Функции и операции Национального банка республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2013 в 22:04, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: определение роли Национального банка Республики Беларусь посредством рассмотрения его функций и операций, изучение особенностей операций Национального банка.
В соответствии с поставленной целью в работе были сформулированы и решены следующие задачи:
1. определение роли Национального банка в банковской системе Республики Беларусь;
2. изучение организационной структуры и характеристика Национального банка Республики Беларусь ;
3. рассмотрение основных функций и операций Национального Банка Республики Беларусь и степени достижения им поставленных целей.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………4
Национальный Банк как элемент банковской системы Республики Беларусь…………………………………………………………………………6
1.1 История возникновения, экономическая сущность и значение Национального банка Республики Беларусь…………….…………………..6
1.2 Характеристика и организационная структура Национального Банка Республики Беларусь……………………………………………………………10
Функции и операции Национального Банка Республики Беларусь………..14
2.1Функции Национального банка Республики Беларусь…………………..14
2.2 Операции Национального банка Республики Беларусь. Анализ данных за 2011 и перспективы на 2012 год……………………………………………...23
Заключение………………………………………………………………………33
Список использованных источников………………………………………....36
Приложение А Денежный обзор Национального банка Республики Беларусь………………………………………………………………………...38
Приложение Б Основные прогнозные показатели банковской системы Республики Беларусь на 2012 год…………………………………………....40

Файлы: 1 файл

kursovaya_DKB.docx

— 127.58 Кб (Скачать файл)

 

 

Иностранные активы включают в себя запасы монетарного золота и иностранной валюты в Национальном банке, а также прочие виды размещения средств у нерезидентов Республики Беларусь в конвертируемой или неконвертируемой валюте. Иностранные пассивы —  это все виды заимствований Национального  банка у нерезидентов Республики Беларусь, в том числе суммы  кредитов МВФ, полученные Правительством и Национальным банком Республики Беларусь. Сальдо этих позиций — чистые иностранные активы — составляют основу официальных резервных активов и других активов в иностранной валюте.

Чистый внутренний кредит Национального банка отражает сумму кредитов органам государственного управления (за минусом их депозитов и других вложений в Национальном банке), требования к банкам-резидентам Республики Беларусь по представленным им кредитам, размещенным Национальным банком в банках депозитам и прочим видам размещения Национальным банком средств в коммерческих банках. Данная позиция в совокупности отражает кредитную деятельность Национального банка Республики Беларусь.

Обязательства Национального  банка включают в себя следующие позиции:

  • наличные деньги в обороте, которые отражают сумму банкнот, выпущенных Национальным банком в обращение (т.е. находящиеся на руках у физических лиц и в кассах юридических лиц; деньги в кассах банков и Национального банка не считаются деньгами в обращении);
  • обязательные резервы отчисляются банками от объема привлеченных ресурсов в фонд обязательных резервов Национального банка. Эта статья отражает выполнение Национальным банком в рамках реализации денежно-кредитной политики функции регулирования денежного предложения;
  • аналогичную функцию отражает и позиция «Избыточные резервы», в частности размещение денежных средств банками на депозитных счетах Национального банка и покупку ценных бумаг Национального банка. [7, c. 360]

Вышерассмотренные статьи имеют  очень важное значение, поскольку отражают размер и структуру денежной базы — основы для роста и изменения качественных параметров денежной массы. Кроме того, они отражают выполнение Национальным банком своих функций и прежде всего реализацию денежно-кредитной политики.

В соответствии с денежным обзором Национального банка (приложение А) на 1 апреля 2012 года активы Национального банка на 1 января 2011 г. составили 45 590,5 млрд. рублей и увеличились по сравнению с результатами на 1января 2011 года на 15 858,4 млрд. рублей (на 132 процента).

Обязательства Национального  банка за 2011 год увеличились на 96 929,6 млрд. рублей и на 1 апреля 2012 г. составили 134 177,9 млрд. рублей.

Важнейшим источником ресурсов Национального банка является эмиссия денежных знаков, составляющих одну из основных статей пассива его баланса. Существенную роль в формировании пассивных операций также играют остатки на резервно-корреспондентских счетах банков, остатки средств на счетах правительственных структур и организаций, капитал (фонды) и резервы банка, прочие пассивы. Среди активных операций наиболее существенное значение имеют операции с государственными ценными бумагами, вложения в золотовалютные ценности, операции с кассовой наличностью, ссудные и переучетные операции.

Денежно-кредитная политика Республики Беларусь в 2012  году будет направлена на формирование условий для сбалансированного развития

экономики.

Инструменты денежно-кредитной  политики в 2012 году направлены на достижение цели по ограничению инфляции с учетом складывающихся внешних и внутренних макроэкономических условий.

Национальный банк продолжит  использование гибкого механизма курсообразования,  позволяющего адекватно реагировать на взаимные колебания курсов основных валют и сохранять внутреннюю и внешнюю сбалансированность экономики.

Обменный курс белорусского рубля будет формироваться при минимальном непосредственном участии Национального банка исходя из спроса и предложения иностранной валюты под воздействием фундаментальных макроэкономических факторов. Национальный банк планирует проводить валютные интервенции в ограниченном объеме и только в целях сдерживания резких колебаний рублевой стоимости корзины иностранных валют. 

Процентная политика в 2012 году будет направлена на достижение положительного уровня  (в реальном выражении)  процентных ставок в экономике как важного условия сохранности сбережений вкладчиков.

С учетом снижения инфляционных процессов ставка рефинансирования к концу 2012 года составит 20 – 23 процента годовых.

Для рыночного регулирования  уровня ставки на однодневном межбанковском рынке Национальный банк продолжит использовать систему коридора процентных ставок,  границы которого определяются ставками по постоянно доступным операциям (кредит и своп овернайт, депозиты по фиксированной процентной ставке в Национальном банке).

Кредитная эмиссия Национального банка будет осуществляться исключительно на рыночных условиях и на короткие сроки с использованием стандартных инструментов регулирования ликвидности банков.

Национальный банк продолжит  работу по развитию и укреплению банковской системы. 

Для повышения устойчивости функционирования и развития банковского сектора будет совершенствоваться система финансирования проектов,  включенных в государственные программы.  Наряду с деятельностью ОАО ”Банк развития Республики Беларусь“ по финансированию проектов,  включенных в государственные программы,  участие банков в таком финансировании должно осуществляться исключительно на конкурсной и добровольной основе.

Продолжится рост нормативного капитала банков до уровня, необходимого для покрытия принятых ими рисков. Важнейшей составляющей этого роста должно стать внесение средств инвесторами в уставные фонды банков.

Основным ориентиром совершенствования принципов и инструментов банковского надзора, в том числе пруденциальных требований и ограничений,  будет использование международных стандартов и лучшей мировой практики в данной области.

Продолжится увеличение ресурсной  базы банков посредством повышения эффективности их деятельности,  привлечения средств национальных и иностранных инвесторов, кредиторов и вкладчиков.

В целях стимулирования деловой  активности Национальный банк совместно с Правительством Республики Беларусь продолжит формирование стабильного и эффективного финансового рынка путем совершенствования его инструментов,  инфраструктуры,  а также создания благоприятного инвестиционного климата. 

Для повышения инвестиционной привлекательности банковской системы и объективности оценки финансового положения банков будет продолжена работа по сближению национальной системы бухгалтерского учета и финансовой отчетности в банках с международными принципами,  правилами и стандартами. 

Денежно-кредитная политика Республики Беларусь в 2012  году будет направлена на формирование условий для сбалансированного развития экономики. Национальный банк продолжит работу по снятию валютных ограничений по операциям, проводимым между резидентами государств-участников Единого экономического пространства, а также по развитию и укреплению системы внутреннего контроля в банках в целях предотвращения легализации доходов, полученных преступным путем, и финансирования террористической деятельности.

В 2012 году будет обеспечено эффективное, надежное и безопасное функционирование национальной платежной  системы. 

В 2012 году продолжится реализация мероприятий по интеграции банковских систем Республики Беларусь и Российской Федерации в рамках Союзного государства,  а также банковских систем стран Евразийского экономического сообщества и других государств – участников Содружества Независимых Государств. Особое внимание будет уделено вопросам, связанным с функционированием Таможенного союза и Единого экономического пространства Республики Беларусь,  Республики Казахстан и Российской Федерации,  а также формированием и развитием соответствующей договорно-правовой базы.

Продолжится взаимодействие Национального банка и банковского сектора Республики Беларусь с Международным валютным фондом, Всемирным банком,  Международной финансовой корпорацией,  Европейским банком реконструкции и развития, Антикризисным фондом ЕврАзЭС, зарубежными центральными (национальными) банками по актуальным вопросам двустороннего сотрудничества. 

Реализация денежно-кредитной политики,  направленной на сбалансированное развитие экономики,  должна создать условия для обеспечения устойчивого экономического роста в долгосрочной перспективе, повышения благосостояния и качества жизни населения. [26]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Для достижения стратегических и тактических целей денежно-кредитной  политики, количественных и качественных параметров целесообразно реализовать  денежно-кредитный механизм государственного регулирования экономики, который  представляет собой концептуальные направления и подходы к достижению стратегических и тактических целей, обеспечения темпов роста экономики страны, снижения темпов инфляции и безработицы, недопущения отрицательного сальдо торгового баланса на основе комплексного и гибкого применения инструментов денежно-кредитной политики (учетной ставки, порядка проведения операций на открытом рынке, норм обязательных резервов, политики в области валютного курса, обязательных экономических нормативов) и системы мер по повышению эффективности функционирования банковской системы.

Функционирование денежно-кредитной  сферы в 2011 году характеризовалось  следующими основными процессами:

    • в первом квартале 2011 года отмечались негативные тенденции в динамике показателей платёжного баланса и конъюнктуры внутреннего валютного рынка. В качестве вынужденной меры, направленной на выравнивание внешних и внутренних дисбалансов экономики, Национальный банк осуществил в мае 2011 года пересмотр параметров реализации курсовой политики посредством увеличения диапазона изменений корзины валют и изменения её центрального значения. С 20 октября 2011 года были отменены границы колебаний стоимости корзины валют, установленные <span class="List_0020Paragraph__Char" style=" font-family: 'Times New Roman', 'Ar

Информация о работе Функции и операции Национального банка республики Беларусь