Финансовое обеспечение инвестиционного процесса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2013 в 20:20, контрольная работа

Описание работы

Эффективное развитие экономики страны зависит от множества факторов. В их числе и инвестиционная активность отдельных финансовых институтов государства и иностранных представителей, и способность производственных институтов активизировать эту активность. Однако в настоящий момент далеко не все организации могут предложить и должным образом преподнести интересные проекты, которые могли бы активизировать поток инвестиций.

Файлы: 1 файл

referat.doc

— 110.50 Кб (Скачать файл)

Введение

Эффективное развитие экономики страны зависит от множества факторов. В  их числе и инвестиционная активность отдельных финансовых институтов государства и иностранных представителей, и способность производственных институтов активизировать эту активность. Однако в настоящий момент далеко не все организации могут предложить и должным образом преподнести интересные проекты, которые могли бы активизировать поток инвестиций. Сами же инвесторы заинтересованы в получении наибольшего дохода и экономического эффекта и не собираются вкладывать деньги в не эффективный проект. Таким образом, инвестиционный процесс – это непрерывный поиск наиболее выгодных и оригинальных решений. А его финансирование – логическое продолжение реализации наиболее удачного проекта.

Таким образом, финансирование инвестиционного  процесса является как бы связующим  звеном при переходе проекта «от  слов к делу». Финансовое обеспечение  может осуществляться различными способами  и из разных источников. И выбор  наиболее эффективного источника инвестирования в каждом случае индивидуален. Об особенностях финансового обеспечения инвестиционного процесса и будет идти речь в данной работе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Проблемы, связанные  с финансированием инвестиций  в основной капитал   

Можно сформулировать следующие основные проблемы, связанные с финансированием инвестиций1:

  • Ограничения банковской системы по долгосрочным ресурсам создают дефицит инвестиционных кредитов предприятиям (при относительном улучшении ситуации с краткосрочным кредитованием на пополнение оборотных средств). На 1 января 2002 г. долгосрочные привлеченные ресурсы банков составляли 270,03 млрд. руб. (14,2% совокупных привлеченных средств банков).
  • Низкий уровень капитализации банковской системы (общая капитализация банковской системы примерно в 10 млрд. долл. соответствует бюджету годовой инвестиционной программы крупной нефтяной компании).
  • Рационирование банками кредитования предприятий также представляет собой существенную проблему. В России риски, связанные с непрозрачностью финансового состояния компаний и недобросовестным поведением заемщика, максимально высокие. Доступ к информации о потенциальном заемщике затруднен и требует больших затрат. Высокий уровень процентных ставок, неприемлемый для большинства предприятий, ориентированных на внутренний рынок, повышает вероятность негативной селекции. В результате асимметрии информации банки, как правило, избегают предоставлять кредиты заемщикам, не входящим в их холдинг. 
        Таким образом, для существенного увеличения доли кредитов в экономике требуется снижение уровня кредитного риска путем создания системы мониторинга кредитной истории заемщика. В частности, речь идет о создании независимых кредитных бюро с возможностью для банка ознакомиться с объективной кредитной историей потенциального заемщика, данными о его руководстве, акционерах, членах совета директоров.
  • Несбалансированность активов и пассивов банковской системы по уровню ликвидности приводит к высоким рискам ликвидности. Так, сохраняются значительные финансовые разрывы по объему долгосрочных требований и привлеченным на срок более 1 года средствам. На 1 июля 2001 г. долгосрочные обязательства (со сроком выполнения более 1 года) составляли всего 7% совокупных обязательств банков3, к 1 января 2002 г. их доля повысилась до 14%. В результате при неплохой динамике краткосрочных кредитов на пополнение оборотных средств предприятий банки не могут обеспечить достаточное предложение инвестиционных кредитов (сроком более 1 года), что негативно сказывается на развитии реального сектора экономики страны.
  • Низкая доля кредитов реальному сектору в совокупных банковских активах. Сокращение доли вложений банков в реальный сектор экономики (кредиты, вложения в акции и доли в предприятиях, в долговые инструменты российских компаний).
  • Крайне низкая доля банковских кредитов в инвестициях в основной капитал - не более 3,5%.
  • Неразвитой фондовый рынок, отсутствие притока долгосрочных финансовых ресурсов от институциональных инвесторов вследствие высоких инвестиционных рисков.
  • Низкий объем прямых иностранных инвестиций, который снижается вследствие не самой благоприятной, прежде всего, политической обстановки в стране.

Следовательно, существует серьезный разрыв между возможностями финансовой системы и потребностями экономики в модернизации производства (по данным Минэкономразвития, в ближайшие 15 лет необходимо ежегодно привлекать в реальный сектор не менее 3 трлн. руб. инвестиций. Преодоление этого разрыва потребует длительного времени, что может негативно отразиться на конкурентоспособности российской экономики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Основные  формы и источники финансирования  инвестиционного процесса  

Основными или типовыми формами  финансирования проектов в отечественной  и мировой практике считаются:

  • собственное финансирование за счет прибыли, амортизационных отчислений и других источников;
  • заемное финансирование за счет облигационных займов, банковских кредитов, займов других организаций;
  • централизованное финансирование за счет средств государственного бюджета;
  • акционерное финансирование за счет вкладов учредителей и стратегических инвесторов;
  • лизинговое финансирование за счет вкладов лизингодателей.

Финансирование может производиться  как в денежной (национальной и/или  твердой валюте), так и в неденежной форме (товарной, вексельной). 
    Типовые формы и источники финансирования приведены в табл. 1.

Формы финансирования

Источники финансирования

Собственное

Прибыль,

амортизационные отчисления

Централизованное

Федеральный бюджет, местный бюджет, внебюджетные фонды

Заемное

Облигационные займы, кредиты российских банков, кредиты иностранных банков, кредиты международных банков (МБРР, ЕБРР), займы других (небанковских) организаций

Акционерное

Вклады учредителей, вклады стратегических инвесторов

Лизинговое

Вклады лизингодателей


Таблица 1. Типовые формы  и источники финансирования инвестиционного процесса2

Следует отметить, что предложенная общая классификация является условной, без четкого разграничения понятий  различных форм финансирования.

На практике эти формы финансирования взаимосвязаны: в частности, лизинг можно назвать одной из форм кредитного финансирования, а иностранные межправительственные кредиты поступают в федеральный бюджет и подлежат распределению в централизованном порядке.

Указанные формы финансирования инвестиционных проектов (за исключением собственного финансирования) рассматриваются далее с позиций выделения основных видов; организации взаимоотношений и мотивации участников; правовой и нормативной базы; возможностей реализации на территории Российской Федерации.

 

2.1. Собственные инвестиционные ресурсы

Одной из важнейших форм финансового  обеспечения инвестиционной деятельности фирм (компаний) является самофинансирование. Оно основано на использовании собственных финансовых ресурсов, в первую очередь прибыли и амортизационных отчислений. С одной стороны, собственные средства служат источником капитальных вложений на техническое перевооружение, реконструкцию и расширение производства, освоение и организацию выпуска конкурентоспособной продукции, пользующейся спросом на рынке. С другой - реализация такой продукции приводит к росту выручки и прибыли, увеличению возможностей воспроизводства основного капитала.

В сфере промышленности наиболее высока доля собственных средств в лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности, химической и нефтехимической промышленности, цветной металлургии, машиностроении и металлообработке. Существенные различия в доле собственных источников финансирования инвестиций в основной капитал наблюдаются по первичным отраслям: газовая -14,1%, угольная - 79,2%. В ряде отраслей цветной металлургии инвестиции почти полностью финансируются за счет собственных средств: никель-кобальтовая промышленность - 98,6%, свинцово-цинковая -100%3.

Ключевую роль в структуре собственных  источников финансирования инвестиционной деятельности предприятий играет прибыль. Она выступает как основная форма чистого дохода предприятия, выражающая стоимость прибавочного продукта. После уплаты налогов и других обязательных платежей в распоряжении предприятии остается чистая прибыль, часть которой может направляться на инвестиции. Как правило, часть прибыли, направляемая на инвестиционные цели, аккумулируется в фонде накопления или других фондах аналогичного назначения, создаваемых на предприятии.

Следующим по значению собственным источником финансирования инвестиции являются амортизационные отчисления. Эти отчисления образуются на предприятиях в результате переноса стоимости основных производственных фондов на стоимость готовой продукции. Функционируя длительное время, основные производственные фонды постепенно изнашиваются и переносят свою стоимость на готовую продукцию частями. Поскольку основные производственные фонды не требуют возмещения в натуральной форме после каждого воспроизводственного цикла, предприятия осуществляют затраты па их восстановление по истечении нормативного срока службы. Денежные средства, высвобождающиеся в процессе постепенного восстановления стоимости основных производственных фондов, аккумулируются в виде амортизационных отчислении в амортизационном фонде.

Величина амортизационного фонда  зависит от объема основных фондов предприятия и используемых методов  начисления. Начисление амортизационных  отчислений по объектам основных средств  производится одним из следующих  способов: линейным; способом уменьшаемого остатка; способом списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования; списанием стоимости пропорционально объему продукции (работ). В течение отчетного года амортизационные отчисления по объектам основных средств начисляются ежемесячно независимо от применяемого способа начисления в размере 1/12 годовой суммы. Начисление амортизационных отчислений по объектам основных средств производится независимо от результатов деятельности организации в отчетном периоде. Объекты основных средств стоимостью не более 2000 руб. за единицу, а также приобретенные    книги, брошюры и другие издания разрешается списывать на затраты на    производство (расходы на продажу) по мере отпуска их в производство или эксплуатацию.

Таким образом, собственные средства предприятий являются важнейшим источником ресурсов, инвестируемых в основной капитал. Относительно амортизационных отчислений актуальна задача более полного их использования для целей инвестирования в основной капитал, расширения масштабов применения ускоренной амортизации (введенными с 2002 г. налоговыми правилами разрешается применять ускоренную амортизацию при расчете налога на прибыль), применения санкций к предприятиям, допускающим нецелевое использование сумм ускоренной амортизации.

Что касается прибыли, как источника инвестиций, то ее увеличение связано с ростом объемов производства и продаж конкурентоспособной продукции, ограничением экспорта добытых полезных ископаемых и углублением их переработки на отечественных предприятиях; снижением себестоимости продукции, в частности, за счет реструктуризации и технологической модернизации производства.

Кроме прибыли и амортизационных  отчислении источниками     финансирования   инвестиций   выступают:   реинвестируемая   путем      продажи часть  основных фондов,  иммобилизуемая в инвестиции      часть излишних оборотных активов, страховые возмещения убытков,   вызванных потерей имущества, другие нелевые поступления.

 

2.2. Характеристика и схема централизованного финансирования 

Государственное регулирование и поддержка инвестиционной деятельности в Российской Федерации осуществляются путем направления централизованных финансовых ресурсов на выполнение федеральных (региональных) целевых программ и на другие государственные нужды. Суммы ассигнований на эти цели предусматриваются в бюджетах в объемах государственных капитальных вложений.

В 1994 г. была принята Комплексная  программа стимулирования отечественных  и иностранных инвестиций в экономику  Российской Федерации, на основе которой  правительство планировало перейти от распределения бюджетных ассигнований на капитальное строительство между отраслями и регионами к селективному (на конкурсной основе) финансированию конкретных проектов.

В том же году образовалась Комиссия по инвестиционным конкурсам при Минэкономики РФ, которая должна была организовывать и проводить конкурсы, готовить перечни отобранных в результате конкурсов проектов для включения их в федеральную инвестиционную программу. Однако в 1995-1996 гг. отбор проектов для централизованного финансирования проводился в основном под влиянием лоббистской поддержки отраслевых или региональных групп.

В конце 1996 г. Правительство РФ приняло  решение о выделении отдельной  строкой в федеральном бюджете  специального бюджета развития для  поддержки высокоэффективных инвестиционных проектов. Отбор проектов, по-прежнему, предусматривалось проводить на конкурсной основе. Но к 1997 г., когда задолженность бюджета по финансированию инвестиционных проектов предприятий-победителей конкурсов достигла 1,2 млрд. деноминированных руб., инвестиционные конкурсы практически были свернуты.

В целом схема выделения средств  бюджета развития на возвратной основе и предоставления государственных  гарантий оценивается как потенциально эффективная, поскольку она основана на строгом отборе приоритетных проектов и предприятий, которые могут рассчитывать на получение централизованных средств или сравнительно дешевых централизованных кредитов (разумеется, при достаточных доходах федерального бюджета).

Разработанный Министерством экономики РФ порядок рассмотрения заявок и документации претендентов на получение централизованных средств все же остается многоступенчатым и сложным. Требования к финансовому состоянию претендентов являются, как правило, трудно выполнимыми и вынуждают прибегать к фальсификации реальных показателей. Большинство проектов, даже имеющих стратегически важное значение, не соответствуют жестким условиям инвестиционных конкурсов на предоставление централизованных средств на возвратной или безвозвратной основе.

При реализации этой организационной схемы инициатор проекта получает возможность реализовать его за счет бюджетных ассигнований или сравнительно дешевых централизованных ресурсов и максимизировать прибыль, а Правительство РФ получает возможность решить стратегические задачи развития отраслей и регионов, а также увеличить в близкой или отдаленной перспективе налоговые отчисления в государственный бюджет.

Информация о работе Финансовое обеспечение инвестиционного процесса