Экономические предпосылки.возникновения банковского дела

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2013 в 22:52, контрольная работа

Описание работы

Экономические предпосылки и основы возникновения банковского дела.
Конкретной исторической даты возникновения банков нет. Элементы развития банковского дела можно найти в истории Древнего Вавилона, Египта, Греции, Рима.
История хозяйства древних веков не оставила нам достаточно полных сведений о том, когда возникли банки, какие операции они выполняли, что явилось побудительной силой их развития. Мы располагаем интересными сведениями о первых деньгах древних народов (ракушках, мехах, монетах), но не о банках. Иными словами, современная история накопила немалые материальные свидетельства древнего денежного обращения, но не дали пока ответа на то, какова была при этом роль простейших кредитных учреждений.

Файлы: 1 файл

ДКБ 1-2.docx

— 60.79 Кб (Скачать файл)

Центральный банк Японии (Банк Японии)

Во главе банковской системы  Японии стоит Центральный банк - Банк Японии, 55% акций которого принадлежит  государству. Частные акционеры  в управлении банком не участвуют. Уставный капитал Банка Японии составляет 100 млн. иен. К основным функциям Банка  Япония, помимо денежной эмиссии (это  его монопольное право), относится  денежно-кредитное регулирование  экономики, в том числе осуществление  международных расчетов, проведение операций на валютном рынке, а также  кассовое обслуживание казначейства.

 Банк Японии возглавляется  президентом банка и директоратом, в который входят вице-президенты  банка, советники президента, инспектор  по надзору за ведением дел  и директор.

Банк Японии лицензирует  банковскую деятельность, устанавливает  минимальный размер уставного капитала банка, выдает разрешения на изменение  фирменного наименования банка, слияние  банков, создание и ликвидацию филиалов. 

Коммерческие банки Японии

 

Основа банковской системы  Японии - общенациональные. банки. Общий объем их капитала составляет около 80% от общего объема капитала всей банковской системы страны.

Общенациональные банки  включают городские банки, региональные банки, региональные банки второго  разряда, банки долгосрочного кредитования и трастовые банки. Ядром кредитно-банковской системы выступают городские  банки.  Региональные банки, как и  городские, также являются коммерческими, однако уступают им по объему капитала и операций. В основном они расположены  в малых и средних городах. Региональные банки второй очереди (второго разряда), как правило, имеют  небольшие капиталы, У них преобладают  операции с частными лицами и небольшими предприятиями.

 Прочие банковские  институты Японии

Важное звено банковской системы - различного типа кооперативные  кредитные институты: кредитные  ассоциации, кредитные кооперативы  и трудовые кредитные кооперативы. Разветвленную сеть представляют кредитно-финансовые учреждения для сельского и лесного хозяйств. 

Особенности деятельности японских банков

В международной экспансии  японских банков отмечаются несколько  основных этапов. До начала 1980-х гг. их международная активность была крайне ограниченной, сосредоточивалась в  основном на финансировании японского  экспорта и валютных операциях, связанных  с внешнеэкономическими связями  страны. Международную деятельность в широких масштабах осуществлял  только «Банк оф Токио». В 1970-1972 гг. произошел  скачкообразный рост иностранных активов  многих японских банков. Используя  политику «кредитного демпинга», японские банки стремились оттеснить иностранных  конкурентов и завоевать свое место на международном кредитном  рынке.

К созданию разветвленной  сети банковских учреждений за рубежом  Япония приступила лишь в начале 1970-х гг. За относительно короткий период японские банки создали мощную базу для операций за рубежом и по размеру своей заграничной сети вышли на третье место в мире (после американских и английских). Подавляющая часть японских банковских институтов в США находится в двух центрах: Нью-Йорке и Калифорнии. Их концентрация в Нью-Йорке отражает значение последнего как международного валютно-финансового центра.

Крупнейшим европейским  плацдармом японских банков служат Великобритания и Германия. Японская банковская группировка  в Лондоне - самая многочисленная после американской.  Стабильность японских банков обеспечивается развитой системой надзора за их созданием и деятельностью. Надзор осуществляется Банком Японии и министерством финансов. Важное значение при осуществлении надзора за банковской деятельностью придается системе регулярных контрольных проверок банков.  Для поддержания стабильности банковской системы и предотвращения возможных банковских банкротств в 1971 году в Японии была создана Корпорация по гарантии банковских вкладов. Практически каждый японский банк ежемесячно платит в фонд Корпорации взносы в размере 1,012% от суммы его депозитов.

С 1 апреля 1998 года в Японии проведена реформа банковской системы. Реформа отменила большинство ограничений  на валютные операции, а также на банковские сделки, связанные с ввозом и вывозом капитала. Фиксированный  процент брокерских комиссионных оставлен теперь только в отношении сделок, не превышающих 50 млн. иен.

 Организационная структура  и функции подразделений ЕСЦБ

Европейская система центральных  банков (ЕСЦБ) – это международная  банковская система, состоящая из наднационального Европейского центрального банка (ЕЦБ) и Национальных центральных банков (НЦБ) государств – членов Европейского Экономического Сообщества.По своей структуре ЕСЦБ отчасти похожа на Федеральную резервную систему в США, состоящую из 13 банков главе с The Bank of New-York и в целом выполняющую роль центрального банка. При этом, национальные центральные банки Великобритании, Дании, Греции и Швеции являются членами Европейской системы центральных банков со специальным статусом: им не разрешено принимать участие в принятии решений, касающихся проведения единой денежной политики для «зоны евро» и реализовывать подобные решения.

Европейская система центральных  банков включает в себя Европейский  центральный банк и Национальные центральные банки стран - участниц «зоны евро». В уставе ЕСЦБ и ЕЦБ  провозглашена независимость этих организаций от других органов Союза, от правительств стран – членов ЕЭВС и любых других учреждений.   Европейская система центральных банков управляется руководством («принимающими решения органами») Европейского центрального банка, и, прежде всего, Советом Управляющих.

Совет Управляющих, верховный  руководящий орган, включает в себя всех членов Исполнительной Дирекции и управляющих НЦБ только стран  – участниц Европейского экономического и валютного союза.

К основным функциям Совета Управляющих относятся:

• адаптация инструкций и принятие решений, обеспечивающих достижение целей создания Европейской системы центральных банков;

• определение ключевых элементов денежной политики ЕЭВС, таких как процентные ставки, размер минимальных резервов Национальных центральных банков, разработка конкретных инструкций по ее проведению.

Кроме того, Совет Управляющих  утверждает правила внутренней организации  Европейского центрального банка и  его руководящих органов, выполняет  функции консультанта ЕЦБ и определяет порядок представления Европейской  системы центральных банков в  области международного сотрудничества.

Исполнительная Дирекция включает в себя Президента, Вице-президента и четырех членов, отобранных из числа кандидатов, имеющих большой  профессиональный опыт в финансовой или банковской сфере. Они назначаются  из граждан стран- членов ЕЭВС на встрече глав правительств этих стран по предложению Совета Европы после Консультаций с Европейским Парламентом и Советом Управляющих ЕЦБ (для последующих выборов). Исполнительная Дирекция должна проводить денежную политику в соответствии с инструкциями и правилами, принимаемыми Советом Управляющих Европейского центрального банка и, таким образом, руководить действиями НЦБ, принимая по необходимости ведомственные инструкции.

Генеральный Совет, третий руководящий  орган Европейской системы центральных  банков, включает Президента и Вице-президента Европейского центрального банка и  Управляющих Национальными центральными банками всех стран Европейского Экономического Сообщества, независимо от их участия в ЕЭВС. Генеральный  Совет выполняет функции, которые  ранее осуществлялись Европейским  Валютным Институтом и которые необходимо продолжать на третьем этапе плана  ЕЭВС. К основным задачам Генерального Совета можно отнести следующие:

• осуществление консультационных функций ЕСЦБ;

• сбор и обработка статистической информации;

• подготовка ежеквартальных и ежегодных отчетов о деятельности ЕЦБ, а также еженедельных консолидированных финансовых отчетов;

• разработка и принятие необходимых правил по стандартизации бухгалтерского учета и отчетности по операциям, проводимым НЦБ;

• принятие мер, относящихся к оплате Уставного капитала Европейского центрального банка в части, не урегулированной Общим Договором ЕЭС;

• разработка должностных инструкций и правил приема на работу в ЕЦБ;

• организационная подготовка к процедуре установления окончательного фиксированного валютного курса национальных валют к евро.

 Федеральная резервная  система, или ФРС, выполняет  функции центрального банка Соединенных  Штатов. В этой связи она несет  ответственность за разработку  и реализацию денежно-кредитной  политики, банковский надзор, а также  предоставление финансовых услуг  депозитным институтам и федеральному  правительству. Будучи самостоятельным  институтом, она не зависит ни  от Конгресса США, ни от правительства. 

Структура ФРС отличается от структуры большинства центральных  банков мира. Так, функции принятия решений распределены между двенадцатью  региональными членами системы. ФРС может контролировать денежное предложение, что оказывает влияние  на процентные ставки. Так как уровень  ставки процента является ключевой переменной, определяющей рост или спад экономики, ФРС фактически влияет на будущее  состояние экономики.

Организация Федеральной  резервной системы

Основными элементами ФРС  являются Совет управляющих (the Board of Governors), Федеральный комитет по операциям на открытом рынке (ФКОР, Federal Open Market Committee — FOMC), 12 региональных федеральных резервных банков, консультативные советы (Advisory Councils) и банки-члены. Каждый из этих органов участвует в процессе принятия решений. Рассмотрим каждый из этих элементов.

СОВЕТ УПРАВЛЯЮЩИХ

Совет управляющих ФРС  является наивысшим органом власти в ФРС. Его функции схожи с  функциями совета директоров корпорации, так как он осуществляет руководство  и надзор за исполнением директив и политики ФРС. В Совет входят 7 членов, назначаемых президентом  США и утверждаемых Конгрессом США

 

Вопрос 4.Понятие банковской системы и ее свойства.

Банковская система –  это совокупность различных видов  банков и банковских институтов в  их взаимосвязи, существующих в той  или иной стране в определенный исторический период.

Банковские системы используются для решения текущих и стратегических задач:

• обеспечение экономического роста;

• регулирование инфляции;

• регулирование платежного баланса.

Современные кредитно-банковские системы имеют сложную, многозвенную структуру. Если за основу классификации  принять характер услуг, которые  учреждения финансового сектора  предоставляют своим клиентам, можно  выделить три важнейших элемента кредитной системы:

1. центральный (эмиссионный банк);

2. коммерческие банки;

3. специализированные финансовые учреждения (страховые, сберегательные и т. д.).

  Основными свойствами  банковской системы, как и систем  в целом, являются:

 

1.     иерархичность  построения;

2.     наличие отношений  и связей, которые являются системообразующими, то есть обеспечивают свойство  целостности; 

3.     упорядоченность  ее элементов, отношений и связей;

4.     взаимодействие  со средой, в процессе которого  система проявляет и создает  свои свойства; 5.     наличие  процессов управления.

 

Современная банковская система  России выступает как рыночная модель. Она разделена на два яруса. Первый ярус охватывает учреждения Центрального банка РФ, осуществляющего выпуск денег в обращение (эмиссию). Его  задачами являются обеспечение стабильности рубля, надзор и контроль за деятельностью коммерческих банков. Второй ярус состоит из различных коммерческих банков, задачи которых - обслуживание клиентов (предприятий, организаций, населения), предоставление им разнообразных услуг (кредитование, расчеты, кассовые, депозитные, валютные операции и др.).

5) Под банковской системой  понимается совокупность различных  банков в их взаимосвязи. Специфику  банковской системы можно определить  двумя основными моментами: во-первых, особенностью ее главных составных  элементов (банков) и, во-вторых, отношениями,  которые складываются между этими  элементами, их взаимодействием  друг с другом и с самой  системой.

В зависимости от взаимосвязей банков с государством и друг с  другом, характера функций, выполняемых банками различают типы банковской системы. Исторически сложились два основных типа банковской системы: распределительная (централизованная) банковская система и рыночная банковская система.

При переходе от первого  типа банковской системы ко второму  банковская система в течение  определенного периода занимает некое промежуточное пространство между распределительной и рыночной: находится в переходной стадии. Система переходного периода содержит отдельные компоненты и распределительной и рыночной систем.

В странах со слаборазвитыми экономическими структурами функционирует, как правило, банковская система  распределительного (централизованного) типа, для которой типична государственная  монополия на банковское дело, а  также одноуровневое построение, т. е. сосредоточение в центральном  банке операций по эмиссии наличных денег и операций по кредитному обслуживанию хозяйства.

Информация о работе Экономические предпосылки.возникновения банковского дела