Эволюция Пенсионного фонда Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2013 в 21:14, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является рассмотрение Пенсионного фонда Российской Федерации как составной части системы социальных внебюджетных фондов.
В соответствии с темой курсовой работы ставятся следующие задачи:
Проанализировать историю развития и теоретические основы Пенсионного фонда РФ,
изучить функции, цели и задачи Пенсионного фонда РФ,
проанализировать источники формирования денежных средств,

Файлы: 1 файл

Курсовая работа на тему ПФ РФ. Тюрикова А. ЭЭБ-104-0.doc

— 847.50 Кб (Скачать файл)

Есть еще один нюанс, который нам пригодится ниже. Страховые взносы, суммарно составляющие в 2011 году 2 800,7 млрд. рублей, подразделяются на 1 840,2 млрд. рублей страховой части и 960,5 млрд. рублей части накопительной. В 2012 году соответственно – 1 851,1 млрд. и 1 103,3 млрд. рублей, в 2013 году - 2092,3 млрд. и 1025,9 млрд. рублей.

Таким образом, проанализировав динамику доходов бюджета Пенсионного  фонда Российской Федерации за 2011-2013 г.г., можно выявить увеличение средств федерального бюджета в финансировании пенсионной системы. Это свидетельствует об усиливающейся тенденции ее отхода от страховых принципов. Основными причинами увеличения доли средств федерального бюджета в бюджете ПФР являются: возложение на ПФР дополнительных функций по осуществлению отдельных выплат нестрахового характера, финансируемых за счет средств федерального бюджета (ЕДВ, ДЕМО - дополнительное ежемесячное материальное обеспечение, материнский (семейный) капитал).

2.3 Направления и порядок использования средств фонда

Согласно статье 147 Бюджетного Кодекса РФ – расходование средств государственных внебюджетных фондов осуществляется исключительно на цели, определенные законодательством Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, регламентирующим их деятельность, в соответствии с бюджетами указанных фондов, утвержденными федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации [22].

Средства Пенсионного  фонда направляются на выплату:

  • государственных пенсий по возрасту, за выслугу лет, при потере кормильца;
  • пенсий по инвалидности;
  • пенсий военнослужащим;
  • компенсации пенсионерам;
  • материальной помощи престарелым и инвалидам;
  • пособий на детей от 1,5 до 6 лет, одиноким матерям, на детей инфицированных вирусом иммунодефицита;
  • пострадавшим от аварии на Чернобыльской АЭС;
  • также в бюджете на каждый год заложены средства на проведение индексации всех видов государственных пенсий.

За счет средств Пенсионного  фонда финансируются программы  по социальной поддержке инвалидов, пенсионеров, детей; осуществляются единовременные денежные выплаты.

Выплаты государственных пенсий и пособий занимают наибольший удельный вес в общем объеме расходов Пенсионного фонда. Наряду с ними осуществляются целевые выплаты государственных пенсий и пособий на возвратной основе из федерального бюджета. Это расходы на собственно выплату пенсий, а также расходы по их доставке и пересылке. Часть средств Пенсионного фонда используется на капитальные вложения и проектные работы, разработку и ввод в эксплуатацию автоматизированной системы фонда, подготовку и переподготовку кадров, содержание органов Пенсионного фонда, возврат краткосрочных ссуд и полученных от коммерческих банков кредитов.

В условиях инфляции пенсии гражданам  пересматриваются в сторону повышения  также за счет Пенсионного фонда. ПФ РФ финансирует различные программы  по социальной поддержке инвалидов, пенсионеров, детей. Средства фонда идут также на финансирование административной деятельности фонда. Временно свободные средства ПФ РФ могут быть вложены в ценные бумаги.

Особый интерес к формированию и исполнению бюджета Пенсионного фонда РФ последних лет объясняется также рядом дополнительных обстоятельств, связанных с реализацией уже принятых и готовящихся нормативных актов. С 1 января 2007 года вступили в силу Федеральный закон №256-ФЗ от 29.12.2006 "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" и Правила подачи заявления о выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал и выдачи государственного сертификата, утверждённые Постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2006 года №873. Эти нормативные акты устанавливают право на получение материнского (семейного) капитала для семей, в которых с 1 января 2007 года появился второй ребенок (либо третий ребенок или последующие дети, если при рождении второго ребёнка право на получение этих средств не оформлялось). Размер материнского капитала в 2012 году для тех, кто им еще не воспользовался, составил 387 тысячи 640 рублей 30 копеек. Для владелиц сертификата, которые уже распорядились частью средств, размер оставшейся части суммы будет увеличен с учетом темпов роста инфляции.

Начиная с 1 января 2009 года, россияне могут  увеличить свою будущую трудовую пенсию с участием государства. В  Российской Федерации действует  Программа государственного софинансирования пенсии: часть взносов в накопительную часть пенсии платит сам гражданин, другую часть – государство. Программа действует в соответствии с Федеральным законом от 30 апреля 2008 г. № 56-ФЗ "О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений". В Программе могут участвовать все россияне без ограничения, зарегистрированные в системе обязательного пенсионного страхования. В том числе люди старшего поколения и те, кто в настоящее время по действующему законодательству не имеют права формировать накопительную часть трудовой пенсии [9, с. 241].

Еще одна статья расходов бюджета  Пенсионного фонда, появившаяся  в 2010 году, связана с валоризацией. Валоризация – это переоценка расчетного пенсионного капитала, которая направлена в первую очередь на тех, кто имеет большой "советский" трудовой стаж. Пенсионеры, имеющие трудовой стаж в период до 2002 года, получили 10% прибавки к объему пенсионных прав, которые сформировались у них до начала пенсионной реформы 2002 года. Также дополнительно за каждый год советского трудового стажа до 1991 года к расчетному пенсионному капиталу добавилось по 1%.

Если после валоризации размер пенсии в сумме с другими причитающимися пенсионеру выплатами оказался ниже прожиточного минимума пенсионера в его субъекте РФ, то такому пенсионеру установлена соответствующая социальная доплата. Если пенсионер живет в регионе, где прожиточный минимум пенсионера ниже федерального, то ему установлена федеральная соцдоплата к пенсии, которая выплачивается Пенсионным фондом Российской Федерации. Если пенсионер живет в субъекте Федерации, где прожиточный минимум выше федерального, то ему установлена региональная соцдоплата, которую выплачивают органы социальной защиты населения региона [10, с.123].

Бюджет ПФ РФ как основной документ, определяющий повседневную жизнь крупнейшего и наиболее общественно значимого финансового учреждения нашей страны, содержит много и других не менее важных для каждого пенсионера моментов.

Основными задачами бюджетной политики Пенсионного фонда РФ на будущий период являются финансовая стабилизация системы и обеспечение своевременной выплаты пенсий.

Анализ расходов Пенсионного  фонда РФ.

           Расходы на пенсионное обеспечение – это самый объемный поток социальных трансфертных платежей в России. В течение последних лет эти финансовые потоки составили от 25 до 47 процентов по отношению к расходам федерального бюджета. В нашей стране насчитывается более 38,5 миллионов пенсионеров, это более 1/5 всего населения России [23].

Расходы ПФР в 2011-2013 годах не менее занимательны, чем доходы. Данные о расходах ПФР в 2011-2013 годах представлены в Таблице 3 (Приложение 9).

           Попробуем подсчитать реальную величину дефицита бюджета ПФР.

Итого: дефицит российской пенсионной системы в 2011 году составил 875 млрд. рублей, в 2012 году – 1075 млрд. рублей, в 2013 году – составит 989 млрд. рублей.

           Таким образом, спрогнозированный на 2011-2013 г.г. бюджет фонда не совпадает с реальной ситуацией, сложившейся в сфере пенсионного обеспечения.

Дополнительно Пенсионному фонду  РФ доверено осуществлять некоторые выплаты по социальному обеспечению. Это ежемесячное материальное обеспечение граждан Российской Федерации за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Родиной, ежемесячные денежные выплаты, связанные с монетизацией льгот, компенсация расходов на оплату стоимости проезда пенсионерам к месту отдыха и обратно, социальная поддержка Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы, Героев Социалистического Труда и полных кавалеров ордена Трудовой Славы, возмещение уплаты страховых взносов в период ухода за ребенком до достижения им возраста полутора лет и период прохождения военной службы по призыву.

Еще одна не относящаяся к фонду  статья расходов ПФР, отмеченная в таблице 2 – выплата "материнского капитала", которая началась в 2010 году. Сумма выплаты на одного ребенка в начале действия национального проекта составляла 250 тыс. рублей. В последующие годы она пересчитывалась. В бюджете на 2013 год предполагается выплатить (перевести на ипотеку, образование, дополнительное пенсионное обеспечение) 186,6 млрд. рублей. По статистике треть родов приходится на второго или третьего ребенка. За 2012 год родилось порядка около 1 700 тыс. детей, чьи матери имеют право на получение "материнского капитала", общая же сумма необходимых средств составит 350млрд. рублей. В бюджете ПФР предусмотрено в 2,3 раза меньше [8].

В структуре расходов бюджета пенсионного фонда России преобладают расходы на выплату трудовой пенсии (80%), социальные пенсии (10%), пенсии пенсионерам, досрочно вышедшим на пенсию (8%), пенсии пенсионерам за пределами России (2%). Что касается доли базовой, страховой и накопительной части в расходах Пенсионного Фонда, то складывается тенденция к уменьшению расходов на выплату базовой части пенсии, в то время как расходы на страховую и накопительную части имеют тенденцию к увеличению. В структуре пенсии большую часть занимает страховая составляющая, далее базовая и накопительная части.

 

 Заключение

         Пенсионный Фонд РФ - это централизованный фонд государства, главной функцией и задачей которого является пенсионное обеспечение граждан РФ. В результате колоссальной ежедневной работы фонд обеспечивает своевременную выплату пенсии каждому гражданину России в полном соответствии с его пенсионными правами.

ПФ РФ является самостоятельным  финансово-кредитным учреждением, осуществляющим свою деятельность в соответствии с  законодательством Российской Федерации.

Пенсионный фонд и его денежные средства находятся в государственной собственности Российской Федерации. Денежные средства фонда не входят в состав бюджетов, других фондов и изъятию не подлежат.

Экономические преобразования, проводимые в России, не могут не вызывать неблагоприятных  социальных последствий, тяжесть которых наиболее остро воспринимается гражданами, имеющими фиксированные доходы, прежде всего пенсионерами. В нашей стране около 41 миллионов престарелых, инвалидов и членов семей, потерявших кормильца, поэтому проблема совершенствования пенсионной системы приобретает социально-политическую значимость.

В настоящее время сфера пенсионного  обеспечения характеризуется наличием большого числа острых проблем, требующих  неотложного решения. Существующая пенсионная система является обременительной  для экономики и в то же время не обеспечивает даже минимальные потребности значительных по численности слоев населения, охваченных пенсионным обеспечением. Основными ее недостатками являются:

-финансовая нестабильность;

-слабая дифференциация пенсионного  обеспечения в зависимости от трудового вклада;

-неоправданно большой удельный  вес льготных пенсий:

-отсутствие социально-справедливого  механизма повышения размеров  пенсий в связи с ростом  стоимости жизни.

В работе использовались экономико-математические и статистические методы, по результатам исследования с достаточной степенью достоверности можно прогнозировать, что негативные демографические тенденции в России, последствия экономического кризиса в ближайшее десятилетие потребует чрезвычайных усилий государства по обеспечению функционирования различных систем пенсионного обеспечения. Уже сейчас взносы предприятий и организаций в социальные внебюджетные фонды предельно высоки и не могут быть существенно увеличены без негативных социальных и экономических последствий. В то же время доходы 15 – 20 % экономически активного населения значительно превышают средние доходы, и при выходе на государственную пенсию обеспеченность этой социальной группы значительно падает.

В сложившихся условиях совершенно неизбежной становиться глубокая реформа пенсионной системы в Российской Федерации с включением в нее, в частности, такого общепризнанного в мировой практике института как негосударственное пенсионное обеспечение. Организационной основой для негосударственного пенсионного обеспечения в Российской Федерации должны выступать негосударственные пенсионные фонды, то есть организации с правом юридического лица на введение исключительно пенсионного вида деятельности. Хочется верить, что эта, а так же другие инновации, внесенные и вносимые в нормативную базу пенсионного обеспечения, помогут выбраться пенсионной системе из кризиса и существенно улучшить положение всех нуждающихся в поддержке государства.

В заключение можно прийти к выводу, что работа Пенсионного фонда  РФ имеет довольно сложную и разветвленную систему, но, к сожалению не всегда эффективную, и еще не один год потребуется чтобы сбалансировать данную систему и привести ее в равновесие.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выявленные проблемы и пути их решения

Выявленная проблема

Пути её решения

Определения сущности системы ПФ РФ, задачи и функции.

Рассмотрела действующие нормативно-правовых документов, регламентирующих  исследуемые процессы и явления системы ПФР, так же научную литературу за последние три года.

Обозначение и анализ статей доходов и расходов ПФ РФ

Рассмотрела ФЗ об исполнении бюджета  ПФ РФ за 2010-2012гг. Проанализировала статьи доходов и расходов по таким показателям как абсолютный прирост, темп роста, темп прироста и относительная величина структуры.

Основные проблемы и тенденции развития системы ПФ РФ.

Ознакомилась с газетными источниками по развитию системы ПФ РФ за 2011-2012гг.

Информация о работе Эволюция Пенсионного фонда Российской Федерации