Экономическая сущность бюджета и его роль в социально-экономическом развитии общества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2014 в 09:56, реферат

Описание работы

В мировой практике любое государство для выполнения своих экономических, социальных и политических функций формирует финансовые ресурсы. Этот процесс осуществляется через финансовую систему страны. В процессе аккумулирования, распределения и использования государственных финансов через финансовую систему между экономическими субъектами реального и финансового секторов экономики складывается особая форма экономических, точнее финансовых, отношений.

Содержание работы

1. Государственный бюджет как основное звено государственных финансов

2. Доходы и расходы государственного бюджета
3. Налоговая система России

Файлы: 1 файл

реферат.doc

— 107.50 Кб (Скачать файл)

Бюджетные расходы можно классифицировать по различным принципам:

- по их роли в воспроизводстве (расходы, направляющиеся в сферу  материального производства и  на развитие сферы услуг);

- по отраслям (промышленность, сельское  хозяйство, транспорт, связь, образование, здравоохранение);

- целевому назначению (капитальные  вложения, дотации, расходы на заработную  плату);

- общественному назначению.

С учетом общественного назначения расходов бюджетные средства могут выделяться на нужды всего хозяйства, на социально-культурные мероприятия, на оборону, управление. В общей сумме расходов на хозяйство большую часть составляет финансирование из бюджета наиболее важных и крупных экономических программ. Так, за счет бюджетных ассигнований финансируются приоритетные программы, ориентированные на развитие ключевых отраслевых отраслей экономики, на решение настоятельных социально-экономических проблем, на совершенствование производственной и социально-бытовой инфраструктуры.

Значительные бюджетные средства, расходуемые на осуществление социально-культурных мероприятий, направлены на то, чтобы развивать образование, поддерживать культуру, обеспечивать медицинское обслуживание населения и повышать социальное обеспечение тех слоев населения, которые в этом нуждаются.

В расходах бюджета на оборону основное место занимают затраты на текущее содержание вооруженных сил, финансирование научно-исследовательских и конструкторских работ.

Что касается расходов на управление, то они необходимы в связи  с тем, что государство выполняет важные хозяйственно-организаторские функции и должно обеспечивать управленческую деятельность.

Функциональная классификация дополняется экономической классификацией расходов бюджета. Экономическая классификация расходов бюджетов показывает те виды финансовых операций, с помощью которых государство выполняет свои функции как внутри страны, так и во взаимоотношениях с другими странами. К основным видам финансовых операций относятся: выплата заработной платы рабочим и служащим, покупка товаров и услуг, выплата процентов, трансфертные платежи, предоставление кредитов и погашение государственного долга. 

 В ней выделены четыре  группы расходов:

- текущие расходы (закупки товаров и оплата услуг, выплаты процентов, субсидии и текущие трансферты);

- капитальные расходы (капитальные вложения в основные фонды, создание государственных запасов и резервов, приобретение земли и нематериальных активов, капитальные трансферты);

- кредитование;

- погашение государственного долга.

 Превышение доходной части бюджета над расходной называют профицитом бюджета.

В тех случаях, когда имеющиеся у бюджета доходы недостаточны для осуществления необходимых расходов, возникает бюджетный дефицит. Проще говоря, бюджетный дефицит – это превышение расходной части бюджета над доходной. При бюджетном дефиците государству не хватает средств для нормального выполнения своих функций и приходится прибегать к различным займам, прежде всего у кредитной системы, что отрицательно сказывается на устойчивости всего денежного обращения и является основной причиной инфляции. Бюджетный дефицит не обязательно свидетельствует о каком-то чрезвычайном положении в экономике страны. Он может быть вызван, например, необходимостью осуществления крупных государственных вложений в развитие экономики, что отражает скорее рост валового национального продукта, нежели кризисное состояние государственного регулирования.

Если возникает временный бюджетный дефицит, имеются перспективы его преодоления, и он не составляет большого удельного веса по отношению к стоимости валового внутреннего продукта, его не следует считать исключительным событием. Но в тех случаях, когда бюджетный дефицит глубок, возникает в результате чрезвычайных обстоятельств и отражает кризисные явление в экономике – ее развал, неэффективность финансовых связей, - тогда, разумеется, это явление наносит огромный ущерб всему обществу и необходимо принимать кардинальные меры для преодоления значительного разрыва между расходами и имеющимися доходами. Основные причины значительного бюджетного дефицита это низкая эффективность производства. Значительные социальные расходы, невнесение налогов в бюджет, нерациональность структуры бюджетных расходов, неэффективные бюджетные механизмы.

Для сокращения бюджетного дефицита необходимо всемерно стимулировать приток доходов от всех отраслей и всех сфер хозяйственной деятельности и одновременно обеспечивать сокращение государственных расходов.

В целях покрытия бюджетного дефицита могут использоваться разнообразные формы государственного кредита, как внутреннего, так и внешнего. Совокупность дефицитов бюджетов за определенный период времени – это государственный долг.

Государственный внутренний долг – обязательства правительства страны перед юридическими и физическими лицами, выраженными в национальной валюте.

Государственный внешний долг представляет собой финансовые обязательства страны по отношению к иностранным кредиторам, подлежащие  погашению в установленные сроки.

Рост государственного долга сокращает запас капитала в экономике. Преодоление бюджетного дефицита, прежде всего, должно опираться на развитие производства, на обеспечение финансовой устойчивости всех отраслей хозяйства и предприятий всех форм собственности, на активизацию предпринимательства.

3. Налоговая система  России

Налоги и налоговая система – это не только источники бюджетных поступлений, но и важнейшие структурные  элементы экономики рыночного типа. Налоги представляют собой обязательные платежи, взимаемые центральными и местными органами государственной власти с юридических и физических лиц и поступающие в бюджеты различных уровней. Налоги – это экономическая база содержания государственного аппарата, армии, непроизводственной сферы.

 Взимание налогов – древнейшая  функция и одно из основных  условий существования государства, развития общества на пути  к экономическому и социальному процветанию.

 В условиях рыночных  отношений и особенно в переходный к рынку период налоговая система является одним из важнейших экономических регуляторов, основой финансово-кредитного механизма государственного регулирования экономики. От того, насколько правильно построена система налогообложения, зависит эффективное функционирование всего народного хозяйства. Именно налоговая система на сегодняшний день оказалась, пожалуй, главным предметом дискуссий о путях и методах реформирования.

Основными принципами налогообложения являются:

    • справедливость, утверждающая всеобщность налогообложения и равномерность распределения налогов между гражданами государства соразмерно с их доходами, политической и социально-экономической необходимостью;
    • определенность, требующая, чтобы сумма, способ и время платежа были заранее известны плательщиками;
    • удобство, которое предполагает, что налог должен взиматься в такое время и таким способом, которые максимально удобны плательщикам;
    • экономия, заключающаяся в сокращении издержек процесса взимания налога, в рационализации и модернизации системы налогообложения.

Социально-экономическая сущность, внутреннее содержание налогов проявляется через их функции. Налоги выполняют три важнейшие функции:

    1. Обеспечение финансирования государственных расходов (фискальная функция);
    2. Поддержание социального равновесия путем изменения соотношения между доходами отдельных социальных групп с целью сглаживания неравенства между ними (социальная  функция);
  1. Государственное регулирование экономики (регулирующая функция).

Во всех государствах, при всех общественных формациях налоги в первую очередь выполняли фискальную функцию, т.е. обеспечивали финансирование общественных расходов, прежде всего расходов государства.

Все налоги содержат следующие элементы:

    • объект налога – это имущество или доход,  подлежащие   обложению;
    • субъект налога – это налогоплательщик, т.е. физическое или юридическое лицо;
    • источник налога – т.е. доход, из которого выплачивается налог;
    • ставка налога – величина налога с единицы объекта налога;
    • налоговая льгота – полное или частичное освобождение плательщика от налога.

Кроме налогов в доходную часть бюджета направляются различные сборы и платежи.

Сборы – это денежная плата, взимаемая с плательщика государственными органами за предоставление права участия или использования материальных и нематериальных объектов.

Пошлина – это денежный сбор, взимаемый с юридических и физических лиц за совершение специально уполномоченными органами действия и выдачу документов, имеющих юридическое значение.

Совокупность налогов, сборов, пошлин и других платежей, взимаемых в установленном порядке, образуют налоговую систему.

Для того чтобы вникнуть в суть налоговых платежей, важно  определить  основные принципы налогообложения. Как правило, они едины для налогообложения любой страны и заключаются в следующем:  

1. Уровень  налоговой  ставки должен устанавливаться с учетом возможностей налогоплательщика, т.е. уровня доходов (принцип равнонапряженности).

2. Необходимо прилагать все усилия,  чтобы налогообложение доходов  носило однократный характер. Многократное  обложение дохода или капитала недопустимо. 

3. Обязательность уплаты налогов. Налоговая система не должна  оставлять  сомнений  у  налогоплательщика  в неизбежности платежа (принцип обязательности).

4. Система  и  процедура  выплаты  налогов должны быть простыми, понятными и  удобными  для  налогоплательщиков  и экономичными для учреждений, собирающих налоги (принцип подвижности).

5. Налоговая система должна быть  гибкой и легко  адаптируемой  к   меняющимся   общественно-политическим  потребностям (принцип эффективности).

6. Налоговая система должна обеспечивать перераспределение создаваемого  ВВП  и  быть  эффективным  инструментом государственной экономической  политики.

Основными принципами налоговой системы  являются следующие:

- каждое лицо обязано уплачивать  государственные и местные налоги, по которым это лицо признается налогоплательщиком (ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги, не предусмотренные законодательством);

- налоги (сборы) не могут устанавливаться  либо различно применяться, исходя  из политических, идеологических, этнических, конфессиональных или иных подобных критериев;

- не допускается устанавливать  налоги (сборы), нарушающие единое  экономическое пространство и  единую налоговую систему ;

- не допускается устанавливать  налоги (сборы), которые могут прямо или косвенно ограничивать свободное перемещение в пределах товаров (работ, услуг) или денежных средств, т.е. ограничивать или создавать препятствия законной экономической деятельности налогоплательщика.

По механизму формирования налоги подразделяются на прямые и косвенные.

 Прямые налоги взимаются непосредственно по ставке или в фиксированной сумме с дохода или имущества налогоплательщика, так что он ощущает их в виде недополучения дохода. К прямым налогам относятся подоходный налог с физических лиц, налог на прибыль, налог на имущество, налог за пользование недрами и ряд других.

Косвенные налоги изымаются иным, менее «заметным» образом, посредством введения государственных надбавок к ценам на товары и услуги, уплачиваемых покупателем и поступающих в государственный бюджет. К косвенным налогам относятся акцизы, таможенные пошлины, налог на добавленную стоимость.   Прямые налоги распространяются на стадии производства и реализации продукции, косвенные – в большей степени реагируют процессы распределения и потребления. Поэтому если прямые налоги – это налоги на доходы, то косвенные можно в определенном смысле считать налогами на расходы, подчеркивая тем самым, что они в большей мере относятся к стадии потребления в условиях равновесной экономики.

Объектами налогообложения являются доходы (прибыль), стоимость определенных товаров, отдельные виды деятельности налогоплательщиков, операции с ценными бумагами, пользование природными ресурсами, имущество юридических и физических лиц, передача имущества, добавленная стоимость продукции, работ и услуг и другие объекты.

Предусмотрено, что один и тот же объект может облагаться налогом одного вида только один раз за определенный Законом период налогообложения.

Информация о работе Экономическая сущность бюджета и его роль в социально-экономическом развитии общества