Функции, роль и формы международного кредита

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 13:01, курсовая работа

Описание работы

В международных экономических отношениях любого государства существенное значение имеют кредитные отношения. Международное заимствование и кредитование стало результатом развития, с одной стороны, внутреннего кредитного рынка наиболее развитых стран мира, а с другой ответом на потребность финансирования международной торговли. На межгосударственном уровне потребность в кредитовании возникает в связи с необходимостью покрытия отрицательных сальдо международных расчетов. В качестве кредиторов и заемщиков выступают частные предприятия (банки, фирмы), государственные учреждения, правительства, международные и региональные валютно-кредитные и финансовые организации.

Содержание работы

Введение 3
Функции, роль и формы международного кредита 6
Функции международного кредита 6
Роль кредита 7
Формы международного кредита 8
По назначению: 8
По видам: 8
По технике предоставления 8
По валюте займа 11
По срокам 12
По обеспечению 13
В зависимости от категории кредитора 14
По объектам кредитования 15
По источникам 16
Лизинг 17
Факторинг 18
Форфейтинг 20
Вексельный кредит 22
Акцептный кредит 24
Кредитование экспорта и импорта 25
Кредитование экспорта 26
Кредитование импорта 30
Кредитование экспортно-импортных операций в России 33
Межправительственные займы 35
Международные валютно-кредитные организации 38
Международный валютный фонд 39
Банк международных расчетов 45
Всемирный банк 46
Международный банк реконструкции и развития 47
Международная ассоциация развития 49
Международная финансовая корпорация 51
Многостороннее агентство по гарантированию инвестиций 54
Международный центр урегулирования инвестиционных споров 55
Европейский банк реконструкции и развития 56
Региональные валютно-кредитные организации 57
Проблемы внешней задолженности России 59
Заключение 63
Список использованных источников 65

Файлы: 1 файл

Международный кредит.docx

— 145.87 Кб (Скачать файл)

Кредиты МВФ делятся на несколько видов:

1) кредиты, предоставляемые  в пределах резервной позиции  страны в МВФ. Для покрытия дефицита платежного баланса страна может получить кредит в Фонде — ссуду в иностранной валюте в обмен на национальную сроком до трех-пяти лет. Погашение ссуды производится обратным путем — посредством покупки через определенный срок национальной валюты на свободно конвертируемую. В пределах 25% квоты страна получает кредиты без ограничений, а также на сумму кредитов в иностранной валюте, предоставленных ранее Фонду. Этот кредит не должен превышать 200% квоты;

2) кредиты, предоставляемые  сверх резервной доли. Ссуды выдаются  после предварительного изучения  Фондом валютно-экономического положения  страны и выполнения требовали и МВФ о проведении стабилизационных мер.

Стабилизационные программы  МВФ предусматривают ограничение  внутренних кредитов, бюджетных расходов, заработной платы и ведут к  снижению темпов экономического роста, что обычно идет вразрез с национальными  интересами страны-заемщика.

Однако получение займа  в МВФ дает возможность странам  рассчитывать на крупные кредиты  в частных банках.

МВФ играет большую роль в межгосударственном регулировании  валютно-кредитных отношений. В соответствии с Бреттонвудским соглашением перед фондом была поставлена задача по упорядочению валютных курсов, т.е. регулированию и поддерживанию-устойчивости паритетов стран-членов (в золоте или долларах). Без санкции фонда страны не имели права изменять паритеты валют более чем на 10%, а также допускать при проведении операций отклонения от паритета свыше ± 1% (с декабря 1971 г. — свыше ±2,25%).

В соответствии с Уставом  МВФ государства-члены фонда должны были на базе фиксированных валютных курсов вводить обратимость валют  по текущим операциям и проводить  политику, направленную на полное устранение валютных ограничений. Но на практике эти положения не могли быть выполнены  многими странами. Например, валютные ограничения были отменены лишь 60 странами-членами  МВФ.

Обострение валютного  кризиса в начале 70-х годов  привело к подрыву основных принципов  бреттонвудской валютной системы, и в частности к сохранению фиксированных валютных курсов. В результате в 1973 г. были отменены фиксированные паритеты и валютные курсы, введен режим "плавающих" валютных курсов, которые юридически были закреплены Ямайской валютной системой, введенной с апреля 1978 г.

Страны-члены МВФ обязаны  представлять ему информацию об официальных  золотых запасах и валютных резервах, состоянии экономики, платежного баланса, денежного обращения, заграничных  инвестициях и т.д. Эти данные используются частными банками для  определения платежеспособности стран-заемщиков.

Стоит отметить, что на первых порах МВФ как кредитор играл  скромную роль. Однако начиная с 1970-х годов произошло значительное расширение его кредитной деятельности.

Всего за период 1947-1998гг МВФ  предоставил странам-членам кредиты  на общую сумму 175,5 млрд. СДР (приблизительно 247 млрд. доллара по курсу доллара к СДР на конец 1998г.), а вместе с льготными займами наименее развитым странам за счет специальных фондов – 187,1 млрд. СДР, что составляет 263 млрд. долларов.

Важно отметить, что членство страны в МВФ является обязательным условиям при ее вступлении в Международный  банк реконструкции и развитии, а  также для получения льготных кредитов в его дочерней организации  — Международной ассоциации развития. [8,11,18]

Цели МВФ:

— поощрение международного сотрудничества в области валютной политики;

— способствование сбалансированному  росту в области валютной политики;

— способствование сбалансированному росту мировой торговли для стимулирования и поддержания высокого уровня занятости и реальных доходов, для развития производственного потенциала всех государств-членов в качестве главной цели экономической политики;

— поддержание стабильности валют и упорядочение валютных отношений между государствами-членами, а также воспрепятствование девальвации валют из соображений конкуренции;

— участие в создании многосторонней системы платежей, а  также устранение ограничений на трансферт валюты;

— предоставление средств для ликвидации несбалансированности платежных балансов государств-членов.

Функции МВФ:

— соблюдение согласованного кодекса поведения (тесное сотрудничество в вопросах международной валютной политики и межгосударственного  платежного оборота);

— финансовая помощь для  преодоления дефицита платежного баланса;

— консультирование и сотрудничество.

Принципы МВФ:

— запрет на манипуляции  валютным курсом или международной  валютной системой для уклонения  от урегулирования;

— обязательство проведения (в случае необходимости) интервенций  на валютных рынках для прекращения  валютного кризиса;

— обязательство каждой страны учитывать в своей политике интервенций интересы своих партнеров, в особенности тех, в валюте которых  она осуществляет свои интервенции.[20]

 

    1. Банк международных расчетов

 

Банк международных расчетов (БМР) — первый межгосударственный банк — был организован в 1930 г. в Базеле как международный банк центральных банков. Его организаторами были эмиссионные банки Англии, Франции, Италии, Германии, Бельгии, Японии и  группа американских банков во главе  с банкирским домом Моргана.

Не будучи международной  финансовой организацией, чей устав  предусматривал бы правила членства и выполняемые функции, он играет ведущую роль в международном  регулировании банковской деятельности.

Одной из задач БМР было облегчить расчеты по репарационным  платежам Германии и военным долгам, а также содействовать сотрудничеству центральных банков и расчетам между  ними. Свою главную функцию координатора центральных банков ведущих развитых стран БМР сохраняет до сих  пор. Он объединяет центральные банки 33 стран, главным образом европейских. С 1979 г. БМР производит расчеты между  странами-участницами Европейской  валютной системы, выполняет функции  депозитария Европейского объединения  угля и стали (ЕОУС), совершает операции по поручениям ОЭСР и участвующих  в ней стран.

БМР выполняет депозитно-ссудные, валютные, фондовые операции, куплю-продажу  и хранение золота, выступает агентом  центральных банков. Будучи западноевропейским международным банком, БМР осуществляет межгосударственное регулирование валютно-кредитных отношений.

БМР организует также коллективную валютную интервенцию центральных  банков с целью поддержания курса  ведущих валют, выступает попечителем  по межправительственным кредитам, наблюдает за состоянием еврорынка.

БМР - ведущий информационно-исследовательский  центр.

Являясь учредителями БМР, центральные  банки этих стран выступают одновременно и его клиентами. Поэтому БМР  часто называют международным банком центральных банков. [8,11,15]

Таким образом, БМР содействует  межгосударственному регулированию  валютно-кредитных отношений.

 

    1. Всемирный банк

 

Вступление Российской Федерации  в 1992 г. в Международный валютный фонд и Международный банк реконструкции  и развития, который является ядром  Всемирного банка (World Bank), значительно укрепило позиции Российской Федерации на мировых валютно-финансовых рынках и способствовало адаптации к современной системе валютно-кредитных отношений.

Состав и организационная  структура Всемирного банка претерпели существенные изменения со времени  их создания. Количество стран - членов Международного банка реконструкции  и развития - МБРР выросло с 38 в 1946 г. до 180 в 1996 г. Создание новых дочерних организаций позволило преобразовать МБРР в группу Всемирного банка, включающую четыре международных финансовых института. В 1956 г. была создана Международная финансовая корпорация - МФК, которая осуществляет финансирование проектов частного сектора, в отличие от МБРР, предоставляющего займы только под гарантии правительств стран-членов. В 1960 г. была основана Международная ассоциации развитии - MAP, предоставляющая беспроцентные льготные кредиты наиболее бедным странам. Задачей Многостороннего агентства по гарантированию инвестиций - МАГИ, основанного в I988 г., является предоставление гарантий зарубежным инвесторам от некоммерческих политических рисков.

Рост потоков прямых иностранных  инвестиций обусловит создание в 1966 г. Международного центра урегулирования инвестиционных споров - МЦУИС, связанного с деятельностью группы Всемирного банка. МЦУИС призван обеспечивать урегулирование и арбитраж споров между  иностранными инвесторами и правительствами  стран - заемщиц. [1]

 

      1. Международный банк реконструкции и развития

 

Международный банк реконструкции  и развития (МБРР) — специализированное учреждение ООН, межгосударственный инвестиционный институт, учрежденный одновременно с МВФ в соответствии с решениями  международной валютно-финансовой конференцией в Бреттон-Вудсе в 1944 г. Соглашение о МБРР, являющееся одновременной его уставом, официально вступило в силу в 1945 г., но банк начал функционировать с 1946 г.  Местонахождение МБРР — Вашингтон.

Официальной целью деятельности МБРР является содействие странам-членам в развитии их экономики посредством  предоставления долгосрочных займов и  кредитов, гарантирования частных инвестиций. Первоначально МБРР был призван  с помощью аккумулированных бюджетных  средств капиталистических государств и привлекаемых капиталов инвесторов стимулировать частные инвестиции в странах Западной Европы, экономика которых значительно пострадала во время второй мировой воины.

С середины 50-х годов, когда  хозяйство стран Западной Европы стабилизировалось, деятельность МБРР во все большей степени стала  ориентироваться на страны Азии, Африки и Латинской Америки с целью  противодействия национально-освободительной борьбе и стимулирования развития их экономики.

Высшими органами МБРР являются Совет управляющих и Директорат как исполнительный орган. Во главе  банка находится президент, как  правило, представитель высших деловых  кругов США. Сессии Совета, состоящего из министров финансов или управляющих  центральными банками, проводятся раз  в год, совместно с МВФ. Членами  банка могут быть только члены  МВФ, голоса также определяются квотой страны в капитале МБРР (85,2 млрд. долл.). Хотя членами МБРР являются 155 стран, лидирующее положение принадлежит  семерке США, Японии, Великобритании, ФРГ, Франции, Канаде и Италии.

Большую часть функций  по оперативному управлению Совет управляющих  делегирует постоянно действующему органу - Совету исполнительных директоров. Совет исполнительных директоров отвечает за принятие всех важных решений, определяющих политику МБРР, в его исключительном ведении находится право одобрения  займов. В настоящее время Совет  состоит из 24 исполнительных директоров. В соответствии со Статьями соглашения пять крупнейших акционеров - США, Великобритания, Франция, Германия и Япония - назначают  своих исполнительных директоров. Остальные  исполнительные директора выбираются группами стран, формируемыми по географическому  принципу.

Три страны - Россия, Китай  и Саудовская Аравия имеют право  избирать собственных исполнительных директоров. Таким образом. Российская Федерация является одной из восьми стран, имеющих собственных представителей в Совете исполнительных директоров, и располагает возможностью оказывать существенное влияние на политику МБРР.

Источниками ресурсов банка, помимо акционерного капитала, являются размещение облигационных займов, главным  образом на американском рынке, и  средства полученные от продажи облигации.

МБРР предоставляет кредиты  обычно на срок до 20 лет для расширения производственных мощностей стран  членов банка. Они выдаются под гарантию правительств стран-членов банка. МБРР предоставляет также гарантии по долгосрочным кредитам других банков. Как и МВФ, он требует обязательного предоставления информации о финансовом положении страны-заемщика, кредитуемых объектах и содержании миссии банка, обследующей эти объекты.

Необходимо подчеркнуть, что банк покрывает своими кредитами  лишь 30% стоимости объекта, причем наибольшая часть кредитов направляется в отрасли  инфраструктуры энергетику, транспорт, связь. С середины 80-х годов МБРР увеличил долю кредитов, направляемых в сельское хозяйство (до 20%), в здравоохранение и образование. В промышленность направляется менее 15% кредитов банка.

В последние годы МБРР занимается проблемой урегулирования внешнего долга развивающихся стран. До 1/3 кредитов он выдает в форме так  называемого совместного финансирования. Банк предоставляет структурные  кредиты для регулирования структуры  экономики, оздоровления платежного баланса.

За период своего существования  банк и его организации предоставили свыше 5 тыс. займов на общую сумму 245 млрд. долл. Почти 3/4 всех займов приходится на МБРР, то есть примерно 15 млрд. долл. в год. За них взимается процент  на уровне ставок финансового рынка. [1,15]

 

      1. Международная ассоциация развития

 

Международная ассоциация развития (MAP) была образована в 1960 г. для оказания помощи беднейшим из развивающихся  стран, которые не в состоянии  брать займы у Всемирного банка. Она предоставляет льготные беспроцентные  кредиты на срок 30 - 40 лет в зависимости  от кредитоспособности страны и с  отсрочкой платежей на 10 лет, взимая лишь комиссию в размере 34 % на покрытие административных расходов. Право на получение таких кредитов в настоящее время имеют страны с годовым доходом на душу населения, не превышающим 835 долл. Цель этих кредитов - поощрение экспорта товаров из развитых стран в беднейшие страны. Специфика деятельности МАР заключается в координации деятельности с МБРР и совместном кредитовании проектов. Тем самым совмещаются потоки льготных государственных кредитов как формы экономической помощи и более дорогих частных ссудных капиталов.

Информация о работе Функции, роль и формы международного кредита