Соотношение денежно-кредитного регулирования и денежно- кредитной политики. Цели денежной-кредитной политики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2013 в 20:20, курсовая работа

Описание работы

Еще в XVIII веке Адам Смит считал, что экономика будет управлять собой сама, без вмешательства государства, если ее будет направлять «невидимая рука» личной выгоды. В такой системе государству отводилась роль «ночного сторожа». С тех пор многое изменилось, жизнь внесла свои коррективы, и сегодня не только политики, но и большинство экономистов считают, что государство должно быть активным участником хозяйственной деятельности. В своей курсовой я буду рассматривать только денежно-кредитную политику государства и денежно-кредитное регулирование.

Содержание работы

Введение
Основные концепции денежно-кредитной политики государства
Центральный банк - орган денежно-кредитного регулирования
Цели и задачи денежно-кредитной политики
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

курсоваяиг.doc

— 75.00 Кб (Скачать файл)

Государственное Образовательное Учреждение Высшего  Профессионального Образования 

 

Курсовая работа По дисциплине «Деньги, кредиты, банки» На тему: «Соотношение денежно-кредитного регулирования и денежно- кредитной  политики. Цели денежной-кредитной  политики.»

Выполнила: студентка  Экономического факультета Специальности  «Финансы и кредит» «Бухгалтерский учет, финансы и аудит » 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Москва, 2010

 

 

 

Содержание.

 

 

Введение

 

  1. Основные концепции денежно-кредитной политики государства
  2. Центральный банк - орган денежно-кредитного регулирования

3 Цели и задачи денежно-кредитной  политики

Заключение

Список использованной литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Дисциплина  «Деньги. Кредит. Банки. » включает в  себя такую важную тему, как денежно-кредитная политика. Эта тема в наши дни является очень актуальной, так как с помощью нее проводится государственное воздействие на экономику.

Еще в XVIII веке Адам Смит считал, что экономика будет  управлять собой сама, без вмешательства  государства, если ее будет направлять «невидимая рука» личной выгоды. В такой системе государству отводилась роль «ночного сторожа». С тех пор многое изменилось, жизнь внесла свои коррективы, и сегодня не только политики, но и большинство экономистов считают, что государство должно быть активным участником хозяйственной деятельности.

Воздействие на экономику включает в себя три  способа:

Прямое вмешательство, фискальная политика и денежно-кредитная  политика.

Опыт показал, что ни одной стране мира, пытавшейся проводить политику прямого вмешательства государства, не удалось добиться долгосрочных успехов. Поэтому в условиях рыночной экономики государственное регулирование осуществляется посредством фискальной и денежно-кредитной политики.

В своей курсовой я буду рассматривать только денежно-кредитную политику государства и денежно-кредитное регулирование.

 

 

 

 

 

 

 

1. * Основные  концепции денежно-кредитной политики

государства.

Денежно-кредитная  политика — это политика государства, воздействующая на количество денег  в обращении с целью обеспечения стабильности цен, полной занятости населения и роста реального объема производства. Осуществляет эту политику Центральный банк. Денежно- кредитная политика рассматривается как важнейшее направление государственного регулирования экономики. Посредством денежно- кредитного регулирования осуществляется воздействие на макроэкономические процессы (инфляцию, экономический рост, безработицу).

Денежно-кредитное  регулирование — это совокупность конкретных мероприятий центрального банка, направленных на изменение денежной массы в обращении, объема кредитов, уровня процентных ставок и других показателей денежного обращения и рынка ссудных капиталов.

Денежно-кредитная  политика является составной частью единой государственной экономической  политики. Государственная экономическая политика должна предусматривать меры по решению проблем в каждом блоке. Центральный банк выполняет свою часть — денежно-кредитную политику, он отвечает за её проведение.

Среди экономистов  существует два различных подхода  к теории денег:

модернизированная кейнсианская теория денег;

современная количественная теория денег (монетаризм).

Как кейнсианцы, так и монетаристы признают, что  изменение денежного предложения  влияет на номинальный объем ВНП, но расходятся в значении этого влияния и самом его механизме. Если первые в основу своей денежно- кредитной политики положили определенный уровень процентной ставки, то вторые - само предложение денег.

 

 

1.1 Кейнсианская  теория денег.

Приверженцы кейнсианской теории совершенно не верят в саморегулирующийся рыночный механизм и считают, что для обеспечения нормального роста и достижения экономического равновесия, безусловно, необходимо вмешательство извне. Поскольку сама рыночная экономика «вылечить» себя не может, таким образом, государство должно регулярно использовать различные инструменты регулирования экономики, в том числе конечно и денежно-кредитные. В данной теории рассматривается следующая цепь причинно-следственных связей предложения денег и номинального ВНП: изменение денежного предложения; изменение уровня процентной ставки; изменение инвестиционного спроса.

Основное уравнение, на котором базируется кейнсианская теория денег:

Y= C+G+I+NX

где Y- номинальный объем ВНП;

С - потребительские  расходы;

G- государственные расходы (покупка товаров и услуг);

NX- чистый экспорт.

Вообще, по достаточно большому ряду причин кейнсианцы более  эффективными считают фискальную и  бюджетную политику, чем денежно- кредитную (монетарную). Приведу лишь один пример, из-за возможности попадания  экономики в «ликвидную ловушку», когда предельное снижение процентной ставки разрывает цепь причинно-следственных связей между ростом количества денег в обращении и номинальным объемом ВНП.

 

 

 

 

 

 

1.2 Количественная  теория денег. (Монетаристский подход)

Со второй половины 70-х - начала 80-х гг. XX века наблюдался кризис кейнсианской школы и шел интенсивный поиск новых подходов к регулированию экономики. В результате в науке преобладающим стало неоклассическое направление, в том числе монетаризм. Главным теоретиком современного монетаризма был известный американский экономист, лауреат Нобелевской премии Милтон Фридмен.

В противовес кейнсианцам  монетаристы уверены во внутренней устойчивости рыночной экономики и  считают, что все негативные моменты - это результат неумелого вмешательства в экономику. Монетаристы отмечают более тесную связь между денежной массой в обращении и номинальным объемом ВНП. Они считают, что динамика ВНП следует непосредственно за динамикой денег.

Основное уравнение  количественной теории денег - уравнение  обмена И.Фишера:

М х V = Р х Q

где М - количество денег в обращении;

V- скорость обращения  денег;

Р - уровень цен(индекс цен);

Q- количество товаров и услуг, произведенных в рамках национальной экономики за определенный период времени (обычно за год).

Произведение Р х Q- это совокупность денежных средств, обернувшихся за год.

Современные теоретические  модели денежно-кредитной политики представляют собой некий синтез кейнсианства и монетаризма, в которых  естественно учтены рациональные моменты  каждой из теорий. Но все-таки в долгосрочном периоде в денежно-кредитной политике на данный момент преобладает монетаристский подход, хотя государство в краткосрочном периоде в принципе не отказывается от непосредственного воздействия на процентную ставку для быстрого экономического маневрирования.

2. Центральный  банк - орган денежно-кредитного

регулирования.

Денежно-кредитная  политика является составной частью единой государственной экономической  политики. Государственная экономическая  политика должна предусматривать меры по решению проблем в каждом блоке. Центральный банк выполняет свою часть — денежно-кредитную политику, он отвечает за её проведение.

Нерегулируемая  деятельность коммерческих банков может  привести к циклическим колебаниям деловой активности, т.е. в периоды инфляции им выгодно увеличивать денежное предложение, а в период депрессии - уменьшать, усугубляя тем самым кризис. Поэтому необходима взвешенная государственная политика регулирования денежного обращения. Эту роль главного координирующего и регулирующего органа всей денежной системы страны выполняет центральный (эмиссионный) банк.

Главная задача кредитно-денежной политики центрального банка -

поддержание стабильной покупательной  силы национальной валюты и обеспечение  эластичной системы платежей и расчетов. В то же время политика центрального банка является одной из важнейших частей регулирования всей экономики государства.

Первоначально основной функцией центральных банков было осуществление  эмиссии наличных денег, в настоящее  время эта функция постепенно ушла на второй план, однако наличные деньги все еще являются фундаментом денежной массы, поэтому деятельность центрального банка по эмиссии наличных денег должна быть взвешенной и продуманной.

Эмитент — орган исполнительной власти, орган местного самоуправления или юридическое лицо, которым в установленном порядке, на определенных условиях предоставлено право эмиссии (выпуска в обращение) денег, облигаций, акций и других ценных бумаг и документов, включая кредитные (пластиковые) карточки, дорожные чеки. Каждый эмитент может осуществлять лишь разрешенную ему эмиссию платежных средств и ценных бумаг. Эмитент несет от своего имени обязательства перед владельцами денег и ценных бумаг по осуществлению прав, закрепленных ими. Выпуск в обращение наличных денег в РФ разрешен исключительно Центральному банку РФ.

Эмиссия (лат. emissio — выпуск, от emitto — выпускаю), выпуск в обращение денег и ценных бумаг.

Осуществляя денежно-кредитную  политику, воздействуя на кредитную  деятельность коммерческих банков и  направляя регулирование на расширение или сокращение кредитования экономики, центральный банк достигает стабильного развития внутренней экономики, укрепления денежного обращения, сбалансированности внутренних экономических процессов. Таким образом, воздействие на кредит позволяет достичь более глубоких стратегических задач развития всего хозяйства в целом. Например, недостаток у предприятий свободных денежных средств затрудняет осуществление коммерческих сделок, внутренних инвестиций и т.д. С другой стороны, избыточная денежная масса имеет свои недостатки: обесценение денег, и, как следствие, снижение жизненного уровня населения, ухудшение валютного положения в стране. Соответственно в первом случае денежно- кредитная политика должна быть направлена на расширение кредитной деятельности банков, а во втором случае - на ее сокращение, переходу к политике "дорогих денег" (ре-стрикционной).

С помощью денежно-кредитного регулирования государство стремится  смягчить экономические кризисы, сдержать рост инфляции, в целях поддержания конъюнктуры государство использует кредит для стимулирования капиталовложений в различные отрасли экономики страны.

Денежно-кредитная политика осуществляется как косвенными (экономическими), так и прямыми (административными) методами воздействия. Различие между ними состоит в том, что центральный банк либо оказывает косвенное воздействие через ликвидность кредитных учреждений, либо устанавливает лимиты в отношении количественных и качественных параметров деятельности банков.

Ликвидность (от лат. liquidus — жидкий, текучий), подвижность, мобильность активов предприятий, фирм или банков в капиталистических странах, обеспечивающая фактическую возможность (способность) бесперебойно оплачивать в срок все их обязательства и предъявляемые к ним законные денежные требования.

Предложение денег  на денежном рынке играет большую  роль в экономике. Это, в частности, следует из известного уравнения  обмена(М х V = Р х Q). Соответственно ему существует зависимость между объемами денежной массы, скоростью обращения денег, выпуском продукции и уровнем цен.

Далее я опишу, в чем заключается и каков  механизм политики дорогих денег(ре-стрикционная) и политики дешевых денег(экспансионистская).

Предположим, экономика  столкнулась с безработицей и  со снижением цен. Следовательно, необходимо увеличить предложение денег. Для  достижения данной цели применяют политику дешевых денег, которая заключается  в следующих мерах.

Во-первых, центральный банк должен совершить покупку ценных бумаг на открытом рынке у населения и у коммерческих банков. Во-вторых, необходимо провести понижение учетной ставки и, в-третьих, нужно нормативы по резервным отчислениям. В результате проведенных мер увеличатся избыточные резервы системы коммерческих банков. Так как избыточные резервы являются основой увеличения денежного предложения коммерческими банками путем кредитования, то можно ожидать, что предложение денег в стране возрастет. Увеличение денежного предложения понизит процентную ставку, вызывая рост инвестиций и увеличение равновесного чистого национального продукта. Из вышесказанного можно заключить, что в задачу данной политики входит сделать кредит дешевым и легко доступным с тем, чтобы увеличить объем совокупных расходов и занятость.

В ситуации, когда  экономика сталкивается с излишними  расходами, что порождает инфляционные процессы, центральный банк должен попытаться понизить общие расходы  путем ограничения или сокращения предложения денег. Чтобы решить эту проблему, необходимо понизить резервы коммерческих банков. Это осуществляется следующим образом. Центральный банк должен продавать государственные облигации на открытом рынке для того, чтобы урезать резервы коммерческих банков. Затем необходимо увеличить резервную норму, что автоматически освобождает коммерческие банки от избыточных резервов. Третья мера заключается в поднятии учетной ставки для снижения интереса коммерческих банков к увеличению своих резервов посредством заимствования у центрального банка.

Приведенную выше систему мер называют политикой  дорогих денег. В результате ее проведения банки обнаруживают, что их резервы  слишком малы, чтобы удовлетворить  предписываемой законом резервной  норме, то есть их текущий счет слишком  велик по отношению к их резервам. Поэтому, чтобы выполнить требование резервной нормы при недостаточных резервах, банкам следует сохранить свои текущие счета, воздержавшись от выдачи новых ссуд, после того как старые выплачены.

Информация о работе Соотношение денежно-кредитного регулирования и денежно- кредитной политики. Цели денежной-кредитной политики