Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2013 в 13:49, дипломная работа
Цель работы - изучение основ организации и реализации операций коммерческих банков с пластиковыми картами, а также анализ практических мероприятий по совершенствованию этих операций на примере Операционного офиса Читинского Сибирского филиала ОАО «Промсвязьбанк».
ВВЕДЕНИЕ 4
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПАЛТЕЖЕЙ С ПОМОЩЬЮ ПЛАСТИКОВЫХ КАРТ 7
1.1 Сущность,значение и основные понятия, касающиеся функционирования банковских пластиковых карт. 7
1.2 Классификация банковских платежных карт 14
1.3 Механизм функционирования платежной системы с использованием банковских платежных карт 22
2 ОЦЕНКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПЛАСТИКОВЫХ КАРТ НА ПРИМЕРЕ ОАО «ПРОМСВЯЗЬБАНК» 36
2.1 Анализ развития пластиковых карт в РФ 38
2.2 Краткая организационно-экономическая характеристика банка 48
2.3 Анализ работы с пластиковыми картами ОАО «Промсвязьбанк» 53
3 СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ РЫНКА ПЛАСТИКОВЫХ КАРТ 59
3.1 Роль пластиковых карт в современной платежной системе 59
3.2 Проблемы использования пластиковых карт в России и пути их решения. 63
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 73
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 74
Динамика количества выданных карт в операционном офисе Читинского Сибирского филиала ОАО «Промсвязьбанк» представлена на рис 12.
Рис.12 Динамика количество выданных карт в операционном офисе Читинского Сибирского филиала ОАО «Промсвязьбанк».
Примечание: составлено автором на основании отчетности Читинского Сибирского филиала ОАО «Промсвязьбанк».
Свыше 85 % – карты, эмитированные в рамках реализации совместных зарплатных проектов с более чем 63 предприятиями города.
При реализации
зарплатного проекта увеличился
рост числа открытых счетов по пластиковым
картам. Соответственно увеличилась
и доля получаемых доходов от использования
пластиковых карт. Реализация зарплатного
проекта позволяет банку иметь
стабильные денежные ресурсы на карточных
счетах, довольно обширную клиентуру
и развитую инфраструктуру, позволяющую
обслуживать клиентов банка вне
офиса. Зарплатный проект выгоден банку,
предприятию и работнику
Активная работа отделения в 2011 г. по развитию операций с банковскими картами позволила достичь следующих результатов: выдано 8449 карт в рамках зарплатного проекта, что на 15 % выше показателя 2011 г.,а на 01.01.2012 г. в использовании находится 23 415 карт, из них 9 522 карт- зарплатные. Прирост в 2012 г. составил 11,3% по сравнению с 2011 г.
Основными крупным зарплатным проектом, осуществленным в конце 2011 г., в большей степени является сотрудничество в образовательной сфере это Забайкальский институт железнодорожного транспорта, Читинский техникум железнодорожного транспорта. В торговле и сфере услуг операциооный офис сотрудничает с сетью аптек «Ортопро», ночными развлекательными клубами, такими как «Центавр», «Папарации».
В табл.2.3 приведена динамика выпуска карт в рамках реализации зарплатного проекта.
Таблица 2.3
Динамика выпуска карт в рамках реализации зарплатного проекта ОАО «Промсвязьбанк» за 2010-2012 гг.
Год |
Число заключенных договоров в рамках зарплатного проекта. |
Прирост |
2010 |
7 263 |
- |
2011 |
8 449 |
15 % |
2012 |
9 522 |
11,3% |
Примечание: составлено автором на основании отчетности Читинского Сибирского филиала ОАО «Промсвязьбанк».
В настоящий момент инфраструктура операционного офиса Читинского Сибирского филиала ОАО «Промсвязьбанк» включает в себя: 18 банкоматов.
Увеличивается количество транзакций (безналичных расчетов пластиковой карточкой через терминалы, установленные в магазинах города). Соответственно изменяются обороты безналичных расчетов.
Наблюдается устойчивая динамика роста количества безналичных операций, в торговых точках, принимающих к оплате пластиковые карты. (см. табл.2.4).
Таблица 2.4
Изменение количества операций операционного офиса Читинского Сибирского филиала ОАО «Промсвязьбанк» по пластиковым картам за 2010-2012 гг.
Год |
Количество транзакций. |
Обороты по безналичным расчетам %- |
Количество магазинов, принимающих карту АСсберкарт, шт. |
2010 |
4 582 |
22,8 |
12 |
2011 |
5 004 |
24,9 |
67 |
2012 |
10 441 |
52,3 |
149 |
Итого |
20 027 |
100 |
- |
Примечание: составлено автором на основании отчетности Читинского Сибирского филиала ОАО «Промсвязьбанк».
В 2012 г. общий показатель колличества операций возрос более чем на 50% и составил 10441 транзакцию, в 2011 г. показатель был на уровне 5 004 операции. Основными торговыми точками, в которых производится большее колличество операций являются: сеть автозаправок AZS KORS, сети продуктовых магазинов, развлекательные ночные клубы МIX, PAPARAZZI.
Во всем
мире в сферу обращения пластиковых
карточек вовлечены миллионы торговых,
гостиничных предприятий и
Как известно,
доминирующими расчетно-
Основная
проблема в РФ - это уменьшение объемов
налично-денежного обращения за
счет разных форм и методов безналичных
расчетов и его защиты. Сделать
это можно, создав специализированную
систему расчетно-платежных
Основной формой платежа у нас пока остаются наличные деньги. Налично-денежное обращение порождает огромные издержки, связанные с печатанием бумажных денег, чеканкой монет, их выпуском в обращение, обработкой, перевозкой и хранением. Сократить налично-денежное обращение, снизить издержки, связанные с обслуживанием розничного расчетно-платежного оборота, можно лишь при использовании разнообразных методов платежей в этом обороте. Это, прежде всего, предуведомленные платежи, дебетовые и кредитовые карточки, кредитные чеки (в частности "Еврочеккард"), банковские и дорожные чеки. При этом всегда нужно четко представлять, какое пространство может эффективно заполнять то или иное платежное средство. Система предуведомленных платежей, как и пластиковые карточки, связана с кругооборотом личных доходов. Она состоит в том, что банк автоматически зачисляет на текущий счет клиента или списывает с него суммы по заранее заключенному договору.
Пластиковые карты эффективны в своем большом пространстве, где можно в удобное для пользователя время и в удобном месте получать товары и услуги по предъявлении этих карт. В этом же пространстве обращается "Еврочеккард".
Большая проблема создания "индустрии" пластиковых карт обеспечение ее дорогостоящим технологическим оборудованием, закупаемым в развитых странах. Создавать это оборудование в России по стандартам "ВИЗА" и "Европой" было бы дешевле для российских потребителей. Для этих целей необходима инвестиционная компания с участием западных банков и фирм для выбора из многочисленных конверсионных предприятий тех, которые могли бы изготовить соответствующее оборудование и средства связи. Рынок для реализации в России такого оборудования обеспечен на долгие годы вперед.
Количество
карт, выпускаемых российскими
Все большее внимание уделяется вопросам развития розничных платежей со стороны главного управления Банка России, кредитных организаций, органов власти – так, Главное управление БР совместно с кредитными организациями и правительством наметило конкретные мероприятия, направленные на развитие рынка банковских услуг:
Роль пластиковых карт возрастает при учете того, что операции с ними относятся к числу наиболее доходных видов банковской деятельности.
Доходы от эмитирования карточек складываются из взимаемых с клиента:
Основной
источник доходов от
Комиссия за интерчейндж равна определенному проценту от суммы торговых счетов. Штрафные сборы за нарушение условий договора могут взиматься в случае просрочки при уплате очередного взноса в погашение задолженности, за утерю карточки и др.
Рассчитывая доходы, получаемые от клиентов, прежде всего следует определить, сколько клиентов-держателей карточек вы реально сможете привлечь. Самый простой путь - это предложить карточки нынешним клиентам банка. При этом следует учитывать, что получить карточки захотят далеко не все просто потому, что это незнакомо и непривычно для наших людей, даже тех, кто уже имеет банковский счет.
Срабатывает обычный консерватизм. Очень часто приходится прилагать значительные усилия, чтобы убедить, что банковская карточка для них гораздо удобнее, чем наличные деньги. Само собой разумеется, тот, кому придется убеждать, должен сам в это верить, понимать и уметь объяснить, чем конкретно карточка удобнее и лучше. Тем не менее, на первом этапе не надо рассчитывать более, чем на половину клиентов, имеющих счета в вашем банке.
Нельзя забывать о расходах. По организации и реализации карточной программы они складываются из следующих крупных блоков.
Таким образом, успех банка в области банковских карточек основывается на:
Без какой-либо из этих составляющих система просто не будет работать, а слабость хотя бы одной из них непременно приведет к сбою всей системы.38
Информация о работе Оценка использования пластиковых карт на примере ОАО «Промсвязьбанк»