Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2014 в 09:56, реферат
В мировой практике любое государство для выполнения своих экономических, социальных и политических функций формирует финансовые ресурсы. Этот процесс осуществляется через финансовую систему страны. В процессе аккумулирования, распределения и использования государственных финансов через финансовую систему между экономическими субъектами реального и финансового секторов экономики складывается особая форма экономических, точнее финансовых, отношений.
1. Государственный бюджет как основное звено государственных финансов
2. Доходы и расходы государственного бюджета
3. Налоговая система России
Бюджетные расходы можно классифицировать по различным принципам:
- по их роли в воспроизводстве (расходы, направляющиеся в сферу материального производства и на развитие сферы услуг);
- по отраслям (промышленность, сельское хозяйство, транспорт, связь, образование, здравоохранение);
- целевому назначению (капитальные вложения, дотации, расходы на заработную плату);
- общественному назначению.
С учетом общественного назначения расходов бюджетные средства могут выделяться на нужды всего хозяйства, на социально-культурные мероприятия, на оборону, управление. В общей сумме расходов на хозяйство большую часть составляет финансирование из бюджета наиболее важных и крупных экономических программ. Так, за счет бюджетных ассигнований финансируются приоритетные программы, ориентированные на развитие ключевых отраслевых отраслей экономики, на решение настоятельных социально-экономических проблем, на совершенствование производственной и социально-бытовой инфраструктуры.
Значительные бюджетные средства, расходуемые на осуществление социально-культурных мероприятий, направлены на то, чтобы развивать образование, поддерживать культуру, обеспечивать медицинское обслуживание населения и повышать социальное обеспечение тех слоев населения, которые в этом нуждаются.
В расходах бюджета на оборону основное место занимают затраты на текущее содержание вооруженных сил, финансирование научно-исследовательских и конструкторских работ.
Что касается расходов на управление, то они необходимы в связи с тем, что государство выполняет важные хозяйственно-организаторские функции и должно обеспечивать управленческую деятельность.
Функциональная классификация дополняется экономической классификацией расходов бюджета. Экономическая классификация расходов бюджетов показывает те виды финансовых операций, с помощью которых государство выполняет свои функции как внутри страны, так и во взаимоотношениях с другими странами. К основным видам финансовых операций относятся: выплата заработной платы рабочим и служащим, покупка товаров и услуг, выплата процентов, трансфертные платежи, предоставление кредитов и погашение государственного долга.
В ней выделены четыре группы расходов:
- текущие расходы (закупки товаров и оплата услуг, выплаты процентов, субсидии и текущие трансферты);
- капитальные расходы (капитальные вложения в основные фонды, создание государственных запасов и резервов, приобретение земли и нематериальных активов, капитальные трансферты);
- кредитование;
- погашение государственного долга.
Превышение доходной части бюджета над расходной называют профицитом бюджета.
В тех случаях, когда имеющиеся у бюджета доходы недостаточны для осуществления необходимых расходов, возникает бюджетный дефицит. Проще говоря, бюджетный дефицит – это превышение расходной части бюджета над доходной. При бюджетном дефиците государству не хватает средств для нормального выполнения своих функций и приходится прибегать к различным займам, прежде всего у кредитной системы, что отрицательно сказывается на устойчивости всего денежного обращения и является основной причиной инфляции. Бюджетный дефицит не обязательно свидетельствует о каком-то чрезвычайном положении в экономике страны. Он может быть вызван, например, необходимостью осуществления крупных государственных вложений в развитие экономики, что отражает скорее рост валового национального продукта, нежели кризисное состояние государственного регулирования.
Если возникает временный бюджетный дефицит, имеются перспективы его преодоления, и он не составляет большого удельного веса по отношению к стоимости валового внутреннего продукта, его не следует считать исключительным событием. Но в тех случаях, когда бюджетный дефицит глубок, возникает в результате чрезвычайных обстоятельств и отражает кризисные явление в экономике – ее развал, неэффективность финансовых связей, - тогда, разумеется, это явление наносит огромный ущерб всему обществу и необходимо принимать кардинальные меры для преодоления значительного разрыва между расходами и имеющимися доходами. Основные причины значительного бюджетного дефицита это низкая эффективность производства. Значительные социальные расходы, невнесение налогов в бюджет, нерациональность структуры бюджетных расходов, неэффективные бюджетные механизмы.
Для сокращения бюджетного дефицита необходимо всемерно стимулировать приток доходов от всех отраслей и всех сфер хозяйственной деятельности и одновременно обеспечивать сокращение государственных расходов.
В целях покрытия бюджетного дефицита могут использоваться разнообразные формы государственного кредита, как внутреннего, так и внешнего. Совокупность дефицитов бюджетов за определенный период времени – это государственный долг.
Государственный внутренний долг – обязательства правительства страны перед юридическими и физическими лицами, выраженными в национальной валюте.
Государственный внешний долг представляет собой финансовые обязательства страны по отношению к иностранным кредиторам, подлежащие погашению в установленные сроки.
Рост государственного долга сокращает запас капитала в экономике. Преодоление бюджетного дефицита, прежде всего, должно опираться на развитие производства, на обеспечение финансовой устойчивости всех отраслей хозяйства и предприятий всех форм собственности, на активизацию предпринимательства.
3. Налоговая система России
Налоги и налоговая система – это не только источники бюджетных поступлений, но и важнейшие структурные элементы экономики рыночного типа. Налоги представляют собой обязательные платежи, взимаемые центральными и местными органами государственной власти с юридических и физических лиц и поступающие в бюджеты различных уровней. Налоги – это экономическая база содержания государственного аппарата, армии, непроизводственной сферы.
Взимание налогов –
В условиях рыночных
отношений и особенно в
Основными принципами налогообложения являются:
Социально-экономическая сущность, внутреннее содержание налогов проявляется через их функции. Налоги выполняют три важнейшие функции:
Во всех государствах, при всех общественных формациях налоги в первую очередь выполняли фискальную функцию, т.е. обеспечивали финансирование общественных расходов, прежде всего расходов государства.
Все налоги содержат следующие элементы:
Кроме налогов в доходную часть бюджета направляются различные сборы и платежи.
Сборы – это денежная плата, взимаемая с плательщика государственными органами за предоставление права участия или использования материальных и нематериальных объектов.
Пошлина – это денежный сбор, взимаемый с юридических и физических лиц за совершение специально уполномоченными органами действия и выдачу документов, имеющих юридическое значение.
Совокупность налогов, сборов, пошлин и других платежей, взимаемых в установленном порядке, образуют налоговую систему.
Для того чтобы вникнуть в суть налоговых платежей, важно определить основные принципы налогообложения. Как правило, они едины для налогообложения любой страны и заключаются в следующем:
1. Уровень налоговой ставки должен устанавливаться с учетом возможностей налогоплательщика, т.е. уровня доходов (принцип равнонапряженности).
2. Необходимо прилагать все
3. Обязательность уплаты налогов. Налоговая система не должна оставлять сомнений у налогоплательщика в неизбежности платежа (принцип обязательности).
4. Система и процедура выплаты налогов должны быть простыми, понятными и удобными для налогоплательщиков и экономичными для учреждений, собирающих налоги (принцип подвижности).
5. Налоговая система должна быть гибкой и легко адаптируемой к меняющимся общественно-политическим потребностям (принцип эффективности).
6. Налоговая система должна обеспечивать перераспределение создаваемого ВВП и быть эффективным инструментом государственной экономической политики.
Основными принципами налоговой системы являются следующие:
- каждое лицо обязано
- налоги (сборы) не могут устанавливаться либо различно применяться, исходя из политических, идеологических, этнических, конфессиональных или иных подобных критериев;
- не допускается устанавливать налоги (сборы), нарушающие единое экономическое пространство и единую налоговую систему ;
- не допускается устанавливать налоги (сборы), которые могут прямо или косвенно ограничивать свободное перемещение в пределах товаров (работ, услуг) или денежных средств, т.е. ограничивать или создавать препятствия законной экономической деятельности налогоплательщика.
По механизму формирования налоги подразделяются на прямые и косвенные.
Прямые налоги взимаются непосредственно по ставке или в фиксированной сумме с дохода или имущества налогоплательщика, так что он ощущает их в виде недополучения дохода. К прямым налогам относятся подоходный налог с физических лиц, налог на прибыль, налог на имущество, налог за пользование недрами и ряд других.
Косвенные налоги изымаются иным, менее «заметным» образом, посредством введения государственных надбавок к ценам на товары и услуги, уплачиваемых покупателем и поступающих в государственный бюджет. К косвенным налогам относятся акцизы, таможенные пошлины, налог на добавленную стоимость. Прямые налоги распространяются на стадии производства и реализации продукции, косвенные – в большей степени реагируют процессы распределения и потребления. Поэтому если прямые налоги – это налоги на доходы, то косвенные можно в определенном смысле считать налогами на расходы, подчеркивая тем самым, что они в большей мере относятся к стадии потребления в условиях равновесной экономики.
Объектами налогообложения являются доходы (прибыль), стоимость определенных товаров, отдельные виды деятельности налогоплательщиков, операции с ценными бумагами, пользование природными ресурсами, имущество юридических и физических лиц, передача имущества, добавленная стоимость продукции, работ и услуг и другие объекты.
Предусмотрено, что один и тот же объект может облагаться налогом одного вида только один раз за определенный Законом период налогообложения.