Экономическая сущность бюджета и его роль в социально-экономическом развитии общества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2014 в 09:56, реферат

Описание работы

В мировой практике любое государство для выполнения своих экономических, социальных и политических функций формирует финансовые ресурсы. Этот процесс осуществляется через финансовую систему страны. В процессе аккумулирования, распределения и использования государственных финансов через финансовую систему между экономическими субъектами реального и финансового секторов экономики складывается особая форма экономических, точнее финансовых, отношений.

Содержание работы

1. Государственный бюджет как основное звено государственных финансов

2. Доходы и расходы государственного бюджета
3. Налоговая система России

Файлы: 1 файл

реферат.doc

— 107.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

Содержание

 

 

  1. Государственный бюджет как основное звено государственных финансов

                                                

  1. Доходы и расходы государственного бюджета

  1. Налоговая система России

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

     В мировой практике любое государство для выполнения своих экономических, социальных и политических функций формирует финансовые ресурсы. Этот процесс осуществляется через финансовую систему страны. В  процессе аккумулирования, распределения  и использования государственных финансов через финансовую систему между экономическими субъектами  реального и финансового секторов  экономики складывается особая форма  экономических, точнее финансовых, отношений. Таким образом, государственные финансы представляют собой, с одной стороны, главную составляющую часть финансовой системы страны, а с другой, совокупность финансовых ресурсов, которые находятся в распоряжении государства.

Государственные финансы складываются из нескольких элементов, но главным из них является государственный бюджет. Формирование и использование части государственных финансов через государственный бюджет – объективная необходимость. Этот  элемент финансовой системы позволяет государству аккумулировать финансовые ресурсы на важнейших направлениях социально-экономического развития страны. Отличительная особенность государственного бюджета как формы формирования и использования финансовых ресурсов заключается в том, что  он имеет законодательную силу. Другими словами,  государственный бюджет является основным - законодательно установленным финансовым планом государства.

Посредством маневрирования поступающими в распоряжение государства денежными ресурсами. В процессе осуществления бюджетной политики государство имеет возможность применять самые разнообразные формы воздействия на экономику: субсидирование и финансирование предприятий, осуществление государственных инвестиций.

 

 

1. Государственный бюджет как основное  звено государственных финансов

Государственный бюджет следует рассматривать как средство реализации финансовых функций государства. Благодаря бюджетным отношениям происходит сосредоточение денежных средств в руках государства и их использование для выполнения государством своих функций.

Распределительная функция проявляется в результате использования сконцентрированных у государства денежных средств на удовлетворение общественных потребностей, причем сфера деятельности этой функции достаточно многообразна. Это межотраслевое, межтерриториальное, городское перераспределение средств, обусловленное тем, что в отношения с бюджетом вступают почти все участники общественного производства.

Контрольная функция позволяет узнать, насколько своевременно и полно финансовые ресурсы поступают в распоряжение государства, как складываются пропорции в распределении средств, как они используются.

Государство использует бюджет для регулирования экономики Государственный бюджет включает в себя средства централизованного и местного бюджетов. 

Централизованный бюджет – фонд денежных средств, необходимый для финансирования общенациональных программ и выполнения функций, возложенных на органы государственной власти управления.

Доходы централизованного бюджета составляют налоги и другие обязательные платежи. Часть доходов Централизованного бюджета в виде дотаций и субсидий направляется в бюджеты регионов для обеспечения равномерного экономического, социального и культурного развития территорий.

Средства Централизованного бюджета используются на:

    • финансирование производственного строительства, проектно-изыскательских, природоохранных и других работ;
    • финансирование здравоохранения, образования, науки, культуры и спорта, социального обеспечения населения;
    • содержание органов государственной власти и управления, правоохранительных, судебных органов и оборону;
    • образование специального фонда для финансирования работ по ликвидации последствий стихийных бедствий;
    • образование резервного фонда Правительства;
    • обслуживание государственных внешнего и внутреннего долгов;
    • другие мероприятия, финансируемые в централизованном порядке.

Местные бюджеты – фонды денежных средств административно-территориальных единиц государства, находящиеся в ведении органов местной исполнительной власти местного самоуправления для выполнения возложенных на них функций.

Средства местных бюджетов используются на:

    • производственное и непроизводственное строительство, осуществляемое в соответствии с планами развития территории;
    • благоустройство городов, поселков и сел;
    • содержание и капитальный ремонт жилищного фонда и объектов коммунального назначения, сети дорог соответствующего подчинения;
    • финансирование организаций здравоохранения, образования, культуры и спорта местного подчинения;
    • содержание органов местной исполнительной власти и местного самоуправления и на иные цели. 

    В целом представление  о государственном бюджете может быть получено из следующего варианта примерной схемы.

 

 


 

 

 


 

Управление финансами охватывает деятельность, связанную с проведением финансовой политики государства, финансовым планированием, координацией финансовых ресурсов, использованием финансов в интересах экономической и социальной политики, разработкой финансового законодательства. Сюда же относится составление и исполнение бюджета, сбор налогов, управление государственным долгом.

Управление государственными финансами, разработку бюджета страны и контроль за его исполнением осуществляет Министерство экономики и финансов России, которое большое значение придает вопросам обоснованности формирования доходов и расходов бюджета его максимальной сбалансированности.   

Разработка проекта государственного бюджета осуществляется на основе тщательного анализа текущей экономической ситуации с учетом основных параметров социально-экономического развития страны, выбранных приоритетов и структурных изменений в различных сферах экономики.

Законодательной базой для разработки государственного бюджета является  Закон «О бюджетной системе», в котором были заложены принципиально новые направления бюджетно-финансовой политики страны, определены подходы к формированию и распределению общегосударственных финансовых ресурсов, установлены новые взаимоотношения между бюджетами разных уровней, сформулирована система управления внутренним и внешним государственным долгом.

Разработка бюджета осуществляется в соответствии с бюджетной классификацией. Бюджетная классификация является методологическим документом, отражающим порядок составления и использования бюджетов. Она обеспечивает единство финансовых показателей, унификацию учета и отчетности учреждений государственного управления и сопоставимость бюджетов.

Бюджетная классификация является единой и используется при составлении, утверждении и исполнении консолидированного бюджета.

В соответствии с принятой Международным Валютным Фондом статистикой государственных финансов разработана новая Бюджетная классификация, направленная на международную сопоставимость бюджетных данных.

Бюджетная классификация включает в себя:

    • классификацию доходов бюджетов ;
    • функциональную классификацию расходов бюджетов ;
    • классификатор целевых статей расходов бюджетов ;
    • экономическую классификацию. 

 

 

 

 

2. Доходы и расходы  государственного бюджета

 

Классификация доходов бюджетов представляет собой группировку доходов бюджетов, определяющую источники формирования доходов бюджетов всех уровней бюджетной системы. Доходы подразделяются на группы, подгруппы, статьи и подстатьи. Укрупненная классификация статей доходов государственного бюджета приведена ниже.

I. Общие доходы (II+V+VI+VII+VIII)

II. Текущие доходы (III+IV)

III. Налоговые доходы

1. Подоходный налог и налог на прибыль

2.Отчисления на государственное  социальное страхование, пенсионное  обеспечение и государственное  добровольное медицинское страхование.

3. Налог за превышение фонда  заработной платы

4. Налог на имущество

5. Внутренние налоги на товары и услуги

6. Налоги на международную торговлю  и внешние операции

7. Другие налоги, сборы и пошлины

IV. Неналоговые доходы

8. Доходы от предпринимательской  деятельности и собственности

9. Административные сборы и платежи, доходы от некоммерческих и сопутствующих продаж

10. Поступления по штрафам и  конфискациям

11. Прочие неналоговые поступления

V. Доходы от операций с капиталом

12. Продажа основного капитала

13. Продажа государственных запасов  товаров

14. Продажа земли и нематериальных  активов

15. Капитальные трансферты из  негосударственных источников

VI. Погашение кредитов

16. Возврат основной суммы кредитов, предоставленных внутри страны

VII.Полученные официальные трансферты

17. Трансферты из-за границы

18. Трансферты от других уровней  государственного управления

VIII.Заимствование

19. Внутреннее заимствование 

20. Внешнее заимствование.

В доходах бюджета находят выражение экономические отношения, которые возникают между плательщиком и государством. Проявляются эти экономические отношения при совершении платежей в виде налогов и сборов, направляемых на формирование бюджетного фонда государства. Создание рыночной экономики диктует необходимость использования в качестве основных методов формирования доходов установление различных налогов. Экономическая сущность налогов заключается в том, что возникают денежные отношения, имеющие четкую объективную обусловленность, а именно они позволяют государству получать определенную сумму денежных средств от первичных получателей доходов. Любой налог рассматривается в качестве экономической категории, которая выполняет две основные функции: фискальную, при помощи которой формируется бюджетный фонд, и экономическую, оказывающую влияние на воспроизводство, стимулируя или сдерживая его развитие, усиливая или ослабевая накопление капитала, расширяя или сокращая платежеспособность населения. Кроме налогов в бюджет поступают сборы: административные сборы и платежи, таможенные пошлины и ряд других.

К неналоговым платежам относятся обусловленные, невозвратные платежи в бюджет, поступления от продажи принадлежащих государству предприятий и иного государственного имущества, нематериальных активов, все штрафы, пени, иные административные санкции, за исключением взимаемых за нарушение налогового законодательства (суммы этих санкций относятся к налоговым платежам и отражаются в поступлениях от соответствующих налогов). 

Официальные трансферты – это безвозмездные, невозвратные, необязательные поступления (имеющие нерегулярный, единовременный, добровольный характер в виде субвенций, дарений), полученные от других учреждений государственного управления (отечественных и зарубежных) или международных организаций.         

 Функциональная классификация  расходов бюджетов является группировкой  расходов бюджетов всех уровней, отражающей направления финансов на выполнение основных функций государства (государственное управление, обеспечение внутренней и внешней безопасности, международная деятельность, социально-экономическое и культурное развитие).

I. Государственные услуги общего характера

1. Государственные услуги общего  назначения

2. Оборона и охрана границ

3. Общественный порядок и безопасность

II. Общественные и социальные услуги

4. Образование

5. Здравоохранение

6. Государственное социальное страховании, пенсионное и социальное обеспечение

7. Жилищно-комунальное хозяйство

8. Организация отдыха и деятельность  в сфере культуры

III. Государственные услуги, связанные с экономической деятельностью

9. Топливно-энергетический комплекс

10. Агропромышленный комплекс

11. Полезные ископаемые, строительство и архитектура

12. Транспорт и связь

13. Другие расходы, связанные с  экономической деятельностью

IV. Прочие функции

14. Расходы, отнесенные к основным  группам

15. Взаиморасчеты с другими уровнями  государственного управления 

Расходование государственного бюджета – это экономические отношения, которые возникают в процессе распределения бюджетных средств на нужды хозяйства и на выполнение функций государства. Расходы правительства представляются в самом общем виде как сумма правительственных закупок товаров и услуг и трансфертных платежей.

Трансфертные платежи – это выплаты, перераспределяющие налоговые доходы, полученные от налогоплательщиков, определенным слоям населения в форме пособий по безработице, выплат по социальному страхованию и обеспечению.  

Информация о работе Экономическая сущность бюджета и его роль в социально-экономическом развитии общества