Расчеты чеками из чековой книжки и расчетными чеками

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 15:09, контрольная работа

Описание работы

Расчеты чеками из чековых книжек - одна из форм безналичных расчетов в белорусских рублях за товары, работы, услуги на территории Республики Беларусь. Они используются для безналичных расчетов между юридическими лицами (индивидуальными предпринимателями), а также между последними и физическими лицами.

Файлы: 1 файл

контрольная.docx

— 46.12 Кб (Скачать файл)

Государственный кредит  - одна из форм  кредитных  отношений,  имеющая следующие признаки кредита: наличие  кредитора  и  заемщика  как  юридически самостоятельных  субъектов кредитной сделки; аккумуляции  свободных  денежных средств населения,  предприятий  и  организаций  на  принципах  возвратности срочности  и платности (в исключительных  случаях  допускается  беспроцентный  заем  ресурсов);  возможность  использования  госкредитных  операций  внутри страны и в международных отношениях.

С   помощью   государственного   кредита   государство    мобилизует дополнительные финансовые ресурсы   для  финансирования  общегосударственных расходов   и   выполнения   своих   функций.    Объективная    необходимость использования государственного кредита   объясняется  противоречиями   между растущими потребностями общества с возможностью их  удовлетворения  за  счет доходов бюджета. По своей экономической природе  госбюджет  перераспределяет часть  национального  дохода   станы.   Выбранные   Республикой   Беларусь приоритеты  развития  общества   предполагают   сокращение   доли   средств, централизуемых в общегосударственном фонде.

    Объем  доходной  части  бюджета   ограничен    уровнем   налогообложения, установленном  действующим законодательством   с учетом  общего  состояния экономики и платежеспособности  субъектов  хозяйствования.   Т.е.  в сферу бюджетного  распределения не  попадают    значительные   объемы   ресурсов, находящихся в распоряжении  хозяйствующих субъектов,  и   личные   доходы граждан.  Между тем бюджетная нагрузка  на  расходы растет.  Структурная перестройка и регулирование   экономики социальная  политика  государства, расходы по обороне страны,  участие в международной деятельности  требуют больших средств.

В периоды экономического кризиса (который имеет место  на  сегодняшний день  и  в  Республики  Беларусь),  коренных  изменений    в   хозяйственном  механизме,  нарушения  сбалансированности  бюджета  государство   испытывает острый  недостаток   финансовых   ресурсов.   Главным   способом   получения дополнительных финансовых ресурсов  становится  государственный  кредит.   В период  экономического  подъема,  напротив,  потребность  в  государственном кредите  сокращается и сфера его применения сужается.

Государственный   кредит     представляет    отношения    вторичного распределения стоимости  валового внутреннего продукта и  части  национального богатства.  В  сферу  его  применения  попадает  часть   доходов  и  фондов, сформированных  на  стадии   первичного   распределения   стоимости.   Через государственный кредит перераспределяются средства,  направляемые   в  фонды потребления.  Обычно  ими  являются  временно  свободные  денежные  средства населения  предприятий  и  организаций,  не  предназначенные  для   текущего потребления.  Но при определенных  экономических  и  политических  ситуациях население и хозорганы могут идти на сознательное ограничение  потребления  и в сферу государственного кредита втягиваются средства,  предназначенные  для текущих производственных  или социальных нужд  (в  истории  были  примеры, когда  подобное  ограничение   потребностей   происходило   по   принуждению государства – подписка на государственные займы).

Формирование  посредством   госкредитных   отношений   дополнительных финансовых ресурсов отражает одну сторону сущности государственного  кредита как особой  формы движения  стоимости (ссудного  фонда).  Второй  стороной выступают отношения,  обусловленные возвратностью и платностью  ресурсов, мобилизуемых с помощью государственного  кредита.   Государство гарантирует возврат средств с   уплатой кредиторам  установленного  дохода   в   виде процентов. Госкредитные отношения и налоговые не  подменяют друг  друга и являются самостоятельными финансовыми инструментами. Отношения по  возврату средств и выплате   вознаграждения   также   имеют   перераспределительный характер.

Государственный кредит –  это  совокупность  экономических  отношений, возникающих в процессе формирования государством  финансовых  ресурсов   для финансирования бюджетных расходов  и других государственных программ.

 Как  показывает  опыт  стран  с  рыночной  экономикой,  использование государственного   кредита   для   покрытия   дефицита   бюджета    является  эффективным  и разумным  средством  по сравнению с монетарными  приемами.

Кредиторами  выступают  физические   и   юридические   лица,   заемщиком   – государство  в лице  его  органов  (министерства  финансов,  местных  органов власти).  Для  заемщика  ценная  форма  кредита   позволяет   мобилизировать дополнительные  денежные  ресурсы для покрытия  бюджетного  дефицита   без использования для этих целей бумажно-денежной эмиссии, для не  инфляционного кредитно-денежного обращения путем операций на открытом рынке,  формирование финансового   рынка.   В   условиях    развития    инфляционного    процесса государственные займы у населения временно  уменьшают его платежеспособный спрос. Из обращения изымается избыточная  денежная  масса,  т.е.  происходит отвлечение  средств из  денежного оборота на  заранее оговоренный срок.

Чрезмерное увеличение государственного долга вместе с тем может  привести  к платежам по обязательствам, сумма которых  составит  величину  большую,  чем поступления от займов,  что  отрицательно  скажется  на  состоянии  финансов государства.

В Республику Беларусь  привлекаются  иностранные  кредиты  (на  основе соглашений между правительством РБ и правительством других  государств)  для поддержания экономических  реформ, перехода  к  рыночной  экономике,  решения проблем,  связанных  с  осуществлением  структурной  перестройки  экономики, технического  перевооружения  и  модернизации  промышленности  и   сельского хозяйства, внедряя современные  технологии,  а  также  развития  экспортного потенциала, насыщения  внутреннего  рынка  товарами  народного  потребления, развития малого и среднего бизнеса и др.

Решения  о  привлечении  и  последующем   использовании   иностранных кредитов, формирующих  внешнюю задолженность РБ, а  также   о  предоставлении правительственных  гарантий  в  отношении  иностранных  кредитов  принимаются Кабинетом  Министров  РБ  по  согласованию  с  Президентом  РБ  на  основании  предложений  Валютно-кредитной  комиссии Кабинета Министров РБ. Функционирование  государственного  кредита   ведет   к   образованию государственного  долга,  представляющего  собой  всю  сумму  выпущенных   и непогашенных долговых обязательств  государства, включая сумму   начисленных процентов, которые должны быть по ним выплачены.

   Государственный  долг   является   наиболее   полной   количественной характеристикой   кредитных   отношений    государства,    отражающейся    в статистической отчетности. Величина  государственного  долга  показывает лишь  одну  результативную  сторону  отношений:  задолженность  государства, образовавшуюся за период, соответствующий  количеству  лет  функционирования самого долгосрочного действующего займа, срок погашения  которого  наступает в текущем году.

Государственный кредит служит мощным  средством  мобилизации  в  руках государства дополнительных финансовых ресурсов за  счет  временно  свободных денежных  средств  физических  и  юридических  лиц.  В  случае  дефицитности государственного  бюджета   дополнительно мобилизуемые  финансовые  ресурсы направляются  на покрытие разницы между бюджетными  расходами и доходами.  При   положительном   бюджетном   сальдо   мобилизуемые   с    помощью государственного   кредита   средства   используются    для   финансирования экономических и социальных  программ.  Поэтому    государственный   кредит является рычагом укрепления финансового положения государства,  способствуя достижению равновесия между доходами и расходами государственного  бюджета и выступая  важным источником ускорения социально-экономического развития.

Существуют   значительные   резервы   для   повышения   эффективности государственного кредита. В качестве неотложных мер могут  быть  осуществлены следующие мероприятия:

1. обеспечить реальную  защиту прав интересов заимодателей  и  вкладчиков  от инфляционных  потерь путем  переоценки  номинальной   стоимости  облигаций, займов  и вкладов в коммерческих банках;

2. повысить доходность  отдельных государственных  ценных  бумаг  и  вкладных операций  с тем, чтобы кредиторы  государства   были  уверены  в  получении  дохода на уровне не ниже  сложившегося уровня инфляции  в стране;

3. для  пробуждения   реального  интереса  физических  и  юридических  лиц  к  кредитным  операциям  государства   целесообразно   не   только   защищать интересы   кредиторов,   но   и   максимально    разнообразить    условия выпускаемых  займов (по срокам, по способам  выплаты дохода, по  доходности  ценных бумаг, по обеспечению  полной ликвидности  облигаций);

4. расширить  круг  заимодателей  за  счет  допуска  к  кредитным   операциям государства всех без  исключения предприятий, организаций,  учреждений;

5. перейти при реализации  государственных ценных   о  официального  курса к рыночному,  определяемому   на  основе  реального  спроса   на   фондовые ценности;

6.  осуществить  переход   от   безвозвратного   бюджетного   финансирования предприятий и организаций  на оказание им помощи  преимущественно путем предоставления казначейских  ссуд;

7. отказаться  от  прямого   безвозмездного  и  безвозвратного  использования общегосударственного ссудного фонда  в  бюджетных  целях  и  осуществлять привлечение  ресурсов   кредитных   учреждений   на   нужды   государства исключительно на началах: срочности, платности, возвратности.

Что же касается главных  задач системы управления  внешним  долгом,  то это прежде всего: обеспечение национальной  экономики республики  внешними источниками  финансирования,  достаточными  для  ее  оптимального  развития, осуществление контроля за эффективным использованием этих средств и за  тем, чтобы их объем находился в соответствии  с  реальными  возможностями  страны обслуживать свой внешний долг.

 

 

  1. Активные операции коммерческих банков

 

Банки - центры, где в основном начинается и завершается деловое  партнерство.

От четкой грамотной деятельности банков зависит в решающей мере здоровье экономики. Без развитой сети банков, действующих именно на коммерческой основе, стремление к созданию реального и эффективного рыночного механизма остается лишь благим пожеланием.

Коммерческие банки –  универсальное кредитное учреждение, создаваемое для привлечения и размещения денежных средств на условиях возвратности и платности, а также для осуществления многих других банковских операций.

Коммерческие банки осуществляют активные и пассивные операции. Эти  операции подобны двум противоположным сторонам диалектического единства. Без пассивных операций невозможны активные операции, а без активных операций становятся бессмысленными пассивные. Но все без исключения проводимые банковские операции преследуют одну цель - увеличение доходов и сокращение расходов.

Активные банковские операции – это операции, посредством которых  банки размещают имеющиеся в их распоряжении ресурсы в целях получения необходимого дохода и обеспечения своей ликвидности.

 По классификации активных операций, как и по структуре активов сложились разные точки зрения.

Основными активными операциями являются:

-  кредитные операции, в результате которых формируется кредитный портфель банка;

- инвестиционные операции, создающие основу для формирования инвестиционного портфеля;

- кассовые и расчетные операции, являющиеся одним из основных видов услуг, оказываемых банком своим клиентам;

-   прочие активные операции, связанные с созданием соответствующей инфраструктуры, обеспечивающей успешное выполнение всех банковских операций.

Наиболее распространенными активными операциями банков являются:

- ссудные операции, как правило, приносят банкам основную часть их доходов. В макроэкономическом масштабе значение этих операций состоит в том, что посредством них банки превращают временно бездействующие денежные фонды в действующие, стимулируя процессы производства, обращения и потребления;

- инвестиционные операции, в процессе их совершения банк выступает в качестве инвестора, вкладывая ресурсы в ценные бумаги или  приобретая права по совместной хозяйственной деятельности;

-   депозитные операции, назначение активных депозитных операций банков заключается в создании текущих и длительных резервов платежных средств на счетах в Центральном банке (корреспондентский счет  и резервный счет) и других коммерческих банках;

-  прочие активные операции, разнообразные по форме, приносят банкам за рубежом значительный доход. В белорусской практике круг их пока ограничен. К числу прочих активных операций относятся: операции с иностранной валютой и драгоценными металлами, трастовые, агентские, товарные и др.

Важнейшей проблемой развития активных операций в нашей стране является участие банков в инвестиционной деятельности. Сейчас, когда говорят инвестиции, то подразумевают банки, и напрасно. В настоящее время объемы осуществляемых банками инвестиций очень невелики, в основном это - краткосрочные вложения. До настоящего времени, высокий уровень инфляции и значительный риск при долгосрочных инвестициях не позволяют банкам быть активными в этой сфере. Снижение уровня инфляции может создать принципиально новую ситуацию, при которой инвестиции станут важным направлением вложения средств для банка. Однако это произойдет только в том случае, если будут решены такие вопросы, как гарантии по рискам и возвратность вложений. У банков весьма различные инвестиционные стратегии. Они зависят и от объема средств возможностей банка, и от места, которое банк занимает на рынке, а также от целого ряда других факторов. Эксперты, например, подразделяют банки в зависимости от тех или иных приоритетов в стратегическом поведении, на три типа I - банки, контролирующие мощные денежные потоки, с доходностью активов, достигающих 13-15 при средней 3 и менее II - банки, отстраненные от наиболее выгодных кредитных линий, вынужденные расширять сферу инвестиционных интересов в надежде на оживление экономики III - наиболее распространенный тип банков, с ориентацией на торговый сектор и операции на внутреннем финансовом рынке.

Информация о работе Расчеты чеками из чековой книжки и расчетными чеками