Функции международного кредита

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2013 в 20:52, курсовая работа

Описание работы

В международных экономических отношениях любого государства существенное значение имеют кредитные отношения. Международное заимствование и кредитование стало результатом развития, с одной стороны, внутреннего кредитного рынка наиболее развитых стран мира, а с другой ответом на потребность финансирования международной торговли. На межгосударственном уровне потребность в кредитовании возникает в связи с необходимостью покрытия отрицательных сальдо международных расчетов. В качестве кредиторов и заемщиков выступают частные предприятия (банки, фирмы), государственные учреждения, правительства, международные и региональные валютно-кредитные и финансовые организации.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3

1.1. Функции международного кредита. 4

1.2. Роль кредита. 4

1.3. Формы международного кредита 5

1.3.1 По назначению: 5

1.3.2 По видам: 5

1.3.3 По технике предоставления: 5

1.3.4 По валюте займа: 6

1.3.5 По срокам: 6

1.3.6 По обеспечению: 7

1.3.7 В зависимости от категории кредитора: 7

1.3.9 По источникам: 8

1.3.10 Лизинг 9

1.3.11 Факторинг 9

1.3.12 Форфейтинг 10

1.3.13 Вексельный кредит 11

1.3.14 Акцептный кредит 12

II. КРЕДИТОВАНИЕ ЭКСПОРТА И ИМПОРТА 13

2.1 Кредитование экспорта 13

2.2 Кредитование импорта 15

2.3 Кредитование экспортно-импортных операций в России 16

IV. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ВАЛЮТНО-КРЕДИТНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ 19

4.1 Международный валютный фонд 20

4.2 Банк международных расчетов 22

4.3 Всемирный банк 23

4.3.1 Международный банк реконструкции и развития 23

4.3.2 Международная ассоциация развития 24

4.3.3 Международная финансовая корпорация 25

4.3.4 Многостороннее агентство по гарантированию инвестиций (МАГИ) 26

4.3.5 Международный центр урегулирования инвестиционных споров 27

4.4 Европейский банк реконструкции и развития 27

4.5 Региональные валютно-кредитные организации 28

5. Проблемы внешней задолженности России …...…………………………………..29

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32

Литература : 33

Файлы: 1 файл

курсовая работа.docx

— 89.31 Кб (Скачать файл)

 

Количество государственных займов как составной части программ помощи постоянно возрастает, особенно от стран ОЭСР развивающимся странам. В 70—80-е годы межправительственные займы предоставлялись в основном промышленно развитыми странами развивающимся странам, за исключением  межгосударственных кредитов для поддержки  валют путем проведения валютной интервенции.

 

После второй мировой войны предоставление займов шло главным образом по линии международных валютно-кредитных  организаций.

 

В рамках межправительственных кредитов правительство трактуется широко и  включает международные организации  на том основании, что основная масса  тех из них, которые предоставляют  международные кредиты (например, Всемирный  банк, МВФ), являются межправительственными. В категорию межбанковских кредитов слиты денежные власти и коммерческие банки по той причине, что нередко  центральные банки предоставляют  международные кредиты через  коммерческие банки и отличить их от собственных кредитов коммерческих банков практически невозможно. К  середине 90-х годов примерно 50% международных  кредитов составляли межбанковские кредиты, 30% приходилось на межправительственные кредиты и 20% — на кредиты прочих организаций.

 

Таблица 1   Международное движение ссудного капитала (в млрд. долл.) 

1987 г.  

1990 г.  

1993 г. 

 

выдача  

оплата  

выдача  

оплата  

выдача  

оплата 

 

Всего  

-153,4  

95,8  

-249,8  

152,5  

-275,9  

223,4

 

Межправительственные кредиты  

-58,3  

35,3  

-84,7  

47,6  

-88,5  

51,6

 

Межбанковские кредиты  

-64,8  

41,9  

-124,7  

79,1  

-147,0  

137,4

 

Прочие кредиты  

-30,3  

18,6  

-40,4  

25,8  

-40,4  

34,4

 

 

Главными кредиторами являются правительства Японии, Германии, Франции  и США. Правительства отдельных  развивающихся стран (Китай, ЮАР, Кувейт, Южная Корея) также предоставляют  международные кредиты, однако их удельный вес в общемировом объеме кредитования незначителен. Крупнейшими получателями межправительственных кредитов являются Австралия, Дания и Швеция, из числа  развивающихся стран — Мексика, Пакистан, Аргентина.

 

Основной объем международного движения ссудного капитала приходится на развитые страны, которые являются главными кредиторами и заемщиками. Доля развивающихся стран с трудом достигает 15-17% лишь в общем объеме межгосударственных кредитов, в которых  более половины занимают кредиты, предоставляемые  по линии международных организаций (рис. 3). [8,12,15]

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 3  Получение международных  кредитов

 

IV. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ВАЛЮТНО-КРЕДИТНЫЕ  ОРГАНИЗАЦИИ

 

Современные международные валютные отношения очень нестабильны, ситуации, возникающие на валютных рынках отличаются большим риском и неопределенностью для участников валютных сделок. Все это заставляет многие страны участвовать в координации экономической политики в этой области. Эту координацию на практике осуществляют такие органы, как Международный валютный фонд, Международный банк реконструкции и развития.

 

Интеграция России в мировую  экономику предполагает, в частности, её подключение к межгосударственным институциональным структурам, предназначенным  для регулирования мировых экономических  и валютно-финансовых отношений, членство в ведущих международных организациях, в первую очередь в МВФ и  Всемирном банке. В условиях резко  возросшей взаимозависимости современного мира страна не могла без ущерба своих интересов оставаться в  стороне от участия  в формировании международного валютно-финансового  механизма, с которым она реально  взаимодействовала при осуществлении внешнеторговых связей. Кроме того, вступление в эти организации открывает доступ к важному источнику валютных кредитов.  

 

Международные и региональные валютно-кредитные  и финансовые организации — это  институты, созданные на основе межгосударственных соглашений с целью регулирования  международных экономических, в  том числе валютно-кредитных и  финансовых отношений. Эти учреждения появились в текущем столетии, они следуют своим целям, решают разные задачи и действуют в глобальном или региональном масштабах.

 

Роль международных финансовых институтов повышается в условиях интернационализации  хозяйственных связей. В их деятельности переплетаются тенденции партнерства  и противоречия, характерные для  всемирного хозяйства. [8,15,18.19]

 

4.1 Международный валютный фонд

 

Международный валютный фонд (МВФ) —  международная организация, предназначенная  для регулирования валютно-кредитных  отношений между государствами-членами  и оказания им фи­нансовом помощи при валютных затруднениях, вызываемых дефицитом платежного баланса, путем предоставления кратко- и среднесрочных кредитов в иностранной валюте, фонд имеет статус специализированного учреждения ООН. Практически он служит институциональной основой мировой валютной системы.

 

МВФ был создан на международной  валютно-финансовой конференции в  Бреттон-Вудсе (США) в 1444 г., но начал функционировать с марта 1947 г. Его штаб-квартира расположена в Нью-Йорке. Совет управляющих – высший руководящий орган МВФ - в котором каждая страна-член пред­ставлена управляющим и его заместителем. Обычно это министры финансов или руководители центральных банков. В ведение Совета входит решение ключевых вопросов деятельности Фонда, таких, как внесение изменений в Статьи соглашения, прием и исключение стран-членов, определение и пересмотр величины их долей в капитале, выборы исполнительных директоров. Управляющие собираются на сессии обычно один "раз в год, но могут проводить свои заседания, а также голосовать по почте в любое время. Директорат – исполнительный орган включает 6 представителей от стран с наибольшей долей капитала в Фонде и 16 – от остальных стран, избираемых по географическому признаку. Правление МВФ находится в Вашингтоне, а его отделение — в Париже. Правление состоит из пяти главных департаментов: для Африки, Европы, Азии, Средне­го Востока и Западного полушария.

 

Официальные цели МВФ: "способствовать международному сотрудничеству в валютно-финансовой сфере в рамках постоянно действующего учреждения"; ''содействовать расширению и сбалан­сированному росту международной торговли", что имело бы своим следствием развитие производст­венных ресурсов, достижение высокого уровня занятости и реальных доходов всех государств-чле­нов; "обеспечивать стабильность валют, поддерживать упорядоченные отношения в валютной облас­ти среди государств-членов" и не допускать "обесценения валют с целью получения конкурентных преимуществ"; оказывать помощь в создании многосторонней системы расчетов по текущим опера­циям между государствами-членами, а также в устранении валютных ограничений; предоставлять на временной основе государствам-членам средства в иностранной валюте, которые давали бы им возможность "исправлять нарушения равновесия в их платежных балансах".

 

Устав МВФ изменялся дважды: в 1968 — 1969 гг. была внесена первая серия  поправок, вызванная введением СДР, и в 1976 — 1978 гг. — вторая серия  поправок, которая отражала замену Бреттонвудской валютной системы новой, Ямайской валютной системой. Согласно Уставу МВФ, государства-члены должны были на базе фиксированных курсов валют вводить их обратимость по текущим международным операциям и проводить политику по полному устранению валютных ограничений. На практике эти положения не могли быть выполнены многими странами (валютные ограничения отменены лишь в 60 странах).

 

Капитал МВФ складывается из взносов государств-членов в соответствии с установленными квотами, величина которых зависит от экономического потенциала и активности страны в международной торговле. Первоначально взносы уплачивались частично золотом (четверть квоты) и частично национальной валютой. Затем, с апреля 1978 г., четвертая часть квоты стала засчитываться в СДР или в установленных МВФ валютах стран-участниц. В 1947 г. в фонд входило 49 стран, и общая сумма квот составляла 7,7 млрд. долл. К 30 июня 1991 г. участниками МВФ было уже 155 стран-членов, и капитал (оплаченный) составил 90 млрд. СДР (СДР = 1,2 долл. США). Из этой суммы 2/3 принадлежат промышленно развитым странам (в том числе США — 1/5), 1/3  развивающимся странам, составляющим 4/5 членов фонда.

 

Исходя из размеров квот распределяются голоса между странами в руководящих органах МВФ. Каждое государство располагает 250 голосами плюс один голос на каждые 100 тыс. СДР ее квоты. Наибольшим числом голосов обладают США (более 19%) и страны Европейского Союза (около 30%). За последние годы возросла доля квот и соответственно голосов развивающихся стран – экспортеров нефти. Для принятия наиболее важных решений МВФ необходимо 85% голосов участников, в других случаях достаточно 70%.

 

Руководящим органом МВФ является Совет управляющих, который собирается раз в год в составе представителей всех стран-участниц. Исполнительным органом  является Директорат, состоящий из шести членов, назначаемых странами с наибольшими квотами, и 16 членов, избираемых по географическому признаку. Совещательным органом является Временный комитет Совета уп­равляющих, в состав которого входят министры финансов 22 стран.

 

В устав МВФ внесены изменения  в связи с Ямайской валютной системой. Они были ратифицированы большинством членов фонда 1 апреля 1978 г. Доля США  в капитале фонда снизилась за 1947 -1987 тт. с 36,2 до 20,1%, в общем количестве голосов с 26,7 до 19,3%, но все же они  сохранили право вето при решении  важнейших вопросов. Несколько повысился  удельный вес голосов и квот развивающихся  стран, главным образом стран-экспортеров  нефти.

 

Кредиты МВФ делятся на несколько  видов:

 

1) кредиты, предоставляемые в  пределах резервной позиции страны  в МВФ. Для покрытия дефицита платежного баланса страна может получить кредит в Фонде — ссуду в иностранной валюте в обмен на национальную сроком до трех-пяти лет. Погашение ссуды производится обратным путем — посредством покупки через определенный срок национальной валюты на свободно конвертируемую. В пределах 25% квоты страна получает кредиты без ограничений, а также на сумму кредитов в иностранной валюте, предоставленных ранее Фонду. Этот кредит не должен превышать 200% квоты;

 

2) кредиты, предоставляемые сверх  резервной доли. Ссуды выдаются  после предварительного изучения  Фондом валютно-экономического положения  страны и выполнения требовали и МВФ о проведении стабилизационных мер.

 

Стабилизационные программы МВФ  предусматривают ограничение внутренних кредитов, бюджетных расходов, заработной платы и ведут к снижению темпов экономического роста, что обычно идет вразрез с национальными интересами страны-заемщика.

 

Однако получение займа в  МВФ дает возможность странам  рассчитывать на крупные кредиты  в частных банках.

 

МВФ играет большую роль в межгосударственном регулировании валютно-кредитных  отношений. В соответствии с Бреттонвудским соглашением перед фондом была поставлена задача по упоря­дочению валютных курсов, т.е. регулированию и поддерживанию-устойчивости паритетов стран-членов (в золоте или долларах). Без санкции фонда страны не имели права изменять паритеты валют более чем на 10%, а также допускать при проведении операций отклонения от паритета свыше ± 1% (с декабря 1971 г. — свыше ±2,25%).

 

В соответствии с Уставом МВФ  государства-члены фонда должны были на базе фиксированных валютных курсов вводить обратимость валют  по текущим операциям и проводить  политику, направ­ленную на полное устранение валютных ограничений. Но на практике эти положения не могли быть выполнены многими странами. Например, валютные ограничения были отменены лишь 60 странами-членами МВФ.

 

Обострение валютного кризиса  в начале 70-х годов привело  к подрыву основных принципов  бреттонвудской валютной системы, и в частности к сохранению фиксированных валютных курсов. В результате в 1973 г. были отменены фиксированные паритеты и валютные курсы, введен режим "плавающих" валютных курсов, которые юридически были закреплены Ямайской валютной системой, введенной с апреля 1978 г.

 

Страны-члены МВФ обязаны представлять ему информацию об официальных золотых  запасах и валютных резервах, состоянии  экономики, платежного баланса, денежного обращения, заграничных инвестициях и т.д. Эти данные используются частными банками для определения платежеспособности стран-заемщиков.

 

Стоит отметить, что на первых порах  МВФ как кредитор играл скромную роль. Однако начиная с 1970-х годов произошло значительное расширение его кредитной деятельности.

 

Всего за период 1947-1998гг МВФ предоставил  странам-членам кредиты на общую  сумму 175,5 млрд. СДР (приблизительно 247 млрд. доллара по курсу доллара  к СДР на конец 1998г.), а вместе с льготными займами наименее развитым странам за счет специальных фондов – 187,1 млрд. СДР, что составляет 263 млрд. долларов.

 

Важно отметить, что членство страны в МВФ является обязательным условиям при ее вступлении в Международный  банк реконструкции и развитии, а  также для получения льготных кредитов в его дочерней организации  — Международной ассоциации развития. [8,11,18]

 

Цели МВФ:

 

— поощрение международного сотрудничества в области валютной политики;

 

— способствование сбалансированному  росту в области валютной политики;

 

— способствование сбалансированному  росту мировой торговли для стимулирования и поддержания высокого уровня занятости  и реальных доходов, для развития производственного потенциала всех государств-членов в качестве главной  цели экономической политики;

 

— поддержание стабильности валют  и упорядочение валютных отношений  между государствами-членами, а также  воспрепятствование девальвации валют  из соображений конкуренции;

 

— участие в создании многосторонней системы платежей, а также устранение ограничений на трансферт валюты;

 

— предоставление средств для ликвидации несбалансированности платежных балансов государств-членов.

 

Функции МВФ:

 

— соблюдение согласованного кодекса  поведения (тесное сотрудничество в  вопросах международной валютной политики и межгосударственного платежного оборота);

 

— финансовая помощь для преодоления  дефицита платежного баланса;

 

— консультирование и сотрудничество.

 

Информация о работе Функции международного кредита