Эволюция валютно-денежной системы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2013 в 02:03, курсовая работа

Описание работы

Целью моей работы является проследить источники возникновения мировой валютной системы, современное состояние, а также перспективы развития, в частности, в связи с введением «евро».
Среди задач данной курсовой работы выделим основные:
рассмотрение этапов развития мировой валютной системы;
изучение современного состояния мирового рынка валют, а также специфики российской валютной системы;
анализ перспектив развития мировой валютной системы.

Содержание работы

Введение 3

Глава I. Мировая валютно-денежная система: основные понятия
и этапы ее развития. 4
1.1. Основные понятия 4
1.2. Особенности эпохи «золотого стандарта» 9
1.3 Структура Бреттон-Вудской системы 11
1.4. Характеристика Ямайской валютной системы 15
1.5. Европейская валютная система 19

Глава II. Современное состояние мирового рынка валюты 23
2.1 Общая характеристика современного мирового валютного рынка 23
2.2.Перспективы превращения юаня в мировую валюту 26
2.3.Специфика современного российского валютного рынка 27

Глава III. Перспективы развития мировой валютной системы 29

Заключение 34

Литература 37

Приложения 38

Файлы: 1 файл

курсовая ЭВДС.doc

— 204.00 Кб (Скачать файл)

Новизна и особенность Ямайской валютной системы состояли в следующем: введен стандарт СДР или специальные права заимствования (“special drawing rights”), то есть “это международный резервный актив, эмиссия которого осуществляется МВФ и распределяется между странами-членами пропорционально их квотам в МВФ. СДР не имеют материально-вещественной формы существования и фигурируют лишь в виде бухгалтерской записи на счетах центральных банков, а также на специальном счете МВФ”.4 СДР был введен вместо золото-девизного стандарта. Отменена официальная валютная цена золота, а также заявлено о недопустимости установления государственного или межгосударственного контроля над мировыми рынками золота с целью искусственного замораживания его цены. Одновременно были приняты и решения, касающиеся использования золота, которое находилось в распоряжении МВФ. Одну шестую часть золотого запаса (а это составляло 25 млн. тройский унций, или 777,6 т.) МВФ возвратил старым членам в обмен на их национальные валюты по существовавшей до Ямайского соглашения официальной цене (35 ед. СДР за одну унцию) пропорционально их квотам в капитале Фонда. Такое же количество золото было продано в течение четырех лет, начиная с июня 1976 года по май 1980, на свободном рынке путем регулярно проводившихся открытых аукционов. Таким образом, центральные банки получили возможность свободно покупать золото на частном рынке по складывающимся там ценам и совершать сделки в золоте между собой на базе его рыночной стоимости. Так же было упразднено существовавшее до того времени обязательство стран-участниц МВФ делать взнос в капитал Фонда в золоте. Было ликвидировано право МВФ требовать от стран-участниц золото в счет их взносов в капитал Фонда или при осуществлении каких-либо операций с этими странами.

Одним из основных принципов Ямайской валютной системы была юридически завершенная демонетаризация золота. Была отменена официальная цена на золото, были отменены золотые паритеты, прекращен размен долларов на золото.

Ямайское соглашение окончательно упразднило золотые паритеты национальных валют, равно как и единицы СДР. Поэтому оно рассматривалось на Западе как официальная демонетизация золота, лишение его всяких денежных функций в сфере международного оборота. Было положено начало фактического вытеснению желтого металла из системы международных валютных отношений.

Интернационализация системы  международных ликвидных активов, формирование коллективной валютной единицы  призваны оказывать стабилизирующее  воздействие на мировую экономику, смягчать последствия нарушений  равновесия платежных балансов, служить своего рода заслоном на пути перенесения возмущений, вызываемых такого рода нарушениями, на внутреннюю экономику страны.

В соответствии с этим положением устава МВФ, относящиеся  к механизму СДР, были внесены  определенные изменения.

  • Привязка стоимости СДР к золоту прекращает свое существование.
  • Странам-участницам предоставляется возможность вступать по взаимному согласию в сделки друг с другом с использованием СДР без предварительного принятия Фондом какого-либо общего или специального решения по данному вопросу.
  • МВФ может разрешать странам-участницам производить между собой операции по использованию СДР. В мае 1979 года директорат МВФ принял резолюцию, предоставившую странам-участницам право осуществлять различные операции, такие как, погашение любого договорного обязательства без перевода валюты, в которой произведена сделка, предоставление кредитом в СДР, использование их в качестве залога при получении займов и т.п.
  • Право владеть средствами в СДР может быть предоставлено международным валютно-финансовым организациям, специализированными учреждениями ООН и т.д.
  • СДР заменяют золото и национальные валюты при осуществлении платежей странами-членами Фонду и Фондом странам-членам, и их возможное использование в операциях сделках, производимых в рамках общего департамента МВФ, должно быть расширено.

Но итоги функционирования СДР свидетельствуют о том, что они оказались далеки от мировых денег. Более того, возникли проблемы эмиссии и распределения, обеспечения, метода определения курса и сферы использования СДР. Вопреки замыслу СДР не стали эталоном стоимости, главным международным резервным и платежным средством.

Введение плавающих вместо фиксированных  валютных курсов в большинстве стран  в марте 1973 года не обеспечило их стабильности, несмотря на огромные затраты на валютную интервенцию. Этот режим оказался неспособным обеспечить выравнивание платежных балансов, покончить с внезапными перемещениями “горячих денег”, с валютной спекуляцией.

Ямайская валютная реформа не обеспечила валютной стабилизации. Кредитные возможности МВФ, несмотря на увеличение кредитов, остались скромными по сравнению с огромными международно-финансовыми потоками и дефицитом платежных балансов.

На фоне многочисленных проблем, связанных  с колебанием валютных курсов, особый интерес в мире вызывает опыт функционирования зоны стабильных валютных курсов в Европе, который позволяет входящим в эту валютную группировку странам устойчиво развиваться, невзирая на проблемы, возникающие в мировой валютной системе.

                           1.5    Европейская валютная система.

 

Существование Европейской  валютной системы является одной из особенностей современных валютных отношений. На взаимную торговлю стран-членов ЕВС приходится от 55 до 70% от их внешнеторгового оборота. Решение о создании Европейской валютной системы (ЕВС) вступило в силу 13 марта 1979 г.

Основные цели ЕВС:

1) создание зоны стабильных валютных курсов в Европе, отсутствие которой затрудняло сотрудничество стран-членов Европейского сообщества в области выполнения общих программ и во взаимных торговых отношениях;

2) сближение экономических  и финансовых политик стран-участниц. Выполнение этих задач способствовало бы построению европейской валютной организации, способной отражать спекулятивные атаки рынка, а также сдерживать колебания международной валютной системы (особенно изменения доллара).

Активными членами ЕВС  являются Бельгия, Люксембург, Дания, Германия, Франция, Нидерланды, Ирландия, Испания, Португалия, Греция. Великобритания и Италия в настоящее время являются пассивными членами Европейской валютной системы. В 1997 г. членами ЕВС стали Финляндия, Швеция и Норвегия.

Основные принципы построения ЕВС:

1) страны-участницы ЕВС зафиксировали курсы своих валют по отношению к центральному курсу ЭКЮ;

2) на основе центрального  курса к ЭКЮ рассчитаны все  основные паритеты между курсами валют стран-участниц;

3) страны-участницы ЕВС обязаны поддерживать фиксированный курс валют с помощью интервенций. В начале создания системы курс валют не мог отклоняться более чем на +/- 2,25 % от паритетного, в настоящее время допускается колебание в пределах +/- 15% от паритета.

В рамках ЕВС европейская валютная единица выполняет ряд функций:

1) счетной единицы,  так как с помощью ЭКЮ определяются  взаимные паритеты валют Сообщества. Кроме того, она делает возможным определение величины бюджета ЕС, сельскохозяйственных цен, расходов и т.п.;

2) платежного инструмента, так как ЭКЮ позволяет центральным банкам определять и оплачивать взаимные долги, выраженные в ЭКЮ;

3) инструмента резервирования, так как каждый центральный  банк вносит 20% своих авуаров золотом и долларами в Европейский фонд валютной кооперации, который, в свою очередь, снабжает банк суммой в ЭКЮ, соответствующей внесенным авуарам. С 1999 г. вместо ЭКЮ основной валютой ЕВС будет евро.

Благодаря введению фиксированных  курсов валют на территории Западной Европы появился так называемый феномен валютной змеи. Валютная змея, или змея в тоннеле, - кривая, описывающая совместные колебания курсов валют стран Европейского сообщества относительно курсов других валют, которые не входят в данную валютную группировку.

Роль МВФ по отношению к ЕВС выполняет Европейский фонд валютного сотрудничества. Долларовые накопления образуют кредитный фонд ЕВС. Его объем для краткосрочного кредитования составляет 14 млрд. ЭКЮ, а для среднесрочного кредитования – 11 млрд. ЭКЮ.

Несмотря на имеющиеся  в функционировании ЕВС противоречия, она выполнила поставленную перед ней задачу. До 1992 г. в ЕС наблюдалась стабильность обменных курсов. За 5 лет (1987- 1992 гг.) центральные курсы основных валют не изменились, тогда как в это же время доллар успел потерять и снова набрать 30% от своей стоимости по отношению к французскому франку и немецкой марке. К началу 90-х гг. предполагалось перейти от зоны стабильности в Европе к более высокому уровню интеграции. Эти настроения получили свое выражение в тексте Маастрихского договора, который предусматривал переход к Валютно-экономическому союзу к 1999 г.

Однако надежды на быстрое создание Валютно-экономического союза не оправдались. Причиной явились  кризисные ситуации в Европе 1992-1993 гг. и жесткость требований к показателям, необходимым для перехода к ВЭС:

1) стабильность обменных  курсов;

2) стабильность цен:  уровень инфляции не должен  превышать более чем на 1,5% средний  уровень инфляции трех государств, наиболее благополучных в этом  отношении;

3) дефицит государственного бюджета не более 3% от ВВП;

4) государственный долг  ниже 60% от ВВП;

5) процентная ставка  в длительном периоде превышает  не более чем на 2% ставку трех стран, имеющих наименьший уровень инфляции.

Создание Валютно-экономического союза должно обеспечить странам-участницам множество неоспоримых преимуществ: упразднение обменных институтов и комиссионных; отмену оплаты банковских переводов между странами; упрощение управления предприятиями в разных государствах Союза; уравнивание номинальных и реальных ставок процента; ЭКЮ будет противостоять иене и доллару и станет международной резервной валютой; и наконец, исчезнут всяческие ограничения между странами-участницами ВЭС. Именно поэтому, несмотря на период длительной нестабильности в Европе после упомянутого кризиса, в Мадриде был разработан новый перспективный план перехода к Валютно-экономическому союзу, состоящий из 3 этапов:

1) конец 1998 г. Совет  Европы определяет по итогам 1997 г. количество стран, соответствующих  установленным критериям. Начинается организация Центрального банка Европы;

2) январь 1999 г. Переход  к ВЭС: окончательная фиксация обменных курсов между валютами и между ними и евро; определение операций, проводимых в европейской валюте. Банки еще не обязаны пересчитывать все переводы в евровалюте; начинает действовать Центральный банк Европы;

3) введение единой  валюты. 1999 г.: снижение сроков и  стоимости банковских переводов. Потребители получают возможность доступа к операциям в европейской валюте – евро. Пересчет национальных цен в евро. Создание сети обменных пунктов (национальной валюты в евро). 2002 г. или позже: введение единой валюты (введение в обращение ее банкнот и монет). Быстрое изъятие из обращения национальной валюты. Потребители в течение длительного периода могут обменивать национальную валюту на евро. Банковские счета, заработная плата, пенсии – все денежные операции пересчитываются в европейскую валюту.5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

       ГЛАВА 2. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ МИРОВОГО РЫНКА

                          ВАЛЮТЫ             

 

2.1 Общая характеристика  современного мирового валютного  рынка

 

По мнению многих экспертов, мировой валютный рынок в конце 2010 года находился в состоянии  войны за всеобщее ослабление валют. В условиях недостаточного спроса государства  разделились на два лагеря: эмитенты резервных валют прибегали к практике монетарной экспансии, а остальные отвечали валютным интервенциям. От такой политики понесли потери страны, занимавшие нейтральную позицию. Например, в Бразилии был отмечен рост курса национальной валюты. Именно бразильский министр финансов Г. Мантега впервые в 2010 г. произнес словосочетание «валютная война»: «Мы находимся в состоянии международной валютной войны, общего ослабления валют. Эта война угрожает нашей конкурентоспособности» (сентябрь 2010 г.). Бразилия стала одним из первых государств, чья валюта в результате ≪боевых действий на валютном рынке≫ значительно укрепилась по отношению к доллару США. Так, за январь – октябрь 2010 г. курс бразильского реала укрепился по отношению к доллару США почти на 40 %, в результате чего резко снизилась конкурентоспособность экспорта. В октябре 2010 г. по сравнению с мартом промышленное производство в стране снизилось на 2 %. Во избежание дальнейшей эскалации подобных явлений и усиления валютных рисков в растущей экономике Центральный банк Бразилии в октябре 2010 г. в 5 раз увеличил ежедневные объемы покупки долларов США. В то же время Бразилия вдвое увеличила налог на иностранные инвестиции в свои гособлигации в попытке сдержать спекулятивный капитал, повышающий курс реала. Аналогичные меры для недопущения укрепления своих валют предприняли монетарные ведомства и других стран – Южной Кореи, Индонезии, Таиланда. К примеру, Таиланд ввел налог на облигации,

причем министр финансов предупредил о дальнейшем ужесточении мер. По мере ослабления курса доллара США другие страны также обсуждают введение ограничений, что свидетельствует о возможном возврате «эры контроля за капиталом».

Информация о работе Эволюция валютно-денежной системы