Взаимодействие Банка России
с органами государственной власти и местного
самоуправления строится с учётом принципа,
закреплённого ст. 1 Закона о ЦБ РФ и устанавливающего,
что при осуществлении функций и полномочий,
закреплённых за Банком России Конституцией
РФ и ФЗ о ЦБ РФ, Банк Росси действует независимо
от федеральных органов государственной
власти, органов государственной власти
субъектов РФ и органов местного самоуправления.
Особенно важной, с точки зрения реализации
основных целей деятельности Банка России,
представляется независимость эмиссионного
банка от высшего органа исполнительной
власти – Правительства РФ. Этот правовой
принцип выработан историческим опытом:
эмиссия денег не может быть в руках правительства,
которое за счет выпуска дополнительных
средств, их обесценения способно стимулировать
инфляцию, представляющую собой самый
всеохватный и паразитирующий налог. Многие
страны прошли через денежные кризисы,
вызванные безудержным ростом денежной
массы, и, как показывают исследования,
уровень инфляции в стране, а следовательно,
и темпы экономического развития непосредственно
определяются степенью независимости
центрального банка.
Не случайно, что ст. 22 ФЗ о ЦБ
РФ, развивая данный принцип, устанавливает
запрет для ЦБ РФ предоставлять кредиты
Правительству РФ для погашения дефицита
федерального бюджета, приобретать государственные
ценные бумаги при их первичном размещении,
если это не предусмотрено федеральным
законом о бюджете, а также финансировать
за счёт предоставления кредитов дефициты
бюджетов государственных внебюджетных
фондов, бюджетов субъектов РФ и местных
бюджетов.
Тем не менее, независимость
Банка России нельзя понимать буквально.
Совместно с Правительством РФ Банк России
разрабатывает и реализует меры государственной
экономической политики. Это необходимо
предполагает организацию взаимодействия
Банка России, Правительства РФ, федеральных
органов исполнительной власти экономического
блока.
Взаимоотношения между Банком
России и Правительством РФ строятся на
основе так называемого принципа взаимного
представительства. Его суть заключается
в том, что Председатель Банка России или
по его поручению один из его заместителей
участвует в заседаниях Правительства
РФ, а также может принимать участие в
заседаниях Государственной Думы при
рассмотрении законопроектов, касающихся
вопросов экономической, финансовой, кредитной
и банковской политики. Министр финансов
РФ и министр экономического развития
РФ или по их поручению по одному из их
заместителей участвуют в заседаниях
Совета директоров Банка России с правом
совещательного голоса.
Кроме того, Банк России и Правительство
РФ информируют друг друга о предполагаемых
действиях, имеющих общегосударственное
значение, координируют свою политику,
проводят регулярные взаимные консультации
(ст. 21 Закона о ЦБ РФ)
В соответствии со ст. 5 Закона
о Центральном банке РФ Банк России подотчетен
Государственной Думе Федерального Собрания
РФ.
Это выражается в том, что Государственная
Дума:
а) назначает на должность и
освобождает от должности Председателя
Банка России по представлению Президента
РФ;
б) назначает на должность и
освобождает от должности членов Совета
директоров Банка России по представлению
Председателя Банка России, согласованному
с Президентом РФ;
в) направляет и отзывает представителей
Государственной Думы в Национальном
банковском совете в рамках своей квоты;
г) рассматривает основные направления
единой государственной денежно-кредитной
политики и принимает по ним решение;
д) рассматривает годовой отчет
Банка России и принимает по нему решение.
Состав годового отчета Банка России определяется
ст. 25 Закона о Центральном банке РФ;
е) принимает решение о проверке
Счетной палатой РФ финансово-хозяйственной
деятельности Банка России, его структурных
подразделений и учреждений. Указанное
решение может быть принято только на
основании предложения Национального
банковского совета. При этом согласно
ст. 19 Федерального закона от 11.01.1995 № 4-ФЗ
«О Счетной палате Российской Федерации»
Счетная палата РФ осуществляет также
контроль за деятельностью Банка России
в части обслуживания им федерального
бюджета и государственного долга РФ;
ж) проводит парламентские слушания
о деятельности Банка России с участием
его представителей;
з) заслушивает доклады Председателя
Банка России о деятельности Банка России
(при представлении годового отчета и
основных направлений единой государственной
денежно-кредитной политики).
Иную информацию Банк России
представляет в Государственную Думу
и Президенту РФ в порядке, установленном
федеральными законами.
Органы управления
Банка России
К органам управления Банка
России законодательство относит Национальный
банковский совет, Совет директоров Банка
России и Председателя Банка России. Статус Национального банковского
совета довольно противоречив. Ст.
12 ФЗ о ЦБ РФ определяет его как коллегиальный
орган Банка России, в то время как собственно
глава III явно выносит НБС за рамки органов
управления ЦБ РФ, выделяя в качестве высшего
органа управления Совет директоров. На
наш взгляд, НБС следовало бы рассматривать
как коллегиальный орган при Банке России,
призванный, не нарушая принципа самостоятельности
ЦБ РФ, обеспечивать его взаимодействие
с высшими органами государственной власти
РФ, контроль за его деятельностью. В пользу
данной точки зрения говорит тот факт,
что члены НБС служащими Банка России
не являются и вознаграждения за работу
в Банке России не получают.
В состав НБС входят 12 человек.
Двое его членов направляются Советом
Федерации Федерального Собрания РФ из
числа членов Совета Федерации, трое –
Государственной Думой из числа депутатов
Государственной Думы, трое – Президентом
РФ, трое – Правительством РФ. В состав
НБС входит также Председатель Банка России.
Если статус членов, делегированных палатами
Федерального Собрания определён достаточно
чётко, то этого нельзя сказать о членах
НБС, делегируемых Президентом РФ и Правительством
РФ. Отзыв членов НБС осуществляется органом
государственной власти, направившим
их в состав НБС.
Деятельностью НБС руководит
Председатель НБС, который избирается
членами НБС из их числа большинством
голосов от общего числа членов НБС. Председатель
Национального банковского совета осуществляет
общее руководство его деятельностью,
председательствует на его заседаниях.
В случае отсутствия Председателя Национального
банковского совета его функции выполняет
заместитель, избираемый из числа членов
Национального банковского совета большинством
голосов от общего числа членов Национального
банковского совета. Решения Национального
банковского совета принимаются большинством
голосов от числа присутствующих членов
Национального банковского совета при
кворуме в семь человек. Национальный
банковский совет заседает не реже одного
раза в квартал.
В компетенцию НБС входит:
1) рассмотрение годового отчета
Банка России;
2) утверждение на основе предложений
Совета директоров на очередной год не
позднее 15 декабря предшествующего года:
общего объема расходов на содержание
служащих Банка России;
общего объема расходов на пенсионное
обеспечение, страхование жизни и медицинское
страхование служащих Банка России;
общего объема капитальных
вложений;
общего объема прочих административно-хозяйственных
расходов;
3) утверждение при необходимости
на основе предложений Совета директоров
дополнительных расходов на содержание
служащих Банка России, дополнительных
расходов на пенсионное обеспечение, страхование
жизни и медицинское страхование служащих
Банка России, дополнительных капитальных
вложений, а также утверждение прочих
дополнительных административно-хозяйственных
расходов;
4) рассмотрение вопросов совершенствования
банковской системы РФ;
5) рассмотрение проекта основных
направлений единой государственной денежно-кредитной
политики и основных направлений единой
государственной денежно-кредитной политики;
6) решение вопросов, связанных
с участием Банка России в капиталах кредитных
организаций;
7) назначение главного аудитора
Банка России и рассмотрение его докладов;
8) ежеквартальное рассмотрение
информации Совета директоров по основным
вопросам деятельности Банка России:
реализации основных направлений
единой государственной денежно-кредитной
политики;
банковского регулирования
и банковского надзора;
реализации политики валютного
регулирования и валютного контроля;
организации системы расчетов
в Российской Федерации;
исполнения сметы расходов
Банка России;
подготовки проектов законодательных
актов и иных нормативных актов в области
банковского дела;
9) определение аудиторской организации
– аудитора годовой финансовой отчетности
Банка России;
10) утверждение по предложению
Совета директоров правил бухгалтерского
учета и отчетности для Банка России;
11) внесение в Государственную
Думу предложений о проведении проверки
Счетной палатой РФ финансово-хозяйственной
деятельности Банка России, его структурных
подразделений и учреждений;
12) утверждение по предложению
Совета директоров порядка формирования
провизий Банка России и порядка распределения
прибыли Банка России, остающейся в его
распоряжении;
13) утверждение по предложению
Совета директоров отчета о расходах Банка
России на содержание его служащих, пенсионное
обеспечение, страхование жизни и медицинское
страхование служащих Банка России, капитальные
вложения и прочие административно-хозяйственные
нужды.
Ключевую роль в управлении
Банком России играет Совет директоров.
Совет директоров Банка России является
коллегиальным органом управления Банка
России. В его состав входят Председатель
Банка России и 12 членов Совета директоров,
которые работают на постоянной основе
в Банке России. Члены Совета директоров
назначаются Государственной Думой на
должность сроком на четыре года по представлению
Председателя Банка России, согласованному
с Президентом РФ. В случае истечения срока
полномочий члены Совета директоров освобождаются
от должности Председателем Банка России,
до истечения срока полномочий - Государственной
Думой по представлению Председателя
Банка России.
Банковское законодательство
устанавливает жёсткие ограничения, не
совместимые со статусом члена Совета
директоров Банка России. Так, в соответствии
со ст. 19 ФЗ о ЦБ РФ члены Совета директоров
не могут быть депутатами Государственной
Думы и членами Совета Федерации, депутатами
законодательных (представительных) органов
субъектов РФ, депутатами органов местного
самоуправления, государственными служащими,
а также членами Правительства РФ, не могут
состоять в политических партиях, занимать
должности в общественно-политических
и религиозных организациях. Кроме того,
в соответствии со ст. 90 ФЗ о ЦБ РФ на членов
Совета директоров распространяются общие
ограничения, установленные для всех служащих
Банка России. Членам Совета директоров
запрещается:
1) работать по совместительству,
а также на основании договора
подряда (за исключением преподавательской,
научно-исследовательской и творческой
деятельности);
2) занимать должности
в кредитных и иных организациях;
3) приобретать ценные
бумаги, акции (доли участия в
уставных капиталах организаций),
по которым может быть получен
доход, если это может привести
к конфликту интересов, за исключением
случаев, установленных федеральным
законом. В случае, если владение
членом Совета директоров Банка
России приносящими доход ценными
бумагами, акциями (долями участия
в уставных капиталах организаций)
может привести к конфликту
интересов, он обязан передать
принадлежащие ему указанные
ценные бумаги, акции (доли участия
в уставных капиталах организаций)
в доверительное управление в
соответствии с законодательством
Российской Федерации;
4) быть поверенным или
представителем по делам третьих
лиц в Банке России, если иное
не предусмотрено настоящим Федеральным
законом и другими федеральными
законами;
5) получать в связи
с исполнением служебных обязанностей
не предусмотренные законодательством
Российской Федерации вознаграждения
(ссуды, денежное и иное вознаграждение,
услуги, оплату развлечений, отдыха,
транспортных расходов);
6) выезжать в связи
с исполнением служебных обязанностей
за пределы территории Российской
Федерации за счет средств
физических и юридических лиц,
за исключением служебных командировок,
осуществляемых в соответствии
с законодательством Российской
Федерации, международными договорами
Российской Федерации или договоренностями
на взаимной основе федеральных
органов государственной власти
с государственными органами
иностранных государств, международными
и иностранными организациями, межбанковскими
соглашениями.
Совет директоров заседает
не реже одного раза в месяц. На его заседаниях
председательствует Председатель Банка
России, а в случае его отсутствия - лицо,
его замещающее, из числа членов Совета
директоров. Решения Совета директоров
принимаются большинством голосов от
числа его членов, присутствующих на заседании,
при кворуме в семь человек и обязательном
присутствии Председателя Банка России
или лица, его замещающего. Для участия
в заседаниях Совета директоров могут
приглашаться руководители территориальных
учреждений Банка России.
Основные функции Совета директоров
закреплены в ст. 18 ФЗ о ЦБ РФ. Совет директоров:
1) во взаимодействии с Правительством
РФ разрабатывает проект основных направлений
единой государственной денежно-кредитной
политики и основные направления единой
государственной денежно-кредитной политики
и представляет эти документы для рассмотрения
в Национальный банковский совет, а также
Президенту РФ, в Правительство РФ и Государственную
Думу, обеспечивает выполнение основных
направлений единой государственной денежно-кредитной
политики;