Рынок банковских услуг и его характеристика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2013 в 18:45, лекция

Описание работы

1)Структура рынка банковских услуг
2)Понятие и характеристика банковского продукта, банковской услуги и операции
3)Принципы сегментации рынка банковских услуг
4)Конкуренция на рынке банковских услуг

Файлы: 1 файл

Банковский маркетинг -Лужнова.docx

— 51.68 Кб (Скачать файл)

2.09.13

Рынок банковских услуг и его характеристика

1)Структура рынка банковских  услуг

2)Понятие и характеристика  банковского продукта, банковской  услуги и операции

3)Принципы сегментации  рынка банковских услуг

4)Конкуренция на рынке  банковских услуг

Рынок банковских услуг:

  1. Субъекты продавцы:
    • Кредитные организации (банки и НКО)
    • ЦБ
    • Небанковские финансовые организации (лизинговые, факторинговые компании, инвестиционные)
    • Нефинансовые организации (почта, торговые точки).
  1. Субъекты покупатели:
    • Физ.л
    • Юр.л
    • Коммерческие организации
    • Государство
  1. Объекты:
    • Банковские продукты
    • Банковские услуги
    • Операции

Банковский продукт – объект купли-продажи, который обладает следующими свойствами:

  • Абстрактность и нематериальная форма представления
  • Договорной характер
  • Денежная форма
  • Социальное значение
  • Влияние на продукт имиджевых характеристик банк

Виды банковских продуктов соответствует  определенному направлению банковской деятельности:

  1. Традиционные – депозитные, кредитные, расчетные
  2. Дополнительные продукты – сопутствует традиционным (хранение ценностей, инкассация и т.д.)
  3. Нетрадиционные – лизинг, факторинг и т.д.

Банковская услуга – разновидность  конкретного банковского продукта, которая выражается в действиях  банка направленных на удовлетворение конкретных потребностей клиентов.

Банковский продукт

Банковская услуга

Банковские операции

Кредитный продукт

Все виды кредитов

-выдача кредитов (наличн. и безналичные).

-погашение кредита и % по нему

-открытие ссудного счета

-оформление договоров

Депозитный продукт

Срочные вклады, депозиты до востребования, депозитные карты.

Финансовые – выдача кредита, погашение  суммы долга и %.

Технические– начисление %, открытие банковского счета, оформление договоров

Расчетные продукты

Расчетные карты, переводы без открытия и переводы со счета

Финансовые – взимание комиссии, списание или зачисление перевода со счета ,прием наличных выдача наличных.

Техническое – расчет комиссии, оформление заявления на перевод


В основе характеристики и классификации  банковских услуг в рамках конкретного  продукта может лежать характер услуги, клиентский или валютный признак, форма  цены на услуги и другие факторы. Т.о  банковские продукты конкретизируемые в банковские услуги являются тем товаром который продается на рынке.

Банковские операции – это технические, бухгалтерские или финансовые и  способы действия банка, совокупность и определенное сочетание которых  выражается в технологии создания и  продвижения банковской услуги.

Финансовые операции связаны с  движением денежных средств, а технические  нет. Они обеспечивают банковскую деятельность

Сегментация рынка банковских услуг

При сегментации могут учитываться  как общие, так и локальные факторы, определяющие конкретный сегмент рынка

Общие факторы:

  • Размер сегмента и потенциал его роста (розничный рынок)
  • Общеэкономическая ситуация в стране
  • Совокупный доход потребителей банковских услуг
  • Уровень инвестиционной активности
  • Уровень экономической безопасности

Локальные:

  • Ресурсный потенциал банка
  • Ценовая тарифная политика банка
  • Объем рекламного бюджета
  • Конкурентоспособность и др.

Сегментирование рынка осуществляется по определенным признакам:

  • Географический
  • Демографический (возраст например)
  • По доходам клиента (низкооплачиваемые, vip клиенты и др.)
  • Социально-психологический признак

Методы сегментации:

  • Логическое сегментирование  - основы на выявление первичных потребностей клиентов и построения иерархии.
  • Сегментирование в зависимости от ситуации на рынке – через опрос потенциальных клиентов строится карта восприятия банковских услуг, позволяющее определить степень конкуренции на отдельных сегментах рынка, (чем ближе находятся точки восприятия клиентов, тем выше уровень конкуренции на данном рынке).

На основе данной карты можно  рассчитать планируемую долю банка  на рынке путем пробных продаж.

06.09.13

Критерии сегментации  рынка банковских услуг:

    • По видам банковских продуктов (традиционные не традиционные, дополнительные: рынок платежных услуг, рынок межбанковского кредитования).
    • По типу клиентуры: рынок розничных банковских услуг - физ.л, ИП и рынок корпоративных услуг - малый бизнес- и юр л. 
    • По характеру обслуживания: рынок традиционных банковских технологий , рынок высоких банковских технологий (интернет-банкинг).

Конкуренция на рынке банковских услуг

Этапы развития конкурентных отношений  на рынке банковских услуг

Этапы + период

Характеристика

1 этап

1989-1994

2 этап

1995-1998

3 этап

1999 – 2008

4 этап 

2009-Н.вр

Показатели банковской конкуренции

Спрос на рынке банковские услуг превышал предложение, поэтому имело место конкуренция потребителей банковских услуг. Банки конкурировали не за привлечение ресурсы, а за лидирующие позиции на высоко рентабельных рынках, приносивших максимальный доход.

Предложение на рынке стало превышать  спрос, поэтому конкуренция обостряется  уже среди производителей банковских услуг. Конкурентная борьба усиливается в регионах, где наблюдается экспансия московских банков. Конкурентная борьба на высоко доходном сегменте государственных ц.б привела к кризису  на рынке банковских услуг и банковской системе в целом.

Примерное равновесие спроса и предложения  и относительный баланс производителей и потребителей рынка банковских услуг. Наблюдается проявление недобросовестной конкуренции основанной на слухах, негативной информации и банках конкурентах и др. появляется виртуальный банкинг и приват банкинг.

Восстановление позиции банков на рынке банковских услуг и ужесточение  конкуренции производителей банковских услуг. Усиление процессов концентрации и централизации банковского капитала и повышенное внимание банков во внедрении инноваций.

Функции конкуренции

Адаптационная

Распределительная

Распределительная и контролирующая

Распределительная и инновационная 


Исследование конкурентной среды  является необходимым атрибутом  маркетинговой работы для тех  банков, которые хотят сохранить  или приумножить свои позиции  на рынке. Чаще всего оценка конкуренции  производиться по отдельным банковским продуктам и услугам. Например на рынке вкладов – такие показатели как: структура привлеченных ресурсов по срокам, уровень оседания средств  на вкладах банков конкурентов, уровень  процентных ставок по вкладам. Если кредитный  рынок – то  средняя величина работающих активов, уровень процентных ставок.

В процессе анализа конкуренции  выделяются:

    • Банки предлагающие аналогичные услуг в зоне влияния банка
    • Специализирующиеся на исследуемые услуги
    • Региональные банки, предлагающие аналогичные услуги

Для выявления уровня конкуренции  банки могут использовать также  метод ассоциативного опроса потенциальных  клиентов. Этот опрос позволяет выявить  главных конкурентов в зоне влияния  данного банка.

Понятие маркетинга и его виды

1)Понятие маркетинга, его  задачи, функции и принципы.

2)Принципы классификации  и характеристика видов маркетинга.

С точки зрения маркетинга как важнейшей  функций банковской деятельности его  определяет как систему организации  и управления деятельностью банка, связанную с направлением потока финансовых услуг от банка к клиентам.

Рассматривая банковский маркетинг  как составную часть банковского  менеджмента его определяют как  элемент стратегического управления банком, направленный на максимизацию прибыли посредством учета и  активного влияния на рыночные условия.

С прикладной точки зрения банковский маркетинг определяют как деятельность направленную на доведение банковского  продукта до клиента с помощью  определённого набора инструментов, таких как: исследование рынка, стимулирование продаж, продвижение банковских услуг, реклама, послепродажный контроль и  других.

Основные цели банковского маркетинга:

  1. Формирование и стимулирование спроса на банковские услуги
  2. Обеспечение обоснованности принимаемых управленческих решений и планов банка
  3. Расширение доли банка на рынке и объемов предоставляемых услуг.
  4. Увеличение прибыли

Задачи маркетинга в банке:

  1. Обеспечение рентабельности работы банка.
  2. Обеспечение ликвидности банка – для того чтобы соблюдать интересы клиентов и т.д.
  3. Поддержание имиджа банка.
  4. Максимальное удовлетворение запросов клиентов по объему, структуре и качеству банковских услуг.

Функции:

    • Исследование спроса на банковские услуги
    • Мониторинг рыночной ситуации ( с внешней средой)
    • Исследование потребительских предпочтений клиентов (нужно для того чтобы вносить какие корректировки в новые продукты).
    • Оценка качества банковского обслуживания
    • Привлечение новых клиентов
    • Исследование конкурентной среды
    • Продвижение банковских продуктов и услуг
    • Создание сети продаж и организации продаж
    • Маркетинговый контроль

Для достижения целей реализация основных функций банковского маркетинга необходимо придерживаться основных принципов  банковского маркетинга:

  1. Нацеленность на достижение конечного результат банковской деятельности – оказание услуг в наибольшей степени на удовлетворение потребностей клиентов.
  2. Направленность на долговременные результаты маркетинговой деятельности. Банк должен иметь долгосрочную стратегию развития основные положения которой должны быть доведены до всех сотрудников банка.
  3. Применение стратегии активного формирования потребностей клиентов с целенаправленным воздействием на них.
  4. Использование планирования маркетинговой деятельности концепции жизненного цикла банковского продукта.

9.09.13

Виды маркетинга

По охвату задач  маркетинга различают:

  1. Стратегический – отвечает за разработку, внедрение новых банковских продуктов на основе проведенных маркетинговых исследований рыночной среды. В процессе стратегического маркетинга также оценивается уровень конкуренции на рынке банковских услуг выбираются сегменты для продвижения банковских услуг, а также определяются условия для расширения сфер влияния банка.
  2. Тактический маркетинг – определяет направление работы с потребителями банковских услуг, методы продвижения банковских услуг и эффективные способы их продажи.

По объекту  исследования:

  1. Макро маркетинг – связан с изучением макро среды, включающие социальные факторы, состояние экономики, географическое положение и др. моменты. Основой является социально-экономический мониторинг, который проводится по следующим направлениям:
    • Анализ социально-экономических показателей развития отраслей региона: структура отраслей, показатели их производственно-хозяйственной деятельности, динамика развития.
    • Социально-демографическая ситуация в регионе: численность структуры населения, доходы на душу населения, уровень накопления на вкладах, покупательная способность населения (соотношения дохода на прожиточный минимум).
    • Анализ финансовых рынков: степень их развития, динамика показателей, изменения доли банков на них и другие.
    • Анализ инвестиционной активности в регионе: наличие эффективности инвестиционных программ в регионе, уровень инвестиционных рисков, участие банков в инвестиционных программах и другие показатели.
    • Оценка политических рисков: результаты выборов, уровень преступности и др.

Информация о работе Рынок банковских услуг и его характеристика