Электронные системы межбанковских расчетов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 14:07, курсовая работа

Описание работы

Цели и задачи исследования. Целью курсовой работы является системно-комплексное исследование теоретического и практического развития электронных межбанковских расчетов в условиях финансовой глобализации, разработка методических рекомендаций по повышению их эффективности.
Для реализации поставленной цели сформулированы следующие задачи:
- исследовать теоретическую и методическую базы функционирования системы межбанковских расчетов в России;
- исследовать риски, возникающие при осуществлении межбанковских расчетов, и предложить способы их снижения.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
ОСНОВЫ МЕЖБАНКОВСКИХ РАСЧЕТОВ……………………………..6

Содержание и принципы организации межбанковских расчетов………...6
1.2Виды межбанковских расчетов : расчеты через расчетно-кассовые центры, межфилиальные расчеты, межбанковский клиринг………………...10
ЭЛЕКТРОННАЯ СИСТЕМА МЕЖБАНКОВСКИХ РАСЧЕТОВ. ЕЕ СУТЬ И ЗНАЧЕНИЕ………………………………………………………...15
2.1 Электронная система, как один из способов межбанковских расчетов…15
2.2 Порядок расчетов и учет при проведении ЭЛСИМЕР…………………...17
3. ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ ЭЛЕКТРОННОЙ СИСТЕМЫ МЕЖБАНКОВСКИХ РАСЧЕТОВ …………………………………………....20
3.1 Лидеры мирового рынка электронных систем межбанковских расчетов
…………………………………………………………………………………....20
3.2 Всемирная межбанковская система SWIFT, главные цели и основные этапы ее развития…………………………………………………………….....24
3.3 Преимущества и недостатки системы SWIFT…………………………….30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….....33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………...35

Файлы: 1 файл

курсовая (восстановлен).docx

— 71.16 Кб (Скачать файл)

   Вступление в SWIFT состоит из 2-х этапов: подготовки банка к вступлению в члены общества и подготовки банка к подключению к сети в качестве работающего члена общества. На первом этапе банк оформляет и отправляет в SWIFT комплект документов, включающий: заявление о вступлении, обязательства банка выполнять устав SWIFT и возмещать затраты (операционные расходы) обществу, адрес банка и лица, ответственного за связь с обществом, обзор трафика сообщений банка. Совет директоров SWIFT рассматривает документы и принимает решение о приеме банка в общество. Банк-кандидат получает право на оплату единовременного взноса и приобретение одной акции общества.

    Вступление в SWIFT стоит дорого: единовременный взнос составляет 400 000 бельгийских франков для банков-членов и 200 000 бельгийских франков для ассоциированных членов. Кроме того, банки-члены должны приобрести одну акцию стоимостью в 55 000 бельгийских франков. Второй этап непосредственно связан с физическим подключением банка к сети. Именно на этом этапе решаются все технические вопросы, приобретается коммуникационное оборудование (стоимость его может составлять сотни тысяч американских долларов), проводится обучение персонала. Даты подключения к сети фиксированные: это первые понедельники марта, июня, сентября и декабря. Как показывает практика, затраты банков на участие в системе SWIFT (главным образом на установку современного электронного оборудования) окупаются обычно в течение 5 лет.12

    В каждой стране, в которой развертывается система SWIFT, общество создает свою региональную администрацию. В России ее функции выполняет российско-британская телекоммуникационная компания «Совам Телепорт». SWIFT остановил свой выбор на ней, учитывая ее оснащенность высокотехнологичным оборудованием ведущих западных фирм Alcatel и

_________

12 Данные получены с официального сайта www.swift.ru

Motorola, квалификацию специалистов и опыт работы в данной области. «Совам Телепорт» выполняет не только управленческие, но и технические функции: консультирует по закупке оборудования, имеет свои собственные каналы, которые арендует у Министерства связи России, организует курсы по подготовке персонала. Кроме того в России действует Комитет национальной ассоциации членов SWIFT.

    Первым из российских банков к SWIFT подключился Внешэкономбанк. Это произошло 4 декабря 1989 г. На конец 1996 г. количество подключенных банков достигло 240 (для сравнения в США - около 150). Однако, несмотря на быстрый рост числа подключенных национальных банков, Российская Федерация еще не входит в число активных пользователей сети. Будучи третьей страной в мире по членству в SWIFT, по годовому количеству сообщений Россия отстает даже от Венгрии, Польши, Чехии (Общий трафик России сочтавляет всего 0,7% оборота). Крупнейшими пользователями системы являются Мосбизнесбанк, Инкомбанк, Токобанк, Международный московский банк, Внешторгбанк и др. Некоторые из них вышли не уровень более 2000 сообщений в сутки.

    Отечественные банки используют SWIFT, в основном, для платежей за рубеж, но большую долю составляют сообщения, имеющие в качестве конечного адресата российские банки (от 20 до 30%). Серьезному прогрессу в этой области способствовало принятие летом 1995 г. «Рекомендаций по формированию рублевых сообщений» для сети SWIFT. Российские банки таким образом получили возможность активно использовать сеть для проведения внутренних расчетов. Большие потенциальные возможности открывает и использование SWIFT для организации клиринговых расчетов, а также для работы на российском рынке ценных бумаг. Развитию SWIFT в России немало способствует и политика самого общества. Так, в 1994 г. произошло резкое снижение вступительного взноса (с 1800000 до 400000 бельгийских франков) и платы за передачу сообщения (с 21 до 15 бельгийских франков за международное стандартное сообщение и 6 бельгийских франков за внутреннее сообщение), что делает эту сеть привлекательной не только для крупных банков. Это является залогом соответствующего снижения стоимости услуг по переводу средств своих клиентов со стороны российских банков. SWIFT планирует увеличение количества передаваемых сообщений российскими банками до 5 млн сообщений в год. Однако события последнего времени поставили перед обществом проблему отключения от сети банков, лишенных лицензии. Решению этой проблемы, безусловно, будет способствовать состоявшееся в декабре 1996 г. подключение ЦБ РФ к сети SWIFT.

   Членство в SWIFT создает возможности для более широких и интенсивных финансовых и экономических внешних контактов, в том числе, в частности, создания нормальных условий для функционирования иностранных инвестиций на территории России и других стран СНГ.

   SWIFT - организация бесприбыльная, вся получаемая прибыль идет на покрытие расходов и модернизацию системы.13

3.3 Преимущества  и недостатки системы SWIFT

    Работа в сети SWIFT дает пользователям ряд преимуществ.

    Надежность передачи сообщений, что обеспечивается построением сети, специальным порядком передачи и приема сообщений за счет «горячего» резервирования каждого из элементов сети.

    Сеть гарантирует полную безопасность многоуровневой комбинацией физических, технических и организационных методов защиты, обеспечивает полную сохранность и секретность передаваемых сведений.

    Сокращение операционных расходов по сравнению с телексной связью.

_________

13 Данные получены с официального сайта www.swift.ru

Например, стоимость одного стандартного сообщения (до 325 байт) не зависит от расстояния, а высокая  интенсивность обменов снижает  стоимость настолько, что она  оказывается ниже стоимости аналогичных  передач по телексу и телеграфу.

    Быстрый способ передачи сообщений в любую точку мира; время доставки сообщения составляет 20 мин., его можно сократить до 1-5 мин. (срочное сообщение), что перекрывает показатели отдельных каналов связи. Сообщение достигает адресата значительно быстрее за счет сокращения промежуточных этапов в сети. Так, аналогичная передача по телеграфу занимает около 90 мин. В случае, когда отправитель скоммутирован с получателем (режим on-line), передача данных происходит менее чем за 20 с.

    Так как все платежные документы поступают в систему в стандартизированном виде, то это позволяет автоматизировать обработку данных и повысить в конечном итоге эффективность работы банка. Фиксация выполненных транзакций дает возможность полного контроля (аудита) всех проходящих распоряжений и ежедневного автоматизированного формирования отчета по ним; кроме этого, преодолеваются языковые барьеры и уменьшаются различия в практике проведения банковских операций.

    В связи с тем что международный и кредитных оборот все более концентрируются на пользователях SWIFT, повышается конкурентоспособность банков-членов SWIFT.

    SWIFT гарантирует своим членам финансовую защиту, т.е. если по вине общества в течении суток сообщение не достигло адресата, то SWIFT берет на себя все прямые и косвенные расходы, которые понес клиент из-за этого опоздания.

    Главным недостатком SWIFT с точки зрения пользователей является дороговизна вступления. Расходы банка по вступлению в SWIFT составляют 160-200 тыс. долл. Это создает, конечно, проблемы для мелких и средних банков. В качестве недостатков можно также назвать в определенной степени сильную зависимость внутренней организации от очень сложной технической системы (опасность сбоев и другие технические проблемы). В качестве еще одного недостатка можно назвать сокращение возможностей по пользованию платежным кредитом (на время пробега документа), т.е. сокращается период между дебетом и кредитом счетов, на которых отражается данный перевод.14

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

__________

14 Крахмалев С.В. Современная банковская практика проведения международных платежей. – «ГроссМедиа», 2007. с. 40-46

                                            ЗАКЛЮЧЕНИЕ

      В банковской системе сегодня применяется самое современное сетевое и телекоммуникационное оборудование. От правильного построения сетевой структуры банковской системы зависит эффективность и надежность её функционирования. Интерес к развитию компьютеризированных банковских систем определяется не желанием извлечь сиюминутную выгоду, а, главным образом, стратегическими интересами. Вкладывая средства в программное обеспечение, компьютерное и телекоммуникационное оборудование и создание базы для перехода к новым вычислительным платформам, банки, в первую очередь, стремятся к удешевлению и ускорению своей рутинной работы и победе в конкурентной борьбе.

     Организация телекоммуникационных взаимодействий - серьезная проблема и в ближайшее время темпы развития банковских электронных систем будут стремительно расти. Практически все появляющиеся сетевые технологии будут быстро браться банками на вооружение. Неизбежны процессы интеграции банков в рамках национальных и мировых банковских сообществ. Это обеспечит постоянный рост качества банковских услуг, от которого выиграют, в конечном счете, все - и банки и их клиенты.

    В последние годы банковская система нашей страны переживает бурное развитие. Несмотря на существующие недостатки российского законодательства, регулирующего деятельность банков, ситуация неуклонно меняется к лучшему. Сегодня все больше банков делает ставку на профессионализм своих сотрудников и новые технологии. Тесно взаимодействуя с иностранными партнерами, российские банкиры поняли, что визитная карточка крупной фирмы без указания адреса информационного узла Интернет за границей давно стала "несолидной".

    Быстрая и бесперебойная обработка значительных потоков информации является одной из главных задач любой крупной финансовой организации. В соответствии с этим очевидна необходимость обладания вычислительной сетью, позволяющей обрабатывать все возрастающие информационные потоки. Кроме того, именно банки обладают достаточными финансовыми возможностями для использования самой современной техники.

    Развитие электронных платежей заставляет банки страны, активно овладевать передовой технологией, стремиться перенять международный опыт расчетов. Общемировая же тенденция в этой области - вытеснение из платежного оборота не только наличных денег, но и чеков.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Березина М.П., Крупнов Ю.С. Межбанковские расчеты - М.:2004г.

2. Банковское дело: учеб/под ред. д.эк.наук, проф. Г.Г. Коробковой.- М.: 2006г.

3. Банковское дело: под редакцией В.И.Колесникова.  - М.: 2005г.

4. Балабанов И.Т./Банки и банковское дело. -Спб., 2005г.

5. Деньги, кредит, банки: учебн./ проф. О.И.  Лаврушина.- М.: 2002г.

6. Рудакова О.С. "Банковские электронные услуги": Учеб. пособие. - М.: Вузовский учебник: ИНФРА-М, 2010.

7. Балабанов И.Т. "Банки и Банковское дело", Серия "краткий курс", Учеб. пособие - СПб.: Питер, 2003.

8. Коробовой Г.Г. "Банковское дело": Учебник издание с изменениями - М.: Экономистъ, 2006.

9. Иванов А.Н. "Банковские услуги: зарубежные и российский опыт" - М.: Финансы и статистика, 2008

10. Крахмалев С.В. "Современная банковская практика проведения международных платежей", М.: ГроссМедиа, 2007

11.  Журнал “Банковские технологии” № 6, статья “Центробанк и электронные расчеты”, -М.: 1997, стр. 23-30

12. Журнал “Банковские технологии” № 3, статья “Центр электронных платежей коммерческого банка”, Спирин С.А., -М.: 1998, стр. 90-93;

13. Березина М.П., Крупнов Ю.С. Межбанковские расчеты - М.: АО "Финстатинформ", 1993.

14. Колесникова В.И. Банковское дело. - М.: Финансы и статистика. - 1995.

15. Дитер В.Эльберских. Практика осуществления межбанковских операций Деньги и кредит 1991 6 - С.41-49

16. Ширинская Е.Б. Операции коммерческих банков: российский и зарубежный опыт. М. "Финансы и статистика", 1995.

17. Березина М.П., Крупнов Ю.С. Межбанковские расчеты: Практическое пособие. 2-е изд., перераб. и доп. – М.: АО “Финстатинформ”, 1994. – 224 с.

18. Финансово-кредитный словарь. Т.I,II /Гл. ред. В.Ф. Гарбузов. – М.: Финансы и статистика, 1986. 511 с.

19. Миловидов В.Д. Современное банковское дело: Опыт организации и функционирования банков США. – М.: Изд-во МГУ, 1992. 174 с.

20. Банковское дело: Справ. пособие/ М.Ю. Бабичев, Ю.А. Бабичева, О.В. Трохова и др./ Под. ред Ю.А. Бабичевой. – М.: Экономика 1993. 397 с.

21. Сигова Е.М. Построение систем межбанковских расчетов / /Деньги и кредит 1996г. № 2.с 22-29.

22. Хайринг В. Таргет - новая система межбанковских расчетов. // Бизнес и банки, 1998 г., № 7. - с. 6.

23. Официальный сайт www.swift.ru

 


Информация о работе Электронные системы межбанковских расчетов