Характеристика деятельности Международного валютного фонда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2013 в 20:04, курсовая работа

Описание работы

Актуальность рассмотрения данной темы заключается в том, что Международный валютный фонд играет значительную роль, как в развитии экономик стран-участников, так и в развитии мировой экономики в целом. Поэтому изучение его сущности и методов работы важно для создания полной картины функционирования международных экономических отношений. Целью данной курсовой работы является изучение международного валютного фонда, его характеристики деятельности. В данной работе рассматриваются следующие задачи: изучить сущность и структуру международного валютного фонда; дать характеристику формам деятельности международного валютного фонда.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Сущность и структура МВФ
1.1 Основные цели и функциональные характеристики МВФ
1.2 Организационная структура МВФ
1.3 Порядок вступления в МВФ и обязательства вступающих стран
Глава 2. Характеристика деятельности МВФ
2.1 Формы деятельности МВФ, анализ применения
2.2 Роль МВФ в регулировании международных валютно-кредитных отношений
2.3 Роль МВФ в реформировании Российской экономической системы
Глава 3. Итоги деятельности МВФ на 2012 год
3.1 Поддержка восстановления мировой экономики
3.2 Наращивание потенциала для устойчивого роста
3.3 Ресурсы, доход и бюджет
Заключение
Список литературы
Приложения

Файлы: 1 файл

дкб1.docx

— 79.61 Кб (Скачать файл)

Помимо  кредитов МВФ, Всемирный банк согласился предоставить во втором полугодии 1998 г. с учетом ранее согласованных  объемов 1,7 млрд. дол., а в 1998 (вторая половина) - 1999 гг. в общей сложности – 6,0 млрд. дол. Наконец, правительство Японии пообещало предоставить России заем на сумму 1,5 млрд. дол. в виде дополнения к займам МБРР.

Договоренность  о кредитном пакете МВФ предусматривала, что вся сумма, включая неиспользованные средства кредита 1996-1999 гг., будет представлена России четырьмя траншами – 20 июля, 15 сентября, 15 декабря 1998 г. и 15 февраля 1999 г.

Жизнь показала, что предоставленный в  срочном порядке кредит МВФ уже  не смог спасти положения ни на рынке  государственных ценных бумаг, ни на валютном рынке. В результате 17 август 1998 г. российские власти вынуждены были принять решения о фактическом  объявлении дефолта по внутреннему  государственному долгу (в части, касающейся ГКО и ОФЗ со сроками погашения  до 31 декабря 1999 г.), установлении 90-дневного моратория на платежи по иностранным  финансовым обязательствам коммерческих банков и осуществлении мероприятий  в валютной области, которые в конечном счете привели к четырехкратной девальвации рубля по отношению к доллару и другим иностранным валютам.

События, связанные со срывом российской антикризисной  программы 1998 г. и правительственным  решениям 17 августа 1998 г., явились чувствительным ударом по престижу МВФ. Политика МВФ по отношению к России оказалась под огнем критики, в особенности в кругах республиканской партии и ее сторонников в США.

В общем  итоге, как следует из табл. 2 на период 1992-1999 гг. МВФ одобрил семь договоренностей  о предоставлении валютных кредитов России (кредитный пакет, одобренный 20 июля 1998 г., рассматривается как  единая договоренность) на общую сумму 25,8 млрд. СДР, или 36,6 млрд. дол. Однако в связи с тем, что после 17 августа 1998 г. предоставление средств в рамках договоренностей о расширенном кредите 1996 г. и кредитном пакете 1998 г. было прекращено, а сами эти договоренности утратили силу, фактически по сентябрь 1999 г., т.е. с учетом июльского 1999 г. транша в размере 640 млн. дол., из этой суммы были использованы лишь 22,0 млрд. дол. Кроме того, Россия полностью израсходовала свою резервную позицию в МВФ в размере примерно 1,4 млрд. долларов.

Со  временем выяснилось, что реструктуризация российского внешнего долга, осуществленная в 1996 г. не привела к кардинальному  разрешению долговой проблемы. График платежей по государственной внешней  задолженности с учетом этой реструктуризации предусматривал необходимость платежей в 1999г. в размере 16,74 млрд. дол., в 2000г. – 15,52 млрд. дол., в 2001г. – 14,35 млрд. дол., в 2002г. – 13,69 млрд. дол., и в 2003 – 19,48 млрд. дол. Россия не в состоянии обеспечивать выплату таких средств. Достижение договоренности с МВФ о кредите «стэнд-бай» в июле 1999 г. предоставило возможность осуществить новую реструктуризацию долга.

1 августа  1999г., т.е. спустя несколько дней  после одобрения Исполнительным  советом МВФ кредита России, было  достигнуто соглашение с парижским  клубом, задолженность которому  на 1 января 1999 г. составила 41,3млрд.дол. Это соглашение предусматривает приостановку платежей на сумму 8 млрд. дол., т.е. оформление рассрочки до 2020 г.

Использование внешних финансовых ресурсов было бы оправдано в том случае, если бы оно послужило толчком для  запуска механизма экономического роста, технологической перестройки  экономики. Однако этого-то, к сожалению  не происходило. Кредиты МВФ, по сути дела, попросту проедались, т.е. направлялись на затыкание бюджетных дыр, обслуживание все возрастающего государственного долга, финансирование импорта предметов  потребления. Определенный «вклад»  в формирование такой ситуации внесли и некоторые требования, которыми МВФ обуславливало предоставление своих кредитов России.

Кредиты МВФ России и другим странам бывшего  СССР обусловлены выполнением ряда политико-экономических условий, которые содержатся в разрабатываемых ими совместно с Фондом программах макроэкономической стабилизации и структурных преобразований. При этом МВФ добивается неукоснительной и последовательной реализации согласованных условий.

Требования, с выполнением которых МВФ  обычно связывает предоставление своих  кредитов, подразделяются на три группы: осуществление мер с целью  достижения макроэкономической и финансовой стабилизации; приватизация и другие структурные преобразования экономической  системы; либерализация внешнеэкономической  деятельности.

Исходя  из монетаристской модели макроэкономического равновесия национальной экономики, основной источник нарушения этого равновесия МВФ традиционно видит в дефиците государственного бюджета. Следовательно, в России главным стержнем всех стабилизационных программ было устранение этого дефицита. Однако в условиях глубоко экономического кризиса власти не смогли выполнить этого требования.

Вторым  постоянным направлением требований МВФ  к России является приватизация государственной  собственности и проведение структурных  реформ в экономике, а именно:

  1. всемерное поощрение частного сектора в промышленности и других отраслях национального хозяйства;
  2. усилие роли рыночных сил в распределении и перемещении производственных и финансовых ресурсов;
  3. полное устранение административного контроля за ценами и уровнем прибыли предприятий, за исключением, на первых порах, нескольких естественных монополий;
  4. радикализация земельной и сельскохозяйственной реформы, отмена ограничений на куплю и продажу земли;
  5. укрепление банковского сектора – усиление эффективности надзора над коммерческими банками со стороны Центрального банка, повышение уровня ликвидности банков, совершенствование платежной системы;
  6. формирование и развитие финансовых рынков;
  7. обеспечение для иностранных инвесторов равных с национальными предпринимателями возможностей участия в приватизации собственности.

Третья  группа условий кредитов, предоставляемых  МВФ России – либерализация внешнеэкономической  деятельности. В результате введения внутренней конвертируемости рубля  единственным механизмом регулирования  внешнеторговых операций стал инструментарий собственно торговой политики: лицензирование, количественные ограничения (квотирование) ввоза и вывоза, экспортные и импортные  тарифы. Однако в ходе осуществления согласованных с МВФ установок на либерализацию внешнеэкономической деятельности механизм государственного регулирования этой деятельности был в значительной мере демонтирован.

Результаты  взаимоотношений России с МВФ  неоднозначны. Оценки этих результатов  различаются в зависимости от идеологических установок и методических позиций отдельных общественно-политических сил. Наличие кризисной ситуации вынуждает Россию обращаться к Фонду за кредитами. Однако при этом нужно отдать отчет в том, что до тех пор, пока Россия находится в зависимости от кредитов МВФ, его воздействие продолжает оставаться существенным фактором формирования ее макроэкономической, структурной и социальной политики.

Принцип обусловленности кредитов находит  свое выражение в согласовании со страной-заемщицей определенной программы экономической политики, реализация которой и кредитуется Фондом. Первоначально такую программу называли программой приспособления, т.е. перестройки хозяйственного механизма. С конца 1980-х годов используется также термин «программа экономической реформы».

При этом МВФ требует принятия так  называемых предварительных мер, т.е. внесения страной-заемщицей определенных изменений в экономическую политику, которое должно быть осуществлено еще до утверждения кредитной договоренности.

В официальных  публикациях МВФ утверждается, что  при разработке стабилизационных программ, выполнением которых странами-заемщицами обусловливается предоставление им кредитов, Фонд занимает «прагматические позиции», «признавая, что было бы неверно применять какую-либо универсальную модель ко всем странам». Однако на деле, формулируя свои рекомендации, МВФ традиционно руководствуется монетаристским подходом к анализу инфляции и платежного баланса. Такой подход сводит этот анализ к установлению зависимости между величиной денежной массы в стране, объемом совокупного платежеспособного спроса, с одной стороны, и динамикой цен, а также состоянием платежного баланса - с другой. Собственно основную (если не единственную) причину разбалансированности экономики, неуравновешенности международных расчетов стран-заемщиц Фонд видит в наличии избыточного совокупного платежеспособного спроса в стране, вызываемого в первую очередь дефицитом государственного бюджета и чрезмерным расширением денежной массы.

Исходя  их доминирующих в МВФ теоретических  воззрений, его практические стабилизационные программы носят преимущественно  дефляционный характер. Обычно они включают: сокращение государственных расходов, в том числе на социальные цели; отмену или уменьшение государственных субсидий на продовольствие, товары широкого потребления и услуги, что ведет к повышению цен на эти товары; увеличение налогов на личные доходы; сдерживание роста, или «замораживание», заработной платы; повышение учетных ставок, ограничение объема кредита, в том числе потребительского назначения, либерализацию внешнеэкономических связей; девальвацию национальной валюты, за которой следует удорожание импортируемых товаров и т.п. В зависимости от конкретной ситуации, существующей в разных странах, эти меры используются в различных сочетаниях. По мнению МВФ, такие меры необходимы «для достижения устойчивого равновесия между спросом на ресурсы и их наличием», которое, в свою очередь, должно привести со временем к стабильному экономическому росту и повышению уровня занятости.

Имеющийся опыт свидетельствует, что дефляционные меры далеко не всегда достигают желаемой цели, особенно если нарушение равновесия платежного баланса и другие экономические неурядицы носят устойчивый, структурный характер и сопровождаются спадом производства. В то же время при определенных обстоятельствах подобные меры зачастую могут способствовать свертыванию инвестиций, торможению темпов экономического роста, а также обострению социальных проблем. Это связано с уменьшением реальной заработной платы, ростом безработицы, снижением жизненного уровня, перераспределением доходов в пользу богатых слоев за счет менее обеспеченных групп населения, ростом имущественной дифференциации. Это вынуждены признать и сами функционеры МВФ. В официальной публикации Фонда по данному поводу говорится: «... процесс перестройки может повлечь за собой краткосрочные социальные издержки для уязвимых слоев населения». Таким образом, проблема обусловленности кредитов МВФ - это проблема социальной цены за осуществление при его содействии и опеке стабилизационных макроэкономических программ.

 

 

Заключение

 

Решающая встреча по учреждению МВФ состоялась 22 июля 1944 года в Бреттон-Вудсе (Нью-Гемпшир, США), где собрались представители 44 государств. МВФ начал свою деятельность в Вашингтоне в мае 1946 г. в составе 39 стран, в настоящее время членами организации являются 188 государств, в том числе и Россия с 1 июня 1992 года.

МВФ создан для регулирования отношений  в сфере валютных расчётов между  государствами и осуществления  финансовой помощи странам-членам через  предоставление им при возникновении  валютных затруднений, обусловленных  нарушением равновесия платёжных балансов, краткосрочных кредитов в иностранной  валюте.

Высшим директивным органом  МВФ является Совет управляющих, который назначается государствами-членами  МВФ.

Имеется два комитета управляющих:

- Международный валютно-финансовый  комитет (МВФК);

- Комитет по развитию.

Когда страна собирается стать участницей МВФ персонал фонда рассчитывает для нее квоту и сравнивает полученный результат с квотами  уже состоящих в Фонде стран  с похожими экономическими характеристиками. Полученное значение квоты обсуждается комитетом «Участников» (membership) Исполнительного совета.

В заключение второй главы можно  сделать следующие выводы, что  формами деятельности МВФ являются: инспектирование, консультации, предоставление услуг и финансирование стран-членов.

Наиболее же известной является такая форма деятельности МВФ, как  финансирование. МВФ предоставляет  финансовую помощь странам-членам в  рамках разнообразных механизмов финансирования, которые отличаются в основном типом  проблем платёжного баланса, для  ликвидации которых они предназначены, и условиями предоставления кредитов.

МВФ осуществляет наблюдение и контроль над соблюдением странами-членами  своего Устава, который фиксирует  основные структурные принципы мировой  валютной системы.

Во-первых, МВФ наделен полномочиями, создавать безусловные ликвидные  средства путем выпуска СДР.

Во-вторых, МВФ выступает в качестве проводника принятой Западом, по инициативе США, установки на демонетизацию  золота, ослабление его роли в мировой  валютной системе.

В-третьих, МВФ осуществляет межгосударственное регулирование режима валютных курсов.

В-четвертых, важным направлением регулирующей деятельности МВФ является устранение валютных ограничений.

В-пятых, МВФ участвует в регулировании  международных валютно-кредитных  отношений путем предоставления кредитов странам, а главное, в результате выполнения им функции координатора международного кредитования.

В-шестых, МВФ осуществляет постоянный надзор и наблюдение за макроэкономической политикой стран-участниц и состоянием мировой экономики.

 

 

Список литературы

 

1. Симановский А.Ю. Международный  валютный фонд: Вопр. формирования и функционирования / Отв. ред. Ю. Б. Рубин.— М.: Соминтэк, 2008. 459 с.

2. Авдокушин Е.Ф. Международные экономические отношения: Учебник.- М.: Экономистъ, 2008.- 366с.

3. Валютный  рынок и валютное регулирование / Под ред. И.Н. Платоновой. – М.: БЕК, 2007. – 397с.

Информация о работе Характеристика деятельности Международного валютного фонда