование интересов субъектов экономических отношений;

• функциональное назначение каждой подсистемы и ее звеньев.

     Через финансовый механизм государство образует фонды денежных средств, которые используются для выполнения различных функций в экономической, социальной и политической сферах.

В системе произведённых отношений  финансы функционируют посредством  денег, служат элементом воздействия  на хозяйственные процессы, а также  являются средством формирования экономических  интересов предприятия (фирм, отраслей, регионов).

Финансы, как экономическая категория  представляют собой экономические  отношения, возникающие в процессе распределения, перераспределения  и использования денежных фондов для обеспечения общественных потребностей. Совокупность денежных отношений, возникающих по поводу формирования и расходования денежных фондов, образует финансовые отношения.

Следует уяснить, что финансовые отношения  – понятие более узкое, чем  денежные отношения; они являются их составной частью. Если денежные отношения  охватывают все экономические отношения, связанные с выполнения функций  денег то финансовые отношения, связанные  с движение фондов денежных средств производственного и непроизводственного назначения.

В финансовые отношения не входят денежные отношения, связанные с  товарным и денежным обращением в  розничной торговле; с оплатой  транспортных, бытовых, коммунальных, зрелищных и прочих услуг, с движением  денег при их дарении и наследовании.

Система финансовых отношений включает:

1.  денежные отношения, складывающиеся между предприятиями как хозяйствующими субъектами. Они заключаются во взаимных платежных обязательствах поставщиков и покупателей, системе штрафных санкций за их нарушение, материальном вознаграждении за выполнение особых требований заказчика и пр.;

2.  денежные отношения, складывающиеся между государством и предприятиями. Они охватывают систему платежей в госбюджете, отчисления в различные фонды и организации отраслевого и территориального уровней;

3.  денежные отношения между предприятиями и банковской системой, возникающие по поводу получения и погашения кредитов;

4.  денежные отношения, складывающиеся внутри предприятий;

-  во-первых, между предприятием в целом и его структурным подразделениями;

-  во-вторых, между предприятием и работниками по поводу оплаты и труда;

5.  денежные отношения между государственными органами различных уровней управления по поводу распределения дифференциальной ренты, финансирования природоохранных мероприятий пр.;

денежные отношения между государством и населением по поводу получения  выплат и льгот из общественных фондов потребления и т.д.

Основными принципами построения финансовой системы государства являются принципы демократичного централизма и фискального федерализма. Первый характерен для плановой экономики и состоит в сосредоточении в руках высшей государственной власти право на мобилизацию и использование преобладающей части финансовых средств национальной экономики. Принцип фискального федерализма означает распределение функций между отдельными звеньями финансовой системы. Правительство призвано обеспечивать цели (оборону, космос, внешние государственные отношения). Источником их финансирования является государственный бюджет.

Направление финансовой политики зависит  от экономического состояния страны. Общей тенденцией сегодня является повышение роли правительства и  регулировании национальной экономике  через финансовую систему. Это связано  с ростом расходов на поддержание  уровня доходов, на программы по социальному обеспечению.

Финансовая система - это совокупность финансовых отношений, связанных с использованием фондов денежных средств через соответствующие финансовые учреждения. По природе своей финансовые отношения являются распределительными, причем распределение стоимости осуществляется, прежде всего, по субъектам. Субъекты формируют денежные фонды целевого назначения в зависимости от того, какую роль они играют в общественном производстве: являются ли непосредственными его участниками, организуют ли страховую защиту или осуществляют государственное регулирование. Именно роль субъекта в общественном производстве выступает в качестве первого объективного критерия классификации финансовых отношений. В соответствии с ним в общей совокупности финансовых отношений могут быть выделены три крупные сферы: финансы предприятий, учреждений и организаций; страхование; государственные финансы.

Анализ закономерностей развития финансов в разных условиях общественного  воспроизводства свидетельствует  о наличии общих признаков  в их содержании. Это обусловлено  сочинением объективных причин и  условий функционирования финансов. Среди этих условий выделяет два: развитие товарно-денежных отношений и существование государства как субъекта этих отношений. В отличие от таких стоимостных категорий, как, например, деньги, кредит, фонд оплаты труда и другие, финансы органически связаны функционированием государства.

Однако общие признаки всех финансовых отношений не включают определенные различия между ними.

В связи с этим финансовая система  представляет собой совокупность различных  сфер (звеньев) финансовых отношений, каждая из которых характеризуется особенностями  в формировании и использовании  фондов денежных средств, различной  ролью в общественном воспроизводстве.

Финансово-кредитная система (ФКС) экономики России представлена государственными и частными коммерческими организациями, уполномоченными осуществлять финансовые операции по кредитованию, депонированию вкладов, ведению расчётных счетов, купле и продаже валюты и ценных бумаг, оказанию финансовых услуг и др. 

Финансовая система РФ включает следующие звенья финансовых отношении: государственный бюджет, внебюджетные фонды, государственный кредит, фонды  страхования, фондовый рынок и финансы  предприятии различных форм собственности.

Все вышеперечисленные финансовые отношения можно разбить на две  подсистемы. Это общегосударственные  финансы, обеспечивающие потребности  расширенного воспроизводства на макроуровне и финансы хозяйствующих субъектов, пользуемые для обеспечения воспроизводственного процесса денежными средствами на микроуровне.

Разграничение финансовой системы  на отдельные звенья обусловлено  различиями в задачах каждого  звена, а также в методах формирования и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств. Общегосударственные централизованные фонды денежных ресурсов создаются  путем распределения и перераспределения  национального дохода, созданного в  отраслях материального производства.

Государственный бюджет - главное  звено финансовой системы. Он представляет собой форму образования и  использования централизованного  фонда денежных средств, для обеспечения  функций органов государственной  власти.

Государственный бюджет является основным финансовым планом страны, утверждаемым Федеральным Собранием РФ как  закон. Его основное назначение - создание условий для эффективного развития экономики и решении общегосударственных и социальных задач. Государственный бюджет характеризуется следующими чертами:

Информация о работе Совершенствование денежной финансово-кредитной системы (ФКС) в России