Функции международного кредита

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2013 в 20:52, курсовая работа

Описание работы

В международных экономических отношениях любого государства существенное значение имеют кредитные отношения. Международное заимствование и кредитование стало результатом развития, с одной стороны, внутреннего кредитного рынка наиболее развитых стран мира, а с другой ответом на потребность финансирования международной торговли. На межгосударственном уровне потребность в кредитовании возникает в связи с необходимостью покрытия отрицательных сальдо международных расчетов. В качестве кредиторов и заемщиков выступают частные предприятия (банки, фирмы), государственные учреждения, правительства, международные и региональные валютно-кредитные и финансовые организации.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3

1.1. Функции международного кредита. 4

1.2. Роль кредита. 4

1.3. Формы международного кредита 5

1.3.1 По назначению: 5

1.3.2 По видам: 5

1.3.3 По технике предоставления: 5

1.3.4 По валюте займа: 6

1.3.5 По срокам: 6

1.3.6 По обеспечению: 7

1.3.7 В зависимости от категории кредитора: 7

1.3.9 По источникам: 8

1.3.10 Лизинг 9

1.3.11 Факторинг 9

1.3.12 Форфейтинг 10

1.3.13 Вексельный кредит 11

1.3.14 Акцептный кредит 12

II. КРЕДИТОВАНИЕ ЭКСПОРТА И ИМПОРТА 13

2.1 Кредитование экспорта 13

2.2 Кредитование импорта 15

2.3 Кредитование экспортно-импортных операций в России 16

IV. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ВАЛЮТНО-КРЕДИТНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ 19

4.1 Международный валютный фонд 20

4.2 Банк международных расчетов 22

4.3 Всемирный банк 23

4.3.1 Международный банк реконструкции и развития 23

4.3.2 Международная ассоциация развития 24

4.3.3 Международная финансовая корпорация 25

4.3.4 Многостороннее агентство по гарантированию инвестиций (МАГИ) 26

4.3.5 Международный центр урегулирования инвестиционных споров 27

4.4 Европейский банк реконструкции и развития 27

4.5 Региональные валютно-кредитные организации 28

5. Проблемы внешней задолженности России …...…………………………………..29

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32

Литература : 33

Файлы: 1 файл

курсовая работа.docx

— 89.31 Кб (Скачать файл)

 

С 30 сентября 1996 г. МФК включила акции  крупнейших российских компаний в ежедневный глобальный композитный индекс курса  акций развивающихся стран и  стран с переходной эконо­микой. Так как глобальный индекс МФК служит своего рода барометром для серьезных западных инвесторов, факт включения российских компаний в индекс рассматривался инвесторами в качестве подтверждения положительных перспектив роста российской экономики и дальнейшего развития финансовых рынков в России. Это способствовало росту интереса к российским акциям со стороны западных инвестиционных фондов. [1,8,10,15]

 

4.3.4  Многостороннее агентство  по гарантированию инвестиций (МАГИ)

 

МАГИ создано в 1988 г. для оказания помощи развивающимся странам в  привлечении частных иностранных  инвестиций посредством предоставления инвесторам гарантий от политических рисков, а именно: экспроприаций, военных  действий и гражданских беспорядков, нарушений условий контрактов и  т. п. Агентство предоставляет также  консультативные услуги правительствам по вопросам возможностей и условий  привлечения инвестиций.

 

Среди заявок на страхование инвестиций предпочтение отдается обоснованным с  финансовой, экономической и экологической  точек зрения проектам, способным  содействовать развитию страны. Страховые полисы МАГИ гарантируют частные инвестиции в течение 15-20 лет, при этом максимальный размер страхового покрытия на один проект не превышает 50 млн. долл.

 

Членами МАГИ являются 135 государств. Еще 21 страна подписала Конвенцию  о создании МАГИ и находится в  процессе принятия в эту организацию. Российская Федерация вступила в  МАГИ в декабре 1992 г. По состоянию  на 30 сентября 1996 г. Российская Федерация  владела 2,71% акций МАГИ на сумму 33,9 млн. дол. США, из которых 6,8 млн. дол. были оплачены.

 

Гарантии от политических рисков, предоставляемые МАГИ, позволяют  иностранным инвесторам сосредоточиться  только на экономических и кредитных  рисках, связанных с реализацией  их ин­вестиционных проектов. С другой стороны, большинство финансовых институтов или страховых компаний не хотят или не могут взять нa себя некоммерческие риски, возникающие в политически нестабильных развивающихся странах. Таким образом, МАГИ призвано заполнить существующую нишу.

 

К июню 1996 г. МАГИ выдала 223 гарантии, покрывающие  риски па общую сумму 2-3 млрд. дол., в том числе для России, Казахстана, Киргизии и Узбекистана, в таких секторах экономики, как финансы, инфраструктура, добыча полезных ископаемых, телекоммуникации, энергетика и туризм. В Российской Федерации с 1993-го по 1996 г. были выданы 11 гарантий от политических рисков на общую сумму 279,9 млн. дол. для инвестиционных проектов, общая сумма которых составляет 303 млрд. дол. Гарантии в основном выдаются для инвестиций в проекты, осуществляемые иностранными или совместными компаниями.[1,8,10]

 

4.3.5 Международный центр урегулирования  инвестиционных споров

 

Международный центр урегулирования инвестиционных споров (МЦУИС) является независимой международной организацией, созданной в 1966 г. на основе международной  Конвенции по урегулированию инвестиционных споров, открывшейся для подписания в 1965 г. и вступившей в силу начиная  со следующего года. В 1996 г. членами  МЦУИС были 126 стран и еще 13 стран  находились в процессе вступления. Задачей МЦУИС является урегулирование и арбитраж споров между правительствами  и государственными организациями  стран - членов МЦУИС и зарубежными  инвесторами, как частными, так и  корпоративными. Посредством укрепления доверия и взаимопонимания между правительствами и иностранными инвесторами МЦУИС способствует увеличению потоков инвестиций. .[1]

 

Все рассмотренные выше организации, составляющие гpynny Всемирного банка, предлагают ши­рокий диверсифицированный набор финансовых продуктов и услуг, в общем адекватно отражающий потребности развивающихся стран. Помощь группы Всемирного банка и накопленный ею опыт могут принести значительную пользу странам с переходной экономикой, в том числе и России.

 

4.4 Европейский банк реконструкции  и развития

 

Европейский банк реконструкции и  развития (ЕБРР) образован в соответствии с подписанным 29 мая 1990 г. в Париже соглашением для оказания содействия реформам в странах Центральной  и Восточ­ной Европы в связи с переходом стран этого региона к ориентированной на рынок экономике. Учредителями банка являются 40 стран - все страны Европы, кроме Албании, а также США, Канада, Мексика, Венесуэла, Марокко, Египет, Израиль, Япония, Южная Корея, Австралия, Новая Зеландия и две международные организации — Европейское экономическое сообщество и Европейский инвести­ционный банк. В образовании банка принимал участие и бывший СССР, членом банка является ныне Российская Федерация.

 

ЕБРР начал свою деятельность с  апреля 1991 г., его капитал в размере 70 млрд. франков распределяется следующим  образом: 50% принадлежит Комиссии европейских  сообществ и 12 % - странам ЕС; 11,3% - другим европейским странам; 24% - неевропейским  государствам, в том числе: США - 10% капитала, Японии - 8,52%, странам Восточной  и Центральной Европы - 13,7%, бывшему  СССР и ныне РФ - 6%.

 

Цель ЕБРР - сыграть роль стимулятора  и ускорителя для привлечения  капиталов в отрасли инфраструктуры стран Центральной и Восточной  Европы. Предоставляя кредиты, банк помогает западным промышленникам идти на необходимый  риск в завоевании рынков на Востоке, а это будет способствовать скорейшему переходу восточноевропейских стран  к экономической стабильности и  введению конвертируемости своих валют. [15]

 

ЕБРР кредитует проекты лишь в пределах 15 - 150 млн. долл.

 

Ресурсы ЕБРР формируются по аналогии с МБРР. Однако доля оплаченного  акционерного капитала ЕБРР выше (30 % по сравнению с 7 %). Неоплаченные акции  могут быть при необходимости  востребованы, но обычно используются как гарантия при привлечении  заемных средств на мировом кредитном  рынке.

 

ЕБРР специализируется на кредитовании производства (включая проектное  финансирование), оказании технического содействия реконструкции и развитию инфраструктуры (включая эколо­гические программы), инвестициях в акционерный капитал, особенно приватизируемых предприятий. Преимущественные сферы деятельности ЕБРР, в том числе в России, - финансовый, банковский секторы, энергетика, телекоммуникационная инфраструктура, транспорт, сельское хозяйство. Большое внимание уделяется поддержке малого бизнеса. Как и другие международные финансовые институты, ЕБРР предоставляет консультативные услуги при разработке программ развития с целевыми инвестициями. Одна из стратегических задач ЕБРР - содействие приватизации, разгосударствлению предприятий, их структурной перестройке и модернизации, а также консультаций по этим вопросам. [10]

 

4.5 Региональные валютно-кредитные  организации

 

Региональные банки развития созданы  в б0-х гг. в Азии, Африке, Латинской  Америке для решения специфических  проблем и расширения сотрудничества развивающихся стран этих регионов.

 

Межамериканский банк развития (МаБР, Вашингтон, создан в 1959 г.), Африканский банк развития (АфБР, Абиджан, образован в 1963 г.) и Азиатский банк развития (АзБР, Манила, создан в 1965 г.) преследуют единые цели: долгосрочное кредитование проектов развития соответствующих регионов, кредитование региональных объединений. Общей чертой этих банков является существенное влияние на их деятельность развитых стран, которым принадлежит значительная часть капитала банков и они составляют примерно 1/3 их членов. В региональных банках развития установлен одинаковый принцип формирования ресурсов, привлечения заемных средств в социальные фонды, проводится кредитная политика во многом по образцу группы МБРР.

 

Вместе с тем существуют различия в деятельности региональных банков развития. Они определяются разным уровнем экономического, культурного  развития стран трех континентов  — Ла­тинской Америки, Азии и Африки, особенностями их исторических традиций.

 

Региональные валютно-кредитные  и финансовые организации западноевропейской интеграции представляют собой составную  часть ее институциональной структуры. Они преследуют цель решения интеграции и создания экономического и валютного  союза (ЕС) в соответствии с Маастрихтским  договором 1993 г., проведение согласованной  политики по отношению к развиваю­щимся странам, ассоциированным с ЕС.[20]

 

К основным региональным организациям ЕС относится:

 

Европейский инвестиционный банк (ЕИБ, Люксембург) создан в 1958 г., предоставляет  кредиты на срок от семи до двадцати лет, а развивающимся странам  до сорока лет Цель ЕИБ — развитие отсталых регионов стран ЕС, реконструкция  предприятий, создание совместных хозяйственных  объектов, развитие приоритетных отраслей, осуществление межгосударственных проектов, модернизация отраслевой структуры  производства. [15];

 

Европейский фонд валютного сотрудничества (ЕФВС) создан в 1973 г. в рамках Европейской  валютной системы. Он предоставляет  кредиты на покрытие дефицита платежного баланса стран-членов ЕВС при  условии выполнения ими программ стабилизации экономики. ЕФВС выполняет  в рамках ЕВС функции кредитно-расчетного обслуживания стран-членов [15];

 

Европейский фонд развития (ЕФР, 1958 г.) проводит коллективную политику ЕС по отношению к развивающимся странам, координирует двусторонние программы  официальной помощи развитию этих стран;

 

Европейский фонд ориентации и гарантирования сельского хозяйства (1969 г.) содействует  созданию общего аграрного рынка («Зеленая Европа»);

 

Европейский фонд регионального развития (ЕФРР, 1975 г.) предоставляет кредиты  за счет средств совместного бюджета  ЕС с целью выравнивания региональных диспропорций в странах-членах, поскольку  там насчитывается 25 беднейших районов, уровень жизни в которых в 2,5 раза ниже, чем в 25 наиболее процветающих;

 

Европейский валютный институт (ЕВИ, Франкфурт-на-Майне, 1994 г) заменил Европейский  фонд валютного сотрудничества, созданный  в 1973 г —это наднациональный орган  в составе управляющих двенадцати центральных банков, осуществляющий координацию денежной и кредитной  политики этих банков, содействует  созданию системы европейских центральных  банков и переходу к единой валюте К ЕВИ перешла функция эмиссии ЭКЮ и предоставления кредитов на покрытие дефицита баланса стран членов.  С июля 1998 г ЕВИ заменен Европейским центральным банком, который выпускает евро. С 1999 г начала действовать Европейская система центральных банков, которая включает Европейский центральный банк и центральные банки стран ЕС, перешедших к евро.[10]

 

5. Проблемы внешней задолженности  России 

 

Российская Федерация — правопреемника СССР по его зарубежным активам и  пассивам. СССР привлекал среднесрочный  и долгосрочный иностранный капитал  преимущественно в форме экспортных кредитов и банковских ссуд. В настоящее  время основными кредиторами  России стали международные финансовые организации, которые при предоставлении кредитов требуют проведения стабилизационной программы, прежде всего сокращения бюджетного дефицита и инфляции.

 

Россия является должником и  одновременно кредитором. Российская Федерация взяла на себя обязательства  по обслуживанию внешнего долга СССР. Внешняя задолженность страны в  переходный период резко возросла. Если в 1985 г. она составляла 28,3 млрд. долл., то в 1990 г. увеличилась до 59,8 млрд. долл., а в 1993 г. — до 80 млрд. долл., а по состоянию на 1999 г. превысила 140 млрд. долл.

 

По оценкам экспертов Международного банка реконструкции и развития (МБРР), Российская Федерация занимает шестое место в мире по размерам внешней задолженности после Бразилии, Мексики, Китая, Индии и Индонезии. Основная часть внешнего долга приходится на задолженность СССР. Россия в период с 1991 по 1998 гг. получила кредиты от МВФ в размере более 13,6 млрд. долл., от МБРР — 5,6 млрд. долл., от Европейского банка реконструкции и развития и от стран ОЭСР под гарантии их правительств более 22 млрд. долл. США.

 

Внешний долг России подразделяется на:

 

• задолженность России по отношению  к иностранным правительствам и  долговые обязательства, гарантированные  правительствами зарубежных стран;

 

• внешний долг иностранным коммерческим банкам. Долговые обязательства России иностранным банкам являются объектом свободной купли-продажи на мировом  межбанковском рынке';

 

• задолженность внешнеторговых объединений  по централизованным импортным поставкам, образовавшаяся до 1991 г. В соответствии с Постановлением Совета Министров  России такая задолженность будет  оформляться в виде векселей, гарантированных  Правительством РФ. СССР имел репутацию  надежного должника и задолженность погашалась строго по графику. В 1992 г. график перестал соблюдаться. Россия должна была выделить на обслуживание внешнего долга 19,5 млрд. долл., а реально платежи составили 2,6 млрд. долл. Такая же ситуация повторилась в 1993,1994 и 1995 гг.

 

На таких рынках котируются долговые обязательства многих развивающихся  государств и стран бывшего социалистического  содружества. Переговоры по урегулированию официальной задолженности Россия проводит в рамках Парижского и Лондонского  клубов.

 

Парижский клуб — это группа главных  государств — кредиторов мира. Если какая-либо страна-должник, испытывающая трудности в сбалансировании  платежного баланса, начинает проводить  программу оздоровления экономики  с помощью МВФ, Парижский клуб вносит свой вклад в решение финансовых проблем страны-должника. Для этого  совместно с данной страной вырабатывается соглашение, позволяющее перенести  сроки выплаты ее внешней задолженности. В результате появляется возможность  • преодолеть пассивность платежного баланса, не отказываясь при этом от необходимого импорта и выплачивая постепенно свои долги. Величина долга  России с процентами странам —  кредиторам Парижского клуба составляет 40 млрд. долл.

Информация о работе Функции международного кредита