Функции, роль и формы международного кредита

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 13:01, курсовая работа

Описание работы

В международных экономических отношениях любого государства существенное значение имеют кредитные отношения. Международное заимствование и кредитование стало результатом развития, с одной стороны, внутреннего кредитного рынка наиболее развитых стран мира, а с другой ответом на потребность финансирования международной торговли. На межгосударственном уровне потребность в кредитовании возникает в связи с необходимостью покрытия отрицательных сальдо международных расчетов. В качестве кредиторов и заемщиков выступают частные предприятия (банки, фирмы), государственные учреждения, правительства, международные и региональные валютно-кредитные и финансовые организации.

Содержание работы

Введение 3
Функции, роль и формы международного кредита 6
Функции международного кредита 6
Роль кредита 7
Формы международного кредита 8
По назначению: 8
По видам: 8
По технике предоставления 8
По валюте займа 11
По срокам 12
По обеспечению 13
В зависимости от категории кредитора 14
По объектам кредитования 15
По источникам 16
Лизинг 17
Факторинг 18
Форфейтинг 20
Вексельный кредит 22
Акцептный кредит 24
Кредитование экспорта и импорта 25
Кредитование экспорта 26
Кредитование импорта 30
Кредитование экспортно-импортных операций в России 33
Межправительственные займы 35
Международные валютно-кредитные организации 38
Международный валютный фонд 39
Банк международных расчетов 45
Всемирный банк 46
Международный банк реконструкции и развития 47
Международная ассоциация развития 49
Международная финансовая корпорация 51
Многостороннее агентство по гарантированию инвестиций 54
Международный центр урегулирования инвестиционных споров 55
Европейский банк реконструкции и развития 56
Региональные валютно-кредитные организации 57
Проблемы внешней задолженности России 59
Заключение 63
Список использованных источников 65

Файлы: 1 файл

Международный кредит.docx

— 145.87 Кб (Скачать файл)

К основным региональным организациям ЕС относится:

Европейский инвестиционный банк (ЕИБ, Люксембург) создан в 1958 г., предоставляет  кредиты на срок от семи до двадцати лет, а развивающимся странам  до сорока лет Цель ЕИБ — развитие отсталых регионов стран ЕС, реконструкция  предприятий, создание совместных хозяйственных  объектов, развитие приоритетных отраслей, осуществление межгосударственных проектов, модернизация отраслевой структуры  производства. [15];

Европейский фонд валютного  сотрудничества (ЕФВС) создан в 1973 г. в  рамках Европейской валютной системы. Он предоставляет кредиты на покрытие дефицита платежного баланса стран-членов ЕВС при условии выполнения ими  программ стабилизации экономики. ЕФВС выполняет в рамках ЕВС функции  кредитно-расчетного обслуживания стран-членов [15];

Европейский фонд развития (ЕФР, 1958 г.) проводит коллективную политику ЕС по отношению к развивающимся  странам, координирует двусторонние программы  официальной помощи развитию этих стран;

Европейский фонд ориентации и гарантирования сельского хозяйства (1969 г.) содействует созданию общего аграрного рынка («Зеленая Европа»);

Европейский фонд регионального  развития (ЕФРР, 1975 г.) предоставляет  кредиты за счет средств совместного  бюджета ЕС с целью выравнивания региональных диспропорций в странах-членах, поскольку там насчитывается 25 беднейших  районов, уровень жизни в которых  в 2,5 раза ниже, чем в 25 наиболее процветающих;

Европейский валютный институт (ЕВИ, Франкфурт-на-Майне, 1994 г) заменил  Европейский фонд валютного сотрудничества, созданный в 1973 г —это наднациональный  орган в составе управляющих  двенадцати центральных банков, осуществляющий координацию денежной и кредитной  политики этих банков, содействует  созданию системы европейских центральных  банков и переходу к единой валюте К ЕВИ перешла функция эмиссии ЭКЮ и предоставления кредитов на покрытие дефицита баланса стран членов.  С июля 1998 г ЕВИ заменен Европейским центральным банком, который выпускает евро. С 1999 г начала действовать Европейская система центральных банков, которая включает Европейский центральный банк и центральные банки стран ЕС, перешедших к евро.[10]

 

  1. ПРОБЛЕМЫ ВНЕШНЕЙ ЗАДОЛЖЕННОСТИ РОССИИ

 

Российская Федерация  — правопреемника СССР по его зарубежным активам и пассивам. СССР привлекал  среднесрочный и долгосрочный иностранный  капитал преимущественно в форме  экспортных кредитов и банковских ссуд. В настоящее время основными  кредиторами России стали международные  финансовые организации, которые при  предоставлении кредитов требуют проведения стабилизационной программы, прежде всего  сокращения бюджетного дефицита и инфляции.

Россия является должником  и одновременно кредитором. Российская Федерация взяла на себя обязательства  по обслуживанию внешнего долга СССР. Внешняя задолженность страны в  переходный период резко возросла. Если в 1985 г. она составляла 28,3 млрд. долл., то в 1990 г. увеличилась до 59,8 млрд. долл., в 1993 г. — до 80 млрд. долл., в 1999 г. превысила 140 млрд. долл., а по состоянию на 1 ноября 2011 года составил 36,0 млрд долл.

По относительным показателям, российский внешний госдолг составляет 5-10 % от объема ВВП страны. По данным рейтингового агентства Moody's внешний долг РФ остается очень низким, в пределах 10% к ВВП страны. Это является самым низким показателем среди всех государств, имеющих рейтинг инвестиционной категории (02.03.2012). В результате Россия постепенно превращается в страну-кредитора (Кипр, США и т.д.)

Впрочем, такое благоприятное  положение наблюдалось далеко не всегда. Так, после распада СССР внешний  долг России неуклонно возрастал  и достиг своего максимума сразу  после кризиса 1998 года, когда он достиг 146,4 % от ВВП страны. После этого началось его быстрое снижение. В 2008 году внешний долг составлял всего 5% ВВП страны. Согласно принятому трёхлетнему бюджету на период 2008—2010 гг., госдолг должен был удерживаться в рамках 2,5 % от ВВП.

 

Структура государственного внешнего долга по состоянию на 1 ноября 2011 года.

Наименование

Сумма, млн. долларов США

Эквивалент, млн. ЕВРО

Государственный внешний  долг Российской Федерации (включая  обязательства бывшегоСССР, принятые Российской Федерацией)

35 964,5

25 369,9

Задолженность бывшим странам  СЭВ

1 043,1

735,8

Коммерческая задолженность  бывшего СССР

57,8

40,8

Задолженность перед международными финансовыми организациями

2 626,7

1 852,9

Задолженность по внешним  облигационным займам

29 183,4

20 586,5

Задолженность по ОВГВЗ (облигации внутреннего государственного валютного займа)

1,8

1,2

Задолженность по гарантиям  Российской Федерации в иностранной  валюте

24,6

17,3

Государственные гарантии Российской Федерации в иностранной валюте

966,8

682,0


 

Динамика государственного внешнего долга России.

В 2004—2008 годах, учитывая рост доходов России от экспорта нефти, связанный  со стремительным ростом мировых  цен на это сырьё, государственный  долг стремительно сокращался. В результате длительных переговоров, к концу августа 2006 Россия осуществила досрочные выплаты 22,5 млрд долларов по кредитам Парижского клуба, после чего её государственный долг составил 53 млрд долларов (9 % ВВП).

Пик российского государственного долга пришёлся на 1998 год (146,4 % ВВП). На 1 января 2000 года, внешний долг достиг 158,7 млрд долларов (а суммарный внешний и внутренний государственный долг составлял 84 % ВВП).

Для сравнения, по данным S&P за 2005 г., государственный долг Германии составлял 68 % ВВП, Франции — 66 %, США — 53 %, Великобритании — 43 %, Норвегии — 36 %, Австралии — 12 %, Казахстана — 10 %, Гонконга — 2 %.

 

Дата

Сумма, млрд долл. США

1991, 25 декабря

67,9

1997, 31 декабря

123,5

2000, 1 января

158,7

2001, 1 января

143,7

2002, 1 января

133,5

2003, 1 января

125,7

2004, 1 января

121,7

2005, 1 января

114,1

2006, 1 января

76,5

2007, 1 января

52,0

2008, 1 января

44,9

2009, 1 января

40,6

2010, 1 января

37,6

2011, 1 ноября

36,0

2012, 1 января

33,5


 

Внешний долг частного и  федерального сектора.

По данным Центрального Банка  Российской Федерации, общий внешний  долг России (частный и федеральный  сектор) на 1 января 2009 года составил 479,9 млрд. долл. США. По данным всемирного банка, внешний долг в первом квартале 2008 года составляет 477 млрд долларов США.

Общие выплаты в 2009 году должны составить $141,0 млрд. (из них только $5 млрд. приходится на органы государственного управления), 2010 — $91,3 млрд ($4,6 млрд).

Дата

Сумма, млрд. долл. США. источник ЦБРФ

1994, 1 января

117,8

1995, 1 января

126,7

1996, 1 января

132,7

1997, 1 января

153,0

1998, 1 января

182,8

1999, 1 января

188,4

2000, 1 января

178,2

2001, 1 января

160,0

2002, 1 января

146,3

2003, 1 января

152,3

2004, 1 января

186,0

2005, 1 января

213,5

2006, 1 января

257,2

2007, 1 января

313,2

2008, 1 января

471,0

2009, 1 января

479,9

2010, 1 января

467,2

2011, 1 января

488,9

2012, 1 января

545,3


 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Преобладавшая до недавнего  времени государственная форма  собственности предполагала в основном централизованное бюджетное финансирование предприятий. Существовавшая ранее  система, при которой бюджетные  средства выделялись в рамках государственного планирования развития экономики, не учитывала  необходимости четкого законодательного регулирования финансово-кредитных  вопросов.

С развитием в нашей  стране рыночных отношений, появлением предприятий различных форм собственности (как частной, так и государственной, общественной) особое значение приобретает  проблема четкого правового регулирования  финансово-кредитных отношении  субъектов  предпринимательской  деятельности.[20]

При столь быстром развитии международного кредита возрастает роль его межгосударственного регулирования. Противоречие между уровнем интернационализации  хозяйственной жизни и ограниченностью  национальных форм регулирования привело  к развитию межгосударственного  регулирования международного кредита. Оно преследует следующие основные цели:

регулирование международного движения ссудного капитала для воздействия  на платежный баланс, валютный курс, рынки ссудных капиталов;

совместные межгосударственные меры по преодолению кризисных явлений;

согласование кредитной  политики по отношению к определенным заемщикам — в основном к развивающимся, а также странам Восточной  Европы и бывшего СССР.

Межгосударственное регулирование  международного кредита осуществляется в различных формах:

координация условий экспортных кредитов и гарантий;

согласование размера  помощи развивающимся странам;

регламентация деятельности международных и региональных валютно-кредитных  и финансовых организаций;

рециклирование нефтедолларов и др.

Государство стремится встроить рыночные силы, конкуренцию в сфере  международного кредита в механизм государственного регулирования, придать  ему гибкость.[13]

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

    1. Александровский Е.Э. Структура группы всемирного банка // Деньги и кредит. – 1997. - №11. – С.66-71.
    2. Балабанов И. Т., Балабанов А. И. Внешнеэкономические связи: Учеб. пособие. – М.: Финансы и статистика, 1998. – 512с.: ил. – С. 255-274.
    3. Банковское дело: Учебник. – 4-е изд., перераб. и доп. / Под ред. проф. В. И. Колесникова, проф. Л. П. Кроливецкой. – М.: Финансы и статистика, 1998. – 464 с.: ил. – С. 357–361.
    4. Введение в банковское дело / Под ред. Ю.Б. Рубина. – М.,1997 г. –626 с.
    5. Вельяминов Г.М., Шамсиев Х.Р. Международные параорганизации (клубы) и долги России // Государство и право. – 1999. -  № 9. – С. 102-113. 
    6. Викторов С. И нам в Париж по делу надо // Коммерсант. – 1997. - №33. – С.22-24.
    7. Викторов С.В.  Лондонский клуб хочет избавиться от России //Коммерсант. – 1999. – 30 сент.
    8. Деньги. Кредит. Банки: Учебник для вузов / Е. Ф. Жуков, Л. И. Максимова, А. В. Печникова и др.; Под ред. проф. Е. Ф. Жукова. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1999. – 622 с. – С. 186-196, 393-412.
    9. Деньги. Кредит. Банки. / Под ред. Г.И. Кравцовой. – Мн.: Меркавание, 1994. – 270 с. – С.152-157.
    10. Деньги, кредит, банки: Учебник / Под ред. О. И. Лаврушина. – 2-е изд., перераб. и доп. -М.: Финансы и статистика, 1999. – 464с.: ил. – С. 270-274, 277-282.
    11. Камаев В.Д. и колл. авторов. Экономическая теория: Учебник / М.: Гуманитарный издательский центр Владос, 1998.-.640с.:ил. – С.542-545.
    12. Киреев А. П. Международная экономика. В 2-х ч. – Ч. 1. Международная микроэкономика: движение товаров и факторов производства. Учебное пособие для вузов. – М.: 416 с. -  С. 312-317.
    13. Международные валютно-кредитные и финансовые отношения: Учебник / Под ред. Л. Н. Красавиной. - М.: Финансы и статистика, 1994. – 592с.: ил. – С. 245-303, 434-523.
    14. Носкова И. Я. Международные валютно-кредитные отношения: Учеб. пособие. -  М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1995. – 208с. – С. 124-128, 133-138.
    15. Общая теория денег и кредита: Учебник / Под ред. проф. Е. Ф. Жукова. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1995. – 304с. – С. 286-300.
    16. Орешкин В.С. О состоянии официального внешнего долга России // Деньги и кредит. – 1999. - №2. – С.49-50.
    17. Саркисянц А.Г. Проблема внешней задолженности России // Деньги и кредит. – 1999. - №2. – С.40 – 48.
    18. Смыслов Д.В. Международный валютный фонд: на рубеже столетий // Деньги и кредит. – 1999. - №7.-С. 58-66, - №8.-С.61-68, - №9.-С. 54-65, - № 10. – С.44-58,- №12.- 59-71.
    19. Современная экономика. /Ростов-на-Дону.: Феникс,1999г. – с.672. – С.462-463.
    20. Основы международных валютно-финансовых и кредитных отношений: Учебник / Научн. Ред. Д-р эконом. Наук, профессор В.Вкруглов – М.: ИНФРА-М-1998
    21. Халевинская Е.Д. Кредитование внешнеторговых операций // Финансовая газета. Региональный выпуск. – 1997. - №29-33.

Примечание:

так же использовалась информация из сети Интернет

www.rbc.ru;

www.minfin.ru;

www.cbr.ru.

 

 


Информация о работе Функции, роль и формы международного кредита