Шпаргалка по "Банковскому праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 19:14, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Банковское право".

Файлы: 1 файл

Приходько Андрей. Шпаргалка по банковскому праву -.doc

— 1.81 Мб (Скачать файл)

- уведомление кредиторов реорганизуемых банков о принятом общим собранием участников решении о реорганизации;

- проведение общего собрания участников реорганизующихся банков. Протокол этого собрания представляется в территориальное учреждение Банка России;

- представление в территориальное учреждение Банка России документов, связанных с регистрацией банков.

Для регистрации создаваемых в результате разделения или выделения банков в территориальное учреждение ЦБ представляются те же документы, что и для создания банка. Кроме того:

- протокол общего собрания участников реорганизуемого банка, на котором было принято это решение, разделительный баланс;

- документы, подтверждающие уведомление кредиторов банка о реорганизации.

Территориальное учреждение Банка России по результатам рассмотрения документов принимает решение о возможности реорганизации банка и направляет все документы в Банк России, который уже вносит запись о государственной регистрации созданных кредитных организаций и запись о прекращении деятельности реорганизованного банка (в случае разделения).

Для регистрации банка, возникшего в результате преобразования , в территориальное учреждение Банка России по местонахождению банка направляются документы:

- передаточный акт;

- документы, подтверждающие уведомление кредиторов банка о реорганизации;

- копии опубликованного в печати баланса преобразуемого банка.

Центральный банк, приняв решение о возможности реорганизации кредитной организации или ее ликвидации, направляет в регистрирующий орган сведения и документы, необходимые для осуществления этим органом функций по ведению государственного реестра юридических лиц.

Реорганизация или ликвидация кредитной организации считается завершенной после внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр юридических лиц .

27. Правовые формы взаимодействия Центрального Банка РФ и коммерческих банков

 

ЦБ РФ взаимодействует с кредитными организациями, их ассоциациями и союзами путем:

1) проведения консультаций с ними перед принятием наиболее важных решений нормативного характера;

2) представления необходимых разъяснений ;

3) рассмотрения предложений по вопросам регулирования банковской деятельности;

4) дачи ответов в письменной форме кредитной организации по вопросам, отнесенным к его компетенции, не позднее чем в месячный срок со дня получения письменного запроса кредитной организации. При необходимости срок рассмотрения указанного запроса может быть продлен Банком России, но не более чем на 1 месяц;

5) создания с привлечением представителей кредитных организаций действующих на общественных началах комитетов, рабочих групп для изучения отдельных вопросов банковского дела;

6) осуществления:

- надзора за деятельностью коммерческих банков и регламентации их деятельности, главными целями которого являются поддержание стабильности банковской системы РФ и защита интересов вкладчиков и кредиторов. Банк России не вмешивается в оперативную деятельность кредитных организаций, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами. Регулирующие и надзорные функции Банка России осуществляются через действующий на постоянной основе орган - Комитет банковского надзора, объединяющий структурные подразделения Банка России, обеспечивающего выполнение его надзорных функций;

- надзора за устойчивостью коммерческих банков;

7) самостоятельной либо путем размещения заказов разработки информационно-программного обеспечения , которое затем в обязательном порядке должно использоваться всеми коммерческими банками в целях единых стандартов предоставления информации, отчетности, лучшего уровня защиты информации и т. п.;

8) перепоручения части своих контрольных функций некоторым коммерческим банкам. Обычно это крупные банки регионального масштаба, и им предоставляется право контролировать деятельность других коммерческих банков в регионе полностью либо в части делегированных полномочий. В случае делегирования такой функции от ЦБ коммерческому ЦБ РФ предоставляет финансирование на осуществление переданных полномочий.

Банк России не вправе :

- требовать от кредитных организаций выполнения не свойственных им функций;

- требовать предоставления не предусмотренной федеральными законами информации о клиентах кредитных организаций и об иных третьих лицах, не связанной с банковским обслуживанием указанных лиц;

- устанавливать прямо или косвенно не предусмотренные федеральными законами ограничения на проведение операций клиентами кредитных организаций;

- обязывать кредитные организации требовать от их клиентов документы, не предусмотренные федеральными законами.

Полномочия, взаимодействие ЦБ РФ позволяют, с одной стороны, обеспечивать прямое взаимодействие с собственниками кредитной организации на ранней стадии возникновения угрозы банкротства, а с другой - осуществлять оперативный контроль за ходом реализации плана финансового оздоровления.

28. Понятие, содержание и назначение экономических нормативов, устанавливаемых Банком России

 

В целях обеспечения устойчивости кредитных организаций ЦБ может устанавливать им обязательные нормативы :

1) минимальный размер уставного капитала для вновь создаваемых кредитных организаций . Минимальный размер уставного капитала для вновь создаваемых кредитных организаций составляет 5 млн евро. Минимальный размер собственных средств (капитала) устанавливается как сумма уставного капитала, фондов кредитной организации и нераспределенной прибыли;

2) предельный размер имущественных (неденежных) вкладов в уставный капитал кредитной организации. Этот норматив составляет 20 % первые 2 года деятельности кредитной организации и 10 % последующие годы;

3) максимальный размер риска на одного заемщика или группу связанных заемщиков. Этот норматив устанавливается в процентах от размера собственных средств кредитной организации и не может превышать 25 % размера собственных средств кредитной организации;

4) максимальный размер крупных кредитных рисков , который устанавливается как процентное соотношение совокупной величины крупных рисков и собственных средств кредитной организации.

Крупным кредитным риском является сумма кредитов, гарантий и поручительств в пользу одного клиента, превышающая 5 % собственных средств кредитной организации.

Максимальный размер крупных кредитных рисков не может превышать 8 % размера собственных средств кредитной организации;

5) нормативы ликвидности кредитной организации . Нормативы ликвидности кредитной организации определяются как:

- соотношение ее активов и пассивов с учетом сроков, сумм и типов активов и пассивов и других факторов;

- отношение ее ликвидных активов (наличных денежных средств, требований до востребования, краткосрочных ценных бумаг, других активов, которые легко реализовать) и суммарных активов;

6) нормативы достаточности капитала . Они определяются как отношение размера собственных средств кредитной организации и суммы ее активов, взвешенных по уровню риска;

7) размеры валютного, процентного и иных рисков . Банк России регулирует размеры и порядок учета открытой позиции кредитных организаций по валютному, процентному и иным финансовым рискам;

8) минимальный размер резервов, создаваемых под риски . Банк России определяет порядок формирования и размер образуемых до налогообложения резервов кредитных организаций для покрытия возможных потерь по ссудам, валютных, процентных и иных финансовых рисков, гарантирования возврата вкладов граждан в соответствии с федеральными законами;

9) нормативы использования собственных средств банков для приобретения долей (акций) других юридических лиц. Он и определяется как выраженное в процентах отношение сумм инвестируемых и собственных средств кредитной организации. Размер норматива использования собственных средств для приобретения долей (акций) не может превышать 25 % собственных средств кредитной организации;

1 0) максимальный размер кредитов , банковских гарантий и поручительств, предоставленных кредитной организацией своим участникам (акционерам). Этот норматив определяется в процентах от собственных средств кредитной организации и не может превышать 50 %.

29. Правовое положение и виды обособленных подразделений кредитных организаций

 

Представительство кредитной организации создается по решению органа управления кредитной организации, которому это право предоставлено уставом, в целях представления и защиты ее интересов на определенной территории .

Кредитная организация в течение 10 дней с даты начала деятельности представительства обязана направить уведомление об этом в территориальные учреждения ЦБ, осуществляющее надзор за деятельностью кредитной организации, и по месту открытия представительства. Территориальное учреждение, осуществляющее надзор за деятельностью кредитной организации, в течение 5 рабочих дней с даты получения уведомления вносит сведения о представительстве в Реестр представительств кредитных организаций и направляет документы в Банк России. Банк России делает запись в Книге государственной регистрации кредитных организаций.

Закрытие представительства осуществляется по решению органа управления кредитной организацией. Кредитная организация обязана уведомить об этом территориальное учреждение, осуществляющее надзор за деятельностью кредитной организации. Территориальное учреждение, осуществляющее надзор за деятельностью кредитной организации, извещает об этом Банк России, который делает соответствующую запись в Книге государственной регистрации кредитных организаций.

Кредитная организация может создавать представительства и на территории иностранного государства , но только после уведомления Банка России. Их могут создавать кредитные организации, имеющие лицензию на осуществление банковских операций в рублях и иностранной валюте.

Кроме обособленных структурных подразделений, кредитные организации могут иметь внутренние структурные подразделения , к которым относятся:

- дополнительные офисы кредитной организации, которые могут осуществлять банковские операции, предусмотреные лицензией на осуществление банковских операций, выданной кредитной организации, или положением о филиале;

- обменные пункты - это место совершения кредитной организацией валютно-обменных операций; Кредитная организация открывает обменные пункты только по своему местонахождению в помещении кассового узла, а также вне помещения кассового узла или здания кредитной организации при условии соблюдения требований законодательства;

- операционные кассы могут открываться как самой кредитной организацией, так и ее филиалом, если такое право предоставлено ему головной организацией.

Операционная касса вне кассового узла кредитной организации открывается (закрывается) по решению органа управления кредитной организации, которому это право предоставлено уставом. Об открытии операционной кассы вне своего кассового узла кредитная организация уведомляет территориальное учреждение ЦБ, осуществляющее надзор за деятельностью кредитной организации и территориальное учреждение по месту открытия операционной кассы.

Территориальное учреждение по месту открытия операционной кассы проводит проверку операционной кассы на соответствие ее техническим требованиям ЦБ. По результатам такой проверки дается заключение о возможности начала осуществления операций.

30. Правовое положение и особенности создания филиала кредитной организации

 

К обособленным структурным подразделениям кредитной организации относятся ее филиалы и представительства .

Филиалом кредитной организации является обособленное структурное подразделение, расположенное вне местонахождения головной кредитной организации и осуществляющее все его функции или их часть, то есть осуществляющие банковскую деятельность.

Филиалы кредитной организации не являются юридическими лицами и осуществляют свою деятельность на основании положений, утверждаемых создавшей их кредитной организацией.

Кредитные организации, открывающие филиал, должны соответствовать ряду требований :

- соблюдать требования законодательства и нормативных актов ЦБ РФ;

- являться в течение последних 6 месяцев финансово устойчивыми;

- располагать помещением для размещения филиала;

- представить для согласования на должности руководителей и главных бухгалтеров филиалов кандидатуры, отвечающие требованиям ЦБ.

Кредитная организация направляет уведомление об открытии филиала в территориальное учреждение Банка России. Вместе с уведомлением кредитная организация направляет подлинные экземпляры :

- положения о филиале, а также перечень тех банковских операций, право на осуществление которых делегировано филиалу;

- анкет кандидатов на должности руководителей;

- автобиографий кандидатов на должности руководителей;

- копии платежного документа об оплате сбора за открытие филиала.

Территориальное учреждение ЦБ по месту открытия филиала рассматривает представленные документы, согласовывает кандидатуры руководителей филиала, дает заключение о соответствии помещения, в котором располагается филиал, требованиям ЦБ.

По результатам рассмотрения указанных документов территориальное учреждение Банка России по месту открытия филиала направляет свое заключение в территориальное учреждение Банка России, осуществляющее надзор за деятельностью кредитной организации.

В течение 1 месяца со дня получения уведомления кредитной организации об открытии филиала территориальное учреждение Банка России, осуществляющее надзор за деятельностью кредитной организации, направляет в Банк России заключение об открытии кредитной организацией филиала. К заключению прилагается копия платежного документа об оплате сбора за открытие филиала.

Центральный банк после получения заключения территориального учреждения об открытии кредитной организацией филиала в течение 10 рабочих дней присваивает филиалу порядковый номер, вносит сведения о филиале в Книгу государственной регистрации кредитных организаций и сообщает об этом кредитной организации.

Информация о работе Шпаргалка по "Банковскому праву"